ГАЛЕРЕЯ JART
Жозеф Фернан Анри Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии, родился 4 февраля 1881 года в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Фернан учился в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре. Здесь, но задумался о своей дальнейшей судьбе, и понял, что хочет стать архитектором. В 1897- 1899 годах он учится у архитектора в Каннах. Здесь же он познает азы графики. Следующие два года он живет в Париже, где занимается, по сути, тем же самым, работает чертежником у архитектора. Свободное время он проводит в Лувре. Его особое внимание привлекают работы импрессионистов. Их влияние чувствуется в его ранних работах. Он был потрясен посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых». В 1908 году Леже поселяется в так зазываемом «Улье», доме с мастерскими, где нашли приют будущие гении. Здесь он знакомится с Архипенко, Лораном, Сутиным, Шагалом, Делоне. Здесь часто бывают Макс Жакоб, Аполлинер, Реналь и другимие известные люди. Некоторые из них становятся его друзьями. В 1909 году Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся все более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере, в своих станковых произведениях.Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работает в театре и кино.
Леже создал оригинальный стиль в изображении человеческих фигур и предметов из предельно обобщенных цилиндрических, округлых форм, напоминающих машины. В этом новом воззрении все получает организованность.
Художник утверждает:
«Современная индустрия раскладывает, анализирует, постигает тысячи найденных сложений, отклоняет и отбрасывает все неясное и неопределенное… Человеческое тело рассматривается как вещь. Лицо, его пластическая ценность — шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются».
Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы. Леже любил повторять, что цвет и форма — не изобразительные средства, а «самоценности», придающие характер вещам.
«Индустриальный стиль» художника был утонченным по своим цвето-пластическим качествам и оказал большое влияние на декоративное искусство. Не случайно и сам Леже «пришел» в монументально-декоративную керамику, мозаику, витраж, гобелен.
ФернанЛеже
Жозеф Фернан Анри Леже́ (Joseph Fernand Henri Léger Léger, 1881—1955) — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.
Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урожденная Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.
1890—1896 Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре 1897—1899 Учится у архитектора в Канне 1900—1902 Едет в Париж; работает чертежником у архитектора 1902—1903 Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале 1903 Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр.В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма. 1904—1907 Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году 1908—1909 Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино. 1910 Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение» 1911-вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе. Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета 1912 Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера 1913 В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и ее изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни 1914—1916 В мае 1914 г. выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом. Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом 1917 Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы 1918—1919 Напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон» 1920 При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье. Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых» 1921 Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом 1922 Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре 1923 Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых» 1924 Ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном, Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной 1925—1927 С известным трудом удается выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам 1928 Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже 1929 Вместе с Озанфаном открывает Современную академию 1930 Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером 1931 Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго. Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля 1932 Преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны. Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена 1933 Большая выставка в Цюрихе, в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь» 1934 Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни» 1935 На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается в Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго 1936 в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства 1937 Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки, где знакомится с Аалто 1938—1939 Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме 1940—1945 Живет в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а также присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. 1950 завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси. 1951 Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. 1952 В феврале женится на Наде Ходосеевич, с 1942 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. 1953 Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». 1954 Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.
Биография[ | ]
Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урождённая Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.
Хронология[ | ]
- 1890—1896 — Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре
- 1897—1899 — Учится у архитектора в Канне
- 1900—1902 — Едет в Париж; работает чертежником у архитектора
- 1902—1903 — Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале
- 1903 — Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр. В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма.
- 1904—1907 — Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году
- 1908—1909 — Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо — Таможенником. С 1909 года Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также и керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.
- 1910 — Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение»
- 1911 — Вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе. Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета
- 1912 — Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера
- 1913 — В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и её изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни
- 1914—1916 — В мае 1914 года выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом. Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом
- 1917 — Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы
- 1918—1919 — Напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон»
- 1920 — При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье. Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых»
- 1921 — Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом
- 1922 — Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре
- 1923 — Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых»
- 1924 — Ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном, Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной
- 1925—1927 — С известным трудом удаётся выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам
- 1928 — Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже
- 1929 — Вместе с Озанфаном открывает Современную академию
- 1930 — Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером
- 1931 — Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго. Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля
- 1932 — Преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны. Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена
- 1933 — Большая выставка в Цюрихе, в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь»
- 1934 — Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни»
- 1935 — На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается с Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго
- 1936 — в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства
Ф. Леже. Большой подсолнух, 1952
[7]
Полихромная скульптура (крашенная бронза). Высота 354 см. Музей изящных искусств, Монреаль, Канада
- 1937 — Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки, где знакомится с Аалто
- 1938—1939 — Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме
- 1940—1945 — Живёт в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 года Возвражается во Францию. Также в 1945 году он становится членом Французской коммунистической партии.
- 1946—1947 — Отец Р. П. Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 году. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии.
- 1948 — Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Сергея Прокофьева в постановке Сержа Лифаря в Театре Елисейских Полей. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а также присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
- 1949 — Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.
- 1950 — Завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси.
- 1951 — Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе.
- 1952 — В феврале женится на Наде Ходасевич, двоюродной сестре поэта, с 1924 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюр-Иветт. В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Биеннале в Венеции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе.
- 1953 — Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода».
Большой парад. Мозаика, 1953—1958Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
- 1954 — Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре.
- 1955 — Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Биеннале искусства в Сан-Паулу. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Иветт в Иль-де-Франс. Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.
Произведения
- «Обнажённые в лесу», 1909—1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло;
- «Дама в голубом», 1912, Публичное художественное собрание, Базель
- «Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия;
- «Джоконда и ключи», 1930, Музей Леже, Биот
- «Строители», 1951, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
- мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952).
Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодёжном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968).
Биография
Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урождённая Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.
Хронология
- 1890—1896 — Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре
- 1897—1899 — Учится у архитектора в Канне
- 1900—1902 — Едет в Париж; работает чертежником у архитектора
- 1902—1903 — Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале
- 1903 — Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр. В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма.
- 1904—1907 — Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году
- 1908—1909 — Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо — Таможенником. С 1909 года Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также и керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.
- 1910 — Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение»
- 1911 — Вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе. Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета
- 1912 — Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера
- 1913 — В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и её изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни
- 1914—1916 — В мае 1914 года выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом. Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом
- 1917 — Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы
- 1918—1919 — Напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон»
- 1920 — При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье. Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых»
- 1921 — Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом
- 1922 — Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре
- 1923 — Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых»
- 1924 — Ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном, Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной
- 1925—1927 — С известным трудом удаётся выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам
- 1928 — Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже
- 1929 — Вместе с Озанфаном открывает Современную академию
- 1930 — Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером
- 1931 — Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго. Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля
- 1932 — Преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны. Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена
- 1933 — Большая выставка в Цюрихе, в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь»
- 1934 — Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни»
- 1935 — На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается с Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго
- 1936 — в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства
Ф. Леже. Большой подсолнух, 1952
[7]
Полихромная скульптура (крашенная бронза). Высота 354 см. Музей изящных искусств, Монреаль, Канада
- 1937 — Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки, где знакомится с Аалто
- 1938—1939 — Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме
- 1940—1945 — Живёт в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 года Возвражается во Францию. Также в 1945 году он становится членом Французской коммунистической партии.
- 1946—1947 — Отец Р. П. Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 году. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии.
- 1948 — Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Сергея Прокофьева в постановке Сержа Лифаря в Театре Елисейских Полей. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а также присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
- 1949 — Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.
- 1950 — Завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси.
- 1951 — Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе.
- 1952 — В феврале женится на Наде Ходасевич, двоюродной сестре поэта, с 1924 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюр-Иветт. В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Биеннале в Венеции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе.
- 1953 — Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода».
Большой парад. Мозаика, 1953—1958Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
- 1954 — Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре.
- 1955 — Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Биеннале искусства в Сан-Паулу. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Иветт в Иль-де-Франс. Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.
Яркие истории о художнице Наде Леже
Надя Леже – художница, представительница авангарда начала ХХ века, а также женщина с неординарной судьбой. О жизни Нади Леже запросто можно снимать фильмы в приключенческом жанре. Впрочем, сегодня ее биографию вполне можно бы было публиковать и как историю успеха.
Чарльз Васнер Портрет Нади Ходасевич
Итак, Надя Леже (в девичестве Ходасевич) родилась в белорусской деревне Осетище, сейчас это территория Витебской области, а в 1904 году, когда родилась будущая художница, это была Витебская губерния Российской Империи.
Семья была бедной крестьянской семьей, как и все семьи в те времена многодетной. В семье было 9 детей. Еще более осложнила жизнь семьи Ходасевичей Первая мировая война, которая началась в 1914 году. Военные действия проходили на территории Беларуси, отец Нади ушел на фронт … И, возможно, если бы не революция 1917 года, шансы Нади Ходасевич стать художницей равнялись бы нулю.
Надя Леже
История первая – статья в журнале
Надя Ходасевич рисовала с самого детства. Ни ее родители, ни соседи не могли понять такого увлечения деревенской девочки. Сама Надя Леже, уже будучи известной парижской художницей, вспоминала, что ее всегда привлекал цвет. Зеленый цвет мокрой травы, голубое небо, отражающиеся в лужах – все это она пыталась передать на своих первых зарисовках. Плюс лица знакомых людей. Эти две темы – цвет и портреты — будут присутствовать на картинах Нади Леже в течение всей ее жизни.
Все начинается с мечты
В поисках лучшей доли семья Ходасевичей переехала в город Белёв (сейчас это город в Тульской области Россия). И вот в этом городе в руки уже повзрослевшей девушке попался журнал со статьей о французской живописи. Надя Ходасевич вырвала статью из журнала и всегда носила ее с собой. Так зародилась ее мечта – быть художницей в Париже.
«Москва — это революция, Париж – это живопись» — так думала Надя Ходасевич в годы своей юности и в итоге сделала все, чтобы оказаться в Париже
В 1919 году Надя Ходасевич покидает семью, которая так и не приняла ее желания во чтобы то ни стало стать художницей, и уезжает в Смоленск. В Смоленске девушка оказалась не случайно, она узнала, что в этом городе открылись Государственные свободные мастерские — «Свомас». В данных мастерских также работал филиал Витебского УНОВИС — объединение художников-авангардистов, созданное Казимиром Малевичем, который в те годы жил и работал в Витебске.
«Колхозницы» Надя Леже
И в Смоленске, и в Витебске в самом воздухе в те годы витали идеи революционного изменения мира посредствам искусства и революции в самом искусстве. Идеи и работы Малевича также повлияли на творчество Нади Леже – геометрические фигуры и цвет – все это будет неизменно присутствовать в работах Нади Леже.
Жизнь в Смоленске не была легкой, помимо учебы Наде приходилось работать нянькой, чтобы прокормить себя.
На фото Надя Леже в своей мастерской среди автопортретов и картин
А вскоре взгляды Казимира Малевича на искусство разочаровали Надю Ходасевич. Пятнадцатилетней девушкой, которая мечтала о живописи, о Париже, о высоком искусстве, идеи Малевича об утилитарной функции искусства были восприняты в штыки. И Надя решила ехать – ехать в Париж.
«Да ведь без живописи человек обеднеет!» Надя Леже
История вторая – Варшава и модные шляпки
В Варшаву Надя Ходасевич приехала так же, как и в Смоленск – без гроша в кармане. Для нее Варшава была промежуточной остановкой между Смоленском и Парижем, но в итоге в Варшаве Надя Ходасевич проведет гораздо больше времени, чем планировала.
В Варшавскую Академию художеств Надя Ходасевич поступила без экзаменов. Жилье нашла при монастыре. А подрабатывать начала модисткой – шить модные в те времена шляпки.
Шляпки от Нади Леже
Шить шляпы она не умела и поэтому пошла на хитрость. Надя обошла всех варшавских шляпниц, и просила каждую из них научить ее делать какую-то маленькую работу, так как все остальное она умеет, а вот этой малости ей не хватает. В итоге она научилась шить шляпки. Наверное, из нее могла бы получиться отличная модистка, так как клиенток у Нади было много и ее шляпки им нравились, но вот мечта у нее была совсем другой – стать художницей.
Автопортрет Надя Леже
Также в Варшаве Надя Леже вышла замуж за своего однокурсника Станислава Грабовского. Вместе с мужем она и уедет в Париж, не зная языка, но уже хотя бы с некоторой суммой денег. В Париже у них родится дочь. Но брак не будет долгим.
Свадьба и Париж
В Париж Надя и Станислав убежали от родителей Станислава, богатых людей, которые резко выступали против деревенской девушки в качестве своей невестки. А уже в Париже Станислав начнет завидовать Наде. Так как Надя Ходасевич, по его мнению, оказалась более талантливой художницей, чем он. Двое художников в одной семье так и не смогли ужиться.
Фернан Леже. Портрет Нади Леже
В Париже Надя Ходасевич прошла стажировку в Академии современного искусства, которую возглавлял французский художник Фернан Леже. Но женой Фернана Леже Надя Ходасевич станет гораздо позже — после Второй мировой войны, в 1952 году.
В довоенные же годы Надя Ходасевич пытается обустроиться в Париже – продает свои картины на улице, рисует на заказ, и даже издает журнал – французско-польский авангардный журнал «L’Art Contemporain — Sztuka Wsp??czesna».
«От имени миллионов наших детей требуем мира» Надя Леже На картине ее автопортрет с дочерью
История третья — партизанка
И вот начинается Вторая мировая война. Париж оккупируют немецкие войска. А Надя Ходасевич становится участницей французского Сопротивления.
В годы Второй мировой войны Надя Ходасевич участвовала в подпольной работе в оккупированном Париже. И ей даже пришлось убегать от слежки и менять внешность. Это был единственный период в жизни художницы, когда она изменила свою прическу. Некоторое время Надя Ходасевич носила короткую стрижку и белый цвет волос, красила губы яркой красной помадой. И это был очень не привычный для нее имидж. Ведь, как вспоминала Надя Леже, остричь свою длинную косу темных волос для нее было трагическим событием. Звали Надю-подпольщицу в те годы – Жоржетт Пэно.
«Видите фото? Да, это я. И если тут не узнают меня мои внуки, я буду только рада» Надя Леже
В итоге Наде Ходасевич пришлось уехать из Парижа, но и во французской провинции она продолжала участвовать в Движение Сопротивления – ходила от деревни к деревне, рисовала портреты для местных жителей, а заодно и передавала информацию от одних подпольщиков другим.
Пабло Пикассо, Фернан и Надя Леже
Майя Плисецкая, Екатерина Фурцева и Надя Леже
Happy End
В итоге Надя Ходасевич, как и хотела, стала парижской художницей, вышла замуж за французского художника Фернана Леже, была знакома с Пабло Пикассо и дружила с Екатериной Фурцевой – министром культуры СССР.
Кстати, в 1960-е годы Надя Леже активно участвовала в культурной жизни Советского Союза – привозила выставки французских художников, поддерживала актеров из СССР на международных кинофестивалях, передала ряд своих мозаик в дар СССР. Мозаики работы Нади Леже, кстати, почему-то в итоге оказались в городе Дубна Московской области, хотя изначально должны были находиться на территории родины художницы – БССР.
Мозаики Нади Леже в городе Дубна, Москавская область На мозаиках изображены портреты известных людей, среди которых портреты Маяковского, Толстого, Чайковского и т.д.
Умерла Надя Леже в ноябре 1982 года.
Мозаики Нади Леже в городе Дубна, Москавская область
Иллюстрации к статье — фотографии из книги Л. Дубенкской «Рассказывает Надя Леже»
LiveInternetLiveInternet
Суббота, 07 Июля 2012 г. 23:02 + в цитатник Оригинал взят у veniamin1
в Просто замечательный Фернан Леже и его тубизм.
У меня есть удачный и интересный пост про знаменитого французского Тубиста (его собственный стиль-Тубизм) Фернана Леже. Я люблю его работы больше, чем классический кубизм всех периодов кубизма. Я сам иногда не только смотрю на репродукции в этом посте, но даже читаю собственный текст. Я не писал много, чтобы вас не напугать. Замечательный коммунист! (Замечательный, не потому что коммунист.) Но если вам не подходит авангард 20 века, то не позорьте себя осуждением того, чего вы не понимаете. Просто проходите прямо и сразу, после заслонки, направо. К МЕДВЕДЯМ («Утро в сосновом лесу») Шишкина Иван Ивановича и к портрету Марьи Ивановны Лопухиной работы товарища Боровиковского, Владимира Лукича. А то вдруг, возьмите и попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ и ПОНЯТЬ! Фернан Леже — замечательный.=======================Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger Лидер авангарда и тот самый художник чью одежду донашивал Сергей Довлатов. Женщина
с кошкой
1921
Конечно, основателями кубизма были Пикассо и Брак. Но Леже и ещё один художник, считаются вместе с Браком и
Пикассо теми кто развивал и создавал кубизм.
Между прочими интересный портрет дамы с кошкой.
Женщины в интерьере 1921 Леже, Фернан
Я набрал почти все работы, чтобы они были несложные для понимания.
Парочку я объясню , чтобы появилось ощущение того, что к чему и куда.
Но насиловать себя ни в коем случае не стоит. Если не хочется узнать про кубизм,
значит и не надо. Значит вам этот стиль не подходит.
Строители 1951 Между прочим я помню советские, уже послесталинские конечно, плакаты именно о стройке, на которых было заметно влияние этой работы. Наверное не только при Хрущёве, но ещё больше при Брежневе. Дело в том, что Леже стал коммунистом. На год позже Пикассо. Пикассо вступил в ФКП через два месяца после освобождения Парижа, в октябре 1944 года. А Леже вернулся из Америки только в 1945 году. И в этом же году стал коммунистом. Коммунисту наверное можно было подражать. Но только в плакате. Никто особенно не стремился вводить кубизм и последующие авангарды в СССР. Обнажённые в лесу. (1909-1910) Nudes in the Forest Уже в первые годы кубизма, Леже создал его собственный вид кубизма. Начиная с этой работы «Обнажённые в лесу». Кубизм Леже назвали ТУБИЗМ, от слова труба. Леже, Фернан; Пересечение железных дорог 1919 The railway crossing Вот что мне нравится. Какая динамика.Конечно, может быть это мне так подходит, а не другим. Первая Мировая Война оказала влияние на все виды искусства и литературы. И какое же это было влияние!! Ещё в 1915 году, в Швейцарии, собравшиеся там художники и писатели, и кто хотите создали дадаизм. Дадаизм был и практически стал антикультурой. Так на них повлияла неслыханная по страданиям и убийствам война. Они полностью разочаровались в цивилизации и в культуре. Леже страшно отравился горчичным газом в германской газовой атаке в битве под Верданом. Он выжил чудом. В 1916 году его комиссовали под чистую Механик, 1920 Леже, Фернан; (1881—1955) Леже пришел к другим результатам. Он стал верить в индустриализацию, в то, что применение везде и всюду машин и таких же достижений человека, излечит человечество от последствий ПМВ. Начиная этой работы, «Механик» Леже стал писать индустриальное, малоэмоциональное человечество. Леже, Фернан; Три женщины (1921-22) Эти обнажённые женщины написаны как почти беспристрастные куклы. И даже их кожу он написал как искусственную.Это стало новым искусством Леже. Уже в 40-х он объяснил, что человек должен стать объектом живописи и перестать быть субъектом. Это он и делал. Леже, Фернан. Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949 Когда-то были в моде книжки—«Физики шутят». Здесь—«Художники шутят» Леже, Фернан; Город 1919 The City, MoMA Это тоже удачная работы на мой взгляд. Теперь, когда вы знаете идею Леже, попробуйте оценить для себя эту работу. Идея простая. Индустриализация и город. Bargeman, 1918 by Fernand Leger Эту работу я немного расскажу. То есть постараюсь объяснить. Она примерно называется—Моряк, который работает на барже.— Посмотрите направо и вглубину налево. Вы видите дома. Леже написал баржу, на которой этот моряк проходит через Париж по реке Сене.Не бойтесь авангарда. Вы видите как это просто. Но использован современный тому времени стиль. Поэтому мы не видим моряка на барже, а только его руки, которые заканчиваются какими-то спец стальными когтями. Может быть мы видим и усатое лицо моряка. Посередине картины, чуть-чуть левее центра. Вполне возможно. То что шея предполагается и находится значительно выше не имеет значения. В Кубизме и в Тубизме голова совсем не обязана сидеть на шее. НОРМАЛЬНО. Если художнику нужно было, то голова могла находится как раз там, откуда ноги растут. Правда я не помню такого, но почему бы и нет, если надо? Посмотрите налево к краю картины и как раз, примерно, посередине левого края. Баржа идёт по Сене. Вы видите? Ничего особенного, правда? Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927 Леже был поздний. Он начал по-настоящему учиться только после армии. Поэтому он стал самостоятельным художником только в 25 лет. Сначала он учился на архитектора. В 1920-м году Леже познакомился с Корбюзье. Это стало дружбой на всю жизнь. Леже, Фернан.Витраж Леже был по-настоящему талант. Он был успешный кроме живописи, ещё и в кино и в скульптуре. Ещё между войнами он сделал интерьер квартиры Нельсона Рокфеллера. В начале 50-х его работами украсило свою штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Леже, Фернан, Натюрморт с пивной кружкой. 1921
Fernand Leger, Still Life with a Beer Mug Жена артиста Черкасова хорошо знала последнюю, русскую жену Леже. Когда стали потихоньку выпускать на пару дней за границу, она, Черкасова, побывала в Париже и привезла (она дружила с матерью Довлатова) Довлатову кожаную куртку Леже. Она была вся замасленая и в пятнах, и даже потёртая. Довлатов собирался обидеться на подарок. Но когда он услышал, чья была куртка, он её берёг, но тем ни менее носил везде. Но Довлатов, как и мы, вырос, в стране Советов, и он не оценил по-настоящему роли Леже в мировой живописи. Довлатов всё это, описал, в рассказе—«Чемодан»—почитайте. Хорошо читается. Адам и Ева. 1934 Adam and Eve. Курильщики 1912 Довлатов очень хорошо мыслил. Он не разобрался в Леже и не оценил его правильно. Наверное, потому что ему не нужно было. Сад моей матери. 1905. Фернан Леже Три Сестры Fernand Leger Строители. The Builders Это вторая работа—«Строители». Как и та первая, она оказала заметное влияние на советский плакат. Я бы даже сказал, что наверное эти две работы «СТРОИТЕЛИ» больше повлияли на плакат Брежневского времени, чем Хрущёвского. Немного странновато, но пути Господни и пути товарища Суслова, неисповедимы. Всё! Дочитывайте сами. Солдат с трубкой.
Печатник
Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger Самая дорогая работа Леже, была продана пару лет назад, за больше чем 22 мллиона американских долларов. Леже, Фернан(1881-1955)Fernand Leger умер 17 августа 1955 года. Он не дожил до 75 лет меньше чем 6 месяцев. Фернан Леже и его искусство, стали предтечей ПОП-АРТ. ПОП-АРТ это не поп-культура. Не путайте сами себя. Нажмите у меня в метках— Поп-арт— и прочтите статью с иллюстрациями.
Вениамин.
Рубрики: | Живопись и искусство/Кубизм,Тубизм Живопись и искусство/Эротика |
Метки:
Кубизм Леже Франция Тубизм эротика искусство живопись
Процитировано 1 раз
Нравится Поделиться
0
Нравится
- Запись понравилась
- Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось
0
Ретроспективу Фернана Леже собрали в Тейт Ливерпуль
В галерее Тейт Ливерпуль открывается выставка «Фернан Леже. Новые времена, новые удовольствия». Живопись, рисунки, монументальные панно, фильмы, графику и текстиль французского художника привезли из музеев Европы, в том числе и те работы, которые никогда не показывали в Великобритании ранее.
Фернан Леже начинал с кубизма. Молодой художник, приехавший из Аржантана, поселился в знаменитом «Улье», попав в эпицентр французского авангарда. Однако, участвуя в Салоне независимых вместе с кубистами, Леже довольно быстро начал от направления дистанцироваться: он мечтает «шагать в ногу с эпохой», восхищается новым временем, машинами, механизмами, новыми скоростями и пытается изобразить эту динамику в своих картинах. Авиационные моторы и винты, трамваи, светофоры, реклама превращаются на его полотнах в абстрактные, но узнаваемые символы.
Леже переосмысливает понятие красоты и пишет о том, что прекрасное в наше время встречается повсюду — в предмете-машине, механизированной архитектуре, а «картина по красоте должна быть равна и даже превосходить красивый предмет промышленного производства».
В 1930-е годы Леже увлекается монументальным искусством, для которого очень подходит его декоративный стиль. В 1935 году ему заказывают монументальное панно для Всемирной выставки в Брюсселе для павильона физической культуры. С этого момента он много занимается оформлением массовых представлений и общественных зданий.
Годы войны художник проводит в США, где его искусство пользуется большой популярностью. Музеи борются за право устроить его выставки. В его творчестве появляется новая тема — человек в пространстве: он изображает строителей, акробатов, циркачей. В своих записках Леже пишет, что «хотел выразить контраст между человеком и его творениями, между рабочим и всей этой металлической архитектурой».
Последние годы жизни Леже интенсивно работает в монументальном жанре. Он украшает фасад церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас, делает витражи для церкви в Оденкуре, оформляет французский павильон на Триеннале в Милане, зал ООН в Нью-Йорке и выполняет множество других как частных, так и государственных заказов.
Несмотря на международное признание, творчество Леже не у всех вызывало восторг, чему виной были его политические взгляды. Он был членом коммунистической партии Франции, куда вступил, правда, только после войны, и никогда не скрывал своих политических симпатий. Его искусство также было обращено к «производственным темам» и рабочему классу. И, возможно, именно сейчас, когда левые идеи вновь обретают популярность, наследие Леже будет увидено в новом ракурсе.
Fernand Léger «The Disc» 1918 Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid © ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger, George Antheil, and Dudley Murphy «Mechanical Ballet» 1923-1924 © ADAGP, Paris and DACS, London 2020 Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / image Centre Pompidou, MNAM-CCI
Fernand Léger «ABC» 1927 Tate © ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger «Leaves and Shell» 1927 Tate © ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger «Trois femmes sur fond rouge» 1927 Musée d’art moderne et contemporain de Saint-Étienne Métropole. Achat, 1983 © ADAGP, Paris and DACS, London 2020 Image courtesy Cyrille Cauvet/Musée d’art moderne et contemporain de Saint-Étienne Métropole
Fernand Léger «The Acrobat and his Partner» 1948 Tate © ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger Study for «The Constructors: The Team at Rest» 1950 Scottish National Gallery of Modern Art, Edinburgh. Purchased 1984 © ADAGP, Paris and DACS, London 2018 Photo: Antonia Reeve
Fernand Léger «Two Women Holding Flowers» 1954 Tate © ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger «Young Girl Holding a Flower» 1954 © ADAGP, Paris and DACS, London 2020 © The Fitzwilliam Museum, Cambridge
Fernand Léger and Charlotte Perriand «Essential Happiness, New Pleasures» Pavilion of Agriculture, Paris, International Exhibition 1937–2011 Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid © ADAGP, Paris and DACS, London 2018 Photographic Archives Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia