Американские художники. 7 мастеров, удививших мир


Мэри Стивенсон Кэссетт
Mary Stevenson Cassatt
Имя при рожденииангл. Mary stevenson cassatt
Дата рождения22 мая 1844(1844-05-22)[1][2][3][…]
Место рождения
  • Аллегейни, Аллегейни, Пенсильвания, США
Дата смерти14 июня 1926(1926-06-14)[1][2][3][…](82 года)
Место смертиПариж, Франция
Страна
  • США[4]
Жанрпортретная живопись[d] и жанровая живопись
Учёба
  • CAP
СтильИмпрессионизм
НаградыНациональный зал славы женщин (1973)
Подпись
Медиафайлы на Викискладе

Мэри Стивенсон Кэ́ссетт

[5] (
Касса́тт
[6], англ. Mary Cassatt; 22 мая 1844 — 14 июня 1926) — американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма.

Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей.

Ранний период[ | ]

Кэссетт родилась в городе Аллегейни, штат Пенсильвания, являющемся в настоящее время частью Питтсбурга. Её отец, Роберт С. Кэссетт

, был успешным биржевым брокером, а её мать,
Кэтрин Джонстон Келсо
, была родом из семьи банкиров. Мэри Кэссетт росла в семье, где поездки за рубеж считались неотъемлемой частью образования; в десять лет она уже побывала во многих столицах Европы, включая Лондон, Париж, Дармштадт и Берлин.
Прогулка на лодке
1893-94, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии (1861—1865). Нетерпимая к неспешному темпу обучения и покровительственному отношению со стороны мужской половины студенчества и преподавателей, она решила продолжить изучение самостоятельно, и в 1866 году она переехала в Париж.

Вернувшись в Соединенные Штаты в начале франко-прусской войны, Кэссетт проживала со своей семьей, но в то время в небольшом городке было трудно найти меценатов для поддержки её занятий живописью и модели для рисования. Её отец продолжал сопротивляться выбранному ею ремеслу и оплачивал только её основные жизненные потребности. Она вернулась в Европу в 1871 г., когда архиепископ Питтсбургский поручил ей сделать копии картин в Италии, после чего она смогла свободно путешествовать по всей Европе.

Мэри Кассат

МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство

Американская импрессионистка

Мэри Кассат, родившаяся в семье американского банкира, в двадцать три года уехала в Париж, променяв спокойное и беспечное существование на трудную и одинокую жизнь художника.
Если вам не терпится узнать, что такое «американская живопись», — поезжайте в Париж», — говорил Генри Джеймс и был прав. Молодые американские художники (в большинстве своем — отпрыски состоятельных семейств) бежали из Нового Света в Старый — так, как когда-то их предки, гугеноты и пуритане, бежали из Старого Света в Новый. Последних влек в Америку воздух свободы. Их правнуков манил обратно «воздух культуры». Мэри Стивенсон Кассат родилась 22 мая 1844 года в штате Пенсильвания. Когда будущей художнице было семь лет, Кассаты надолго уехали из Соединенных Штатов в Европу. Сначала они остановились в Париже, а позже жили в Гейдель-берге и Дармштадте, где старший брат Мэри, Александр, изучал инженерное дело. За годы, проведенные в Старом Свете, девочка научилась свободно говорить на нескольких европейских языках и успела полюбить изнеженную, утонченную жизнь высшего общества, в котором вращались Кассаты в Европе (отец художницы был банкиром и богачом, что открывало перед ним все двери). По пути домой семейство еще раз остановилось в Париже, чтобы посетить Всемирную выставку. Именно там произошло первое знакомство Мэри с современной французской живописью — она увидела работы двух непримиримых соперников, Энгра и Делакруа.

В 1861 году Мэри Кассат поступила в Пенсильванскую Академию изящных искусств в Филадельфии. Здесь она проучилась четыре года — к радости своих родителей, полагавших «налет художественного образования» весьма уместным для девушки из хорошей семьи. Но когда в 1865 году молодая художница заявила им, что решает посвятить себя живописи и едет в Европу, они воспротивились. Больше года продолжалась глухая борьба Мэри Кассат со своим семейством. И, наконец, в 1867 году она добилась своего. В сопровождении матери Кассат прибыла в Париж.

В зените славы в это время по-прежнему были художники-академисты с их «ориентальными фантазиями» и сентиментальными жанровыми сценками. Но сквозь асфальт этого, одобренного Салоном и публикой, искусства, неумолимо прорастала новая живопись — необычная, смелая, живая. Лозунгом ее была искренность — та самая, о которой Мане писал в предисловии к каталогу Салона Отверженных 1867 года: «Сегодня художник не должен говорить: «Взгляните на мою безупречную работу». Нет, он должен сказать: «Взгляните на мою искреннюю работу»».

Мэри Кассат не спешила примкнуть к какому-либо из художественных течений и заявить о себе. Она брала уроки у художников-академистов и выжидала. Вдумчиво изучала работы старых мастеров и постепенно привыкала к революционному стилю Мане и Курбе. В 1868 году комиссия Салона отобрала на выставку ее работ)’ «Мандолинистка», романтическую по сюжету, но реалистичную по исполнению.

Начавшаяся в 1871 году году франко-прусская война заставила Мэри Кассат на время прервать учебу и возвратиться в США. Но долго усидеть дома она не могла и в 1871 году опять отправилась в Европу, на сей раз — в Италию. После Италии художница посетила Испанию, а затем Голландию и Бельгию. Разумеется, путешествовала она не только ради удовольствия, но, главным образом, для знакомства с полотнами старых мастеров.

В 1873 году Кассат поселилась в Париже. Шесть лет назад, приехав в Париж с матерью, она растерялась, не зная, какой путь ей избрать. Теперь же она хорошо понимала, куда и с кем идти. В 1874 году, за две недели до открытия официального Салона, в фотоателье на бульваре Капуцинов открылась первая выставка тех, кого позже назовут импрессионистами, — Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсаро и Берты Моризо. Сразу же после этой выставки Кассат пишет небольшой пейзаж «Девушки, собирающие полевые цветы» — в манере, весьма близкой к тогдашнему стилю Моне. Подражая импрессионистам, художница стала работать на пленэре и повсюду носить с собой блокнот для зарисовок, чтобы делать в нем наброски заинтересовавших ее бытовых сценок.

В свою очередь, работы Кассат начали привлекать внимание импрессионистов. Увидев выставленный в Салоне 1874 года женский портрет ее работы, Дега написал своему другу: «Это гениальная картина. Она запала мне в самое сердце».

Взаимная приязнь Кассат и Дега довольно долго оставалась заочной. Лишь в 1877 году один из общих приятелей привел Дега в мастерскую художницы. И Дега с порога предложил ей выставляться вместе с импрессионистами. Кассат, раздраженная бесконечными придирками жюри Салона, немедленно приняла это предложение. Позже она вспоминала: «Теперь я могла работать совершенно спокойно и независимо, без оглядки на жюри. К тому времени я уже начала понимать, кто они, настоящие мастера, и восхищалась Мане, Курбе и Дега. И тогда я навсегда оставила закованную в рамки условностей живопись и начала просто жить».

В последующее десятилетие Кассат четырежды выставлялась вместе с импрессионистами — в 1879, 1880, 1881 и 1886 годах. Ее работы нравились публике, вызывали одобрительные отзывы критиков и собратьев по цеху. Так, Гоген, сравнивая Кассат с Бертой Моризо, говорил: «Картины мисс Кассат не менее очаровательны, чем картины Моризо, но при этом намного сильнее».

Несмотря на растущую известность, 1880-е годы были для художницы малопродуктивными вследствие семейных хлопот. В 1877 году к ней в Париж переехали родители и старшая сестра Лидия, которая была тяжело больна. Мэри Кассат, забросив холст и краски, ухаживала за ней, но ее заботы не помогли — в 1882 году Лидия умерла. В 1880 году навестил художницу и старший брат Александр. Он приехал с семьей и задержался в Париже надолго. Бремя семейных забот, внезапно свалившееся на плечи Кассат, оправдало себя множеством прелестных семейных сценок, написанных ею в это время.

Самыми успешными и продуктивными оказались для Мэри Кассат 1890-е годы. Ее серия из десяти цветных офортов «по мотивам» японской графики, выставленная в галерее Дюран-Рюэля в 1891 году, покорила зрителей. К этому времени работы художницы уже хорошо знали не только в Европе, но и в США. В 1892 году ей предложили написать фреску для Женского павильона на Всеамериканской выставке в Чикаго. Кассат не была близка идея разделения живописцев по половому признаку, но, тем не менее, она взялась за эту работу. Ее популярность и доходы в это время уже таковы, что в 1893 году она смогла купить старинный особняк в 50 милях к северо-западу от Парижа, который стал ее «летней резиденцией» на все оставшиеся годы.

В октябре 1895 года после тяжелой и продолжительной болезни скончалась мать Мэри Кассат. Художница очень тяжело переживала эту смерть, хотя давно уже готовилась к ней. Чтобы выйти из депрессии, нужна была перемена обстановки, и осенью 1898 года она решила отправиться на родину, которой не видела более 25 лет. В Америке Кассат провела несколько месяцев и вернулась во Францию весной 1899 года. Следующая (и последняя) ее поездка в Соединенные Штаты состоялась в 1908 году.

