«Леонардо да Винчи от фальсификации» попался на мелочи и весело отсидел в тюрьме

Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

Мона Лиза

Мона Лиза

Портреты занимали важное место в творчестве итальянского живописца, а портрет Лизы дель Джокондо самое известное произведение Леонардо, и одна из самых известных картин в мире.

Писал он ее на протяжении долгого времени и закончил, по сообщению биографов, перед самой смертью в 1519 году. На картине изображена женщина, сидящая в кресле, и обернутая вполоборота к зрителю. Пейзаж на картине позволил написать не портрет красивой женщины, а цельный универсальный образ.

Самое ценное произведение западноевропейского искусства окружено ореолом загадочности. Сейчас «Джоконда» выставлена в Лувре, а в 2005 году картине выделили специальный зал. В 2012 году после долгих исследований был опознан пейзаж за спиной девушки. Искусствоведы заявили, что это природа Монтефельтро, что на северо-востоке Италии.

Кстати, на нашем сайте TheBiggest.ru есть интересная статья о лучших изобретениях да Винчи, которые опередили время.

2

«Леонардо да Винчи от фальсификации» попался на мелочи и весело отсидел в тюрьме

Часть 1

Продолжаем разговор о подделках в искусстве. В прошлом материале мы обратили внимание на самые яркие подделки прошлого. (Между прочим, выяснилось, что сам Микеланджело не брезговал подделать кое-что).

Теперь поговорим о выдающихся мастерах фальшаков нашего времени.

История первая. Подделывал Вермеера из мести критику

Кто не знает знаменитого Вермеера и не менее знаменитую «Девушку с жемчужной сережкой».

С именем Вермеера тесно связано имя его подделывателя из двадцатого века, художника Хана Ван Мегерена.

Ван Мегерен взялся за неблагородное дело не наживы ради, а исключительно из чувства мести. Он хотел выставить дураком мерзкого искусствоведа, посмеявшегося над его работами.

Ван Мегерен закончил Академию художеств, был отличным рисовальщиком. Но первая же выставка закончилась провалом. Дело в том, что он работал в классическом стиле, а в двадцатом веке царствовал авангард и классический рисунок был никому не интересен.

— Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе, — глумились искусствоведы, среди которых особенно упражнялся в остроумии некий Абрахам Бредиус.

Художник затаил обиду и решил отомстить страшной местью. План был таков: он создаст поддельную картину, подсунет ее на экспертизу, а потом оповестит общественность, что искусствовед — полный дурак.

Конечно же, мишенью злопамятный худжник выбрал того самого Абрахама Бредиуса, главного исследователя и популяризатора Вермеера.

Девушка с жемчужной сережкой. Вермеер

Девушка с жемчужной сережкой. Вермеер

Даже не верится, что до двадцатого века автор «Девушки с жемчужной сережкой» был художником довольно-таки забытым. Изучать его начинают в начале двадцатого века, а пик интереса приходится на двадцатые-сороковые годы.

В раскрутку Вермеера внес много сил Бредиус. Но человеком искуствовед был и правда плохим и непорядочным. Например, он очень некрасиво надул нашего коллекционера Дмитрия Щукина. Когда Дмитрий приобрел работу Вермеера «Аллегория Веры» и понес ее на экспертизу Бредиусу, тот сказал: ой, батенька, да вас обманули. Немедленно избавляйтесь от картины, это фальшивка.

Расстроенный Сергей выставил картину на аукцион, где ее купил… тот самый эксперт, уверявший, что это — фальшивка.

Эта картина работы Вермеера ушла из рук коллекционера Сергея Щукина

Эта картина работы Вермеера ушла из рук коллекционера Сергея Щукина

Ван Мегерен изучил все досконально. Купил дом на юге Франции, чтобы никто из знакомых не видел, чем он занимается. Заказал ляпис-лазурь из Афганистана, как это делала Вермеер. Нашел на рынке картину 17 века, снял с нее слой краски, чтобы получить холст и грунт тех времен…

По окончании работы он поставил готовое изделие в печку, чтобы картина затвердела, потрескалась и на ней образовался кракелюр, который есть на работах старых мастеров.

