Тинторетто | |
Музы . 1578 | |
Le Muse | |
Холст, масло. 206,0 × 310,3 см | |
Кенсингтонский дворец, Лондон | |
(инв. RCIN 405476[1]) |
«Музы»
(итал. Le Muse) — картина венецианского художника Якопо Тинторетто, написанная в 1578 году. На ней изображены музы, богини древнегреческой мифологии. Входит в Королевскую коллекцию и находится в Кенсингтонском дворце в Лондоне[2].
Описание[ | ]
Первоначально девять муз считались божественным вдохновением для поэзии, песни и танца, но со времением стали символами всех гуманитарных наук. Вместе с Аполлоном, представленный на полотне не фигурой, а в виде солнца, девять фигур муз символизируют «гармонию сфер». Широкими мазками Тинторетто создал ярко выраженные обнаженные фигуры, которые летают и вращаются с необычайной свободой[2].
Тинторетто. «Муза с лютней». (Рейксмюсеум, Амстердам).
Существует несколько версий и модификаций этой композиции. Одна из них «Аполлон и музы» находится в Художественном музее Индианаполиса, в коллекции Клоу, и принадлежит, возможно, кисти Доменико Тинторетто[3]. Фрагмент «Муза с лютней», находящийся в Рейксмюсеуме в Амстердаме, включает только нижнюю левую сидящую фигуру[4]. Вариант с изображением Аполлона, муз и трёх граций в Дрездене погиб во время Второй мировой войны. Качество изображения картины в Королевской коллекции предполагает, что она является основной версией[2].
Лидия Делекторская и Юлия Самойлова. Две музы великих художников.
Updated: 14.02.2020
Если вглядеться в фигуру любого великого мужчины, то за ее спиной всегда можно увидеть женский силуэт. Ученые, политики и, разумеется, художники — за каждым стояла женщина. Иногда робкая и пугливая, верная помощница, служительница, но чаще неординарная и яркая.
Лидия Делекторская и Анри Матисс
Она была очень красива — чистый профиль, хрупкая фигура, большие ясные глаза под четко очерченными бровями, копна светлых волос. Лидия Делекторская родилась в российской северной глубинке, в 1910-м. Оставшись сиротой, отправилась с родственниками в Харбин, а после в Париж. Встреча с Матиссом (Henri Matisse) была случайной — однажды, в 1932-м, девушке предложили работу помощницы художника. Матисс и Делектоская не расставались почти четверть века, до последнего вздоха творца. Он стал для нее Мастером, служению которому она и посвятила всю свою жизнь.
Амели Матисс, жена художника, не была встревожена появлением в доме 22-летней русской эмигрантки, которая к тому же взялась выполнять роль ее сиделки, когда мадам нездоровилось. Но так продолжалось до тех пор, пока однажды Матисс не разглядел в юной девушке нечто большее, чем расторопную помощницу и компаньонку жены. Он захотел ее писать. Художник мог поднять ее ночью с постели и заставить позировать. Конечно, подобный пыл не устроил супругу художника, и она дала ему выбор… Лидия с рекомендательным письмом от Матисса покинула его дом.
Вскоре живописец обнаружил, что не может рисовать — ему нужна была Лидия, чтобы продолжать писать. От любви он мог бы отказаться и даже пытался сделать это, но от возможности творить — нет. Теперь уже мадам Матисс покидает дом, а вскоре получает развод. Увы, художник так и не женился на Делекторской — она просто оставалась с ним рядом. А об истинном отношении к ней свидетельствуют картины, написанные с Лидии Делекторской — чистые, светлые, наполненные нежностью и теплотой.
Юлия Самойлова и Карл Брюллов
Графиня Самойлова была невероятна — ослепительно прекрасна, образована, богата, расточительна, обворожительна, добра и… несчастна.
Этой великолепной женщине, которой восхищались и завидовали, которую ненавидели и вожделели, посвятили поэтические строки Баратынский и Пушкин, в память о ней остались картины, написанные великим художником Карлом Брюлловым — лучшие из них.
