В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Баския.
Жан-Мишель Баския | |
англ. Jean-Michel Basquiat | |
Фотография, сделанная Энди Уорхолом, 1982 | |
Дата рождения | 22 декабря 1960(1960-12-22)[1][2][3][…] |
Место рождения | Бруклин, Нью-Йорк, США |
Дата смерти | 12 августа 1988(1988-08-12)[1][2][3][…](27 лет) |
Место смерти | Нью-Йорк, США |
Страна |
|
Жанр | граффити, живопись |
Стиль | неоэкспрессионизм, примитивизм |
Покровители | Энди Уорхол |
Сайт | jean-michel-basquiat.net |
Медиафайлы на Викискладе |
Могила Жан-Мишеля на Гринвудском кладбище в Нью-Йорке
Внешние изображения | |
Жан-Мишель Баския | |
[ 30 декабря 2017] Картина без названия, 1982. Продана Нью-Йоркским отделением Sotheby’s 18 мая 2020 года за 110 487 500 USD | |
[ 30 декабря 2017] «Тонкий в старости» (другие варианты — слабый, исхудавший), 1986. Продана Парижским отделением Sotheby’s 7 декабря 2020 года за 3 650 900 EUR |
«Dripping», 2007. Стрит-арт трафарет на тему фотографии Энди Уорхола
Жан-Мишель Баския
(англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк — 12 августа 1988, там же) — американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х годах, как очень успешный неоэкспрессионист.
Биография[ | ]
Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине. Его мать Матильда была из Пуэрто-Рико, а отец Жерар родился в Порт-о-Пренсе, столице Гаити. Благодаря этому Жан-Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.
В возрасте шести лет стал младшим членом Бруклинского музея. Весной 2020 года в музее была организована выставка One Basquiat, посвященная исключительно рекордному произведению художника Без названия (1982), которая была приобретена на аукционе Sotheby’s японским коллекционером Юсаку Маэзава за 110,5 миллиона долларов – самая дорогая из всех работ американского художника на аукционе.
В 1977 году, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь SAMO
или
SAMO shit
. Изображения состояли из содержательных фраз, смысл которых сложно перевести на русский язык, например,
Plush safe he think.. SAMO
(«Он думает, что плюш оберегает [его]. SAMO») или
SAMO as an escape clause
(«SAMO как условие отрицания»). В декабре 1978 года в
Village Voice
была опубликована статья (article) об этих надписях. Проект закончился эпитафией
SAMO IS DEAD
(«SAMO мёртв»). В 1978 году Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.
В июне 1980 года Баския принимает участие в The Times Square Show
, коллективной выставке художников, которая открылась в заброшенном массажном салоне у Седьмой авеню. Пионерская выставка также представила работы Кита Харинга, Кики Смита, Дженни Хольцер и Кенни Шарфа. В 1981 году поэт и арт-критик Рене Ричард (
Rene Ricard
) опубликовал статью
The Radiant Child
в журнале
Artforum
, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке. С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.
В 1982 году Баския познакомился с Энди Уорхолом и они создали много совместных работ. В возрасте 22 лет в том же 1982, он стал самым молодым художником, когда-либо выставлявшимся в Documenta в Касселе, Германия.
Он встретил своего давнего друга и наставника Энди Уорхола в 1981 году на ночной горячей точке мистера Чоу. Швейцарский дилер Бруно Бишофбергер позже предложил обоим сотрудничать в серии картин, и между 1983 и 1985 годами пара сделала работы, которые наложили виртуозные граффити Баскии на яркие поп-образы Уорхола.Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Их отношения продолжались до смерти Уорхола в 1987 году.
Последние годы и смерть[ | ]
С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. Баския умер от случайной передозировки наркотиков 12 августа 1988 года в своей студии на Грейт-Джонс-стрит. Ему было 27 лет. В последние месяцы беспокойный художник утверждал, что использовал сто пакетов героина в день. Куратор и галерист Джеффри Дейч выступил с речью во время похорон на Гринвудском кладбище в Бруклине.
Жан-Мишель Баския. Передозировка искусством
Как и работы всех художников, которые отражают их миры, картины Баскии отражали его мир — черного мужчины в Америке XX века. Мало кому это настолько хорошо удавалось. К лучшему или худшему, но Жан-Мишель Баския стал самым известным чернокожим художником современности.
Возьмите человека с эмоциональной зрелостью ребенка, который мечтает стать Чарли Паркером от живописи. Отправьте его в скороварку мира искусства, где количество значит больше, чем качество, где агрессивные арт-дилеры задирают цены до потолка, жадные новые коллекционеры бешено спекулируют, аукционные дома создают инфляцию, а медиа преувеличивают размеры этого цирка сквозь линзу гиперболы. Добавьте расовую карту и промискуитет на всех уровнях. А потом назовите это творческим выгоранием звезды.
На самом деле, короткая жизнь Баскии как художника стала маленьким взрывом, который на время привлек к нему мир могущественных планет, чьи орбиты были во всех смыслах стабильнее, чем его. Он же, по сути, был шифром, черной дырой, слишком плотной, чтобы ее изучить, странное притяжение которой неизбежно — и предсказуемо — привело к ее коллапсу.
Игроки, которые немедленно распознали феномен Жана-Мишеля Баскии и поняли, как его продать, были старше, циничнее и лучше поддаются анализу, чем одинокий, отчужденный, лишенный своего голоса художник, чья постоянная потребность творить, вызванная неограниченной креативностью, глубоким желанием одобрения и неутолимой потребностью в деньгах, на которые он покупал наркотики, — стала их удобным источником дохода. Баския был консервированным, приготовленным Кандидом творческого мира с собственным сменным штатом Панглосов, включая их архи-Панглоса — Уорхола. Для Баскии смерть была способом никогда не вырасти.
История Жана-Мишеля Баскии — это не столько история о жизни, сколько история определенного стиля жизни в определенный момент второй половины XX века. Жизнь и смерть Баскии легли в ту особую американскую канву, где желтая пресса встречается с трагедией. Именно то, что наполняло его творчество энергией, не позволяло ему выжить в системе.
Мы живем в культуре, которая постоянно пожирает себя. Жизнь Баскии — это современная версия классического произведения Натаниэля Уэста о взбесившейся культуре – «День саранчи», или — если еще точнее — это его «Круглый миллион», где Лемюэль Питкин, американский паренек, искавший успеха в диком мире капитала, становится мучеником после своего убийства — но для начала его расчленяют.
Иронично, учитывая его одержимость анатомией, что Баския деконструировал сам себя. Возможно, его затертые знаки копирайта были его самым искренним творческим жестом.
Творчество[ | ]
Наряду с Джулианом Шнабелем, Кенни Скарфом и Франческо Клементе, Баския считался одной из ведущих фигур неоэкспрессионизма, художественного движения, которое подтвердило первенство человеческой фигуры в современном искусстве. В 1996 году Шнабель снял биографический фильм о бурной жизни художника с Джеффри Райтом в главных ролях в роли Баскии и Дэвидом Боуи в роли Уорхола. Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982 год, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чём выражается его необычайный интерес к смерти. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города. Средний период, с конца 1982 по 1985 год, отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. Последний период, с 1986 года до смерти в 1988 году, отмечен новой манерой и новыми образами.
Персона РФ
Американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х годах, как очень успешный неоэкспрессионист
«Компании»
«Christie’s»
«Темы»
«Арт — Искуcство», Картины Жана-Мишеля Баскии, «США»
«Новости»
Картина «Без названия» Жан-Мишеля Баския ушла с молотка за $29 млн
Безымянная картина известного американского неоэкспрессиониста обошлась новому владельцу в 18 раз дороже, чем предыдущему.
Изначально предполагалось, что картина, на которой изображены две фигуры в окружении каракуль, принесет аукционному дому Christie’s как минимум $23 млн. В итоге за нее удалось выручить $29 млн. Покупателем стал неизвестный участник торгов, делавший ставки по телефону. ссылка: https://russian.rt.com/article/11356
Рекорд на Sotheby’s. Картина Уoрхoла ушла за 105 миллионов долларов
Среди наиболее дорогих произведений, которые ушли с молотка, — картина современного немецкого художника Герхарда Рихтера («A.B. Courbet», продана за 26,5 миллиона долларов) и работа американца Жан-Мишеля Баския («Без названия (Желтая смола и перья)» — 25,9 миллиона). ссылка: https://www.mediaport.ua/rekord-na-sothebys-kartina-uorhola-ushla-za-105-millionov-dollarov
Деньги в прекрасное
Если сравнивать рост цен на наиболее дорогие предметы искусства и рост стоимости «голубых фишек», первые — выигрывают. Например, американский коллекционер Адам Сендер, управляющий хедж-фондом, в 2002 году купил картину Джона Каррена «Рыбаки» за $100 тыс. Через два года Сендер продал ее за $1,4 млн. – стоимость картины выросла на 1400%. За тот же период акции Apple поднялись на 222% (с $8,4 до $27,3 за акцию). Работы Жан-Мишеля Баския (самого дорогого художника современного искусства на сегодняшний день) в 1982-м можно было купить за $2,5 тыс. В прошлом году его картина «Без названия» ушла за $20,2 млн. ссылка: https://www.investgazeta.net/kompanii-i-rynki/dengi-v-prekrasnoe-164506/ Картину Уорхола продали на аукционе за рекордные 105 млн долларов
Sotheby’s не назвал имени счастливого обладателя картины, участвовавшего в торгах по телефону. Аукционный дом намеревался продать работу 1963 года за «более 60 млн долларов», однако конечный результат превзошел все ожидания.
Помимо полотна Уорхола с молотка в этот вечер ушли картина Герхарда Рихтера «А.Б.Курбе», проданная за 26,5 млн долларов, работа Жан-Мишеля Баския «Без названия (Желтая смола и перья)» (25,9 млн долларов) — обе картины были оценены изначально в 25 млн долларов. ссылка: https://zn.ua/CULTURE/kartinu-uorhola-prodali-na-aukcione-za-rekordnye-105-mln-dollarov-132863_.html
Очередной рекорд торгов Christie’s — более $782 млн. за два дня
Написанная в 1982 году картина Жана-Мишеля Баскии «Без названия» нашла своего покупателя почти за $29,3 млн. Его же работа «Без названия (голова сумасшедшего)» была продана за рекордные (для работ на бумаге) $12 млн.
Кроме того, были установлены ценовые рекорды на произведения таких художников, как Кристофер Вул, Лючио Фонтана, Дональд Джадд, Уэйд Гайтон, Вия Целминьш, Эд Рейнхардт, Виллем де Кунинг, Уэйн Тибо, Теодорос Стамос, Тауба Ауэрбах, Микалейн Томас и Ребекка Куайтмэн. Три работы ушли с молотка за суммы свыше $50 млн., 16 работ превысили планку в $10 млн., 56 работ были проданы более чем за $1 млн. ссылка: https://news.liga.net/news/culture/923909-ocherednoy_rekord_torgov_christie_s_bolee_782_mln_za_dva_dnya.htm
Цены на работы[ | ]
До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3,5 млн долларов.
14 мая 2002 года «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5,5 млн долларов. В мае 2007 года работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 млн долларов.
16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.
18 мая 2020 года безымянная работа Баския 1982 года была продана за 110,5 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.
Самая личная картина Баския впервые выставлена в музее Гуггенхайма
«Порча». Так можно перевести Defacement – название картины культового американского художника Жана-Мишеля Баския, снабженное подзаголовком «Смерть Майкла Стюарта» (The Death of Michael Stewart).
Эта картина, написанная Баския в 1983 году, стала центральным объектом выставки, открывшейся в минувший уикенд в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. На ней в узнаваемом и неповторимом «наивном» стиле Баския запечатлены последние моменты короткой жизни молодого чернокожего уличного художника Майкла Стюарта.
Под впечатлением от трагедии
15 сентября 1983 года Стюарт был арестован, когда копы заметили, как он расписывает граффити стену на станции сабвея в Ист-Вилледже. Полицейские его жестоко избили, и через две недели, 28 сентября, он умер в больнице. В 1985 году жюри, состоявшее только из белых присяжных, оправдало всех шестерых полицейских транспортного управления, обвиненных в убийстве Стюарта.
Узнав о смерти Стюарта, с которым он тесно дружил, Баския пережил сильнейший эмоциональный шок. Он нарисовал эту картину на стене студии своего друга художника Кита Хэринга в Сохо.
Как рассказала куратор выставки Чейдрия Лабувье (Chaedria LaBouvier), Баския предположительно нарисовал «Порчу» между 29 сентября и 5 октября 1983 года под впечатлением плаката, информирующего о митинге протеста на Юнион-сквер.
По мнению куратора, этот плакат был создан художником и правозащитником Дэвидом Войнаровичем. Он также представлен на выставке вместе с работами других художников, посвященными трагической участи Стюарта, включая Кита Хэринга, Энди Уорхола и Дэвида Хаммонса.
Кстати, с более старшим Уорхолом Баския связывала личная дружба и творческое сотрудничество, которое продолжалось до смерти Уорхола в 1987 года. Они создали вместе несколько произведений, несмотря на то, что Уорхол исповедовал принципы поп-арта, а Баския критики причислили к последователям неоэкспрессионизма. Баския ненадолго пережил друга: он умер полтора года спустя, в 1988 году, от передозировки наркотиков, к которым пристрастился с середины 80-х. Ему было всего 27 лет.
Спустя какое-то время Хэринг вырезал «Порчу» из стены мастерской и повесил ее над своей кроватью, обрамив затейливой рамой под старину. Картина находилась в собственности Хэринга до 1990 года, когда он умер и завещал ее своей крестной дочери Нине Клементе, дочери итальянского художника Франческо Клементе.
Без короны и копирайта
Помимо «Порчи», Лабувье отобрала для показа в музее Гуггенхайма несколько других живописных и графических работ Баския, а также ряда художников его круга. По ее мнению, которое она высказала в коротком интервью Русской службе «Голоса Америки», «сегодня важно как никогда понять причины межрасовой напряженности, которая остается на повестке дня».
«Трагическая история Майкла Стюарта вызвала огромный всплеск общественной протестной активности, которая ощущалась в Нью-Йорке и других больших городах Америки еще очень долгое время после его смерти, – рассказала Чейдрия Лабувье. – Для Баския его убийство стало переломным моментом, когда он стал буквально кожей ощущать свою расовую идентичность и значение культурного активизма и духовной миссии художника».
Начало осмотра.
Как заметил в своем вступительном слове директор музея Гуггенхайма Ричард Армстронг, идея выставки выросла из начального ознакомительного проекта, представленного Чейдрией Лабувье осенью 2016 года в читальном зале музея искусств Уильямс-колледжа в Уильямстауне, штат Массачусетс.
«Тему выставки можно коротко сформулировать так, – сказал Армстронг, – расизм, расовое самоопределение и мечта о справедливости для всех. Выставка была бы невозможна без помощи и содействия семей Баския и Стюарта».
Чейдрия Лабувье не скрывает гордости. Ведь она первая куратор-афроамериканка, самостоятельно подготовившая экспозицию в выставочной практике музея Гуггенхайма. Это первая выставка творчества Баския в Манхэттене за последние 27 лет и первый публичный показ здесь картины «Порча». «Выставка потребовала огромных усилий с моей стороны», – призналась куратор.
Как сообщила The Art Newspaper, готовя выставку и ее каталог, Лабувье разыскала и проинтервьюировала людей, знавших Стюарта и обстоятельства его смерти, в том числе Майкла Уоррена, адвоката семьи Стюарт и Питера Ноэла, тогдашнего репортера газеты New York Amsterdam News, рупора афроамериканской общины города. Ей удалось также найти бывшего лэндлорда Стюарта, у которого он снимал мастерскую.
«Майкла Стюарта ошибочно называют в прессе художником граффити, и только граффити, – сказала Лабувье. – Он был начинающим художником, одновременно увлеченным бейсбольной статистикой и нумерологией. Злополучный момент, когда Майкл оказался на сабвейной станции «14-ая стрит», стал мрачной страницей полицейского произвола в отношении афроамериканцев. Картина Баския, посвященная этой трагедии, буквально перевернула мою жизнь, также как и сердечные встречи в доме Майкла Стюарта за обеденным словом с его родными».
В картине «Порча» мы не видим излюбленных приемов Баския, – заметила куратор. – Я имею в виду символичные знаки короны и копирайта, зачеркнутые слова и фразы. Это, по моему мнению, говорит о том, что он не собирался выставлять картину на обозрение публики. Ему совершенно невероятным образом удалось передать личные эмоции – ощущение глубокой травмы, трагедии расизма и насилия, Джима Кроу (законы о расовой сегрегации, отмененные в середине 60-х годов прошлого века. – О.С.), неудачных и успешных революций, бремени колониализма».
«На его месте мог быть я»
За свою короткую и бурную жизнь Жан-Мишель Баския (часто его фамилию в Америке произносят как Баскиат) создал около двух тысяч живописных и графических работ. Житель Бруклина, выходец из семьи иммигрантов из Пуэрто-Рико и Гаити, он начинал подростком как уличный художник, разрисовывая вместе с приятелем Элом Диасом граффити на стенах зданий и подписываясь загадочным псевдонимом SAMO. Люди были заинтригованы странным языком этих «посланий», и философские, полумистические граффити стали даже темой статьи в газете Village Voice. Позднее он стал работать и выставляться как художник в компании с Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Джулианом Шнабелем, который уже после смерти Баския снимет о нем игровой фильм, где его играет Джеффри Райт, а в роли Уорхола выступил Дэвид Боуи.
В одном из залов выставки.
Пришедшая на вернисаж писательница и журналистка Фиби Хобан, автор биографии Баския, вышедшей в 90-е годы, сказала корреспонденту «Голоса Америки», что Баския был тесно связан с бездомными художниками граффити, которые собирались в районе Вашингтон-сквер.
«Одним из них был Майкл Стюарт, – отметила Фиби Хобан, они были очень близки. Бывшая герлфренд Баския Сюзан Маллук, – она сейчас работает психиатром в Нью-Йорке, – стала подружкой Стюарта. Когда Стюарт умер, Баския был потрясен, подавлен и все время повторял: «На его месте мог быть я». «Порча» – крик его души. Что касается фильма Шнабеля о Баския, я хорошо помню съемочный процесс. Я писала статью об этом для Vogue и провела на съемках две недели. Шнабель – блестящий мастер, но у него была своя повестка, он был вовсе не единомышленник Баския, а его конкурент. В фильме Баския показан чуть ли не кротким агнцем, слабой личностью, а он был настоящим борцом».
Уже при жизни Баския стал модным и востребованным художником, его картины успешно продавались, и он стал вести богемный образ жизни, беспечно сорить деньгами, поражая своими эскападами друзей и знакомых.
Сегодня произведения Баския продаются на мировых аукционах за десятки миллионов долларов. В 2020 году работа Баския «Без названия» 1982 года была продана за 110,5 млн долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке.
«Говорят, Баския был удачлив, – заметила Лабувье. – Это не вся правда. Он был чрезвычайно целеустремлен и одержим творчеством».
Выставка продлится до 6 ноября.
Ссылки[ | ]
- Basquiatclub: русскоязычный паблик, посвященный жизни и творчеству Жан-Мишеля
- Basquiat.net: Jean-Michel Basquiat
- Brooklyn Museum retrospective of Basquiat, including photographs of the artist and his work.
- Basquiat at Artfacts
- Basquiat at Artchive
- Рассказ о двух картинах художника: «UNTITLED, 1984», «CASH CROP, 1984»
- «Рыночная красота»
- Лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж». Пауль Клее — Жан-Мишель Баскиа. Живопись в движении
- Картину неоэкспрессиониста из Бруклина продали за 110,5 млн долларов
Жан-Мишель Баскиа вошел в десятку самых дорогих художников мира
Японский миллиардер Юсаку Маэдзава (слева) и картина Жан-Мишеля Баскиа «Без названия» 1982 года (справа) стоимостью $110,5 млн © 2020 The Estate of Jean-Michel Basquiat/ADAGP, Paris/ARS
Мир никогда не будет прежним: впервые на публичных торгах отметку $100 млн преодолело не произведение почтенного классика (живого или мертвого) послевоенной живописи вроде Фрэнсиса Бэкона, а работа представителя стрит-арта, граффитиста Жан-Мишеля Баскиа. Он вошел в десятку самых дорогих художников мира по итогам публичных торгов, обойдя Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, а также Герхарда Рихтера и Джеффа Кунса. Это самая дорогая работа в категории произведений, созданных после 1980 года.
Но обо всем по порядку. Насыщенная неделя вечерних торгов в Нью-Йорке продолжилась в среду аукционом послевоенного и современного искусства Christie’s, суммарная выручка которого составила внушительные $448 млн. Из 71 лота, выставленного на торги, не нашли покупателя всего 3 — не считая 2 работ, снятых с аукциона перед самым его началом. За этот вечер были установлены ценовые рекорды для пяти художников сразу: для Ман Рэя, Дэвида Салле, Роберта Гобера, Рудольфа Стингела и Марка Гротьяна.
Сай Твомбли. «Леда и лебедь». 1962. Courtesy of Christie’s
Картина 1962 года американского художника Сая Твомбли «Леда и лебедь» стала топ-лотом Christie’s, ее финальная цена составила $52,9 млн (все цены указаны с учетом комиссии аукционного дома). За работу, созданную художником после того, как он переехал из Нью-Йорка в Рим, развернулась ожесточенная борьба между покупателями на телефоне, но особенного накала атмосфера достигла в тот момент, когда на ставке $45 млн в торги за лот неожиданно включился присутствовавший в зале галерист Ларри Гагосян, которому картина в итоге и досталась. Более размеренно прошли торги за «Три этюда Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона: три соперничавших участника подняли цену на эту работу до $51,8 млн буквально за три минуты. Владельцем триптиха в свое время был английский писатель Роальд Даль. Со значительным превышением верхнего эстимейта была продана «Тайная вечеря» Энди Уорхола. Написанная всего за год до смерти художника картина ушла с молотка за $18,7 млн. Арт-дилер Гарри Блейн, основатель спонсировавшейся Christie’s галереи современного искусства Haunch of Venison (закрылась в 2013 году), назвал аукцион вполне удачным. «Участники активно торговались, но до разумного предела, а не сходили с ума и взвинчивали цены. Это хорошо и для рынка в целом, и для художников», — отметил он.
Завершилась неделя ударным аукционом современного искусства Sotheby’s вечером 17 мая, он принес в общей сложности $319,2 млн. Треть выручки аукциону обеспечила потрясающая воображение продажа безымянной работы 1982 года Жан-Мишеля Баскиа за $110,5 млн (почти вдвое больше, чем предыдущий ценовой рекорд художника). Монументальное полотно приобрел японский миллиардер, основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина дизайнерской одежды Юсаку Маэдзава. Торги по этому лоту начались с $57 млн (на тот момент еще рекордной цены для художника), и за десять минут ставки выросли почти вдвое благодаря усилиями покупателей в зале и телефонных участников. Напомним: незадолго до аукциона представители Sotheby’s высказывали мнение, что картина имеет все шансы уйти за $60 млн. Результат превзошел все прогнозы.
Баскиа стал самым неожиданным, но не единственным рекордом этого вечера. Новые рекорды были установлены на произведения Вольфганга Тильманса, Миры Шендель, Блинки Палермо, Такео Ямагучи, Кита Харинга и Йонаса Вуда («Черный натюрморт» последнего ушел за $950 тыс., почти втрое выше верхнего эстимейта!). Впрочем, большинство присутствовавших в зале пришли посмотреть на то, как будут продавать лот № 24, Баскиа, и удалились почти сразу после этого, не обращая внимание ни на то, как работа Кита Харинга ушла за $5,6 млн, ни на то, как другая вещь Баскиа была продана за $5,1 млн.
«На рынок пришло новое поколение миллиардеров, готовых платить любые деньги за определенных художников, независимо от уровня работы. Сегодняшний вечер доказал, что настоящий рынок сейчас — это рынок современного искусства, все остальное (импрессионисты, модернисты) — лишь нишевые области», — считает арт-дилер Дэвид Низенсон.
Тем же вечером состоялись торги современного искусства Phillips, которые собрали $110,3 млн. Впрочем, здесь впечатляет не столько сумма, сколько то обстоятельство, что на аукционе были проданы все до единого лоты (их было 37) и установлены 3 ценовых рекорда: на живопись Николь Эйзенман и Питера Дойга (последний стал самым дорогим ныне живущим британским художником по версии аукционов, его пейзаж был продан за $25 млн), а также на скульптуру Роя Лихтенштейна ($9 млн).
Примечания[ | ]
- ↑ 12Bibliothèque nationale de France
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - ↑ 12
Jean Michel Basquiat - ↑ 12
Jean-Michel Basquiat (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3 - https://www.contemporain.com/peinture/artistes/celebres/jean-michel-basquiat.html
- Museum of Modern Art online collection (англ.)
Творчество
Наряду с Джулианом Шнабелем, Кенни Скарфом и Франческо Клементе, Баския считался одной из ведущих фигур неоэкспрессионизма, художественного движения, которое подтвердило первенство человеческой фигуры в современном искусстве. В 1996 году Шнабель снял биографический фильм о бурной жизни художника с Джеффри Райтом в главных ролях в роли Баскии и Дэвидом Боуи в роли Уорхола. Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982 год, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чём выражается его необычайный интерес к смерти. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города. Средний период, с конца 1982 по 1985 год, отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. Последний период, с 1986 года до смерти в 1988 году, отмечен новой манерой и новыми образами.
Примечания
- ↑ 12Bibliothèque nationale de France
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - ↑ 12
Jean Michel Basquiat - ↑ 12
Jean-Michel Basquiat (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3 - https://www.contemporain.com/peinture/artistes/celebres/jean-michel-basquiat.html
- Museum of Modern Art online collection (англ.)
Ссылки
- Basquiatclub: русскоязычный паблик, посвященный жизни и творчеству Жан-Мишеля
- Basquiat.net: Jean-Michel Basquiat
- Brooklyn Museum retrospective of Basquiat, including photographs of the artist and his work.
- Basquiat at Artfacts
- Basquiat at Artchive
- Рассказ о двух картинах художника: «UNTITLED, 1984», «CASH CROP, 1984»
- «Рыночная красота»
- Лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж». Пауль Клее — Жан-Мишель Баскиа. Живопись в движении
- Картину неоэкспрессиониста из Бруклина продали за 110,5 млн долларов
LiveInternetLiveInternet
Жан-Мишель Баския – граффити-художник и неоэкспрессионист, представитель манхэттенской богемы, «маленький чёрный РембО американской живописи». Американский художник и французский поэт похожи в том, что оба были маргиналами, оба использовали для творчества подручные предметы: Артюр Рембо – обрывки бумаги, Баския – обшарпанные стены Манхэттена. Оба имели старших покровителей: Рембо – Поля Верлена, Баския – Энди Уорхола. Оба умерли молодыми.
Сегодня Жан-Мишель Баския считается одним из самых знаменитых граффити-художников в мире. Его работы, которые, казалось бы, может нарисовать каждый, продаются на престижных аукционах за миллионы долларов. Например, его картина «Затуманенные головы» (1982) была продана в мае 2013-го года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 48,8 миллионов долларов, что ставит Баския в один ряд с такими признанными художниками, как Рой Лихтенштейн, Джексон Поллок и другие.
Жан-Мишель Баския. «Затуманенные головы» (1982)
Жан-Мишель Баския родился 22 декабря 1960-го года в Бруклине, Нью-Йорк. Его отец Джерард был родом из Гаити (гаитянские мотивы очень часто появляются в работах художника), мать Матильда – из Пуэрто-Рико. Она же всячески поддерживала все ранние творческие начинания сына, способствовала его всестороннему обучению. Жан-Мишель, помимо английского, владел также испанским и французским языками, что можно проследить на его работах. С матерью Жан-Мишель часто посещал музеи, был членом детского художественного клуба Бруклинского музея.
Когда в 7 лет Баския сбила машина, он попал в больницу, и мать подарила ему справочник «Анатомия Грея», чтобы мальчик понял, почему ему больно. Позже в разных работах Баския можно встретить ссылки на этот учебник, многочисленные изображения человеческих черепов.
Уйдя из дома в возрасте 17 лет, Жан-Мишель Баския вместе с другом по имени Al Diaz начали рисовать свои первые граффити, подписывая их SAMO или SAMO shit (от английского «same old shit» — «то же старое дерьмо»). Рисунки эти он часто сопровождал провокационными и социально-политическими надписями, которые трудно перевести с английского языка дословно.
Баския часто расписывал стены недалеко от Манхэттенских галерей или богемных клубов района Сохо, чтобы привлечь внимание «официального белого искусства». Его работы были многозначны, имели несколько смысловых уровней. На тот момент, да и после него, никто подобного не делал. И ещё в юном возрасте амбициозный Баския, кажется, это понимал. Он знал, что прославился, и своё особое положение отмечал короной на многих работах.
На жизнь юный Баския зарабатывал рисованием открыток. Однажды, в 1979-м году, увидев в окне одного нью-йоркского кафе Энди Уорхола, Баския вошёл и предложил ему купить открытку. Открытка Уорхолу понравилась, но знакомство молодых людей не продолжилось.
Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол
В конце 70-х Баския вместе с друзьями создаёт музыкальную группу Grey. Парни играли в разных клубах оживлённого Манхеттена.
Помимо стен, художник расписывал и разный уличный хлам, превращая его в арт-объекты. Также работал и с холстом, рисовал на бумаге.
«Я не думаю об искусстве, когда работаю. Я стараюсь думать о жизни». Жан-Мишель Баския
В июне 1980-го года Баския участвует в первой групповой художественной выставке – The Times Square Show, а затем и в многих других, совместно Францеско Клементе, Дэвидом Салле и Энцо Кукки – художниками, которых искусствоведы позже назовут неоэкспрессионистами, а коллекционеры будут готовы отдать миллионы за их новаторские работы. Джулиан Шнабель, кстати, в 1996-м году снял биографический фильм-драму о Баския спустя 8 лет после его смерти.
Он становится чуть ли не первым чернокожим художником, которого признают в мире искусства. Тем не менее, тема расовой дискриминации занимает одно из главных мест в его дальнейшем творчестве.
«Вам нравится, что вас называют чёрным Пикассо?», — спросил Жана-Поля критик Хилтон Крамер. На что Баския ответил: «Это и лестно, и унизительно. Большинство отзывов обо мне касаются моей личности, а не моих работ. Они просто расисты, большинство тех людей. Они просто считают меня диким человеком, человеком-обезьяной, независимо от того, что ещё они думают».
В октябре 1982-го года Баския и Уорхол знакомятся второй раз. Первой реакцией Уорхола был вопрос, до сих пор ли Баския продаёт свои работы по одному доллару. На самом же деле, картины молодого художника на тот момент уже продавались по 10-20 тысяч долларов. Отношения художников продолжались до 1987-го года, и они очень повлияли на творчество друг друга.
Современные искусствоведы называют работы Баския не граффити, а полноценной настенной живописью. Вместе с тем, неоспорим тот факт, что охотно покупают работы Баския в основном щедрые частные коллекционеры, такие как Леонардо Ди Каприо. Музеи же пока не решаются репрезентовать художественные процессы Нью-Йорка 80-х годов работами Баския, деликатно объясняя своё опасение несоответствием картин этого художника статусу музейных работ.
Подобное двоякое отношение к творчеству Жана-Мишеля Баския присутствовало и при его жизни. В то время, как один из самых сварливых критиков того периода Хилтон Крамер приравнивал достижения Баския в искусстве к нулю, художник продавал свои работы за десятки тысяч долларов.
Жана-Мишеля Баския можно отнести к печально известному Клубу 27. Как и другие участники этого условного клуба, парень был щедро одарён талантами и умер от передозировки наркотиков в возрасте 27 лет. Поклонники творчества Баския видят в поздних его работах предчувствие смерти. Последней же работой Баския был «Всадник смерти». Похоронен на кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке.
Жан-Мишель Баския. «Всадник смерти». 1988
Полотно американского неоэкспрессиониста Жана-Мишеля Баския, не имеющее названия, установило рекорд продажной цены работ художника. Известный миллиардер из Японии приобрел картину на торгах аукционного дома Sotheby’s за $110,5 млн.
Победителем торгов стал основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина стильной одежды Юсака Маэдзава, сообщает сайт Вести.ru.
Это уже второй раз, когда полотно было выставлено на торги. Впервые оно приняло участие в аукционе еще при жизни автора в 1984 году, тогда его продали всего лишь за $19 тыс.
На полотне изображены черные контуры человеческой головы на голубом фоне. Датируется картина 1982 годом.