После возвращения из Америки Кассат обнаружила, что ее работы, еще недавно так нравившиеся зрителям, уже почти никого не интересуют. Художница проявила мудрость и не стала подделываться под меняющиеся вкусы эпохи. Большую часть времени она проводила теперь в компании своей старинной подруги Луизы Хейвмейер и ее мужа, помогая им собирать коллекцию полотен старых мастеров и художников XIX столетия. В 1910 году Мэри Кассат заболела диабетом. Вскоре к этой тяжелой болезни прибавились еще и проблемы со зрением, поэтому художница почти не могла работать. В последние годы она чувствовала себя очень одинокой — почти все ее друзья-импрессионисты к тому времени уже умерли, а сил, чтобы пересечь Атлантику и навестить родственников, у нее не было. В 1926 году Мэри Кассат умерла.

К списку работПродолжение

Импрессионизм[ | ]

Чай
. 1880. Мэри Кэссетт, музей изящных искусств, Бостон

После самостоятельного обучения в крупных европейских музеях, её стиль стал более зрелым к 1872 году, и в Париже она изучала живопись вместе с Камилем Писарро.

В 1872 году жюри Парижского салона допустило к показу её первое полотно. Критики утверждали, что цвета её полотен слишком ярки, и что её портреты слишком точны для того, чтобы соответствовать оригиналу.

Увидев пастели Эдгара Дега в окне магазина по продаже картин, она поняла, что была не одинока в своём мятеже против Салона. «Мне пришлось подойти и прижать нос к окну, чтобы впитать всё, что я смогла бы, из его живописи», — писала она к другу. «Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть». Она встретилась с Дега в 1874 году, он пригласил её участвовать в выставке импрессионистов, и её работы были выставлены на экспозиции в 1879 году.

Будучи активным членом движения импрессионистов до 1886 года, она оставалась другом Дега и Берты Моризо. Как и Дега, Кассатт стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, в конечном счёте выполняя многие свои полотна в этой технике.
Летняя пора (деталь)
ок. 1894, Музей Арманда Хаммера, Лос-Анджелес

Вскоре после первых успехов импрессионистов Кассат бросила живопись, чтобы ухаживать за своей матерью и сестрой, которые заболели после переезда в Париж в 1877 году. Её сестра скончалась в 1882 году, но мать поправилась, и Кэссетт возобновила занятия живописью в середине 1880-х годов.

Её стиль изменился, и она отошла от импрессионизма к более простому, прямому стилю. С 1886 года, она больше не отождествляла себя с каким-либо движением и пробовала различные стили. Серия строго написанных, тонко подмеченных, не сентиментальных картин о матери и ребёнке является основной темой её наиболее известных работ.

В 1891 она выставила серию весьма оригинальных цветных литографий, в том числе «Купающаяся» и «Прическа», вдохновленных работами японских мастеров, показанными в Париже за год до этого.

Норман Роквелл (1894-1978 гг.)

Ведь Роквелл изображал обычных американцев. Но при этом показывая их жизни с самой позитивной стороны. Роквелл не хотел показывать ни злых отцов, ни равнодушных матерей. Да и несчастных детей вы у него не встретите.

Его работы полны юмора, сочных цветов и очень умело схваченных из жизни выражений лиц.

Но это иллюзия, что работы давались Роквеллу легко. Чтобы создать одну картину, он мог сначала сделать до сотни фотографий со своими моделями, чтобы уловить верные жесты.

Работы Роквелла оказывали колоссальное влияние на умы миллионов американцев. Ведь он часто высказывался с помощью своих картин.

Во время Второй Мировой войны он решил показать, за что борются солдаты его страны. Создав в том числе картину «Свобода от нужды». В виде дня благодарения, на которой все члены семьи, сытые и довольные, радуются семейному празднику.

Через 50 лет работы в Saturday Evening Post Роквелл ушёл в более демократичный журнал «Look», где смог выражать свои позиции о социальных проблемах.

Самая яркая работа тех лет – «Проблема, с которой мы живём».

Это реальная история чернокожей девочки, которая пошла в школу для белых. Так как был принят закон о том, что люди (а значит и учебные заведения) больше не должны разделяться по расовому признаку.

Но гневу обывателей не была предела. По дороге в школу девочку охраняла полиция. Вот такой «рутинный» момент и показал Роквелл.

Если хотите узнать жизнь американцев немного в приукрашенном свете (какой они сами хотели ее видеть), обязательно смотрите картины Роквелла.

Пожалуй, из всех представленных в этой статье живописцев, Роквелл – самый что ни на есть американский художник.

Ссылка на онлайн-тесты

Поздний период[ | ]

1890-е годы стали для Кэссетт самым оживлённым и творческим периодом в её жизни. Ей подражали молодые американские художники, нуждавшиеся в её советах и поддержке. Среди них была Люси A. Бэкон, которую Кэссетт представила Камилю Писсарро. В начале XX века она работала консультантом у крупных коллекционеров произведений искусства и во многом способствовала тому, чтобы они передавали свои коллекции американским музеям изобразительных искусств. Признание её собственных работ в Соединенных Штатах шло медленными темпами.

В 1906 году умер брат Мэри Кэссетт, Александр Кэссетт (председатель Пенсильванских железных дорог). После смерти брата она не брала кисти в руки до 1912 года.

Во время поездки в Египет в 1910 году Мэри Кэссетт была поражена красотой этой древней страны. С диагнозами диабет, ревматизм, невралгия, катаракта, поставленными ей в 1911 году, она не оставляет живописи, но после 1914 Кэссетт все же была вынуждена прекратить писать, так как почти ослепла. Тем не менее, она продолжала активно участвовать в движении за избирательные права для женщин, и в 1915 году, показала восемнадцать своих работ на выставке в поддержку движения.

В знак признания её вклада в искусство, она в 1904 году получила орден Почётного легиона. Мэри Кэссетт скончалась 14 июня 1926 года в Шато де Бофрене, близ Парижа, и была похоронена в семейном склепе.

В 2005 году её картины были проданы за 2,87 миллиона долларов.

Войти на сайт

ЗДЕСЬ смотрите без рекламы в старом дизайне

Автор статьи- София Ерхова

Импрессионизм, как правило, ассоциируется у обывателя с художниками-французами.

Но само существование американской художницы-импрессионистки ломает все стереотипы жанра.

Мэри Кассат (Mary Cassatt) не просто внесла вклад в это направление, она создала огромное количество «семейных» картин, которые пронизаны домашним теплом и уютом.

«Лето»1894

Мэри Кассат родилась в обеспеченной семье в Пенсильвании.

Она еще в детстве побывала во многих европейских столицах, включая Лондон, Берлин и Париж. Поэтому путешествия по Европе можно с полной уверенностью назвать важной частью ее образования.

Лидия на скамье вяжет крючком,1881

А французская столица вообще сыграла решающую роль в судьбе будущей художницы. Отец Мэри, биржевой брокер Роберт Кассат, был против того, чтобы дочь всерьез занималась живописью.

«Красные маки» 1880

В то время увлечение искусством считалось полезным для девушки, но о том, чтобы сделать подобное хобби делом всей своей жизни, не могло идти и речи.

Но Мэри пошла наперекор желанию семьи и стала изучать живопись в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии.

«Молодая мать за шитьем»1900

Учиться у мужчин, да еще и в неспешном темпе, мисс Кассат совсем не нравилось, потому в 1866 году она уехала в Париж, где намеревалась продолжить обучение самостоятельно. Но французская столица не спешила раскрыть объятия молодой американке.

«Театр» 1879

В самую престижную Национальную высшую школу изящных искусств, в которой учились Клод Моне и Эжен Делакруа, женщин не принимали.

А в кафе, без которых нельзя себе представить художественную и литературную жизнь Парижа, им вход был и вовсе запрещен вплоть до начала 1870-х.

«Сирень на окне» 1880

Единственным выходом было занятие в частных студиях. Когда началась франко-прусская война, Мэри Кассатт пришлось покинуть Европу.

Но вскоре она вернулась туда, так как архиепископ Питтсбургский поручил ей написать копии некоторых картин в Италии.

Это задание дало художнице возможность путешествовать по Европе и учиться у лучших мастеров того времени. В 1872 году работа Мэри Кассат впервые была допущена к показу жюри Парижского салона.

В дальнейшем отношения с критиками у художницы складывались не лучшим образом: она выбирала свои темы, она была женщиной, и она была американкой. Противостояние традициям Салонов привело Мэри к импрессионистам, которые не боялись смелых экспериментов.

«Сестры» 1885

Важным событием для творчества Мэри Кассат стало ее знакомство с пастельными работами Эдгара Дега. Именно он помогал ей осваивать технику работы пастелью, благодаря которой в ее картинах впоследствии появились теплота и разнообразие цветов.

Стоит отметить, что дружба Мэри Кассат и Эдгара Дега была своего рода феноменом, доказательством того, что искусство способно преодолевать даже такие барьеры, как разное мировоззрение.

Мисс Кассат боролась с самой идеей неравенства полов, а Эдгар Дега считал, что женщины в принципе не понимают стиля. Он даже как-то заявил, что не может поверить, что женщина способна так хорошо рисовать. И эти слова были сказаны в адрес Мэри Кассат.

Ярким примером влияния Дега на творчество своей подруги является написанная пастелью картина мисс Кассат «В театре» (In The Theatre, 1880).

Мэри-Кассат «В театре» 1880

Здесь невольно вспоминаются многочисленные балерины, которых рисовал Дега, используя тот же материал. Влияние гения пастели можно заметить и в штриховке, и в тематике рисунка.

Творчество Мэри Кассат ассоциируется с изображением детей. Одной из самых известных ее картин является «Маленькая девочка в синем кресле» (Little Girl In a Blue Armchair, 1878).

«Маленькая девочка в синем кресле» 1878.

Благодаря необычному ракурсу и широким мазкам кисти, происходящее на полотне становится более живым. Это касается и сюжета картины (девочка отдыхает после игры), и интерьера, который кажется более объемным, благодаря тому, что художница удачно отобразила падающий на кресла свет.

Новизна работы заключается в том, что образ ребенка не идеализирован, девочка не похожа на херувима или сказочного персонажа. Она устала и раздражена – такие эмоции ребенка до Кассат никто не изображал.

Искусствовед Петра Чу назвала эту картину «радикально новым образом детства», поскольку маленькая девочка в голубом кресле — первый в искусстве образ уставшего и раздраженного ребенка. Ранее же на картинах изображали детей, подобно куклам или сказочным херувимам.

Искусствовед Петра Чу назвала картину 1878 года «радикально новым образом детства», поскольку маленькая девочка в голубом кресле — первый в искусстве образ уставшего и раздраженного ребенка. Ранее же на картинах изображали детей, подобно куклам или сказочным херувимам.

Известность художнице принесли картины с изображением матерей с детьми. Она сама никогда не была матерью, но ей удалось отлично показать это состояние в своих картинах.

Так, полотно «Купание ребенка» (The Child’s Bath) хорошо показывает умение Мэри Кассат превращать простые бытовые моменты в нечто совершенно необыкновенное и милое.

Эту работу можно назвать своеобразным рубежом в творчестве художницы. Очевидно, что она отходит от импрессионизма, начинает формироваться ее собственный стиль.

Это, например, заимствование простоты и ясности, которые свойственны японской гравюре, и акцент на декоративных элементах.

Мэри Кассат скончалась в 1926 году.

Она оставила после себя огромное количество превосходных импрессионистских картин, которые разрушили веками существовавшее убеждение, что женщина не может творить наравне с мужчинами.

© Artifex.ru

источник

Литература[ | ]

  • Mathews, Nancy Mowll (англ.)русск..
    Mary Cassatt: A Life (неопр.). — New York: Villard Books (англ.)русск., 1994. — ISBN 978-0-394-58497-3.
  • Mathews, Nancy Mowll.
    Mary Cassatt: A Life (неопр.). — New Haven: Yale University Press, 1998. — ISBN 978-0-585-36794-1.
  • McKown, Robin.
    The World of Mary Cassatt (неопр.). — New York: Thomas Y. Crowell Co. (англ.)русск., 1972. — ISBN 978-0-690-90274-7.
  • Kloss, William.
    Treasures from the National Museum of American Art (англ.). — Washington: National Museum of American Art, 1985. — ISBN 978-0-87474-594-8.
  • Pollock, Griselda; Florence, Penny.
    Looking back to the Future (неопр.). — Amsterdam: G+B Arts International, 2001. — ISBN 978-90-5701-122-1.
  • Pollock, Griselda.
    Mary Cassatt: Painter of Women and Children // Reading American Art (неопр.) / Milroy, Elizabeth; Doezema, Marianne. — New Haven, 1998. — ISBN 978-0-300-07348-5.
  • Shackelford, George T.M.Pas de Deux: Mary Cassatt and Edgar Degas// Mary Cassatt, modern woman / organized by Judith A. Barter ; with contributions by Erica E. Hirshler … (англ.) / Barter, Judith A.. — New York: Harry N. Abrams, Inc. (англ.)русск., 1998. — P. 109—143. — ISBN 0810940892.

Примечания[ | ]

  1. 12Bibliothèque nationale de France
    идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. 12
    Mary Cassatt
  3. 12
    Mary Cassatt (англ.) — 2008.
  4. Museum of Modern Art online collection (англ.)
  5. Кэссетт // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2020.
  6. Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 79
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: