Сальвадор Дали. Всякие выкрутасы


Сальвадор Дали: биография

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

Сальвадор Дали

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Александр Петряков — Сальвадор Дали. Божественный и многоликий

1 …

Александр Петряков

Сальвадор Дали. Божественный и многоликий

Глава первая

О том, что было в детстве Дали, а чего не было

Сидел на кухне и ел горячие сырники со сметаной. Сметана была холодной — принес с мороза. Поливал ею горячие сырники и видел висящую на холодильнике репродукцию «Осеннего каннибальства» Сальвадора Дали.

Жена моя, находясь в гостиной, хорошо поставленным голосом — она певица — доставала меня с хищными модуляциями. Она тигр по гороскопу. Стремясь изменить слуховой фон, включил радио. Передавали о нападении Америки на Ирак. Попытался сосредоточиться на сырниках. Холодная сметана лежала на их горячих рыжеватых спинках, и когда я отправлял в рот очередной кусок, ощущал одновременно холодное и теплое. Вспомнился Томас Манн, его «Волшебная гора», где описывается блюдо под названием омлет с сюрпризом — это если под горячей яичницей обнаруживается холодное мороженое.

Глядя на пухленькие, политые сметаной, овальные творожные изделия, вспомнил, что Дали как-то написал портрет своей жены Галы (здесь и далее ударение на втором слоге) с сырыми котлетами на плечах. На вопрос журналистов, почему котлеты сырые, он ответил, что его жена Гала тоже сырая, а не жареная.

Гм, жареная жена — это неплохо. Может, поджарить? Хотя бы язык. Знал ли Дали поговорку, что русские друг друга едят и тем сыты бывают? И не только осенью, думал я, разглядывая «Осеннее каннибальство». Интересно, а что такое пытается подцепить персонаж, тыча ложкой в некое подобие гипертрофированной груди? Это похоже и на сметану, и на плавленый сыр.

Сырники я так и не доел. Причин, сами понимаете, случилось несколько: война в Ираке, увертюра семейного скандала и ассоциативный ряд «Осеннего каннибальства».

Зато внезапно, когда отодвинул тарелку с недоеденными сырниками, переживая сюрреалистическую ситуацию, возникла идея написать книгу о Дали, прекрасном и откровенном, загадочном и непредсказуемом, гениальном живописце и замечательном писателе, героическом муже, короле рогоносцев, великом соглядатае подсознательного, сумасшедшем и разумном, онанисте и Галолюбе… Ну и так далее, я начал впадать в раблезианский стиль…

Я пошел после ужина в кабинет и взял «Тайную жизнь Сальвадора Дали, написанную им самим». Эту книгу я читал и раньше, но как-то не слишком заинтересованно, и в памяти остались лишь какие-то яркие куски, совместимые с моими далекими интимными переживаниями.

Открыл на той странице, где художник свидетельствует, что родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе в 8 часов 45 минут на улице Монтуриоль в доме № 20.

У супругов Дали он был вторым ребенком. Первенец родился в 1901-м и умер в возрасте неполных двух лет от какой-то кишечной инфекции. Однако в «Тайной жизни» художник утверждает, что брат умер семилетним, и не от кишечной инфекции, а от мозговой, менингита. В зрелые годы Дали напишет «Портрет моего умершего брата», где тот изображен уже юношей. Он чувствовал с братом мистическую связь, видел в чертах его детского лица печать гениальности. Первенец был как бы неудачным замыслом, не до конца, с точки зрения Создателя, совершенным для гения, он решил, как сейчас сказали бы, клонировать Дали заново, с поправками.

Сам художник родился через девять месяцев и девять дней после смерти брата. Они были действительно похожи и носили одно и то же имя — Сальвадор, что означает Спаситель. Дали утверждал, что имя такое ему дано не случайно — ему было заповедано Создателем спасти искусство от разрушения. И признавался, что все им созданное по сравнению с Рафаэлем — «крах чистой воды» и ему хотелось бы жить в другое время, возрожденческое, когда преобладали тенденции созидательные, а не разрушительные.

