Всюду жизнь


Восприятие публики

В книжке «Памятные встречи» А. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) ведает, как приняли картину «Всюду жизнь» 1-ые зрители: «1-ая встреча была пышноватая, людная, полная жарких слов и восхищений. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и дама…и этот человек, отмеченный позором… -«Всюду жизнь»-ведь это знак… -Заметьте: дама в собственной нестерпимой скорби находит величавое чувство любви к божьей пташке…»где любовь там и бог»… -Ну, запахло «толстовщиной»! В массе сдержанный смешок. -Гораздо поглубже нужно подойти, психологичнее…Тут выражение социальной психологии осознаете..» Сущность воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная собственного художника, встречает издевкой предположение, как будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко нужно находить «социальную психологию», к ним исходя из убеждений «ярошенковской публики» «глубже нужно подойти». Рассказ Толстой написал за 3 года до возникновения картины Ярошенко. Он желал проиллюстрировать стих Евангелия о том, что делающий добро людям делает добро богу. Нет оснований созидать в картине иллюстрацию к рассказу или-еще невероятнее- к учению. Тенденциозность картин Ярошенко-следствие его уверенности в том, что он пишет, а не желание написать нечто, подтверждающее его убеждения. В споре с Чертковым, напористым проповедником толстовского учения,Ярошенко опровергает рациональную иллюстративную направленность искусства, перевоплощение его в средство проповеди определенных мыслях. «Художник, помогающий Вам созидать и осознавать красоту, увеличивающий таким макаром количество радостей жизни и поводов её обожать, а как следует, и сил бодро и энергично в ней участвовать,-исполняет ли основную задачку искусства либо нет?-спрашивает Ярошенко. И отвечает:-Ограничивая задачку искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите негативно и будете не правы, так как задачки и содержание произведений искусства могут и должны быть так же многообразны, как сама жизнь..». Слова Ярошенко в известной мере противоречат теоретическим установкам Толстого, требованиям, предъявляемым им к искусству, но полностью соответствует его художественной практике.

История шедевра: «Всюду жизнь»

В памяти широкого зрителя Николай Ярошенко остался автором одного шедевра – картины «Всюду жизнь». Отношение современников к ней менялось от года к году – от принятия и восторга до обвинения в толстовстве и тенденциозности. Что пошло не так в истории картины?

Преступники — хорошие, государство — плохое

Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби. Как тут не вспомнить пушкинского «Узника». В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с чубом. Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.

Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению Ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят невинные выражения их лиц. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.

Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенко в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривал символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.

Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби». Ярошенко писал пейзажи, портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.

Николай Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.

Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца XIX века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие – все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него. В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители русской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.

Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.

Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью, а о его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.

Скончался художник скоропостижно 8 июля 1898 года: пройдя под дождем более 10 километров, он получил сердечный приступ и вскоре почил.

Снежана Петрова, «Дилетант»

Сюжет

Тема соц противоречий. Арестантский вагон. Зарешеченное окно. Через него подкармливают свободных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет 5, крестьянин (с окладистой бородой и усами), интеллигент (с конусновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висящими усами). Пред нами мастерская типизация, умение художника через отдельные образы и сюжеты представлять целые сословия. Несправедливо угнетаемый верхами бедный люд. Несправедливость и в том, что не могут люди с такими благообразными лицами быть правонарушителями. Быстрее преступен трибунал и строй, их осудившие. А нравственная краса — за ними. И поэтому не нужна другая краса: цвета, света, линий. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Снутри вагона темень. Древесная платформа сероватая. Небо блеклое. Голуби тоже не поблескивают. Некие критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Другие, напротив, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Но в том и фортуна картины, что Ярошенко отыскал «золотое сечение»: лица актуальны, простонародны, красивы; краса лиц не в их чертах, а в эмоциях, на их проявившихся. Идя от наброска к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Не умильная ухмылка, вдруг озарившая лицо злодея, тревожила воображение художника, а добрые, простые лица обычных хороших людей, волею судьбы оказавшихся на той стороне решётки. Жители арестантского вагона ничем не считая одежки и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто глядит на их, стоя перед холстом. Удовлетворенность, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц, — не исключительное, а обыденное их духовное движение. Ярошенко ничем не оговорился, что люди, пересылаемые в тюремном вагоне, не сделали никаких злодеяний, что в юридическом смысле невиновны; но зритель ощущает невиновность этих людей. То, что другим показалось идеализацией образов, было уточнением плана. Знаки Ярошенко — не дешёвые аллегории, не бутафория, выдуманная ради ловкого выражения некоторой простой мысли, они — обобщенная действительность, действительность, поднятая до знака. Знаки поднимали картину над уровнем жанровой сцены, но уничтожали воспоминания, что картина изображает сцену из реальной жизни. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, боец, рабочий, дама с ребёнком, и глубине вагона, у обратного окна, спиной к зрителям, — политический (живописец написал его в позе собственного же «Заключённого», и тем дал подсказку зрителям — кто это). Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, «все» там, за решёткой. Вся жизнь наша — кутузка». За решёткой обыкновенные, сильные люди с хорошими лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 13 Августа 2020 г. 03:55 + в цитатник История одного шедевра: «Всюду жизнь» Ярошенко

Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца 19 века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него. Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью, а о его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором одного шедевра — картины «Всюду жизнь». Отношение современников к ней менялось от года к году — от принятия и восторга до обвинения в толстовстве и тенденциозности. Что пошло не так в истории шедевра?

Николай Александрович Ярошенко Всюду жизнь. 1888 Холст, масло. 212 × 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сюжет Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби. Как тут не вспомнить пушкинского «Узника». В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом. Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.

Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее. Контекст Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.

Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».

Судьба автора Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования. Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.

Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей. Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого. В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны. Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил. Снежана Петрова

Рубрики:живопись/рассказы о шедеврах живописи Культура, искусство, история

Метки:
картины история одного шедевра всю жизнь ярошенко

Процитировано 6 раз Понравилось: 8 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 8
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось8
0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: