А. Н. Самохвалов | |
Девушка в футболке . 1932 | |
Холст, темпера. 102 × 64 см | |
ГРМ, Санкт-Петербург | |
(инв. Ж-4419) |
«Девушка в футболке»
— одна из самых известных[1][2] работ советского художника Александра Николаевича Самохвалова (1894—1971), завершённая автором в 1932 году. С 1933 года в собрании Государственного Русского музея[3]. Золотая медаль Международной парижской выставки 1937 года[4].
История создания[править | править код]
Работа была задумана художником в начале 1930-х, после серии портретов, написанных в 1931—1932 годах в коммуне «Ленинский путь». По замечанию В. И. Костина, Самохвалов искал более обобщающий образ, «в котором бы соединились конкретные и общие духовные черты его юных современников»[5].
По признанию А. Н. Самохвалова, особую радость ему доставляло воплощение в живописи образов современников тех лет, «формировавшихся людей социалистической эпохи». Долгое время это формирование художник видел главным образом в труде, в подвиге и тут вдруг увидел его в торжестве достигнутого. «Девушка в футболке» — прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Это одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придаёт девушке вид современный. Её облик — простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека — участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни»[6]. «Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал её»[7].
У героини картины был реальный прототип. По словам А. Н. Самохвалова, которые приводит в своей книге Л. С. Зингер, девушка в футболке — это действительно существовавшая девушка — Евгения Петровна Адамова (1907—1977). «Была женой партийного работника, впоследствии героически погибшего на подводной лодке во время Великой Отечественной войны. Сама — учительница средней школы. Во время войны участвовала в партизанском движении на Украине. Личность необыкновенно яркая»[8].
Для работы А. Н. Самохвалов избрал вертикальный формат холста. Мастерски сгармонирован контраст между строгим выражением взятого анфас лица и энергичным трёхчетвертным разворотом фигуры, сообщающий композиции внутреннюю динамику. Весь образ с его упругими, чеканными формами, рельефно выделяющимися на серебристо-серой глади фона, по выражению Л. С. Зингера, «кажется отлит из прекрасного благородного металла»[9].
Самохвалов Александр Николаевич
Родился Самохвалов на тверской земле, где и провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под руководством школьного учителя писал этюды на природе. В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии архитектора, увлекся живописью, цветом. В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции.
После возвращения в 1919 г. в Петроград Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую К. С. Петрова-Водкина. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.
Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой входил и К. С. Петров-Водкин, формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника («Шахи-Зинда», «У источника. Самарканд», «Продавец воды», «Бессонница», «Афрасиаб», все 1921).
Столь же сильное впечатление произвело на Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой живописью. Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с «гущей народной». Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х гг. — «Девушка в футболке» (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом «в труде, в подвиге», «в торжестве достигнутого», выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умением выявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом «духа времени», а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому. Образ современника — молодого созидателя здоровой жизни — необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвалова «физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни…». Достаточно вспомнить его договорную картину «Военизированный комсомол» (1932-33), серии работ, графических и живописных: «Физкультурницы» (1935), «Метростроевки» (1934-37).
В 1937 г. работа «Девушка в футболке» была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. «История одного города» была встречена и соотечественниками почти восторженно.
Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: «Шедевр полиграфического искусства» (газета «Вечерний Ленинград»). Книгой и книжной графикой Самохвалов занимался с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Не одно поколение советских читателей помнит героев его книжек-картинок «Ночные страхи» (1927, текст Н. Н. Асеева), «Водолазная база» (1928), «Мстительный Худжар» (1929).
С середины 1930-х гг. художника приглашают работать в театры. Он оформляет спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссер О. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского и «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград) и др.
В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены, пишет картину «В филармонии» (1956), пейзажи, среди которых особой лиричностью отличается небольшой холст «Аллея Керн», решенный в изысканной сине-зеленой гамме, пронизанный поэтическим лунным светом.
По-разному критики, современники оценивали и воспринимали творчество художника. Хотя и для почитателей его таланта, и для не приемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического «рая». При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.
Самохвалов Александр Николаевич
Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников. Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.
Критика[править | править код]
«Премьера» картины «Девушка в футболке» состоялась 13 ноября 1932 года в Ленинграде в Русском музее на открытии юбилейной выставки «Художники РСФСР за XV лет»[10]. Самохвалов был членом жюри и выставкома, работал в экспозиционной группе вместе с искусствоведом С. В. Коровкевич по развеске произведений бывших членов объединения «Круг художников».
На выставке А. Н. Самохвалов показывал серию портретов членов коммуны «Ленинский путь», картины «Речь с броневика», «Ткацкий цех», «Ремонт паровоза». По его признанию, центральное место он хотел сохранить для «Девушки в футболке». В один из дней Самохвалов принёс картину и поставил у стенки, на которой собирался её повесить, но надо было получить санкцию жюри и выставкома. Дело в том, что картину, написанную в целом ещё год назад, автор опоздал представить жюри, потому что хотел кое-что закончить в ней и поставить хотя бы в самую простую белую раму[6].
А. Н. Самохвалов вспоминал:
И. Э. Грабарь проходил через наш зал, и я обратился к нему с просьбой, показывая на «Девушку в футболке», найти возможность собрать жюри и посмотреть мою работу. Мне очень хотелось включить её в экспозицию.
Грабарь оборачивался то на меня, то на «Девушку», ни слова не говоря, и я волновался, что же это будет. А он смотрел на меня удивлённым взглядом, смысла которого я не мог разобрать. Но вот он с некоторой восторженностью высказал: «Для этого не нужно никаких жюри! Это брависсимо!» — и обеими руками пожал мою руку. Так была принята «Девушка в футболке».
Нужно было несколько изменить тональность стены, на которой должна быть она экспонирована, и здесь меня поразила готовность рабочих-маляров и их руководителя найти соответствующий тон, чтобы звучание белого в сочетании с чёрным заговорило во всю силу.
Её прозвали «советской Джокондой». Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки ещё не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой — улыбкой готовности к действию[4].
Называя работу А. Н. Самохвалова «подлинно новаторским произведением», «одним из лучших в советском искусстве», И. Н. Баршева и К. К. Сазонова указывают на ярко проявившееся в портрете своеобразие изобразительного языка художника — простоту и ясность композиции, чёткость и ритмичность линий, некоторую обобщённость форм и цвета. В композиции работы художник прибегает к своему излюбленному приёму, показывая фигуру девушки крупным планом, располагая изображение почти на всей поверхности холста. Простой и ясный силуэт подчёркивает выразительность решения[11].
Л. С. Зингер называет «Девушку в футболке» «одним из великолепнейших, поэтичнейших созданий советской живописи, в котором счастливо слились героическое и лирическое начала, столь характерные для творчества Самохвалова, традиционность и современность, живая портретность и глубочайшая типичность, олицетворяющая черты советского человека»[12].
Картина «Девушка в футболке» была первой из серии, посвящённой молодым женщинам — строительницам новой жизни, полным молодой энергии и ощущения счастья. Картина имела большой успех как в СССР, так и за границей[1][13]. В 1937 году она была отмечена золотой медалью на Международной парижской выставки, в дальнейшем экспонировалась на многочисленных выставках в СССР и России, многократно воспроизводилась в печати. Картину высоко оценивали искусствоведы И. Э. Грабарь и А. М. Эфрос[2]. По мнению авторов издания «Портрет в России. XX век», в образе «Девушки в футболке» воплощены «типические черты человека своего времени — с его непосредственностью, энтузиазмом, целеустремлённостью. Не только самой моделью, но и живописью, строгой, лаконичной и одновременно изысканной, Самохвалов утверждал своего рода идеал простой красоты… „Девушка в футболке“ — произведение, в котором воплотилось представление об эпохе…»[3]. «Художественным воплощением образа советской молодёжи» называют картину А. Н. Самохвалова в книге «Ленинградская школа живописи. Очерки истории».[14]
Советская Джоконда: как «Девушка в футболке» художника Самохвалова покорила Париж
В наши дни картина советского художника Александра Самохвалова «Девушка в футболке» вряд ли у кого-то может вызвать ассоциации с Джокондой Леонардо да Винчи. Тем не менее на Международной выставке во Франции в 1937 г. она получила неофициальное название «советской Джоконды» и золотую медаль. Чем же так покорила искушенных французов грубоватая и тяжеловесная красота строительницы социализма из СССР?
Александр Самохвалов
«Девушка в футболке» (1932) стала первой из серии картин, посвященной молодым советским женщинам. Александр Самохвалов стремился запечатлеть типические черты своих современниц – энергичных, целеустремленных, полных оптимизма и готовности к действию, работающих наравне с мужчинами – словом, «коня на скаку остановит…». Этой теме посвящены работы «Физкультурницы» (1935), «Метростроевки» (1934-37), «Ударница труда» (1930-е).
А. Самохвалов. Слева – Девушка с ядром, 1933. Справа – Спартаковка, 1928
При этом картины Самохвалова нельзя назвать исключительно госзаказом – художник искренне восхищался новой эпохой СССР и ее представительницами: «История совершалась у нас на глазах. И образы новых людей формировались также на глазах. Они были монументальны сами по себе, потому что порождались великими событиями. Это были творцы истории, творцы революции…». Тип простой работящей женщины, которой «некогда думать о красоте», так как она занята куда более важными делами, был подсмотрен художником в самой жизни и вызывал у него неподдельное восхищение.
А. Самохвалов. Девушка в футболке, варианты 1930 и 1932 гг.
Впрочем, у «Девушки в футболке» был и вполне реальный прототип – учительница дочери художника, Евгения Петровна Адамова. «Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал её», – говорил Самохвалов. И ему действительно удалось в этой работе соединить индивидуальное и типическое и создать настоящий символ эпохи. Сам художник так объяснял свой замысел: «Девушка в футболке» – прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Это одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придаёт девушке вид современный. Её облик – простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека – участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни».
А. Самохвалов. Слева – С лопатой, 1934. Справа – У лебедки, 1934
В СССР эта работа была впервые представлена в 1932 г., на выставке в Русском музее. А в 1937 г. она экспонировалась в Париже, на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни», где имела колоссальный успех и была отмечена золотой медалью. Критики тут же прозвали ее «советской Джокондой». Самому автору такое сравнение отнюдь не льстило: «Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки ещё не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой – улыбкой готовности к действию».
Венеры А. Самохвалова. Слева – На теннисной площадке. Девушка с ракеткой, 1935. По центру – После кросса, 1935. Справа – Девушка в черном купальнике, 1928
Идеал простой красоты в «Девушке в футболке» увидели не только французские критики, но и отечественные ценители искусства. Так, Л. Зингер называл эту картину «одним из великолепнейших, поэтичнейших созданий советской живописи, в котором счастливо слились героическое и лирическое начала, столь характерные для творчества Самохвалова, традиционность и современность, живая портретность и глубочайшая типичность, олицетворяющая черты советского человека».
А. Самохвалов. Слева – Метростроевка со сверлом, 1937. Справа – Метростроевка у бетоньерки, 1937
Современному зрителю Джоконда, которая является воплощением утонченной и загадочной женственности, вряд ли покажется хоть в чем-то близкой «Девушке в футболке», напрочь лишенной этих качеств. Однако автору нельзя отказать в мастерстве и наблюдательности – именно такой тип был созвучен той эпохе в СССР.
А. Самохвалов. Слева – На стройке, 1945. Справа – Домны Кузбасса, 1947
Критики также позитивно оценивают простоту и ясность композиции, четкость и ритмичность линий, подчеркнутую чередованием черных и белых полос на футболке, необычный ракурс: художник расположил изображение почти на всей поверхности холста, крупным планом, из-за чего фигура девушки кажется монументальной. Самохвалов, скорее, любуется не внешней ее красотой, а цельностью натуры и внутренней энергией.
А. Самохвалов. Девушка в футболке, 1932. Фрагмент
Также смотрите:
Невероятные террасы
Снимки повседневной жизни в Венесуэле
Примечания[править | править код]
- ↑ 12
Мировое искусство. Русская живопись. — СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. — С. 142. — 192 с. — ISBN 5-9603-0064-8. - ↑ 12Гусев В., Петрова Е.
Русский музей. От иконы до современности. — 2-е издание. — СПб: Palace Editions, 2009. — С. 347. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-320-4. - ↑ 12
Портрет в России. XX век. Альманах. Вып. 10. СПб: Palace Editions, 2001. С. 230. - ↑ 12Самохвалов, А. Н.
Мой творческий путь. Л: Художник РСФСР, 1977. С. 204. - Костин, В. И.
Образ молодости в живописи Александра Самохвалова /
Костин, В. И.
Среди художников. М: Советский художник, 1986. С. 13. - ↑ 12Самохвалов, А. Н.
Мой творческий путь. Л: Художник РСФСР, 1977. С. 202. - Там же, …, С. 204.
- Зингер, Л. С.
Советская портретная живопись 1917 — начала 1930-х годов. М: Изобразительное искусство, 1978. С. 188. - Там же, …, С. 187.
- Художники РСФСР за 15 лет. Каталог юбилейной выставки. Живопись, графика, скульптура. Авторы вступит. статей М. П. Аркадьев, И. Э. Грабарь, Н. Н. Пунин. Л: ГРМ, 1932.
- Баршова, И. Н., Сазонова, К. К.
Александр Самохвалов. Л: Художник РСФСР, 1963. С. 26. - Зингер, Л. С.
Советская портретная живопись 1917 — начала 1930-х годов. М: Изобразительное искусство, 1978. С. 187. - Кантор А.
Энтузиастка — символ времени // Искусство. - Ленинградская школа живописи. Очерки истории.
СПб: Галерея АРКА, 2020. С.355.
КЕМЕРОВСКИЙ
СЕГОДНЯ в МУЗЕЕ
Выставка «Художники о войне»
Выставка «Пионер Кузбасса»
Международный выставочный проект «Святые неразделенной церкви»
ДРУГИЕ СОБЫТИЯ
Общероссийское голосование
Акция
23.06.2020
Вместе с Шолоховым «Они сражались за родину»
Всероссийская литературная акция-чтение «Вместе с Шолоховым «Они сражались за родину». 24 мая исполнилось 115 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова.
В государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова стартовала Всероссийская литературная акция-чтение «Вместе с Шолоховым «Они сражались за родину». В день рождения лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова 115 человек — деятели культуры, искусства, политики, науки, медицины, бизнеса, СМИ в онлайн формате начинают читать главы романа «Они сражались за родину». Открыл акцию внук писателя, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета по культуре Госдумы РФ, президент ИКОМ России Александр Шолохов. Строки романа прозвучали в исполнении советника Президента РФ по культуре Владимира Толстого, губернатора Ростовской области Василия Голубева, министра культуры России Ольги Любимовой, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, премьера Большого театра России, ректора Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой, народного артиста РФ Николая Цискаридзе, президента Национальной медицинской палаты, президента НИИ НДХиТ, «Детского доктора мира» Леонида Рошаля и многих других. Роман «Они сражались за родину» выбран неслучайно. В нем М. А. Шолохов описал один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны, отступление войск на Дону летом 1942 года. В романе – глубокое знание своего народа, правда истории и правда искусства. В нем Шолохов сказал о том, что настоящий человек в любых испытаниях остается человеком. Акция началась 24 мая в день рождения писателя и продолжится в течение юбилейного 2020 года. Трансляция акции ведется на сайте, страницах социальных сетей и Ютуб канале первого заместителя председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ А. М. Шолохова и Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. Отрывок из романа «Они сражались за родину» читает Лариса Мызина, директор Музея изобразительных искусств Кузбасса.
О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы
23.06.2020
Принимаем участие в проекте «Военные письма»
Мы с большим удовольствием присоединяемся к акции наших коллег — Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева – и принимаем участие в проекте «Военные письма».
О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы
23.06.2020
Мастер-класс «Свеча памяти»
Мастер-класс «Свеча памяти»
О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы
22.06.2020
С 16 июня мы готовы принять своих посетителей !
Спешим уведомить наших любимых офлайн-зрителей – Музей изобразительных искусств Кузбасса открывает свои двери после режима самоизоляции – с 16 июня мы готовы принять своих посетителей!
В Музее вас ждут следующие выставки: — «Святые неразделенной церкви» — международный выставочный проект; — «Художники о войне» — выставка, посвященная 75-летию Победы (живопись, графика, скульптура из фондов Музея); — «Пионер Кузбасса» — выставка, посвященная 300-летию промышленного освоения Кузбасса (из фондов Прокопьевского городского краеведческого музея).
Мы предусмотрели все для того, чтобы нашим посетителям было максимально комфортно и безопасно посещать наш музей:
Мы закупили средства индивидуальной защиты и санитайзеры.
В музей посетители обязаны зайти в маске; при необходимости гость сможет купить себе маску на входе в музей. На входе вам измерят температуру.
Посетителям необходимо будет выполнять профилактические требования – при входе и выходе в музей обработать руки антисептиком (дозатор установлен на входе, также дозаторы с антисептиком есть в туалетных комнатах); находиться в масках или респираторах в помещениях, носить перчатки и соблюдать социальную дистанцию в полтора-два метра.
Между сеансами посещения будет проводиться санитарная обработка музея – дезинфекция всех поверхностей, туалетных комнат и т.д.
Все рекомендации Роспотребнадзора и Министерства культуры РФ нами соблюдаются!
Музей вас ждёт!
15.06.2020
День России. День города Кемерово.
12 июня День России, День города Кемерово. Музей изобразительных искусств Кузбасса подготовил кемеровчанам и гостям нашего города мероприятия в честь праздника.
12.06.2020
#КУЛЬТУРАНАДОМ
«Сегодня наша с вами главная задача – оставаться дома. Мы призываем вас сделать это, и сберечь себя и окружающих! ⠀
Наши музеи и дома культуры, библиотеки, филармония, Дом актера, театры, творческие коллективы, артисты, колледжи и школы искусств делают все, чтобы вы смогли провести это время интересно. Мы запускаем специальную Всекузбасскую онлайн-акцию #КУЛЬТУРАНАДОМ. Под таким хештегом вы сможете находить в ленте в социальных сетях посты и ссылки на онлайн-выставки, виртуальные спектакли, концерты, мастер-классы и другие мероприятия, которые каждый день проводят для вас учреждения культуры Кузбасса» — Министерство культуры и нац.политики Кузбасса
Основные материалы из раздела сайта музея посвященные онлайн-акции #КУЛЬТУРАНАДОМ опубликованы ниже.
Работа музея в условиях пандемии
Информационный портал: стопкоронавирус.рф
Дополнительная информация
Диретор музея изобразительных искусств Кузбасса: Мызина Лариса Ивановна.
19.03.2020
Работа музея в условиях пандемии коронавируса. Доклад директора Л.И. Мызиной.
05.06.2020
Флешмоб «Читаем Пушкина вместе!»
6 июня 1799 года родился, пожалуй, самый известный и популярный поэт России — Александр Сергеевич Пушкин.
В честь этой памятной даты мы с большим удовольствием присоединяемся к онлайн-флешмобу и читаем отрывки из «Повестей Белкина»!
07.06.2020
Международный день защиты детей !
Международный день защиты детей
Дорогие наши юные онлайнпосетители! Поздравляем вас с Днем защиты детей! Сегодня мы дарим вам видеоэкскурсии с художниками и, конечно, очень скучаем, и после открытия музея ждем вас в гости на наши выставки!
01.06.2020
Подборка любимых картин
22.05.2020
Международный день музеев!
Директор музея: Мызина Лариса Ивановна.
Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев.
18.05.2020
Ночь музеев!
Ночь музеев!
16.05.2020
Поздравление с 9 мая !
09.05.2020
Проект «Фронтовые истории художников Кузбасса»
Проект «Фронтовые истории художников Кузбасса» рассказывает о событиях Великой Отечественной войны через бесценную коллекцию фронтовых рисунков художников-фронтовиков Кузбасса из фондов музея.
08.05.2020
Конкурс ресунков
Конкурс рисунков, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, “Война глазами современников»
Рисунок: Работу выполнил ученик 1 «А» класса МБОУ «СОШ № 18» Антипов Дмитрий Аудио трек: Арслан Сибгатуллин — 4 года «Священная война»
29.04.2020
Программа мероприятий, посвященных 75-летию Великой Победы
О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы
28.04.2020
Поздравления с юбилеем Русского музея!
Уважаемый Владимир Александрович!
Уважаемые коллеги!
Примите искренние поздравления со 125-летним юбилеем со дня основания Русского музея от Государственного автономного учреждения культуры «Музей изобразительных искусств Кузбасса»
Диретор музея изобразительных искусств Кузбасса: Мызина Лариса Ивановна.
