История сотворения
«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». В первый раз была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества российских и зарубежных живописцев, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до нынешнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на XXVII-й передвижной выставке. Так же была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.
1-ый вариант картины под заглавием «Простите!» экспонировался на Интернациональной выставке 1897 г. в Венеции, где и была продана итальянке Кармен Тиранти в Ницце.
Также существует 3-ий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в личном собрании в Москве.
А. П. Ланговой в собственных мемуарах ведает о том, как родился план этого произведения: «Картина эта была написана им под воздействием рассказа 1-го судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виноватый обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у собственного убийцы».
Мартынов о дуэли с Лермонтовым: «Каждый из нас имел право стрелять, когда ему вздумается»
Гения убили 15 июля 1841 года. Одного точного выстрела хватило, чтобы прервать жизнь 26-летнего автора бессмертного «Героя нашего времени». Вокруг обстоятельств этой трагедии немало домыслов и слухов. Один из самых досужих – Лермонтова убил не Мартынов. Это была политическая заказная дуэль, и тот роковой выстрел совершил некто третий – неизвестный снайпер, уполномоченный на то царским правительством. Кандидат медицинских наук, доцент Эдуард Туманов считает, что поэта в честной дуэли застрелил майор Николай Мартынов. Эксперт поделился с корреспондентом «КП» малоизвестными документами из розыскного дела, датированного июлем 1841 года.
Орфография полностью сохранена. Обращаем внимание читателей, что следователи писали в деле не Лермонтов, а Лермантов. Такова была настоящая фамилия поэта.
«НА МЕСТЕ ПОЕДИНКА ПОМЕР»
В следствие предписания Конторы Пятигорского военного Госпиталя от 16 Июля за N 504 основанного на отношении Пятигорского Окружного Начальника Господина Полковника Ильяшенкова от того же числа с N 1352 свидетельствовал я в присутствии изследователей а) Пятигорского Плац-Маиора Г. Подполковника Унтилова в) Пятигорского Земского Суда Заседателя Черепанова е) Исправляющего должность Пятигорского Стряпчего Ольшанского 2-го и находящегося за Депутата Корпуса Жандармов Господина Подполковника Кушинникова; тело убитого на дуели Тенгинского пехотного полка Поручика Лермантова.
При осмотре оказалось, что пистолетная пуля попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящем, пробила правое и левое легкое поднимаясь в верх вышла между пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе прорезала мягкие части левого плеча; от которой раны Поручик Лермантов мгновенно на месте поединка помер. В удостоверение чего общим подписом и приложением герба моего печати свидетельствуем. Город Пятигорск Июля 17 дня 1841 года.
Подлинное подписал: Пятигорского военного Госпиталя Ординатор Лекарь Титулярный Советник Барклай-де-Толли.
При освидетельствовании тела находились: Плац-Маиор Подполковник Унтилов Заседатель Черепанов Исправляющий должность Окружного Стряпчего Ольшанский и Корпуса Жандармов Подполковник Кушинников.
1841 года Июля 16 дня, Следователи: Плац-Маиор Подполковник Унтилов, Пятигорского Земского Суда Заседатель Черепанов, Квартальный Надзиратель Марушевский, и Исправляющий должность Стряпчего Ольшанский 2-й, пригласив с собою бывших Секундантов: Корнета Глебова и Титулярного Советника Князя Васильчикова, ездили осматривать место, на котором происходил 15-го числа, в 7 часу пополудни, поединок. Это место отстоит на расстоянии от Города Пятигорска верстах в четырех, на левой стороне Горы Машухи, при ее подошве. Здесь пролегает дорога, ведущая в Немецкую Николаевскую Колонию. По правую сторону дороги образуется впадина, простирающаяся с вершины Машухи до самой ее подошвы; а по левую сторону дороги впереди стоит небольшая Гора, отделившаяся от Машухи. Между ними проходит в колонию означенная дорога. От этой дороги начинаются первые кустарники, кои изгибаясь к Горе Машухе, округляют небольшую поляну. Тут-то поединщики избрали место для стреляния. Привязав своих лошадей к кустарникам, где приметна истоптанная трава и следы от беговых дрожек, они, как указали нам следователям, Гг. Глебов и Князь Васильчиков, отмерили вдоль по дороге Барьер в 15 шагов, и поставили по концам оного по шапке, потом, от этих шапок, еще отмерили по дороге ж в обе стороны по 10-ти шагов, и на концах оных также поставили по шапке, что составилось уже четыре шапки. Поединщики с начала стали на крайних точках, т. е. каждый в 10 шагах от Барьера: Мартынов от Севера к Югу, а Лермантов от Юга к Северу. По данному Секундантами знаку они подошли к Барьеру. Маиор Мартынов выстрелив из рокового пистолета, убил Поручика Лермантова, не успевшего выстрелить из своего пистолета. На месте, где Лермантов упал и лежал мертвый, приметна кровь, из него изтекшая. Тело его, по распоряжению Секундантов, привезено того же вечера в 10 часов, на квартиру его ж Лермантова.
Подлинный подписали: Плац-Маиор Подполковник Унтилов Заседатель Черепанов Квартальный Надзиратель Марушевский Исправляющий должность Окружного Стряпчего Ольшанский и находящийся при следствии Корпуса Жандармов Подполковник Кушинников.
«Я ПРИШЕЛ К БАРЬЕРУ ПЕРВЫЙ»
Из показаний Мартынова Н.С.
Мы стрелялись по левой стороне Горы, на дороге ведущей в какую то Колонку, вблизи частого кустарника. Был отмерен барьер в 15 шагов и от него в каждую сторону еще по десяти. Мы стали на крайних точках. По условию дуели, каждый из нас имел право стрелять когда ему вздумается, стоя на месте или подходя к барьеру. Я первый пришел на барьер; ждал несколько времени выстрела Лермантова, потом спустил курок.
Из ответа Мартынова Н.С. на вопросы Пятигорского окружного суда
По нашему обоюдному согласию был назначен барьер в 15-ть шагов. — Хотя и было положено между нами щитать осечку за выстрел, но у его пистолета осечки не было. — Остальное же все, было предоставлено нами Секундантам и как их прямая обязанность состояла в наблюдении за ходом дела то они и могут объяснить, не было ли нами отступлено от принятых правил.
От зделанного мною выстрела он упал, — и хотя признаки жизни еще были видны в нем, — но уже он не говорил. — Я поцеловал его и тотчас же отправился домой, полагая что помощь может еще подоспеть к нему во время. —
«СТРЕЛЯТЬ, КОГДА ЗАБЛАГОРАЗСУДИТ»
Лейб-Гвардии Конного полка Корнет Глебов:
«Дуель происходила в четырех верстах от Пятигорска у подошвы горы Машухи на самой дороге часов в 7 пополудни. По условиям прежде установленным, Маиор Мартынов и Поручик Лермантов стали на свои места; от сих мест были отмерены 10 шагов с каждой стороны до барьера а между барьерами 15, разставивши противников мы Секунданты зарядили пистолеты и по данному знаку Гг. дуелисты начали сходиться; дойдя до барьера оба стали; Маиор Мартынов выстрелил. Поручик Лермантов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела, из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух. Об условии стрелять ли вместе или один после другого не было сказано, по данному знаку сходиться каждый имел право стрелять когда заблагоразсудит».
«ЛЕРМОНТОВ ПЕРВЫЙ ПОДАЛ ПОВОД К ССОРЕ»
РАПОРТ
Военно-судное дело, произведенное в комиссии учрежденной в Г. Пятигорске над Отставным Маиором Мартыновым, Лейб-Гвардии Конного Полка Корнетом Глебовым и служащим в собственной Его Императорского Величества Канцелярии Титулярным Советником Князем Васильчиковым, с мнением моим, присем к Вашему Высокопревосходительству, представить честь имею.
Генерал Адъютант Граббе. Управляющий Отделением, Состоящий по кавалерии, Маиор Булгаков.
1-е, Означенные подсудимые, находясь в городе Пятигорске, для пользования от болезней минеральными водами, 15-го июля сего 1841-го года вместе с Поручиком Лермантовым, пополудни в шесть с половиною часов, отправились из квартир своих, по дороге в Николаевскую колонию, и отъехав от Города не более четырех верст, остановились при подошве горы Машухи, среди кустарника, привязав лошадей: Мартынов, Лермантов и Васильчиков — верховых: а Глебов — запряженную в беговые дрожки. После того секунданты Корнет Глебов и Князь Васильчиков, отмерив в 15-ть шагов баррьер, поставили на концах его фуражки и отщитав еще в обе стороны от баррьера по 10-ти шагов, зарядили два пистолета пулями и отдали их Маиору Мартынову и Поручику Лермантову. Условия дуэли были: сходиться к баррьеру по данному одним из секундантов знаку и стрелять по произволу на походе, или на месте. — Корнет Глебов подал этот знак, и Маиор Мартынов приблизясь к баррьеру, выстрелом ранил Поручика Лермантова в правый бок, ниже последнего ребра при страстении его с хрящем, на вылет под левым плечом, от чего он мгновенно на месте умер. Причиною этой дуэли, были беспрестанные насмешки и колкости Поручика Лермантова над Маиором Мартыновым; а последняя ссора, побудившая к дуэли, была у них (как из дела видно) 13-го числа Июля, по выходе из дома Генерал-Маиорши Верзилиной, у которой раздор их, хотя никто из бывших вместе с ними гостей не заметил, но он подтверждается собственным сознанием Мартынова и объяснениями Князя Васильчикова и Корнета Глебова, как секундантов. Лермантов идя от Г-жи Верзилиной, первый подал повод к ссоре колким объяснением о равнодушии своем к поединку, говоря Мартынову, чтобы тот лучше сделал, если б действовал; потому что он (Лермантов) от дуэли никогда не отказывается. Это побудило Мартынова к дуэли, в которой приглашены секундантами: со стороны Мартынова — Корнет Глебов, а Лермантова — Князь Васильчиков.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Никакой засады не было
Дуэль происходила на участке дороги в Николаевскую колонию, проходящей у восточного края Перкальской скалы, расположенной у подножия горы Машук. Известно, что место, выбранное для дуэли, имеет наклон в сторону севера около 6°.
Лермонтову досталась позиция от юга к северу, а Мартынову от севера к югу. В результате этого позиция Лермонтова оказалась на 1,0 метр выше, что вынудило Мартынова целиться по направлению снизу вверх.
Перед началом дуэли Мартынов сбросил с себя черкеску, в которую был одет, чтобы газыри не смогли защитить его от пули. (Позднее Мартынов послал за ней своего слугу.)
По команде секунданта: «Сходись!» Мартынов выдвинулся к барьеру и навёл пистолет на противника.
Лермонтов стоял напротив Мартынова, повернувшись к нему правым боком держа пистолет в согнутой в локте правой руке. При этом его плечо было опущено вниз и направлено вдоль туловища, предплечье лежало на передней поверхности груди, а кисть с зажатым в ней пистолетом располагалась над левой ключицей.
Известно, что у Лермонтова после травмы была деформирована правая нога, из-за чего он сильно хромал. Лермонтов был вынужден использовать, в качестве опорной левую ногу. В результате этого его туловище было отклонено назад, в сторону левого бока. Левая рука была опущена вниз, располагаясь вдоль туловища по подмышечной линии.
Все перечисленное, а также шестиградусный наклон места дуэли, говорит о том, что Михаила Юрьевича застрелил именно Мартынов, а не кто-то иной, сидевший в засаде. Ранение прошло снизу вверх по прямому каналу, с повреждением по ходу раневого канала печени, сердца и левого легкого.
Мощность использованных при дуэли пистолетов была достаточна для образования огнестрельного повреждения, отмеченного у Лермонтова.
Известно, что в поединке использовались капсульные дульнозарядные дуэльные пистолеты 44 калибра производства немецкого оружейного мастера Кухенройтера (Johann Andreas Kuchenreuter, Regensburg, 1716–1795). Данные пистолеты имели нарезной ствол длиной 11 ¼ дюйма (285 мм) с шагом винтовой нарезки 1:18 дюйма (1/450 мм). Общая длина пистолета — 16 ¾ дюйма (425 мм), вес – 2,53 фунта (1,15 кг). Для стрельбы использовались круглые пули 44 калибра, имевшие диаметр 0,435 дюйма (11,05 мм) и вес, равный 123 гран (7, 97 гр.).
Начальная скорость выпущенной пули — около 300 метров в секунду. На дистанции 20 шагов убойная сила такой пули сопоставима с выстрелом из пистолета ТТ.
КСТАТИ
Из сочинения: Лермонтов погиб, как настоящий гангстер, – в перестрелке
15 октября 1814 года родился Михаил Лермонтов. 200 лет – цифра солидная и серьезная. А что делают в день рождения? Правильно! Говорят об имениннике! Много, долго и хорошо. «Комсомолка» решила не нарушать традиции. Мы попросили школьников ответить на простые вопросы о Михаиле Юрьевиче, ему на радость и нам почитать… и посмеяться. Правда, иногда сквозь слезы — некоторые ответы были ну-у-у очень неожиданными! (читайте далее)
Дуэли Пушкина. В него стреляли четыре раза. Он – только дважды
Начиная с 17 лет, Александр Пушкин вызывал на дуэли и хороших знакомых, и незнакомцев. Иногда вызывали и его – но реже. Роковой поединок с Дантесом в феврале (по новому стилю) 1837 года был 33-й дуэлью в жизни Пушкина. Но только четвертой, в которой реально применялось оружие. И второй, в которой стрелял Пушкин.
Пушкин считал себя хорошим стрелком и ни разу не стрелял первым. По одной из современных версий, Дантес не собирался убивать Пушкина, а стреляя в ногу, но попал в живот. Рана оказалась смертельной.
Состоявшиеся дуэли Пушкина
1819 год. 22-летний Вильгельм Кюхельбекер вызвал на дуэль своего 20-летнего друга Пушкина. Пушкин давно смеялся над Кюхельбекером, а потом написал: «кюхельбекерно и тошно». Стрелялись. Кюхельбекер выстрелил первым, промахнулся. Пушкин не стрелял.
1822 год. Подполковник Семен Старов вызвал на дуэль Пушкина из-за высказываний Пушкина о подчиненном Старову офицере. Стрелялись, оба промахнулись. Метель помешала продолжить.
1823 год. Прапорщик генерального штаба Александр Зубов вызвал на дуэль Пушкина, который обвинил Зубова в шулерстве. Зубов стрелял в Пушкина и промахнулся. Пушкин от выстрела отказался.
1837 год. Пушкин вызвал на дуэль Жоржа Дантеса. Стрелялись. Оба попали. Дантес выжил, Пушкин умер.
Дуэли, которые не состоялись
1816 год. Пушкин вызвал на дуэль своего дядю Павла Ганнибала, который отбил у 17-летнего племянника девушку на балу. Дуэль отменена.
1817 год. 18-летний Пушкин вызвал на дуэль друга Петра Каверина из-за сочиненных Кавериным шутливых стихов. Дуэль отменена.
1819 год. 20-летний Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева из-за того, что Рылеев публично пересказал шутку про Пушкина. Дуэль отменена.
1819 год. 20-летний Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа из министерства юстиции. Причина: слуге Корфа избил пьяного слугу Пушкина. Дуэль отменена.
