В поисках Караваджо: музеи и церкви Рима, где сохранились работы гениального художника

Как только вы войдете в Рим через северные ворота (античная Порта Фламиния, ныне Порта дель Пополо), с левой стороны вашему взгляду явится скромный возрожденческий фасад церкви, посвященной Святой Богородице. Скромная внешность обманчива, а великолепие площади Пополо с древним обелиском в центре настойчиво зазывает не останавливаться и идти вперед. Остановитесь, пожалуйста. И посетите сначала церковь.

Ваше терпение вознаградится сторицей. Вы будете приятно удивлены контрастом между сдержанным ренессансным оформлением снаружи и пылающим многоцветьем барочного интерьера. В Риме не так много церквей, над оформлением которых работали вдохновенно многие выдающиеся мастера искусства. Базилике Санта Мария дель Пополо уделяли пристальное внимание римские папы, с нею связаны легенды.

Могила императора Нерона и народная легенда

Затем на добровольные пожертвования граждан в этом месте соорудили маленькую капеллу, посвященную святой Богородице.

В 1227 году папа Григорий IX превращает капеллу в церковь и расширяет ее. По его указанию в церковь переносят первую реликвию — образ Богородицы из латеранской капеллы Святого Спасителя (Santissimo Salvatore). С 1250 года церковь переходит во владение монашеского ордена Св. Августина. В 1472 — 1477 годах по воле папы Сикста IV архитектор Андреа Бреньо оформляет фасад базилики и надгробие делла Ровере. В начале XVI века Браманте оформляет хор базилики, затем Рафаэль проектирует капеллу Киджи, а в начале XVII в. Бернини целиком перестраивает интерьер церкви в стиле барокко.

Волошин Максимилиан Александрович

Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.

Вклад Максимилиана Александровича в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек, удивительно гармонично соединивший в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада, не только сам постоянно пополнял культурную сокровищницу новыми стихотворными произведениями, статьями, переводами, но и создал в своем доме в Коктебеле уникальную творческую и дружескую атмосферу, притягивавшую сюда многих лучших представителей российской интеллигенции. Николай Гумилев и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Владислав Ходасевич, многие другие «паломники», насыщаясь царившей здесь удивительной аурой, получали мощный импульс к новому творчеству, отдыхали душой от тяжести и боли, вызванных происходившими в стране катаклизмами.

Творчество нашего героя как художника неотделимо от творчества в качестве поэта. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи. Они несут в себе сильный медитативный импульс, созвучный произведениям мастеров традиционного японского изобразительного искусства. Природа на них воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Глубокая созерцательность и отрешенность волошинских акварелей, их насыщенность светом, мудростью и любовью первичны по отношению к инструментам передачи внутреннего импульса – линии и цвету. Море и небо, холмы и облака, сохраняющие свою плотность и фактуру, словно наложены на некий вселенский энергетический эфир, из которого когда-то в начале времен и была рождена вся праматерия.

Философский склад ума, умение Максимилиана тщательно анализировать и обобщать факты истории и жизни общества позволили ему заранее предвидеть предстоящие России испытания. Он принял их как данность, с терпением и мудростью. В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался в своем доме в Крыму. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать. Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.

В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича вошли не только его талантливые стихи и замечательные акварели. Многочисленные критические и искусствоведческие статьи, объемная и весьма содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России представляют большой интерес для всех, кому небезразличны российская литература, изобразительное искусство, культура и история нашей страны.

На сайте вы найдете биографию художника, галерею фотографий, большую коллекцию рисунков, акварели, критические статьи, воспоминания, стихотворения. Особого внимания заслуживает опубликованная на сайте работа о В.И. Сурикове, которую написал Волошин в 1913 году, но которая до настоящего времени остаетсяся одним из наиболее глубоких исследований творчества художника.

Мы будем рады, если сайт сможет объединить поклонников творчества Максимилиана Волошина, поможет им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Пишите ваши отзывы и предложения в гостевой книге.

Акварель Волошина. Волошин Максимилиан. Акварель. Акварель Волошина.

Интерьер базилики Санта-Мария-дель-Пополо

Многие знатные фамилии (от банкиров до кардиналов и пап) стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.

Центральный неф базилики. В глубине — алтарь и икона Мадонна дель Пополо.

Арочные пролеты оформлены из стукко «под мрамор» великим Джан Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.

Знаменитая икона Санта Мария дель Пополо в центральном алтаре.

Оригинальный алтарь работы Андреа Бреньо.

Правый неф

Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо. Презепе (вертеп). Сан Джироламо на коленях и за ним, предположительно, автопортрет самого художника.

Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта. Непорочное зачатие со святыми Иоанном Евангелистом, Григорием, Августином и Иоанном Антиохийским.

Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо. Мадонна с младенцем в окружении святых.

Свод хора. Пинтуриккьо (1508-1509 гг.). Коронация Богородицы. Мадонна в окружении евангелистов, отцов церкви и Сибилл.

Левый неф

Знаменитая капелла Черази (слева от алтаря): здесь представлены работы великих мастеров Караваджо и Аннибале Карраччи:

Караваджо. Распятие Святого Петра (1601 г.).

Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю.

Подробнее: жизнь и творчество великого Караваджо

Караваджо, мастер света и теней, изобразил один из эпизодов жития апостола, сыгравший решающую роль в его обращении в христианство. Цитируем из Деяний святых апостолов:

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Аннибале Карраччи. В центре капеллы — Вознесение Богородицы (1601 г.).

Капелла Киджи (вторая слева)

Луиджи де Паче (по рисункам Рафаэля). Творец в окружении восьми изображений планет. Мозаика, 1516 г.

Лоренцетто. Пророк Иона выходит из чрева кита на берег.

Джан Лоренцо Бернини. Ангел и пророк Аввакум (1658-1661 гг). По заказу папы Александра VII.

Ангел помогает пророку достать миску и накормить супом Даниила, брошенного в яму со львами (композиция с противоположной стороны, см. ниже).

Джан Лоренцо Бернини. Пророк Даниил со львами (1655-1657 гг). По заказу папы Александра VII.

Мадонна Лорето (Мадонна паломников)

Караваджо «Мадонна Лорето (Мадонна паломников)» (1604) Холст, масло. 260 × 150 см Сант-Агостино, Рим, Италия «Мадонна Лорето» или, как её чаще называют, «Мадонна паломников», так как на картине нет ничего, что говорило бы о чудесном перенесении ангелами святыни из Назарета в городок Лорето в области Марке, а паломников с избытком хватало и в Риме. Выступая из мрачной пустоты дверного проёма своего дома, перенесённого в Лорето, Богоматерь держит на руках подросшего малыша, который с любопытством разглядывает двух незнакомых людей — тоже мать с сыном. Великолепен классический профиль Мадонны, и вся её фигура напоминает античное изваяние. Но для образа Богоматери её поза чересчур игрива и легкомысленна. Опершись плечом о косяк двери, она стоит босая, скрестив ноги. В отличие от сына, указывающего пальчиком на двух незнакомцев, её мысли заняты другим, о чём говорит опущенный вниз, отрешённый взгляд прекрасных очей. На ней тёмно-синий шёлковый хитон, поверх которого надета бархатная кофта гранатового цвета с длинными рукавами и довольно смелым для евангельского сюжета декольте. При первом взгляде на картину внимание сразу привлекают две колоритные фигуры паломников с посохами. Видно, что пришли они издалека, преодолев нелёгкий путь. Судя по их одежде, это простые крестьяне, которые пали ниц, сложив руки в благоговейной молитве, перед чудодейственным явлением Богоматери с Младенцем. Грязные ступни ног молодого крестьянина почти касаются рамы картины. Он тянется к Младенцу в желании приложиться к его ножке. Очень выразительно лицо его престарелой матери со следами перенесённых лишений. Под конец жизни крестьянка сподобилась величайшей радости и поэтому преисполнена безграничной любви и веры, не утратив надежды на высокое заступничество, в котором так нуждался простой люд, живший в нищете. Богоматерь застыла в глубокой скорби, понимая, что бессильна облегчить земную участь простых людей, пришедших к ней за помощью. Она сознаёт, какие страдания выпадут и на долю её сына. Вот почему столь печален прекрасный лик, так крепко она прижимает к себе ребёнка. «Богоматерь паломников» не вызвала особого интереса у знатоков, которые сочли её маловыразительной. Присутствовавший при её освящении Бальоне резко отозвался о картине, обвинив автора в необдуманном отборе деталей и вульгарности, принижающих искусство. Однако он вынужден был признать, что новая работа пользовалась неимоверным успехом у простого римского люда, который подолгу простаивал перед алтарным образом, прося у Богоматери защиты и помощи. Это признание особенно ценно, поскольку высказано завистливым противником. Оно показывает, насколько демократичным было искусство Караваджо, волновавшее и затрагивавшее души простых людей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: