Краткая биография
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617, Севилья – 1682, Севилья) — главный представитель высокого барокко и один из известнейших испанских художников. В 1627 идет в обучение к Хуану де Кастильо. Испытывает большое влияние Франсиско де Сурбарана и Хусепе де Риберы. Примерно с 1650 ориентируется на произведения Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Рафаэля. Затем Мурильо развивает собственный воздушный стиль с нежными контурами, красками мягких тонов и серебряной или золотой дымкой. Мурильо предпочитает религиозные темы и жанровые сцены. Работает в основном в Севилье и в 1660 становится соучредителем академии искусств.
Мурильо
МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство
Едоки дыни и винограда (ок. 1650). Старая Пинакотека, Мюнхен
«Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам Мурильо. Здесь он попытался решить задачу, которую еще не ставил перед собой, — задачу изображения натуры при естественном освещении. Оба маленьких героя картины сидят на земле. Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. Мы не слышим, о чем беседуют мальчики, не знаем их отношений, но автор столь зримо передает живописными средствами их разговор, столь рельефно рисует их характеры, что нам невольно кажется, будто мы давным-давно знаем этих оборвышей.
«Хозяин положения» здесь, по-видимому, мальчик с дыней. Говорят нам об этом и его взгляд на приятеля — сверху вниз, — и слегка насмешливое выражение лица, а также и то, что дыня лежит у него на коленях (он «оделяет», второй же мальчик — принимает). На лице его товарища, напротив, написана нерешительность (кажется, он и немного младше своего «благодетеля»). Он, впрочем, пытается замаскировать ее, преувеличенно-щегольским жестом отправляя в рот кисть винограда.
«Едоки дыни и винограда» предвещают собой рождение воздушного стиля Мурильо (стиля вапоросо), прославившего его. В «Едоках» он уже совершенно по-новому, сравнительно с картинами предыдущего периода, подходит к созданию свето-воздушных эффектов, но еще не вполне справляется с поставленными перед собою задачами. Мурильо, по-видимому, и сам чувствовал, что ему не удается достичь желаемой осязаемости света и воздуха. Он работал густым, пастозным мазком, требовавшим четких границ между атмосферным окружением и объемами. Естественно, «воздушности» такой мазок не способствовал.
Впрочем, в «Едоках дыни и винограда» Мурильо сумел довольно оригинальным способом обойти это затруднение. Он разбросал по полотну пятна цветов и теней различной интенсивности. Эффект «пятнистости», созданный таким образом, успешно имитировал будущий воздушный стиль Мурильо,
Необходимо отметить также особенную теплоту живописи Мурильо («Едоки дыни и винограда» — одна из самых показательных в этом смысле картин), которая околдовывала многие поколения зрителей. Этих удивительных тонов мастеру удавалось достичь во многом благодаря грунтовке. В Севилье для ее изготовления использовали гончарную глину (из нее также делали и кирпичи), смешанную с льняным маслом и клеем. Такая грунтовка сообщала картине розовато-коричневый оттенок. Именно этот оттенок, кстати, позволяет с легкостью отличить севильские работы Диего Веласкеса, знаменитого соотечественника Мурильо, от его же мадридских полотен.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Примечания[ | ]
- ↑ 12
https://www.museodelprado.es/en/the-collection/art-work/the-immaculate-conception-of-los-venerables/76179d81-beaf-4f9e-9a05-ef92340a00d1 - The Immaculate Conception of the Venerables, or of Soult (неопр.)
. Spain Is Culture. Дата обращения 3 марта 2020. - ↑ 12
Cédric Gruat,
op. cit. - Journal de l’art espagnol pendant le siècle d’or
- The Immaculate Conception of Los Venerables (неопр.)
. Museo del Prado. Дата обращения 10 марта 2020.
Испанская живопись с XVI по XVII векX — Бартоломе Эстебан Мурильо
Примечания
62 Bartolome Esteban Murillo крещен в церкви S. Magdalena в Севилье 1 января 1618 г.; потеряв в 1627 г. отца (Гаспара Эстебана) и в 1628 г. мать (Марию Перес), юноша был отправлен своим опекуном, хирургом Хуаном Аугустином Ласаресом, женатым на Анне Мурильо, к позднему «романисту» Хуану дель Кастильо; послед ний покидает в 1639 г. Севилью, и юноша с тех пор начинает сам искать себе за работка, расписывая знамена для флота и занавеси для церквей, а также исполняя заказы для коллегии св. Фомы и для монастырей «de la Merced» и Regina Angelorum; рассказы вернувшегося из Нидерландов Мойи якобы побудили Мурильо отправиться в 1642 г. в путешествие, однако накопленных денег ему хватило лишь до Мадрида, где он сблизился с Веласкесом, открывшим для его изучения богатейшие сокрови ща живописи во дворцах; в это же время сказывается влияние на мастера Риберы, произведения которого Мурильо также мог видеть как в Мадриде, так и в Севилье; в 1645 г. М. возвращается в родной город и здесь быстро завоевывает популярность; работы, исполненные им в 1645 и 1646 гг. для монастыря Сан-Франсиско, частью еще выдают робость (особенно картина «Св. Диего насыщает бедняков», написан ная, вероятно, еще до поездки в Мадрид и находящаяся ныне в Мадридской Ака демии), в других сказывается влияние «романистов» и Сурбарана (музей в Тулузе, собрания Ford в Лондоне и P. W. S. Miles в Kings Weston); однако вскоре мастер находит вполне свой особенный стиль, и уже картины из того же монастыря Сан-Франсиско в Лувре и в Дрезденской галлерее — «типичные Мурильо», по существу мало чем отличающиеся от работ позднейшего времени; в 1646 г. Мурильо женится на донье Беатрисе де Кабрере-и-Сотомайор, а в 1648 г. у супругов рождается стар шая дочь, ставшая впоследствии доминиканской монахиней в монастыре Madre de Dios; крестным отцом старшего сына Мурильо, Габриэля, также постригшегося в монахи, был знаменитый «покаявшийся Дон Жуан Севильи XVII в.» Мигуэль Ма-ньяра, имя которого мы еще встретим в биографии Вальдеса Леаля; к 1655 г. отно сятся образа «Св. Исидор» и «Св. Леандр» в соборе; 9 марта 1656 г. (в год создания «Менин» Веласкеса) капитул собора заключает с мастером контракт, обязавший его написать грандиозную картину «Видение св. Антония» (окончена уже к 21 ноября того же года; поныне в соборе), причем Мурильо просто обозначен в договоре, как «лучший живописец города»; в 1660 г. М. избран президентом только что основан ной Академии (интриги Вальдеса Леаля заставляют его вскоре отказаться от этой должности); приблизительно с 1665 г. Мурильо начинает работать для церкви мо настыря S. Maria la Blanca, перестроенной в 1659 г. (лучшие картины ныне в Прадо и в Лувре); в том же году, 4 июня, он вступает в избранное братство «de la Caridad»; для монастыря этой же Hermandad, пользовавшейся особенными благодеяниями Маньяры, Мурильо исполняет с 1671 по 1674 гг. ряд своих шедевров, из которых некоторые остались на местах, другие украшают Эрмитаж, Прадо и лондонский Stafford House; столь же значительна была и следующая работа мастера — для мона стыря капуцинов на окраине города (ныне почти все картины в Севильском музее, главная же картина — в Кельнском музее); к концу 1670-х гг. относятся работы для августинского монастыря и для госпиталя братства «Venerables Sacerdotes»; послед ним произведением мастера является алтарь в монастырской церкви капуцинов Кадиса, во время писания которого Мурильо упал с лесов и получил тяжкие по вреждения; умер мастер вскоре после этого в Севилье, в 5 ч. вечера 3 апреля 1682 г. (жена его умерла до него); похоронен Мурильо в капелле церкви S. Cruz, в то вре мя украшенной любимой его картиной Педро Кампаньи «Снятие со Креста» (ныне в соборе). Наилучшим образом Мурильо представлен — кроме Севильи — в Прадо, в Эрмитаже и в Лувре. До XVIII в. слава мастера была скорее локального характе ра; значение же мирового художника он получает после того, как масса его картин была вывезена стараниями королевы Изабеллы Фарнезе в Мадрид. Из обширной литературы о Мурильо мы ограничимся указанием на следующие труды: D. F. М. Tubino «Murillo», Sevilla, 1864 г.; Luis Alfonso «Murillo el hombre, el artista у las obras», Barcelona, 1886 г.; С. Justi «Murillo», Leipzig, 1904 г.; A. F. Calvert «Murillo», London, 1908 г.; G. C. Williamson «M.», London, 1903 г.; A. L. Mayer «Murillo» в серии «Klassiker der Kunst», Stuttgart, 1913 г.; P. Lefort «M. et ses eleves», Paris, 1892 г.; F. A. De Valencienne «Murillo у los Capuchmos», Sevilla, 1908 г.; Curtis «Velasquez and Murillo. A descriptive Catalogue», New-York, 1883 г.; H. Knackfusz «M.» в серии «монографий Кнакфуса». Bielefeld — Leipzig, 1904; H. v. d. Gabelentz «M. als Maler Kirchlicher Visionen» в «Deutsche Revue», 1909 г., I; C. G. E. Lindner «Murillos Madonnen» в «Kunstfreund», XXIII, 1907 r.
Мадонна с младенцем
Андреа ди Бартоло «Мадонна с младенцем» (1380-1390-ее) Панель, темпера. 30 × 18.6 см Национальная галерея искусств, Вашингтон Когда художник пишет на холсте женщину и показывает одну грудь, более благоприятное впечатление от образа складывается в тех случаях, когда на модели надето что-нибудь свободное и неопределенное по форме, и тогда только от мастерства самого живописца зависит, насколько изящно ткань будет вести себя на полотне. Но тщательным образом скроенные и подогнанные по фигуре одежды эпохи Ренессанса уводили базовые эстетические импульсы далеко в сторону от той свободы и бесформенности, которая была характерна для средневекового костюма, и соответствовали той общей тенденции к четким и резким репрезентативным стилям, которая воцарилась по всей Европе. Мода XV века — как в искусстве, так и в одежде — препятствовала развитию каких бы то ни было вкусов, мирящихся с беспорядком в области женского лифа. И при всем этом корсет тогда поднимал грудь вверх, дамы, как правило, носили довольно глубокое декольте, а в светской поэзии прекрасная грудь была вполне устойчивым объектом восхищения. Тем не менее вплоть до самого конца XV века одинокая обнаженная грудь — грудь сугубо материнская. Когда в искусстве раннего итальянского Возрождения Дева Мария обнажала грудь, чтобы дать ее младенцу Иисусу, грудь эта появлялась из разреза на платье этакий бледный одинокий холмик возникающий из безбрежного моря ткани. Фламандская мадонна того же периода кормила младенца поверх верхнего обреза роскошного платья и грудь у нее была реалистичнейшим образом выписана, но непропорционально мала в сравнении с телом. Эту единственную кормящую грудь не обрамлял ни единый сантиметр голой плоти сверх необходимого кормление имело серьезный и возвышенный характер, в нем не было ровным образом ничего чувственного, и одежда, которую носили Мадонны в искусстве начала XV века, тоже была весьма строгой. Платья эти были того же кроя, что и реальные современные им вещи, но для создания подобающей священной атмосферы их украшали сверх обычного и изображали в наиболее выгодны ракурсах. Фигуры, изображающие Деву, могли быть облачены в подобные же платья и во время торжественных шествий, но платья эти в равной мере и не стилизовались, и не должны были выглядеть как повседневные.
Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Младенцем» (около 1670) Холст, масло. 166 х 115 см. Дрезденская галерея, Германия Дрезденская картина необычайно красива. Это один из лучших образцов позднего периода творчества художника. В указанное время Мурильо создал большое количество картин на темы непорочного зачатия Девы Марии, Мадонны с Младенцем и другие религиозные сюжеты. Женские и детские образы мастера всегда необычайно трогательны. При всей очевидности религиозной природы и предназначения этих картин они демонстрируют обычные человеческие типы — во всей их безыскусности, естественности, непосредственности. Мадонна на этих полотнах и дрезденской, быть может, в первую очередь, — еще совсем юное создание. Она трогательно защищает Сына, хотя ясно, что сама нуждается в защите — удивительное художественное воплощение силы, заключенной в слабости. И поскольку мы можем констатировать эту особенность и в других картинах Мурилью на этот сюжет, то, очевидно, можно говорить об определенной религиозно-философской концепции художника, воплощенной необычайно ярко.
Ссылки[ | ]
- The Immaculate Conception of Los Venerables (неопр.)
. Museo del Prado. Дата обращения 10 марта 2020. (англ.)
Работы Мурильо | |
|
Описание[ | ]
«Непорочное зачатие (Уолпола)» Мурильо, ок. 1680. Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Мурильо за свою жизнь написал около двух дюжин полотен «Непорочного зачатия». В большинстве из них Дева Мария изображена в белом одеянии и синей мантии. На картине «de los Venerables» юная прекрасная Дева Мария стоит на полумесяце, скрестив руки на груди, её взгляд устремлён на небеса. Она как бы легко возносится на небо в окружении света, облаков и ангелов. В манере Мурильо было смешение Непорочного зачатия и Вознесения. «Непорочное зачатие de los Venerables» является одним из наиболее выразительных полотен «Непорочного зачатия» живописца. Оно отличается своей триумфальной направленностью и полным отсутствием традиционных символов башни Давида, запечатанный фонтан, пальмы либо кипарис. Эти символы в своё время были представлены в изначальной раме картины, которая до сих пор находится в Севильи в резиденции «de los Venerables Sacerdotes» (ныне музей). Близкая по иконографии картина «Непорочное зачатие» Мурильо находится в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге[5].