«Вдовушка»
Картина написана художником в 1851 году. Перед описанием картины необходимо коснуться душевного состояния автора в этот период. Его сатирические работы вызывали небывалый интерес публики, но в то же время подвергались цензуре со стороны властей. От него стали отворачиваться меценаты, которые помогали ему справиться с материальными затратами для творческих работ. Федотов начинает задумываться над фатальным абсурдом бытия. Под влиянием грустных мыслей он пишет свою печальную «Вдовушку».
Сюжет будущей картины автор взял из жизни. У его сестры Любы, которая была бедной и несчастливой в браке, умирает муж, оставив ей множество долгов. К тому же, девушка ожидает появление младенца, что усугубляет ее тревогу и грусть.
Художник старался передать душевное состояние молодой женщины, весь страх и безысходность ее положения, однако переданная грусть на лице его никак не удовлетворяла. Федотов 4 раза переписывал картину, так и не найдя гармонию в душе. Однако современники получили целых 4 экземпляра творения автора.
«Свежий кавалер»
Одной из первых картин, получивших признание у строгого учителя и всесильного в те годы Брюллова, было полотно под названием «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего крест». Написана она в 1846 году в жанре сатирического реализма. В ней высмеивается высокомерие и гордость чиновника, получившего самую мелкую в то время награду — орден. Комичность образа передана в убогой обстановке грязной комнаты с разбросанными по полу и мебели вещам.
Вам будет интересно:Джино Северини: синтез футуризма и кубизма
Орден прицеплен прямо на старый халат, на голове намотаны папильотки из кусочков тряпки. Мундир висит на стуле, на столе лежит кусок отрезанной колбасы, под ним валяются остатки от рыбы.
Девушка-служанка с юмором воспринимает бахвальство хозяина и продолжает выполнять свою работу.
Комичность придает контраст между выражением лица и внешним видом мужчины, стоящего на полу босиком. Он мечтает о высоком положении в обществе, пытается выглядеть красивым и ухоженным, при этом не имея средств. Добавляет сатиры кот, рвущий когтями обивку стула на переднем плане.
Незаконченный шедевр
Картина Павла Андреевича Федотова «Анкор, еще анкор!» считается незаконченной. Она написана в 1852 году. Это последнее произведение автора посвящено скучному и убогому существованию солдата. Вся обстановка говорит про бедность и уныние. Уставший мужчина лежит на кровати, и единственным развлечением ему служит собака. Он поставил ей палку и смотрит, как она выполняет его команду «Анкор!», то есть прыгает через нее взад и вперед.
Картина немного расплывчата, но способствует более внимательному рассмотрению и обдумыванию.
Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
Жених – пристроен «снизу», в достаточно большой (заинтересованности) и лёгком весе.
Это производит впечатление не столько страсти или расчёта, сколько ещё молодой прыти. Главное в пристройке невесты – лёгкий вес (она обрадована) и воздействие «
отделываться
». Это делает её скорее кокетливой скромницей, чем привередливой жеманницей, как о том заявлялось Крыловым в знаменитой басне.
Тщательность работы над картиной, наводит на мысль, что изображённый сюжет художник во время работы не раз примирял на себя и свою судьбу. Поэтому Федотов невольно сползал в приукрашательство сюжета и комплементарность в адрес изображаемых им персонажей. Раннюю лысину он подарил горбуну явно свою. Именно душевная мягкость авторской критики делала его картины очень популярными у петербургской и московской публики. Поднимая культурную планку их досужего любопытства до интереса к социально-художественным особенностям жанрово-бытовой живописи в русском искусстве.
Вячеслав Букатов
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ Починковского района» Курс лекций. История картин. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казакова Инна Викторовна
2017 П. А. Федотов. «Разборчивая невеста».
Картина «Разборчивая невеста» была написана П.А.Федотовым в 1847 году. Ее сюжет живописец позаимствовал у Крылова. Кстати, сама картина создавалась с намерением почтить память великого баснописца, недавно скончавшегося, творчество которого Федотов ставил чрезвычайно высоко. Главная героиня картины привередливая и спесивая старая дева. Из года в год она отказывала всем претендентам на ее руку и сердце, и спохватилась только тогда, когда очередь из женихов растаяла. Теперь она рада любому женишку, даже калеке. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. Федотов показывает решающий момент объяснения. Очевидно, что вслед за этим объяснением последует браксделка, столь характерный в аристократической среде. Внешнее уродство жениха, жаждущего богатства, уравновешивается моральной уродливостью невесты. Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.
Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Виртуозно передает Федотов переливы материи платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных поверхностей. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Живописец отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией – скорее, их образы пронизаны беспощадной сатирой.
Болезнь художника
Павел Федотов за столь короткий период своего творчества написал огромное количество картин, многие его работы — это портреты на заказ или портреты близких людей. Также хранятся его зарисовки карандашом, на которых изображены бытовые сцены из жизни обычных людей.
Тонкая натура художника испытывала сильные нагрузки, что отразилось на его здоровье. Близкие начали замечать его частое уныние и молчаливость. В 1852 году у него проявились признаки психического расстройства. Друзья поместили его в клинику для душевнобольных людей, а государь, узнав о состоянии художника, выделил ему средства на содержание в лечебнице в размере 500 рублей.
Учеба в кадетском корпусе
Вам будет интересно:Портреты из овощей и фруктов, оригинальные идеи гения
В 11 лет отец отправляет Федотова-младшего на учебу в Первый Московский кадетский корпус. Мальчик старательно учился, проявил хорошие способности по математике и химии, хотя часто учителя могли видеть на полях тетрадей свои портреты, причем в карикатурном изображении. Но это не помешало юноше закончить курс с отличием. По традиции учебного заведения его имя было занесено на мраморную доску почета в актовом зале корпуса. Павел Федотов получил звание унтер-офицера, а уже в 1832 году его повысили до фельдфебеля. Через год он уже был прапорщиком и служил в полку Санкт-Петербурга.
Желание рисовать не покидало молодого офицера даже в годы службы, поэтому он решил вечерами посещать уроки рисования при Академии художеств. Сначала ему тяжело было перестроиться с привычных карикатур до настоящих реалистичных портретов, за что ему часто попадало от великого Брюллова. Но со временем учителя разглядели талант ученика и обратили на него особое внимание.
Вам будет интересно:Стожаров Владимир Федорович: биография, творчество, фото
Семья художника Павла Федотова жила в бедности и просила материальной помощи, поэтому вечерами любящий сын не только изучал формы человеческого тела по гипсовым скульптурам и брал уроки в Академии, но и рисовал небольшие акварели с портретами сослуживцев и великого князя Михаила Павловича, которые хорошо раскупались. Эти деньги он посылал родным в Москву.
Биография
Вам будет интересно:Амброджо Лоренцетти: биография, творчество, вклад в культуру
Федотов Павел Андреевич родился в очень бедной многодетной семье в Москве 22 июня 1815 года. Его отец, Андрей Илларионович, в молодости служил в армии еще при Екатерине и, уходя в отставку, получил звание поручика и дворянский титул, потом обеднел и служил титулярным советником. Его мать, Наталья Алексеевна Калашникова, растила детей и вела хозяйство. Семья жила в бедности в небольшом деревянном доме. Дети, в том числе и маленький Павел, проводили целые дни без особого присмотра на улице, сеновале, а в зимние холода прятались в салазках во дворе. Именно в это беззаботное время будущий художник Павел Федотов запечатлел в себе патриархальные нравы местных жителей, образы которых впоследствии воплощал на своих полотнах.
Смерть великого мастера
Несмотря на все старания, болезнь быстро прогрессировала, и уже через полгода академик живописи Павел Федотов скончался в больнице Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Похоронили его на Смоленском кладбище в мундире офицера, причем ни в одной газете не сообщили о его смерти. Только в 1936 году его перезахоронили в некрополе Александро-Невской лавры и увековечили память постаментом.
Однако полотна выдающегося мастера будут радовать и удивлять своим реализмом еще многие поколения поклонников живописи.
Источник