1819 год. 20-летний Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина: Пушкин в театре крича на артистов, Денисевич сделал ему замечание. Дуэль отменена.
1820 год. 21-летний Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева – они сделали замечание Пушкину, который в пьяном виде играл в бильярд. Дуэль отменена.
1821 год. 22-летний Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи. Причина ссоры неизвестна. Дуэль отменена.
1822 год. 23-летний Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова. Они поссорились во время праздничного обеда. Дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло, который был секунданта на дуэли, где Пушкин был другим секундантом, они не договорились о правилах дуэли. Дуэль отменена.
1822 год. 23-летний Пушкин вызвал на дуэль Северина Потоцкого из-за спора о крепостном праве. Дуэль отменена.
1822 год. Штабс-капитан Рутковский вызвал на дуэль Пушкина, который не поверил утверждениям штабс-капитана, что бывает град весом в 3 фунта. Дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского купца Инглези. Спор возник из-за жены Инглези. Дуэль отменена.
1822 год. 23-летний Пушкин вызвал на дуэль Тодора Балша, хозяина дома, где он жил в Молдавии. Поссорились из-за того, что с Пушкиным неучтиво разговаривала супруга Балша. Пушкина посадили под домашний арест. Дуэль не состоялась.
1823 год. 24-летний Пушкин вызвал на дуэль писателя Ивана Руссо, который Пушкину не нравился. Дуэль отменена.
1827 год. Артиллерист Владимир Соломирский вызвал на дуэль Пушкина из-за дамы. Дуэль отменена.
1828 год. 29-летний Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына – выясняли отношения из-за эпиграммы Пушкина на министра. Дуэль отменена.
1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене. Спор из-за неизвестной девушки. Дуэль отменена.
1829 год. 30-летний Пушкин вызвал на дуэль чиновника МИД Хвостова, который выразил свое недовольство тем, что Пушкин сравнил Хвостова со свиньей. Дуэль отменена.
1836 год. 37-летний Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина, который был недоволен стихами Пушкина о себе. Дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника МИДа Семена Хлюстина, который выражал недовольство пушкинским творчеством. Дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба, который высказывался о его жене. Дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Жоржа Дантеса. Эта дуэль не состоялась. Состоялась следующая.
Владислав Ходасевич о дуэлях Пушкина
(Ходасевичу было известно о 20 дуэлях Пушкина, теперь установлено, что их было больше):
«В подавляющем большинстве случаев, в пятнадцати из двадцати, вызов был сделан Пушкиным. Из тех пяти случаев, когда инициатива исходила от его противников, четыре раза Пушкин своими поступками дал повод к вызову, ибо он был обидчиком и зачинщиком ссоры. Так, Кюхельбекер, выведенный из себя многолетними насмешками Пушкина, наконец вызвал его за обидную эпиграмму; у кишиневского купца Инглези Пушкин отбил цыганку-сожительницу; офицера Зубова он без всяких оснований публично обвинил в нечистой карточной игре; полковник Старов вызвал его за дерзкое поведение с молодым офицером, который был под началом у Старова.
Только в одном случае повод к вызову представляется неосновательным — мы имеем в виду столкновение с Соломирским, который вызвал Пушкина, придравшись к его шутке о гр. А.В.Бобринской, на самом же деле потому, что приревновал к нему другую особу…
Из перечисленных двадцати случаев только в четырех (с Кюхельбекером, Зубовым, Старовым и неизвестным) дело дошло до поединка. Примечательно, что во всех этих случаях, за единственным исключением (дуэль с неизвестным), вызов исходил не от Пушкина, а от его противников. Это показывает, что, будучи вызван, Пушкин не искал примирения: из всех, кто его вызвал, он помирился до поединка только с Соломирским. Наоборот: к собственным своим вызовам относился он менее серьезно, и как только первый пыл ссоры в нем остывал, охотно шел на мировую…
Стрелялся он со Старовым, который слыл заправским дуэлянтом и храбрецом. «Погода была ужасная: метель до того была сильна, что в нескольких шагах нельзя было видеть предмета… Первый барьер был на шестнадцать шагов; Пушкин стрелял первый и дал промах, Старов тоже и просил снова зарядить и сдвинуть барьер; Пушкин сказал: «И гораздо лучше, а то холодно».
Предложение секундантов прекратить поединок было обоими отвергнуто… Барьер определили на двенадцать шагов, и опять два промаха. Оба противника хотели продолжать, сблизив барьер; но секунданты решительно воспротивились, и так как нельзя было примирить их, то поединок отложили до прекращения метели». В перерыве между первою и второй встречей противников удалось помирить…
Липранди, прекрасно знавший характер Пушкина, угадал важную психологическую черту его дуэльных историй. В своих поступках Пушкин далеко не всегда был прав, но его совесть была необыкновенно чутка. Становясь к барьеру по вызову противников, он всякий раз сознавал свою виновность в происшедшем столкновении. Вот почему из трех раз, когда он выходил на поединок с теми, кто вызвал его, он два раза мужественно выстоял под выстрелами противников, но сам не стрелял. На дуэли с Кюхельбекером он по одним свидетельствам бросил пистолет, по другим — стрелял в воздух; на поединке с Зубовым он отказался стрелять в него. (Надо заметить, впрочем, что так же поступил неизвестный, вызванный Пушкиным — после пушкинского промаха, он отказался стрелять).
Возможно, что в Кюхельбекера и в Зубова, кроме сознания своей вины, Пушкин не стрелял еще потому, что, считая себя хорошим стрелком, низко расценивал их боевые способности…»
ДУЭЛЬ В ЖИВОПИСИ (ДУЭЛИ. СНОВА К БАРЬЕРУ!)
Дуэль
Учтивый тон и злоба двух сердец, Клинок привычно ножны покидает. Решим проблему, сударь, наконец, Дуэли кодекс споры все решает. Не будем медлить, надо начинать, Кто прав из нас пусть шпаги проверяют. Каков ты есть, не терпится узнать, Давай смелей, сто раз не умирают. Хороший выпад, ты почти попал, Ещё ударь, попробуй! Не стесняйся! Дрожит рука? Как быстро ты устал, Попасть не можешь, значит защищайся! Какой конфуз, он шпагу уронил, О чём-то шепчет, с жизнью попрощался. Молитесь Богу, вас лишь зацепил И вашей кровью с вами рассчитался… Дуэль не драка, не слепая месть, Из ножен шпаги зря не вынимали. За милых дам и за мужскую честь Врагам в лицо перчатку вы бросали…
Александр Игнатов
Francis Wheatley (English, 1747-1801) The Duel, from Act III, scene IV of «Twelfth Night». 1771-72 гг.
Robert Smirke (English, 1752-1845) Illustration from Francis Beaumont and John Fletcher’s «The Humorous Lieutenant» (Act III, Scene III). Victoria and Albert Museum, London
George Clint (British, 1770–1854) The Duel between Sir Toby and Sebastian from William Shakespeare’s «Twelfth Night» (Act IV, Scene II). 1833 г.
Eugène Delacroix (French, 1798-1863) Duel Faust et Valentin (lithographie). 1828 г.
К барьеру!
Пусть небеса решают спор, Терпенье тоже знает меру. Пора закончить этот вздор, Слова оставим и к барьеру. Давайте всё решим сейчас, Иного просто не предвижу. Уже устал от глупых фраз, Себя бесчестьем не унижу. Увязли, сударь, Вы в грехах, Душонка подлостью объята. Таится страх у вас в глазах, За спесь достойная расплата. Руки отмашка, взгляд в упор, Пора познать терпенья меру. Пусть пистолет решает спор, Имею честь, прошу к барьеру…
Александр Игнатов
Alexandre Gabriel Decamps (French, 1803-1860) Albanian Duel. 1828 г.
Carl Wilhelm Hübner (German, 1814-1879) Der Paukboden. 1840 г.
Thomas Couture (French, 1815-1879) The Duel after the Masked Ball. 1857 г.
William Powell Frith (English, 1819-1909) The Duel. Scene from «Twelfth Night» by William Shakespeare. 1842 г.
Alexander Ritter von Bensa (Austrian, 1820-1902) Das Duell.
Alexander Ritter von Bensa (Austrian, 1820-1902) Das Duell. 1902 г.
Jean-Léon Gérôme (French, 1824-1904) Suite d’un bal masqué (Duel après le bal masqué). 1857 г.
К барьеру!
К барьеру, пистолет заряжен И пуля глубоко сидит в стволе. А мой противник — весел и вальяжен. Даёт понять, что худо будет мне.
Ещё есть время, можно извиниться — На ухо шепчет старый секундант. Зачем тебе на кладбище стремиться, Ведь он непревзойдённый дуэлянт?
Нет, кровь кипит, ведь честь моя задета. Мерзавцу оскорбленья не прощу. К тому же пуля из второго пистолета, В моём кармане, я её нащу…
…Пал бедолага, не успев договорить. Но честь свою, сумел он сохранить.
Николай Ковалев
Achille Emperaire (French, 1829-1898) Le Duel. 1895 г.
Kārlis Jēkabs Vilhelms Hūns (Карл Гун) (Latvian, 1831-1877) Duelant. 1869 г.
Wladyslaw Bakalowicz (Polish, 1833-1903) Słudzy pojedynek (Дуэль миньонов). Последняя четверть XIX в.
Marcus Stone (British, 1840-1921) An Interrupted Duel. 1868 г.
Bianchi Mosè (Italian, 1840 — 1904) Dopo il duello. 1866 г.
Bianchi Mosè (Italian, 1840 — 1904) La partenza per un duello. 1850 г.
Дуэль
Чтоб чести преподать урок,За смех прекрасной дамы,Бросок перчатки, как плевок,Создал сценарий драмы.Её глаза от слез черны,Беседы все напрасны…К расплате, шепот СатаныВлечет. Мечты опасны…
В душе нет жалости, лишь злостьК противнику сочится,Раздора пес глодает кость –Дуэлью все решится.А что она? Бессмыслен плач,Бурлят мужские страсти…Кто жертвой станет, кто палач?Решать не в женской власти
Осталось вновь взывать мольбой:«Вернись живым – любимый!»Из сердца рвется: «Друг, ты мой!Будь ангелом хранимый!»Вмиг секунданты уж в седлеИ сабли наготове,А в мыслях — ведьмы на метле,И гневный выкрик – в слове…
Вот, зазвенела жадно сталь,Оскалился лик злобы…В ее глазах – слезой печаль,Любовь высокой пробы!Противник ловок и силенИ побеждает резво…Но взгляд ее – мольбы бутон,Толкает к мысли трезвой.
В нем, он увидел дикий страх,Познал такой когда-то,Блуждание в ее глазахРастрогало солдатаПодумал: «Пусть юнец живет,Чтоб взгляд ее был весел…»Подставил грудь свою вперед,Чело под саблей свесил…
Юнцом повержен, пал у ног -Проигран поединок…Для глаз её он сделать смог,Чтоб не было слезинок….
Сергей Николаев
J. Mund Alexander Hamilton dueling with Aaron Burr. 1902 г.
Juan Antonio Gonzalez (Spanish, 1842-1914) The Duel.
Jan van Chelminski (Polish, 1851–1925) Duell an einem Wintermorgen.
Frank Xavier Leyendecker (American, 1876-1924) Duelling Knights and Lady. 1913 г.
Harrison Fisher (American, 1877-1934) After the Duel.
Newell Convers Wyeth (American, 1882-1945) The Duel On The Beach.
Barrie Linklater (British, born in 1931) Gentlemen settling an affair of Honour (Господа, урегулирующие дело чести).
parashutov.livejournal.com