Меня стала одолевать вечерняя дрема, я отложил книгу и подумал: а когда я впервые услышал о Дали, где впервые увидел репродукции его работ? И прорезалось. Это было в начале шестидесятых. Я был тогда семнадцатилетним, заканчивал школу и дружил со студентом восточного факультета Ленинградского университета Анатолием, большим любителем литературы Серебряного века, периода, — тогда мало известного и по многим причинам запретного. Он давал мне трепетной рукой перепечатанные на тонюсенькой полупрозрачной папиросной бумаге стихи символистов и акмеистов с обязательным наставлением — никому не показывать и читать только ночью. Короче, он поил меня «отравой стихов». Это из К. Случевского: «Я хотел бы отравой стихов одурманить несносные мысли». Вот уж воистину: какие мысли, такие и стихи. Однажды он показал мне альбомчик на английском языке о сюрреализме.

— Что это такое? — спросил я.

— Ого, — ответил он, — это люди, класс. Гляди. Только в обморок не упади.

Я открыл книгу и словно заглянул в замочную скважину собственного подсознания, как сказал бы Фрейд, с творениями которого я тогда был уже знаком. С упоением страстного путешественника, давно мечтавшего посетить желанную страну Фантазию, я погрузился в таинственный мир странных и причудливых, чужих, но — не чуждых — образов.

Макс Эрнст, Рене Маргритт, Ганс Арп, Хоан Миро, Марсель Дюшан, Ман Рей и другие художники обрушили на мою неподготовленную голову грозный, вперемешку с камнями непонимания, смерч своих неутоленных желаний и агрессивного террора…

Но Дали… Там были и репродукции Дали. Он был на голову выше других как по уровню мастерства, так и воображения. Его картины просто захлестнули меня. Они были очень близки мне, желанны, растворяли в юношеских мечтах и представлениях о женской любви и в то же время пугали и настораживали, как в детстве картинки из книжки со страшной сказкой…

Словом, на картинах Дали жили Эрос и Танатос в садомазохистских образах, заполнявших сюрреалистическое пространство растекающимися формами, до такой степени притягательными, что я не мог оторваться от репродукций очень долго.

Я попросил приятеля перевести названия картин. Он с усмешкой стал пересказывать по-русски не менее диковинные названия: «Рождение текучих желаний», «Средний бюрократ с распухшей головой приступает к обязанностям дояра черепной арфы» и так далее.

К нам подошел вислоухий и вислозадый соседский подросток Мишка, заглянул в книгу и сказал:

— Это у Ленина такая жопа?

— Вали отсюда, — сказал Анатолий, — никакой это не Ленин.

— А похож.

— Мало ли кто на кого похож.

Он взял у меня книгу, захлопнул и с досадой сказал:

— Ну вот, теперь весь поселок будет знать, что у меня есть книга, где вождь мирового пролетариата изображен с гипертрофированным задом. Надо было не тут смотреть.

Мы сидели на скамейке под тополем, вечерело, и в сирени начали щелкать соловьи…

Вот сейчас я думаю: в какое страшное время мы жили. Этот просмотр альбома с репродукциями работ сюрреалистов мог нам с Анатолием стоить дорого: в сексотах недостатка не было, да и без них нужная информация попадала точно «туда, куда надо». К нашему счастью, в нашем поселке на окраине питерского пригорода Мишка слыл треплом и балалайкой, поэтому его болтовню всерьез никто не принимал.

Но вернемся к нашей теме. После смерти первенца убитую горем жену отец художника отвез на озеро Рекесенс, известное своей целебной водой, неподалеку от Фигераса. Это красивое место в предгорьях Пиренеев так понравилось матери художника Фелипе Доменеч, что она даже расплакалась. Это горное озеро Сальвадор Дали изобразил в виде выбросившегося на берег кита в своей работе «Пляж с телефоном», выполненной в 1938 году. Здесь, судя по всему, и началась внутриутробная жизнь художника. В своей книге «Тайная жизнь» Дали уверяет, что помнит свое пребывание в утробе матери. По его мнению, жизнь до рождения — это подлинный рай, который «цветом схож с адом: он — огненно-алый, мерцающий, оранжево-золотой, вспыхивающий синими языками, текучий и теплый, липкий и в то же время недвижный, крепкий, симметрично выверенный». Как точно просматриваются здесь колористические приоритеты мастера; более подробно он пишет о своей палитре в другой книге — «50 магических секретов мастерства», необходимой, на мой взгляд, в библиотеке всякого художника, — так много там умозрительных и практических советов, весьма ценных с точки зрения и техники живописи.

В том же внутриутробном раю он созерцал и «яичницу из двух яиц без всякой сковороды», которая «то нависала, то отплывала куда-то в сторону, вверх или вниз, и застывала перламутровыми шарами — а то и драгоценными жемчужинами! — а после пропадала во тьме — постепенно, как луны, клонящиеся к ущербу».

Некоторые исследователи полагают, что это вариации на тему известной в то время книги Отто Ранка «Родовые травмы», однако сам автор называет другие истоки: «Психоанализ связывает внутриутробное бытие с жизнью в раю, а рождение, драму рождения, — с одним из главных мигов нашей жизни — мигом о потерянном рае».

1 …

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.

Картина Дали «Сумеречный старик»

Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.

Сальвадор Дали в молодости

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.

Картина Дали «Корзинка с хлебом»

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.

«Автопортрет» Дали

Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Сюрреализм на практике: 7 модных идей Сальвадора Дали и Эльзы Скиапарелли

Париж 1930-х годов был эпицентром авангардного искусства. Неудивительно, что именно там встретились итальянская кутюрье Эльза Скиапарелли и испанский сюрреалист Сальвадор Дали. Их сотрудничество стало первым примером коллабораций художников и дизайнеров, без которых сегодня трудно представить модную индустрию.

Скиапарелли, как и ее друзья-сюрреалисты, считала, что у искусства и моды одна цель — обогатить и углубить понимание мира, который нас окружает. Эльза сотрудничала с Рене Магритом, Мерет Оппенгейм, Жаном Кокто, Альберто Джакометти и множеством других художников, которые не входили в узкий круг сюрреалистов. Однако самые интересные работы, вроде платья с омаром или броши в виде глаза, она делала вместе с Сальвадором Дали. Рассказываем о созданных вещах художника, которыми дизайнеры вдохновляются и по сей день.

Газетный принт

Сальвадор Дали начал сотрудничать с Эльзой Скиапарелли в 1935 году. Первой совместной работой стал принт с газетой: художник предложил Эльзе вырезать статьи с упоминанием ее имени и поместить их на шелковый платок. В 2000 году эту идею интерпретировал Джон Гальяно в кутюрной коллекции Dior, а на экране ее увековечила Сара Джессика Паркер, появившись в платье с принтом в сериале “Секс в большом городе”.

Жакет с выдвижными ящиками

В 1936 году Дали пишет картину “Антропоморфный кабинет”, на которой женское тело изображено в виде комода. По ее мотивам он создает сюрреалистическую коллекцию костюмов и пальто для Schiaparelli, где вместо карманов на одежде появляются выдвижные ящики с пластиковыми ручками.

Платье с омаром

В 1937 году Скиапарелли попросила художника создать платье для Уоллис Симпсон, герцогини Виндзорской. Ради женитьбы на дважды разведенной актрисе британский король Эдуард VIII отрекся от престола. Дали решил сделать платье символичным: он нарисовал омара, которого считал самым “сексуальным” животным из-за его мяса с натуральным эффектом афродизиака. На съемках Сесила Битона, который фотографировал Уоллис в платье, художник предложил выдавить майонез — для большей реалистичности. Герцогине идея не понравилась.

Шляпка в виде женской туфли

На создание шляпы Скиапарелли вдохновила фотография Дали с женской туфлей на голове, сделанная его женой Галой в 1933 году. В своей биографии Эльза шутила, что только светская львица Дейзи Феллоуз, “самая обсуждаемая из хорошо одетых женщин, высшее слово элегантности в то время, имела смелость носить ее”. Вместе с Дали она также выпустила коллекцию шляпок в виде бифштекса, телескопа, телефона и руки.

Сюрреалистичные аксессуары

Художник создал пудреницу в виде телефонного набора, перчатки с накрашенными ногтями, броши в виде глаз и разных частей тела, а также несколько флакончиков духов. Вдохновившись формой губ голливудской актрисы Мэй Уэст, постоянной клиентки модного дома, Дали создал диван для ателье Schiaparelli на Вандомской площади.

Платье-скелет

В 1938 году Скиапарелли представила платье “Скелетон”, вдохновившись рисунком Дали с изображением женского скелета. В обтягивающее платье из черной вискозы она вшила подкладки, напоминающие ребра. Оно было создано лишь в одном экземпляре, — вряд ли платье с костями было тем, что хотели носить женщины 30-х годов, — но это не помешало ему спустя десятилетия стать вдохновением для многих дизайнеров, включая Александра Маккуина.

Рваное платье

Как и платье-скелет, “Рваное платье” 1938 года предвещает ужасы Второй Мировой войны, с началом которой заканчивается сотрудничество двух гениев сюрреализма. Дали уехал в США, а Скиапарелли продолжала создавать униформу для Армии спасения и кутюрные костюмы для бомбоубежищ, вместе с тем помогая собирать средства на лекарства.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.

Картина Дали «Постоянство памяти»

Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо — «Сюрреализм — это я!».

Картина Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»

После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.

Картина «Загадка Вильгельма Телля»

За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

Скульптура Дали «Телефон-омар»

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала — Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».

Картина Дали «Сон Венеры»

Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Сальвадор Дали, «Осеннее каннибальство», «Сон»

Прославленный и возведенный в ранг непревзойденного гения при жизни художник-сюрреалист, овладевший в совершенстве академической техникой живописи, был назван «целой эпохой в истории искусства XX в.». Родился Сальвадор Дали в семье испанского адвоката, уже с детских лет занялся рисованием. В 17 лет он поступил в Мадридскую школу живописи. Начав с подражания старым мастерам, особенно Босху, Дали постепенно выработал собственный неповторимый стиль. Признание и слава приходят к нему в относительно молодом возрасте — 37 лет, после ретроспективы картин в Нью-Йоркском музее современного искусства. В это время Дали был уже «осознанным» сюрреалистом.

В самых ранних работах Дали проявил себя как незаурядный художник, легко владеющий светом и пространством, сдержанный и в то же время начинающий проявлять совершенно личностную живописную манеру. Приверженность традициям сыграла, пожалуй, немаловажную роль в творчестве Дали, великолепнейшая техника, как ничто другое, подчеркивает в последующем выразительность его фантасмагорий.

Встреча молодого Дали с Пикассо окончательно направила его творческий путь к сюрреализму — выражению художественным способом глубинной мысли, холстовому отображению чего-то, происходящего внутри человеческого мозга, не обремененного контролем разума. Возникшая еще в начале века теория психоанализа в некотором смысле сформировала и поддерживала авторитет сюрреалистов, писавших мир сновидений, в которых бессознательное сплетает причудливые образы, проживаемые в глубине эмоции с долей сверхчувственного и интуитивного. Именно таким виделось сюрреалистам собственное творчество, далеко выходившее за рамки описательности.

Образы, создаваемые Дали, ошеломляют и привлекают к себе внимание и даже сковывают, внедряясь в сознание вопреки желанию зрителя. Иррациональное изображение, «вынырнувшее» из подсознания художника, оживает с потрясающей реальностью, двигаясь на полотне и существуя вопреки здравому смыслу. Сам художник, считавший себя достигшим совершенства в искусстве, говорил, что не понимает собственных картин, однако это не только не лишает их смысла, но и углубляет проникновение в сферу неосознаваемого.

Картина «Осеннее каннибальство» посвящена гражданской войне в Испании. Два «иберийских существа», необычных, слившихся в странном единстве, расположились на фоне каменистого пейзажа. Более чем своеобразное соитие существ с деформированными головами сонно и деловито; тонкие изысканные пальцы их помогают им же поедать друг друга. Уютный уголок с чистым белым домиком на заднем плане картины и правильными ухоженными деревьями — это пейзаж Испании. Множество мелких деталей, будничных, и даже обыденных, обостряет ощущение реальности происходящего.

В мире картин Дали живет предначертание и предупреждение, общечеловеческое погружение в сон, за которым должно последовать пробуждение. До становления сюрреалистической манеры письма Дали овладеет практически всеми известными направлениями в живописи, в последующем мастерски совмещая необходимые ему элементы тех или иных направлений. Интересным «нововведением» для молодого художника стало использование в своих работах чисто кинематографического трюка — коллажа, пришедшего к Дали после совместных с режиссером Бюнюэлем работ над фильмами «Андалузский пес» и «Золотой век».

В каждой своей работе Дали буквально испещряет холст множеством деталей, композиции настолько сложны, что простое описание картин невероятно сложно. Раскол в среде сюрреалистов делает Дали центральной фигурой вновь образовавшегося центра в Париже, в это же время он знакомится с женщиной своей жизни Еленой Дьяконовой, которая стала его постоянной Музой и своего рода путеводной звездой, запечатленной на множестве работ в совершенно разных образах.

Картины Дали чрезвычайно сложны не только для описания, но и в первую очередь для понимания. Сам автор признавался, что за созданием очередной работы стояло не осмысление, а скорее глубокое интуитивное воспроизведение того, что будет понято когда-то. Живопись Дали становится своего рода самостоятельным, требующим к себе пристального внимания и прислушивания всего человечества явлением. На видения Дали обращали свои взоры люди во всем мире, слава и признание гения Дали отводили на задний план творчество многих замечательных живописцев XX в.

Зреющий Дали стремительно совершенствует сюрреализм, привнося в него «ощутимые рассматривания» времени и пространства. Фантастические сюжеты, выполненные великолепной классической техникой, ставят молодое направление в живописи на несоизмеримо более высокий уровень.

Такова и его картина «Сон». Голова спящего поддерживается костылями, ее положение настолько неуравновешенно, что передается ощущение летучести и непостоянства иллюзорного отрешения человека. Фантастические сновидения, заполняющие фон картины, испещрены бесчисленным множеством разноплановых деталей, создающих видимость близости к реальному. Идея подсознательного, ведущая творчество сюрреалистов, отражена в этой работе Дали особенно четко.

В годы Второй мировой войны Дали уезжает в США, где развивает кипучую деятельность: ставит балеты, рисует декорации, пишет много и плодотворно. В послевоенные годы его творческий поиск совпадает с поиском духовной истины, именно поэтому он обращается к библейским мотивам, находя в них веру, оттачивая свое мастерство все острее и острее. Наделенный от природы необыкновенным живописным даром, Дали всю жизнь реализовывал этот талант, доведя его до признаваемого человечеством гения.

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии

в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.

Картина Дали «Слоны»

С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.

Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»

Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.

Сальвадор Дали с муравьедом

Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.

Дом-музей Дали «Дворец Ветров»

В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни — Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

Сальвадор Дали и Гала Элюар

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Сальвадор Дали с женой

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Смерть

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.

Могила Сальвадора Дали

Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: