Скандальное Происхождение мира
Искусствоведы Клод Шопп и Сильви Обена раскрыли загадку одной из самых скандальных картин в истории мировой живописи — на ней крайне реалистично изображена лежащая обнаженная женщина, раздвинувшая ноги; на полотне видны ее гениталии, живот и грудь.
С большой долей вероятности на полотне Происхождение мира Гюстава Курбе изображена парижская балерина Констанс Кеньо.
Она была любовницей дипломата Османской империи Халила Шерифа Паши, который и заказал художнику картину для своей частной эротической коллекции.
Считалось, что моделью для полотна была ирландка Джоанна Хиффернан, у которой был роман с учеником Курбе Джеймсом Уистлером, и, вероятно, с ним самим.
В середине 1860-х Хиффернан позировала для нескольких произведений Курбе, в том числе Прекрасная ирландка и Спящие, которая изображает обнаженных женщин в постели и также была написана для Халила Шерифа Паши.
Несколько лет назад сообщалось, что «верхняя» часть картины с головой модели, которую художник якобы отрезал, чтобы не навредить репутации Хиффернан.
Искусствовед Жан-Жак Фернье, специалист по творчеству Курбе, признал картину его работой.
Владелец картины утверждал, что сопоставление холстов и живописной техники подтвердили сходство двух картин и что на найденной им картине изображена именно Хиффернан.
Однако эксперты не приняли эту теорию, заявив, что Происхождение мира является цельной работой, а не фрагментом. Кроме того, автор книги История рыжих Джеки Колис Харви указывала, в частности, что ирландка была рыжей, а лобковые волосы на картине Курбе — темные.
В этом году впервые были найдены документы, который позволяют искусствоведам быть уверенными на 99 процентов, что Курбе написал свое полотно с Констанс Кеньо.
Гюстав Курбе Происхождение мира
Главный аргумент в пользу новой версии нашелся в переписке Александра Дюма-младшего и Жорж Санд. В одном из отрывков Дюма-сын написал коллеге следующее: «Нельзя кистью передать деликатное и яркое интервью мадемуазель Кеньо из Оперы».
Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего Рима
Французский историк Клод Шопп сверился с рукописным оригиналом и обнаружил, что на самом деле вместо слова «интервью» (entretien) Дюма написал «чрево» (entrailles). Многие историки подтвердили находку Клоппа, и теперь версия Кеньо стала основной.
Балерина танцевала в парижской Опере до 1859 года. На момент написания Происхождения мира она была любовницей османского дипломата. По мнению руководителя отдела печати и фотографии французской национальной библиотеки Сильви Обенас, личность натурщицы на картине Курбе в то время не была тайной.
Констанс Кеньо / twitter.com/MuseeOrsay
Картина, написанная в 1866 году, имеет скандальную историю из-за своего содержания и долгое время воспринималась как художественная провокация. В 1868 году после банкротства Халила Шерифа Паши картина попала к торговцу антиквариатом.
В 1889 году писатель Эдмон де Гонкур нашел ее спрятанную за обшивкой из дерева в лавке. В 1910 году владельцем стал венгерский барон Ференц Хатвани, который обладал полотном до конца Второй мировой войны.
В 1955 году известный французский философ Жак Лакан купил Происхождение мира и повесид в загородном доме, подальше от посторонних глаз.
После смерти Лакана в 1981 году полотно было передано в музей Орсе. Впервые оно было показано публике только в 1988 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке. С 1995 года Происхождение мира является постоянным экспонатом Орсе.
Картину спрятали под бронированное стекло и поставили постоянную охрану.
Самые известные картины Гюстава Курбе
Картины Гюстава Курбе отличались смелостью, подчёркнутой реалистичностью сюжетов. В нашей статье представлены самые известные работы живописца, заслужившие как положительные оценки, так и гневную критику:
- «Похороны в Орнане» (1849-1850) — возмутила зрителей и критиков, считавших, что сельские похороны не заслуживают масштабности картины: 3 метра 15 см в высоту, 6 метров 68 см в ширину.
- «Веяльщицы» (1853) — изображает бытовую картинку из жизни крестьянства своего родного Орнана. В качестве моделей Гюстав Курбе использовал своих сестёр и сына.
- «Купальщицы» (1853) — вызвала бурю возмущений. Критиковали натурализм, тяжеловесное женское тело, грязные ноги. Больше всего возмутился император Наполеон III, ударив картину тростью.
- «Порыв ветра» (1865) — хранится в музее техасского города Хьюстон. По одной из версий, натурой для написания работы послужил лес Фонтенбло. Другое название картины: «Приближение шторма».
- «Натюрморт яблоки и гранаты» (1871) — написана во время тюремного заключения по обвинению в участии в Парижской коммуне. Живописцу позволили взять с собой мольберт, что позволило написать несколько натюрмортов похожего содержания. Никто из окружающих художника людей не захотел ему позировать.
Гюстав Курбе стал одним из основателей реализма в живописи, стремясь изображать жизнь такой, какая она есть. На сайте Very Important Lot, можно почитать про развитие реалистического направления в живописи. Для ценителей изобразительного искусства есть возможность принять участие в аукционах, недорого купить картины, рисунки, скульптуры известных мастеров, украсить свою коллекцию работами талантливых современных художников.
Детство и юность
Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.
Автопортрет Гюстава Курбе в молодости
Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить — от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.
Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:
«В колледже я научился презирать учение. Я узнал все, что требовалось, и решил не забивать голову ненужными вещами».
В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.
Гюстав Курбе
Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.
Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.
Гюстав Курбе и его современники в ГМИИ
Оглавление
Густав Курбе. История коллекции в ГМИИ
Гюстав Курбе.В залах первого этажа галереи выставляются картины, происходящие, в основном, из собрания Сергея Михайловича Третьякова, который на протяжении 8 лет был московским градоначальником. Брат Павла Михайловича очень любил европейскую живопись и, в отличие от Павла, собирал картины зарубежных художников. Его дом номер 6 по Гоголевскому бульвару (находится совсем недалеко от здания Галереи) один раз в неделю, по воскресеньям, был бесплатно открыт для всех желающих ознакомиться с его собранием. Хозяин принимал всех и даже иногда выходил к гостям и самолично рассказывал о своей коллекции. Картины размещалась прямо в доме, в жилых комнатах. Это не было каким то отдельным музейным помещением. Доверенным лицом Сергея Михайловича был художник Андрей Петрович Боголюбов, который жил в Европе, в Париже, сообщал С.М. Третьякову о новых картинах и, собственно, собрал его коллекцию.
Сергей Михайлович составил завещание, в котором указал, что после его смерти вся коллекция переходит к его брату Павлу Михайловичу . Оба собрания братьев выставлялись в одном музее, в Лаврушинском, уже после того, как Павел Михайлович распорядился и своей коллекцией, и коллекцией брата и передал их городу. Разделение произошло позже, после 1917 года.
Густав Курбе. Творческий путь
После ознакомления с работами художников барбизонской школы, Камиля Коро и Франсуа Милле, следует обратить внимание на работы яркого представителя французского реализма Гюстава Курбе. С его именем связано становление мощного направления в искусстве XIX века. Он утверждал принципы реализма, в живоприси мастер создал декларацию, вошедшую в историю как программный документ реализма, в котором формулировалась задача быть не только живописцем, но и гражданином.
Курбе – это художник сам по себе. Его называли грубияном и деревенщиной. На его картинах всё весомо и очень плотно. В 1855 году в Париже, на Марсовом поле, проходила первая всемирная выставка. С тех пор это стало традицией. Все страны строили там свои павильоны, один из этих павильонов – Современного искусства – был огромен по размерам. Работы Курбе не были допущены на выставку картин современного искусства. Тогда он за 1 ночь построил рядом свой собственный павильон и разместил там все свои картины. Первые посетители выставки успели посмотреть полотна художника до того, как сооружение Курбе разгромили. А в 1871 г. Курбе принимал участие в Парижской коммуне. После её поражения он был изгнан из Франции.
Густав Курбе. “Хижина в горах”
«Хижина в горах» – один из самых лучших пейзажей в жизни Курбе.
Он написал его в изгнании, в Швейцарии ( хотела бы я быть в таком изгнании). В картине художник мастерски выстраивает композицию, колорит полотна интенсивно насыщен. Краски составляют золотисто-коричневую гамму, в которую вплавлено густо-красное пятно крыши хижины.
Густав Курбе. Тема водной стихии
Гюстав Курбе “Водяная мельница”.
Своим пейзажам Курбе придавал величественный вид. По его собственному выражению он писал лишь то, что существует реально. Современники же отмечали, что он напишет ангела лишь тогда, когда увидит его наяву. И таких картин, как у барбизонцев, когда они вставляли в свои пейзажи Диан или Венер с амурами у Курбе появиться не могло. Он был художником абсолютно реалистического мировосприятия.