27.04.2020
Фондово-хранительская деятельность
О новых поступлениях в коллекцию музея, о художниках Даши Намдакове, Александре Баранмаа и их работах рассказывает главный хранитель музея, заместитель директора Галина Алексеевна Лавренкова.
24.04.2020
Художники города Кемерово – участники Великой Отечественной войны
Художники города Кемерово – участники Великой Отечественной войны
11.03.2020
С Днем работника культуры !
Диретор музея изобразительных искусств Кузбасса: Мызина Лариса Ивановна.
25.03.2020
О поправках конституции, о искусстве.
Директор музея изобразительных искусств Кузбасса Лариса Мызина о поправках конституции, о искусстве.
Сюжет записан для программы «Вести. Кузбасс».
30.03.2020
Издание первого альбома-каталога
Музей изобразительных искусств Кузбасса встретил 50-летний Юбилей. Кульминационным моментом этого события стало издание первого за всю историю музея альбома-каталога, в котором представлено «избранное» изобразительное и декоративно-прикладное искусство конца XIX-XXI веков.
Издание первого за всю историю музея альбома-каталога
Виртуальная выставка «Дыхание земли родной»
Открытие виртуальной выставки «Дыхание земли родной» Посвящается международному Дню земли. Более 100 работ художников.
18.03.2020
С празником !
Мастер — класс !
С праздником !
«О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы»
С праздником !
С праздником !
Праздничные мастер-классы !
В новый год вместе !
26 декабря в рамках региональной новогодней кампании «В новый год вместе» в Кемерово будет установлен рекорд России! Впервые в истории нашей огромной страны в одном месте соберутся 1000 Дедов Морозов.
Музей празднует 50-летний юбилей
21 ноября в областной администрации состоялся торжественный прием, на котором губернатор Сергей Цивилев поздравил наших сотрудников и вручил заслуженные награды.
IV Всероссийская научно-практической конференция
28.11.–29.11.2019 г. в Кемеровском областном музее изобразительных искусств (КОМИИ) – в рамках мероприятий, посвященных 50-летию музея – состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция «Коллекция в коллекции».
Ночь искусств-2019
«Ночь искусств — 2019»
Молебен
Все желающие посетят проходящую в музее выставку
«Огонь и вода. Образы стихий в христианском искусстве. Памятники XV -начала XX века»
Выставка посвященная памяти А.А. Леонова
15 октября состоялось открытие выставки детских рисунков, посвященной памяти Алексея Архиповича Леонова
Выставка «Музыка лета»
12 июня в честь Дня России и Дня города в Кемеровском областном музее изобразительных искусств открывается выставка живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея «Музыка лета».
Урок Здорового Сердца
Всекузбасский Урок Здорового Сердца с участием Губернатора Кузбасса С.Е. Цивилева
28 сентрября 2020г. — просмотреть
День знаний!
Впервые в Кузбассе – Дни Шукшина!
В честь 90-летия со дня рождения самого народного писателя. В последние выходные июля погрузимся в атмосферу жизни и творчества Василия Шукшина.
Творческие занятия для детей!
Творческие занятия для детей!
День города, День России !
Программа мероприятий
С праздником !
Музейная ночь — 2019
Всероссийская акция «Ночь музеев»
C праздником !
XXIX Всемирная зимняя универсиада
Акция «В музей… под конвоем»
22 января Кемеровский областной музей изобразительных искусств в рамках акции «В музей… под конвоем» посетил воспитанник Мариинской воспитательной колонии кемеровчанин Алексей К.
Акция «С Татьяниным днём»
Подписание Соглашения о сотрудничестве
В рамках VII Санкт-Петербургского Международного культурного форума состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный музей истории религии» (г.Санкт-Петербург) и Государственным учреждение культуры «Кемеровский областной музей изобразительных искусств»
К 100-летию Павла Афанасьевича Чернова
Вся его жизнь, от начала и до конца, неразрывно связана с изобразительным искусством Кузбасса
Акция «Музей для всех!»
«Музей для всех!» – это Всероссийская инклюзивная акция, в рамках которой музеи-участники со всей страны проводят мероприятия для посетителей с инвалидностью, их семей, друзей и всех желающих.
Ночь искусств — 2018
Соглашение о сотрудничестве
12 сентября 2020 года в г. Владивостоке подписано Соглашение о партнёрстве
Глава Кузбасса Сергей Цивилёв посетил музей
15 июня Кемеровский областной музей изобразительных искусств посетил глава Кемеровской области Сергей Цивилёв.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ
Информация: depcult.ru, facebook.com , vk.com
Акция «В музей с ректором»
30 марта стартовала необычная для нашего города акция «В музей с ректором». В рамках этой акции любой ректор может пригласить в Кемеровский областной музей изобразительных искусств группу студентов своего вуза, оплатив им экскурсию.
Акция «Билет для друга»
В Кемеровском областном музее изобразительных искусств акция — «Билет для друга». Многие мечтают посетить музей, но у них нет такой возможности. Вы можете им помочь!
Проект «Всюду жизнь» 2020 — 2020гг.
Проект «Всюду жизнь!». Проект создал равные условия в области культурно-образовательного досуга абсолютно для всех детей, включая тех, кто не имеет возможности посетить музеи областного центра. Режим онлайн с музеем дал возможность детям принять участие в мастер-классах, творческих занятиях, пообщаться с художниками и задать вопросы в прямом эфире.
Зевакин Виктор Сергеевич
К 90-летнему юбилею на сайте музея размещена виртуальная выставка Зевакина Виктора Сергеевича (1926-2005), Народный художник РФ (1998)
Гелий Михайлович Коржев
26 февраля 2020 года картина Гелия Коржева «К своим» была отправлена в Москву, в ФГУ «Государственный музейно-выставочный , где прошла реставрацию и заняла достойное место на экспозиции выставки художника в залах Государственной Третьяковской галереи.
.
Ждём Ваших пожеланий! Мы предлагаем провести для Вас уникальный мастер-класс по реставрации, желающий выразить свое мнение о предмете реставрации просим проголосовать по ссылке
Источники[править | править код]
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб
. Ф.78. Оп.3. Д.49. - Художники РСФСР за 15 лет. Каталог юбилейной выставки. Живопись, графика, скульптура. Авторы вступит. статей М. П. Аркадьев, И. Э. Грабарь, Н. Н. Пунин. Л: ГРМ, 1932.
- Стругацкий, Н. З.
. Александр Самохвалов / Искусство, № 5, 1933. - Стругацкий, Н. З.
. Александр Самохвалов. Л—М: 1933. - Выставка лучших произведений советских художников. Путеводитель. М: Государственная Третьяковская галерея, 1941.
- Всесоюзная художественная выставка. Каталог. М: Государственная Третьяковская галерея, 1946.
- Александр Николаевич Самохвалов. Выставка произведений. Каталог. Л: Художник РСФСР, 1963.
- Баршева, И. Н., Сазонова, К. К.
Александр Самохвалов. Л: Художник РСФСР, 1963. - Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л: Художник РСФСР, 1976.
- Самохвалов, А. Н.
Мой творческий путь. Л: Художник РСФСР, 1977. - Зингер, Л. С.
Советская портретная живопись 1917 — начала 1930-х годов. М: Изобразительное искусство, 1978. - Л. С. Зингер. Александр Самохвалов.
— М: Советский художник, 1982. - Костин, В. И.
Образ молодости в живописи Александра Самохвалова /
Костин, В. И.
Среди художников. М: Советский художник, 1986. - Портрет в России. XX век. Альманах. Вып. 10. СПб: Palace Editions, 2001.
- Дмитренко, А. Ф.
Самохвалов Александр Николаевич. Девушка в футболке. 1932 / Портрет в России. XX век. Альманах. Вып. 10. СПб: Palace Editions, 2001. С. 230. - Ленинградская школа живописи. Очерки истории
. СПб: Галерея АРКА, 2020.
Ссылки[править | править код]
- «Девушка в футболке» на портале «Виртуальный Русский музей»
- Интерактивный вид зала с картиной «Девушка в футболке» в «Виртуальном туре по Русскому музею»
- А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке. 1932. Собрание Русского музея
- Е. В. Логвинова. ДЕЙНЕКА — САМОХВАЛОВ. О выставке в Петербургском Манеже.
Работы Александра Самохвалова | |
|