Сколько же слухов ходило вокруг нее! И что имеет ненасытный аппетит в постели, и что в 15 лет, еще до замужества, стала любовницей Александра I, который за «заслуги» и подарил ей мужа — императорского флигель-адъютанта Николая Самойлова. Оба противились этому браку, но императорский приказ заставил их стать четой.
Брюллов и Самойлова, оба личности роковые, похожие на темных ангелов, нашли друг друга уже став причиной гибели других от несчастной любви. Анриенна Демулен утопилась, не в силах вынести холодности художника, Эммануил Сен При пустил себе пулю из-за растоптанных надежд на взаимность со стороны Юлии.
Они встретились в Риме, в доме Волконских, и встреча эта стала знаковой. Брюллов много рисовал Юлию, на самых знаменитых его полотнах изображена она — в обнимку со своей воспитанницей и приемной дочерью, гордо гарцующая на коне у террасы. На знаменитом полотне «Последний день Помпеи» Юлия изображена трижды: мать с дочерями, девушка с кувшином, женщина с младенцем.
После неудачного брака муза покинула Брюллова. Юлия помчалась в Рим утешать своего «друга Бришку», и у нее получилось — Брюллов вновь взял в руки кисть. Увы, две столь ярких личности не могли навсегда оставаться вместе — их дороги разошлись. Юлия Павловна стала женой другого и пережила художника на 23 года.
История[ | ]
Картина принадлежала коллекции Гульельмо I Гонзага, герцога Мантуи, который непосредственно приобрёл картину у художника при посещении его в Венеции. В 1627 году она висела рядом с другой картиной Тинторетто «Эсфирь перед Артаксерксом» в проходе в Палаццо Дукале в Мантуе. Картина была приобретена из коллекции Гонзага королём Англии Карлом I. После казни Карла I в 1649 году картина была оценена в £80 и продана. Впоследствии она была рекуперировала королевской семьёй в период Реставрации (1660)[2].
Вдохновение. Что такое муза?
Почему в один день сложно что-то нарисовать, а в другой день просто невозможно остановиться, хочется рисовать еще и еще?
Ученые давно подметили, что все привязано к человеческим эмоциям. Человек, будучи существом социальным, склонен к проявлению тех или иных переживаний, причем это относится как к позитивным эмоциям, так и к негативным. Проще говоря, когда человек чем-то обеспокоен или чему-то рад, или просто переживает по поводу какой-то определенной проблемы, то у него скапливается определенное количество эмоциональной энергии, которая может находить выход в различных ее проявлениях.
Наверняка вы замечали за собой, как находясь «при своих мыслях» вы выполняете огромное количество домашней или просто рутинной работы. Как погрузившись в свой внутренний мир, обдумываете выход из сложившейся ситуации или ищете решение проблемы. Вот именно в такие моменты происходит накопление энергии. В периоды таких «переживаний» люди чаще всего начинают «творить». Кто-то начинает писать прекрасные стихи, сочинять прозу — ручка сама выводит текст, ваша задача всего лишь записывать. Кто-то начинает рисовать, как будто рисует само воображение, а не руки. Получается шедевр, который еще больше усиливает энергетику и завораживает
Получается что муза — это, по сути, проявление энергетических колебаний человека, как позитивных, так и негативных. Человек переживает либо состояние энергетического подъема или пик негативных эмоций, чаще именно в таком состоянии он способен созидать.
Вдохновением, в основном, называют переживание позитивных эмоций. Хотя в состоянии, когда негативные эмоции переплетаются с позитивными, образуя бурную смесь энергетики, наверное, было создано множество стихов и песен о неразделенной любви. Наверное, каждый испытывал это чувство в своей жизни, когда хочется выразить свои эмоции именно таким образом – посредством рисунков, стихов, песен.
Вдохновение — это не случайное состояние человека. Его можно вызвать. Конечно же, многое зависит от состояния человека — как душевного, так и физического. Существует множество способов научиться вызывать вдохновение.
В заключение, хочется пожелать всем чаще испытывать чувство вдохновения и энергетического подъема. Ведь когда человек озарен идеей это одно из самых прекрасных ощущений.
Пусть к вам чаще приходит эта прекрасная гостья, которая зовется – муза!
художники
Примечания[ | ]
- ↑ 12
https://www.royalcollection.org.uk/collection/405476/the-muses - ↑ 1234
Royal Collection page - Apollo and the Muses. Domenico Tintoretto (Italian, 1560-1635) (неопр.)
. Indianapolis Museum of Art. Дата обращения 16 января 2020. (англ.) - Muse with Lute, Jacopo Tintoretto, 1528 — 1594 (неопр.)
. Rijksmuseum. Дата обращения 16 января 2020.
Три музы Пабло Пикассо
Пабло Пикассо был известен слишком бурным темпераментом – он сменил несколько любовниц и жен (которых смело можно назвать самыми известными музами живописца). В оправдание ему скажем: каждый раз испанец думал, что очередная избранница – любовь всей его жизни. Мы упомянем трех из его вдохновительниц.
Первая жена была русской по происхождению – с Ольгой Хохловой Пабло венчался по всем православным канонам в парижском соборе Александра Невского. У них родился сын, а сама Ольга часто становилась героиней портретов мужа. На тот период приходится увлечение Пикассо русским балетом: он подружился с Дягилевым и работал над декорациями и костюмами к его спектаклям.
В 1932-м году Пикассо встретил очередную музу – Мари-Терез Вальтер, и Ольге пришлось смириться с ролью «второй скрипки». Хотя, когда она узнала о беременности соперницы (в 1935-м году), браку пришел конец. Мари-Терез ознаменовала собой сюрреалистический период в творчестве испанца. Изображения француженки исполнены чувственностью – любовник не только писал Вальтер, но и лепил ее бюсты.
Одной из поздних привязанностей мэтра стала Дора Маар: ей было 28, а ему – 54, их представил друг другу поэт Поль Элюар. И на девять долгих лет эти двое стали неразлучны. Дора увлеченно фотографировала возлюбленного, а он нещадно уродовал ее красоту в своих жутковатых работах. Одним из известных портретов Маар является «Плачущая женщина»: именно такой автор и представлял себе изящную утонченную натурщицу. «Портрет Доры Маар с кошкой» входит в топ самых дорогих картин мира. Когда в 1945-м году Пикассо бросил Дору, она попала в психиатрическую лечебницу из-за сильного нервного срыва.
Ссылки[ | ]
- «RC»: [www.royalcollection.org.uk/collection/search#/13/collection/405476/the-muses Royal Collection page]
- Lucy Whitaker, Martin Clayton, The Art of Italy in the Royal Collection; Renaissance and Baroque
, Royal Collection Publications, 2007, ISBN 978 1 902163 291
Работы Тинторетто | |
|
Русская Муза французского художника Анри Матисса
Любимой музой, другом и помощником французского художника Анри Матисса более двадцати лет жизни оставалась Лидия Делекторская.
Осенью 1932 года, Лидия Делекторская пришла в мастерскую знаменитого художника Матисса по объявлению: «Художнику требуется ассистент», в то время Анри Матисс работал в Ницце над большим полотном «Танец».
22-летняя девушка уже успела испытать голодное и сиротское детство на родине в Томске в годы русской революции и Гражданской войны, пожить в семье тётушки в Харбине, в Маньчжурии и, переехав во Францию, неудачно выйти замуж за русского эмигранта, с которым его связывал только родной русский язык и тоска по России.
Оказавшись в мастерской и доме Матисса, Лидия Делекторская готова была выполнять любую работу по дому, быть ассистенткой и натурщицей французского художника.
Обладающая естественной красотой Лидия, уроженка Сибири, вскоре стала олицетворением идеала женской красоты Анри Матисса, тонкого ценителя женственности и красоты, воспетой на его чувственных полотнах.
Если первые модели Матисса были смуглые и темноволосые южанки, то появившаяся в его доме белокожая, тихая голубоглазая блондинка, ошеломила его необычайной грацией неторопливых движений. Художник вдруг неожиданно для себя прозрел, глядел и изумлялся, увидев в Лидии ту неизведанную и экзотическую, русскую страстную красоту, что открылась ему, и которой он не переставал восторгаться до конца своей жизни.
Анри Матисс разглядел в этой юной молчунье, так естественно и непринуждённо умевшей класть голову на руки, скрещенные на спинке стула, умевшей с особой русской грацией рук подхватывать копну своих светлых, слегка вьющихся волос. Художника впечатлило её одухотворённое живое лицо, грустные глаза, в которых порой отражалась глубинная славянская грусть по родине, её ясный профиль и благородная грациозная осанка, увидев которую уже трудно забыть.
Свою будущую жену Амели Парейр Анри Матисс встретил на свадьбе друга. Амели была подружкой невесты, и их с Матиссом случайно посадили рядом. Амели Парейр без памяти влюбилась в высокого бородача, бережно засушивая каждый букет фиалок, что он дарил ей при встречах. В тот период Матисса терзали сомнения и он никак не мог решить, стоит ли окончательно посвящать свою жизнь искусству. Амели поверил по-настоящему в художника, на долгое время став его верным другом и первой музой. И всё же, несмотря на чувства Матисса к девушке, он уже тогда понимал, что никто и ничто не сможет пленить его сердце больше, чем живопись. Набравшись смелости, он признался: «Мадемуазель, я нежно люблю Вас, но живопись я всегда буду любить больше»
Лидия терпеливо ухаживала за его женой Амели во время её болезни, вела все домашние дела, создавая уют в семье и доме, была пунктуальным и аккуратным секретарём. Матисс не скрывал ни привязанности к Лидии, ни полной своей зависимости от неё.
Лидия стала для Матисса не только терпеливой моделью, долгими часами безмолвно позирующей художнику, но и преданным другом, необходимым ему во всём.
Матиссу тогда было 63 года, а Лидии всего 22 года.
В молодости художнику Анри Матиссу тоже довелось испытать немало трудностей и лишений, он хорошо знал истинную цену деньгам, заработанным честным трудом.
Прекрасно понимая, что у Лидии нет больше никакого другого дохода, кроме работы в его доме и мастерской, Анри Матисс ежегодно преподносил Лидии ко дню её рождения и Новому году в качестве подарка один из своих рисунков. Этими рисунками великий художник хотел обеспечить её будущее, ведь, он был уже немолод , а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же безо всякой материальной поддержки в чужой стране.
С начала 1935 года до лета 1939 года, Лидия почти ежедневно позировала для Анри Матисса, и художник написал множество рисунков, эскизов, набросков и около 90 картин. Во многих произведениях Анри Матисса мы легко узнаём воздушный образ прекрасной славянки с большими миндалевидными глазами, волевым подбородком, округлыми плечами, удивительной природной красотой лица и особой грацией движений.
Этот высоко духовный союз двух чутких, тонко чувствующих друг друга людей — юной Музы и модели, боготворившей своего Мастера, и стареющего Художника, боявшегося спугнуть свою вдохновительницу Музу, обогатил мировое искусство десятками картин, рисунков, скульптур. Этот творческий союз славянской Музы и великого французского художника, невольно, но бескомпромиссно разделил жизнь Лидии на «до» и «после».
До встречи с Матиссом у Лидии было почти стершееся из памяти детские годы в Томске, раннее сиротство, эмиграция в чужую страну, жизнь впроголодь. А «после» встречи с Мастером в жизни Лидии был только Он и его Искусство, постепенно захватившее всю её жизнь. Искусство переполняло Лидию настолько, что она просто не могла владеть им одна, и она щедро делилась тем, что имела со своей исторической родиной.
Всё, что выставлено сейчас в Двенадцати колонном зале Нового Эрмитажа, подарено Эрмитажу Лидией Николаевной Делекторской.
Многие задаются вопросом, была ли Лидия Делекторская женой художника Анри Матисса. На это она сама ответила в одном из своих писем.
«… Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».
Сказано это очень по-русски, известно, что на Руси муж называл жену «светом его очей», а жена называла мужа — «Душа моя», именно такую душевную связь с Мастером чувствовала Лидия всю жизнь.
Матисс дожил до 85-летнего возраста в гармонии с собой и миром, а когда он умер, смысл жизни для Лидии был потерян, но оставались его картины, рисунки, воспоминания, и духовная связь с Мастером.
Лидия Николаевна Делекторская умерла в 1998 году в Париже, урна с её прахом была привезена на родину, в Россию и покоится на сельском кладбище в Павловске под Петербургом. На памятнике Лидии Делекторской надпись: «Матисс сохранил её красоту для вечности».
Поляки.
Анна Ахматова и Амедео Модильяни
Миф про Аполлона и муз
Законная жена Зевса богиня Гера была вне себя от ярости, когда узнала об очередной измене мужа. Богиня наслала на Лето чудовище Пифона и запретила касаться ногами земли.
Образ Аполлона весьма распространён в различных отраслях искусства. Его преподносят в качестве идеала юношеской, мужской красоты.
Если верить древней легенде, то каждую весну и лето на косогорах покрытого лесом Геликона, у зеркальных вод Кастальского источника, там, где бьют ключом божественные воды Гиппокрена, на высочайшей горе Греции (Парнасе), Аполлон водил хороводы с юными музами. Прелестные девять спутниц являлись дочерями Зевса и Мнемосины.
Знаменитый бог света и гармонии с лавровым венком на голове, играл на кифаре золотого цвета.
За величественным Аполлоном покорно следовали прекрасные музы.
Спящая муза. Полированная бронза, 1910
Пожалуй, это самое известное произведение Бранкузи — сияющая гладкая женская голова из полированной бронзы. «Спящая муза» — это воплощенное спокойствие, элегантность и уверенность в собственной красоте. Едва намеченные черты лица — миниатюрные нос и рот, тонкие вскинутые брови, миндалевидные глаза — и тщательно проработанные волосы, убранные в гладкую прическу. Считается, что это лицо Бранкузи позаимствовал у баронессы Рене Ираны Франшон, ставшей его меценаткой в первые годы его жизни в Париже. Начав со скульптурного портрета, в котором просматривалось определенное сходство с баронессой, в дальнейших экспериментах с мрамором и бронзой он довел ее черты до архетипа, превратив лицо земной женщины в лицо вечной музы.
1910 год, когда Бранкузи создает «Спящую музу», — его переломный год. Именно в это время он становится известен в Париже, его имя появляется в прессе и звучит в салонах. Бранкузи участвует в выставках, его работы начинают скупать коллекционеры. «Спящая муза», которую можно увидеть в «Мультимедиа-арт-музее», долгое время находилась в собрании баронессы Франшон. В свое время она передала его Центру Помпиду.
Торс молодого человека. Гипс, 1923
Глядя на этот «Торс», сложно отделаться от ассоциаций со скандальной картиной «Происхождение мира» Густава Курбе, в XIX веке наделавшей много шума и заставившей покраснеть не одного любителя искусства. Как и Курбе, впервые показавший миру, что изображение обнаженного тела можно кадрировать, Бранкузи изображает юношу без головы и рук — только торс и бедра.
В скульптурах Бранкузи вообще много озорства — чего только стоит одиозный «Портрет княгини Бибеску» (1916). Эту скульптуру, вообще-то довольно безобидную, несколько раз арестовывало министерство культуры Франции, а ее автору пришлось отвечать за нее в суде. Все дело в том, что при взгляде на «Портрет княгини Бибеску» под определенным углом и издалека создавалось впечатление, что скульптор изобразил фаллос. За фрейдистскую скульптуру вступились видные французские деятели культуры того времени — среди них был композитор Эрик Сати, один из немногих близких друзей Бранкузи. Со временем общественность успокоилась, и сегодня эту работу можно увидеть совершенно свободно. Увидят ее и посетители «Мультимедиа-арт-музея» — в виде фотографий и киносъемок, созданных самим Бранкузи в своей мастерской.