Во всех пейзажах Гюстава Курбе плотный, реальный, грубовато слепленный мир. Реалистичность пейзажей проявляется с точки зрения трактовки формы. Плотность и реалистичную форму имеют не только пригорок, не только разбросанные на берегу камни, но и волны. Даже кажется, что их можно пощупать. (“Море”)
И во всех композициях, что бы он не писал, появляется ощущение особой устойчивости. Здесь нет динамики Делакруа, или трепетности Коро. Мир построен удивительно вещественно и все предметы плотные и объёмные. (“Волна”)
Пространство Курбе понимал с точки зрения предметов, его формирующих. Такая концепция называется предметно-пространственной. Импрессионисты от этого откажутся, у них главное – переход предмета из одного состояния в другое и на картинах старались показать быстротекущее время. У Курбе и пространство, и время остановились, застыли.
Интересно, что глядя на его полотна Эдуард Мане, художник, который первый из первых пошёл вразрез с реалистическим искусством, заметил, что предметы в полотнах Курбе похожи на бильярдный шар. Курбе в долгу не остался, сказав, что герои полотен Мане похожи на игральные карты, а “Олимпию” назвал пиковой дамой их игральных карт. Эта полемика двух великих мастеров говорит о разных доктринах в искусстве. У одного – объёмность, плотность, весомость, у другого, который считается предтечей импрессионизма – декоративность, доминирование цветовых эффектов. Но об импрессионизме говорить ещё рано, в этой части музейной коллекции выставляются, в основном, представители реализма.
Густав Курбе и его современники. Оноре Домье
Оноре Домье, в отличие от Курбе – это городской художник. Он обращается к жизни горожан. «Прачки на лестнице Восстания» – в этом полотне физически ощущается тяжесть корзины с бельем на плече.
И следует напомнить о том, что в то время Сена в Париже была грязной и ее вода жутко воняла, просто смердела. Можно представить, чем пахнет бельё, выстиранное там.
Французская салонная живопись
В следующем зале выставляется так называемый Салон. «Салон» – отдельная категория в искусстве. К ней обычно относят те картины, которые нравятся публике. Название такое закрепилось от помещения – салон, где проходили выставки художников. По форме помещение было квадратным – каре, находилось оно во дворце промышленности.
Поэтому, те картины и те имена живописцев, которые постоянно выставлялись и хорошо продавались, так и называются – «салон». Такие картины были прекрасным украшением любого интерьера и пользовались хорошим спросом.
К концу 19 века в моду вошли восточные мотивы. Вначале пришла мода на китайское, затем стали ценить японское искусство. «Вдохновение приходит с Востока» – так стали говорить в то время и активно покупать картины с восточной тематикой, которая и представлена в этом зале. Очень популярны были не только Япония, но и Алжир, Полинезия, Мозамбик.
Леон Бона – его «Восточная цирюльня» (при входе в зал на той же стене, где и вход в этот зал, слева). Бона был академиком, он поставлял свои картины на выставки без одобрения жюри в таком количестве, в котором хотел.
Антон Мауве. “Овцы в лесу”
Следующий зал. В первую очередь нужно обратить внимание на картину Антона Мауве «Овцы в лесу».
Художник это довольно посредственный, глубокого следа в искусстве не оставил, но вошёл в историю тем, что был учителем Ван Гога. Хотя учитель – громко сказано, он просто дал голландцу несколько уроков живописи. В этом зале можно оценить его творчество. Обычно он писал одну и ту же, определённую голландскую породу овец.
Жюль Батистьен-Лепаж. «Деревенская любовь»
Жюль Батистьен-Лепаж. «Деревенская любовь». Герои картин, которые раньше ни в коем случае не могли быть главными героями сюжетов (какое падение нравов!) приобретают монументальный масштаб.
Жюль Батистьен-Лепаж. «Деревенская любовь».
Выше уже говорилось о том, что С.М.Третьяков пускал к себе в дом любого, интересующегося живописью человека. Для молодых художников, будущих светил, когда они были ещё студентами МУЖВЗ, посещение дома коллекционера было единственной возможностью познакомиться с современным зарубежным искусством. И вот молодой Валентин Александрович Серов пишет сокурснику, Василию Нестерову записочку: «Хожу к Третьякову и часами стою перед двумя картинами» (Лепажа). А Нестеров ему отвечает: «Да, Лепаж – истинно русский художник». Очень забавно, но это действительно так. Пожалуй, на заднем плане только башня костёла вместо церкви выдаёт то, что действие происходит не в России.
В этом же зале Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре «Благословение новобрачных». Почти тот же сюжет, что и Пукирева «Неравный брак».
Луиджи Луар «Дым окружной парижской железной дороги (парижское предместье)”
Следующий зал, последний на экспозиции этого этажа.
1885 год. Луиджи Луар «Дым окружной парижской железной дороги (парижское предместье). Дым создаёт впечатление движения поезда, он сливается с атмосферой.
И для передачи этого эффекта художник уже пользуется находками импрессионистов – вибрирующую свето-воздушную среду передаёт языком, на котором говорит новаторское искусство. Это уже предшествие импрессионизма, о котором – другая история.
Другие художники в Галерее Государственного музея изящных искусств им. Пушкина.
ЖАН-ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. “МАДОННА ПЕРЕД ЧАШЕЙ С ПРИЧАСТИЕМ” ТЕОДОР ЖЕРИКО. “ЭТЮД НАТУРЩИКА”. ЭЖЕН ДЕЛАКРУА “ПОСЛЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ” БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ В ГМИИ КАМИЛЬ КОРО И ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ В ГМИИ
«Три возраста женщины» Густава Климта
Единство начала жизни, зрелости и глубокой старости, перетекающей в смерть, — это и передает художник, изображая в одной работе молодую мать с ребенком и пожилую женщину, которая спрятала свое лицо. Нагота здесь действует на зрителя как элемент, усиливающий доверие к изображению, — все персонажи обнаженные, а значит, менее защищенные и потому искренние.
«Леди Годива» Джона Кольера
В основе полотна лежит средневековая легенда о супруге графа Леофрика: женщина переживала о судьбе подданных и хотела, чтобы муж снизил непомерно высокие налоги. Опьяневший к тому времени мужчина ответил, что согласится на это лишь в том случае, если красавица Годива проедет через город нагишом. Так и вышло: 10 июля 1040 года графиня позабыла о своей гордыне ради благополучия крестьян, обнажилась и пересекла на лошади улицы Ковентри. В знак уважения и признательности горожане остались дома и закрыли ставни, чтобы не увидеть всадницу. Хотя миф имеет мало общего с действительностью, история вышла по-своему прекрасной — как и картина прерафаэлита Кольера.
Примечания
- ↑ 123
Gustave Courbet: Artist biography
(неопр.)
. Rehs Galleries Inc (2009). Дата обращения 8 сентября 2009. Архивировано 26 августа 2011 года. - Jack Lindsay.
Gustave Courbet: His Life and Art. — Harper & Row (New York). — С. 6. - Gustave Courbet — Biography (неопр.)
(недоступная ссылка). The National Gallery of Canada (2009). Дата обращения 8 сентября 2009. Архивировано 10 марта 2006 года. - Шури М. Здравствуйте, господин Курбе! — М.: Изобразительное искусство, 1972. — С. 66-67
- Курбе Г. Письма, документы, воспоминания современников. — М.: Искусство, 1970. — С. 22
- Власов В. Г.. «Павильон реализма» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 11—14
- Stéphane Laurent.
Le rayonnement de Gustave Courbet: un fondateur du réalisme en Europe et en Amérique. — Harmattan, 2007. — P. 68. - Roger Bonniot, Gustave Courbet en Saintonge: 1862-1863, C. Klincksieck, Paris, 1973, 405 p. (ISBN 2-252-01447-4)
- Philippe Ravon: «Courbet — Auguin — Pradelles et la peinture de plein air dans le Sud-Ouest», La Saintonge littéraire N°72 : Peintres d’Aunis et de Saintonge, 2004.
- Цитируется по:Jürgen Schultze.
Kunst im Bild: Neunzehntes Jahrhundert. — Naturalis Verlag (München). — С. 88. — ISBN 3-88703-707-3.
«Женщина в белых чулках» Густава Курбе
Она обнажена, одна нога в чулке, А на другую — натянуть не может. Мешают габариты, поза на песке. Она одна, никто ей не поможет.
А рядом с нею лес и плещется река, Где тело нежно омывали воды. Что говорить, она упитана слегка, Чувствительна при том, полна свободы.
А белые чулки зачем ей и к чему? На свадьбу, говорят, их одевают. Быть может, верит и она в свою мечту, А как получится — никто не знает.
И туфли красные её на полотне Изящны и не лишни, между прочим, И нарисованы, что показалось мне, Как символ её первой брачной ночи.
Ханин Борис
*****