Художник написал свой «шедевр» по книгам Бредиуса и в соответствовии с его формулировкам.

Бредиус тогда носился с идеей, что Вермеер должен был писать картины на религиозные темы. Доказательств идее было маловато: известно всего около тридцати работ Вермеера, из которых на религиозную тему были одна-две и обчелся. То-то обрадовался искусствовед, когда ему в руки попался неизвестный ранее «шедевр», где было все так, как он и предвидел. Тут тебе и подражание Караваджо, и свет, падающий слева, и святые крупным планом! Обрадованный Бредиус немедленно предложил Роттердамскому музею выкупить эту работу.

Здесь бы Ван Мегерену и рассказать все как на духу. Но полученные тысячи гульденов заставляют повременить. Он написал еще одну картину в том же духе. И она принята на «ура» и куплена самим Германом Герингом.

Эта работа - подделка Ван Мегерена, была куплена Германом Герингом

Эта работа — подделка Ван Мегерена, была куплена Германом Герингом

Что Геринг, что Гитлер были большими поклонниками Вермеера, как продолжателя истинно арийского искусства. Дальше дело пошло по незапланированному сценарию. Перед концом войны Геринг велел жене бежать и взять с собой единственную картину. Какую? Конечно Времеера. В нем немец был уверен: в любое время жена сможет продать работу великого художника задорого и безбедно жить всю оставшуюся жизнь.

Но не сложилось. Супружницу поймали американцы, полотно конфисковали и довольно быстро выяснили, кто продал нацистам Вермеера. Мегерена посадили, обвинив в коллаборационизме. И тогда наш герой решил открыться. Мол, картина-то — поддельная, он обманул фашистов, а значит, он не коллаборационист, а настоящий герой.

При свидетелях Ван Мегерену велели написать новую картину Вермеера. Он сделал это, создав работу «Христос среди книжников», на которой изобразил себя в образе Христа.

Отсидел фальсификатор недолго, и вскоре умер. Но зато невероятная история привлекла еще больше внимания к Вермееру.

История вторая. Загадочный продавец Ван Гога

Настоящий портрет Ван Гога Фото: wikimedia.org

Настоящий портрет Ван ГогаФото: wikimedia.org

Стоимость работ художника сильно зависит от мифов и легенд вокруг этого художника.

У искусствоведа Юлиуса Мейер-Грефе хранились работы Ван Гога, которые он хотел продать их подороже. Но для того, чтобы продать художника, нужно, чтобы он был на слуху. В начале двадцатого века Мейер-Грефе написал несколько статей о художнике, представив его сначала модернистом, потом авангардистом, однако статьи не имели успеха: нашел, чем удивить, двадцатом веке модернистами и авангардистами были все.

Спустя некоторое время, Юлиус предпринял еще одну попытку. Он написал книгу, в которой сгруппировал скудные сведения, мифы и сплетни о Ван Гоге в яркую и небывалую историю.

И это сработало. К Ван Гогу начинают относиться иначе, он (посмертно, конечно) становится модным, дорогим и популярным художником.

Однажды к Юлиусу пришел некий коллекционер по имени Отто Вакер.

— У меня есть тридцать работ Ван Гога, — ошарашил он.

— Откуда? — удивился Юлиус.

— Из России, — ответил посетитель.

Вообще, как рассказывает искусствовед Алина Аксенова, для фальсификаторов революция в России стала ужасно удобным объяснением отсутствия документов. Откуда полотна? А взял с чердака и бежал: поди, проверь, как оно было на самом деле.

И действительно. Тридцать работ, предложенных Вакером, поначалу были признаны подлинниками. А потом — случилась большая выставка 1927 года и когда оригиналы оказались рядом с подделками — то даже непрофессиональные зрители заметили разницу.

Портрет Ван Гога из коллекции Вакера

Портрет Ван Гога из коллекции Вакера

Коллекцию Отто Вакера решили проверить всеми доступными способами.

Первый результат дал химический анализ красок. В составе работ из коллекции Отто Вакера нашли сиккативы — вещества, которые способствуют быстрому засыханию масляной краски. Ван Гог писал рельефными пластилиновыми мазками и его краски сохли страшно долго. Сам-то он никакими сиккативами не пользовался. За более чем тридцать лет, которые прошли с момента смерти художника, его краски успели основательно высохнуть, а вот фальсификаторам их подделки пришлось «сушить».

Для полноты исследования картины решли проверить, что покажет рентген. (До случая с Ван Гогом никакие картины на рентгене никогда не проверялись). Обнаружили интересное. Оказалось, что на подлинных картинах мазки вовсе не хаотичные, как было принято считать. Художник наносил их последовательно, слоями, имея представление о том, что должно получиться в итоге.

Другое дело — поддельные работы. На них краска налеплена абы как, сплошной мазней и лишь поверху этой абракадабры, последним слоем фальсификатор наносил изображение.

Картина из коллекци Отто Вакера из музея в Осаке

Картина из коллекци Отто Вакера из музея в Осаке

В итоге Вакера посадили, хотя так и не поняли, кто автор подделок. (Сам-то Вакер живописью не занимался). До сих пор в японском музее в Осаке висят на видном месте две сосны работы Ван Гога из коллекции Вакера. Оскака наотрез отказывается признавать эти работы подделкой: даже музею неприятно признавать, что выложил кучу денег за фальшак.

История третья. Бедный отец-одиночка Джон Майатт и его «подлинные подделки»

Джон Майатт Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Джон МайаттФото: GLOBAL LOOK PRESS

Английский учитель рисования Джон Майатт был отцом-одиночкой. Когда от него ушла жена, старшему сыну было три года, младшему — год. Учительская зарплата не позволяла кормить семью, и тогда Майатт дал объявление в газете: «Подлинные подделки. Матисс. Модильяни. Пикассо». За 150-200 фунтов стерлингов он был готов сделать копию известной картины или написать новую под известного художника. Хороший подарок на день рождения, почему нет. Заказы посыпались как из рога изобилия. Особенно часто к художнику обращался некий анонимный покупатель сэр Дрю и просил написать то Матисса, то Пикассо.

А однажды сэр Дрю повился лично с дипломатом в руках. Щелкнул застежками и вывалил перед изумленным художником «честно заработанные Майаттом» 25 тысяч фунтов стелингов.

Дрю признался, что продавал работы как оригиналы. И предложил сотрудничество.

Майатт блестяще подделывал импрессионистов. Он ходил в музеи, в течение получаса смотрел на картины, не делая никаких пометок и набросков в блокноте, а потом возвращался домой — и писал свое полотно в том же стиле, что и изученный художник.

В свою очередь сэр Дрю взял на себя техническую сторону вопроса: он находил письма художников с описанием той или иной картины, которая так и не была создана. А потом — появлялась картина Майатта, подходящая под описание.

Так они работали с 1988 по 1993 год, пока замученный совестью Джон не сдался полиции. В тюрьме Джон писал портреты сокамерников, а они расплачивались с «Пикассо» (такую кличку дали ему за решеткой) телефонными карточками, чтобы художник мог позвонить детям. Майатт поклялся, что когда выйдет на свободу — больше не возьмет карандаш в руки. Но не тут-то было. Через неделю после освобождения ему позвонил директор тюрьмы и попросил нарисовать «что-нибудь под Матисса в подарок теще».

Джон продолжает писать картины уже не скрывая своего авторства. Спрос на них — огромен, а цена достигает нескольких десятков тысяч фунтов. К слову, больше, чем платил ему сэр Дрю за подделки.

А в начале двухтысячных работы художника были выставлены в музее Мюнстера, где провели выставку подлинников и подделок. Все работы были без этикеток, так, чтобы сам зритель решил для себя, что ему больше по душе.

Вольфганг и Хелена Бельтракки: «Мы не обманываем тех, кто не хочет обманываться»

Когда Вольфганг женился на Хелене, предприимчивая женщина решила капитализировать талант мужа.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Вольфганг Бельтракки вел веселую жизнь: то путешествовал, то ходил под парусом, то снимал кино. Он неплохо рисовал и часто дарил друзьям свои рабты выполненные «под Пикассо».

— Ну вылитый Пикассо! Если бы не знал, что это ты — ни за что бы не заподозрили подделку! — восхищались друзья.

Когда Вольфганг женился на Хелене, предприимчивая женщина решила капитализировать талант мужа.

Как мы уже поняли из предыдущих примеров, провенанс (то есть, поисхождение) — главная составляющая любой работы. Но провенансом не всегда может быть документ. Это могут быть и письма, в которых упоминаются картины. (Как в случае с сэром Дрю). Либо — фотография, по крайней мере, так поступила Хелена.

Бельтракки придумали легенду, будто дедушка Хелены коллекционировал искусство. Сама Хелена развесила на стене картины своего мужа, а потом — нарядилась в винтажные платья собственной бабушки и наделала фотографий на фоне картин. (Бумагу для фотографий супруги приобрели в антикварном магазине). Так сделанные снимки обеспечили провенанс. Бельтракки выдавали селфи Хелены за фотографии ее бабули на фоне «коллекции».

Хелена Бельтракки притворяется бабушкой

Дальше муж взялся за работу. Он писал под Фернана Леже, Пикасо и Макса Эрнста. Причем, его работу «Лес» супруги умудрились продать за 7 миллионов долларов, а сама вдова Эрнста не распознала подделку и назвала ее лучшим произведением своего мужа.

Этот факт сильно позабавил супругов. Сидя на скамье подсудимых они хохотали как ненормальные, вспоминая эту историю.

Картина «Лес», написанная Бельтракки, была признана женой Эрнста как оригинал

— Мы не грабили нищих. Обманывались те, кто хотели обмануться, — повторял Вольфганг.

Супруги попались на мелочи. Бельтракки подделывал Генриха Кампедонка и одна из картин ушла в коллекцию украинскому олигарху, который с чего-то решил заказать экспертизу. И тут химический анализ красок показал фальшак. Выяснилась, что белый цвет, который использовал Бельтракки — это титановые белила. В 1910 году их использовали для окрашивания кораблей, но не для живописных работ.

Неожиданное открытие запустило принцип домино. Проверили все работы из коллекции дедушки Хелены. В итоге Вольфганга осудили, приговорили к 6 годам тюрьмы и крупному штрафу.

Но веселый человек и в тюрьме сидел весело. Он только ночевал за решеткой, а днем разъезжал по ток-шоу и раздавал интервью. Из-за скандала он сильно прославился и даже стал вести по телевизору шоу «Искусство подделки». Так герой — и антигерой поменялись местами. Пресса до сих пор уважительно называет Бельтракки «Леонардо да Винчи от фальсификации».

И еще немного о подделках

А что по поводу отечественных мастеров? Кого чаще других подделывают у нас?

Сейчас в ходу — русское реалистическое искусство. Популярны иллюстрации из учебника литературы: Шишкин и Айвазовский. Этих художников очень любят нувориши, увидевшие картины на форзацах учебников по литературе и с тех пор укрепившиеся во мнении, что Шишкин и Айвазовский — это самые лучшие наши мастера.

Как рассказывал искуссвовед Андрей Сарабьянов, эдакой любовью к русскому реализму не преминула воспользоваться одна преступная сеть. Дельцы скупали по дешевке скандинавские пейзажи 19 века, пририсовывали русскую подпись и маковку церкви над лесом — и продавали за огромные деньги…

В девяностые годы популярностью пользовались подделки наших авангардистов.

До сих пор на слуху скандал пятилетней давности с подделкой Бориса Григорьева «В ресторане». Эта подделка стоила репутации видного искусствоведа Елены Баснер, атрибутировавшей фальшак как оригинал и угодившей впоследствии за решетку.

А на одной из лекций искусствовед Алина Аксенова рассказала интересную историю про подделку авангардистки Любови Поповой.

Еще в девяностые к питерскому реставратору пришел друг и попросил сделать кому-то в подарок рисунок в стиле Любови Поповой, художницы-авангардистки. Реставратор набросал что-то на куске обоев, а спустя несколько лет ему прислали эту работу в качестве лота, который выставляется на аукционе и попросили атрибутировать.

Художник совсем растерялся:

— Это моя работа, я автор, эти обои у меня до сих пор в маленькой комнате, — сказал он.

Вопрос был снят. Но через некоторое время этот же рисунок появился на аукционе «Кристис». И автором его значилась Любовь Попова.

Не так давно исследователь авангарда Андрей Сарабьянов признался, что и сам ошибался в атрибуции картин.

«Был такой художник-авангардист Лев Бруни. Он подписывал свои пейзажи буквами «LB» или «L Bruni», и однажды я попался, опубликовал в книге одну картинку, приписав ее Льву Бруни. Уже позже выяснилось, что это работа художницы Лионеллы Бруни, итальянки, работавшей в Париже примерно в то же время, что и Лев Александрович Бруни. Нельзя сказать, что их пейзажи похожи как две капли воды, но время совпадает, подписи совпадают. Понятно, что работы Лионеллы Бруни ценятся ниже, но на рынок попало некоторое количество ее работ под видом Льва Бруни. Некоторые из них до сих пор висят в частных коллекциях».

В следующем материале мы расскажем о самых громких подделках отечественных художников.

Витрувианский человек

Витрувианский человек

Написанный карандашом рисунок должен был стать иллюстрацией книги о работах древнеримского архитектора Витрувия. Обнаружили рисунок в одном из дневников мастера живописи.

На нем фигура обнаженного человека в двух позициях, наложенных одна на другую. Один вписан в круг, другой в круг и в квадрат. Рисунок стал предметом многочисленных споров, но все сходятся во мнении, что Витрувианский человек образец канонической пропорции.

Рисунок доказывает, что Леонардо был увлечен изучением строения человеческого тела, и проводил полномасштабные исследования в области пропорций. Еще одной особенностью рисунка выступает то, что он одновременно признан и шедевром живописи и получил статус научного труда. Хранится в музее города Венеция, где жил и работал Леонардо да Винчи.

3

«Портрет Джиневры де Бенчи»

картины леонардо да винчи с названиями

Выполнено данное произведение примерно в период с 1474-го по 1478 год. Эта ранняя работа изображает флорентийскую поэтессу, жившую в 15-м веке. С нее мы начнем представлять вам картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием.

Вероятно, произведение это можно считать первым психологическим портретом в истории живописи. На нем выражено отчетливо настроение грусти, связанное, возможно, с разрывом отношений этой девушки с Бернардо Бембо, венецианским послом, ее возлюбленным. Бледное лицо Джиневры с узким разрезом глаз и широкими скулами выделяется контрастно на фоне природы — вечернего ландшафта. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Это тонкий намек на имя девушки. Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. При этом автором была нарушена существовавшая в то время ренессансная традиция в изображении портретов. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света.

Эмблема находится на обороте этого произведения — ветвь можжевельника, помещенная внутрь венка из пальмовой и лавровой ветвей. «Красота — украшение добродетели», — гласит выполненная на обвивающей их ленте латинская надпись.

Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа

Жена придворного архитектора Мария Бенуа в 1914 году эту картину Эрмитажу, и Мадонна с цветком стала украшением знаменитого российского художественного музея. Всегда так с названиями картин, когда они получают прозвище последнего владельца.

Красивый портрет матери с младенцем является одной из ранних работ итальянского мастера, а написан он был предположительно между 1478 и 1480 годами. Мадонна с младенцем на руках помещена художником в полутемную комнату, но игра светотени делает их образы светлыми и яркими.

Интересна история произведения. Следы ее терялись в XIX столетии, но перед Первой мировой войной она объявилась в России. Картину хотели вывести за границу, но Мария Александровна согласилась оставить ее в Российской империи, продав ее за 150 тысяч Эрмитажу.

4

Автопортрет

Автопортрет Леонардо да Винчи

Благодаря этому автопортрету мы доподлинно знаем, как выглядел прославленный итальянский живописец и ученый. Биографы и искусствоведы считают, что написал его Леонардо в возрасте 60 лет.

Рисунок, написанный сангиной по бумаге, и сегодня вызывает множество споров. Его идентифицировали в XIX столетии, но есть специалисты, которые считают, что это более поздняя копия, а не рука самого Леонардо да Винчи.

Высказываются даже такие смелые гипотезы, что это эскиз к портрету Моны Лизы. Храниться шедевр в Библиотеке города Турин, из-за чего работу часто именуют «Туринский автопортрет». К сожалению, рисунок не экспонируется по причине хрупкости, и увидеть его мы можем только на репродукциях и фотографиях.

5

Коллекции

«Леонардо да Винчи»

Леонардо да Винчи был потомком целой череды нотариусов, и, быть может, этим объясняется его тяга к ведению записей. Он то и дело записывал свои наблюдения и мысли, составлял перечни, делал зарисовки. В начале 1480-х годов, вскоре после приезда в Милан, он завел обыкновение регулярно вести дневники и до конца жизни сохранил верность этой привычке. Некоторые манускрипты представляют собой отдельные листы размером примерно с газетный лист. Другие — небольшие альбомы в переплетах из кожи или пергамента, величиной с маленькую книжку в бумажной обложке или даже меньше. Такие блокнотики он носил повсюду с собой, чтобы делать своего рода полевые заметки.

В эти тетрадки удобно было быстро заносить интересные подсмотренные сценки, особенно с людьми, ярко выражавшими чувства. «Старайся часто, во время своих прогулок пешком, смотреть и наблюдать места и позы людей во время разговора, во время спора, или смеха, или драки», — наставлял Леонардо самого себя. С этой целью он всегда носил с собой книжечку, прицепленную к поясу. Вот что писал об этом поэт Джованни Баттиста Джиральди, чей отец был знаком с Леонардо:

Когда Леонардо собирался изобразить фигуру, он вначале задумывался о том, какое общественное положение и какое чувство он желает показать: благородный ли это человек или худородный, веселый или суровый, встревоженный или спокойный, старый или молодой, разгневанный или смирный, добрый или злой. И, уразумев, что ему нужно, он отправлялся в такие места, где обычно собирались нужные ему люди, и наблюдал за их лицами, повадками, примечал их наряды и жесты. А когда находил то, чего искал, то делал зарисовки в маленькой книжечке, которую постоянно носил у себя на поясе.

Эти книжечки, свисавшие у Леонардо с пояса, а также листы покрупнее, хранившиеся у него в мастерской, сделались хранилищами и свидетелями его многочисленных страстных увлечений и навязчивых идей, причем часто многие из них соседствовали на одной странице. Как инженер, он оттачивал технические навыки, вычерчивая увиденные или придуманные механизмы. Как художник, он набрасывал идеи и делал предварительные рисунки. Как устроитель придворных увеселений, он рисовал эскизы костюмов, приспособления для сцены и для перемещения декораций, записывал басни и остроты, которые могли пригодиться для театральных постановок. На полях он набрасывал списки намеченных дел, записи о понесенных расходах, рисовал лица людей, поразивших его воображение. С годами его научные занятия становились серьезнее, и он исписывал целые страницы краткими тезисами и заготовками для будущих трактатов, посвященных полету, воде, анатомии, искусству, лошадям, механике и геологии. Едва ли не единственное, чего там нельзя найти, — это откровения личного характера или потаенные мысли. Это отнюдь не «Исповедь» Блаженного Августина, а скорее хроники беспощадно любопытного исследователя, зачарованного окружающим миром.

Собирая воедино пеструю мозаику идей, Леонардо следовал обычаю, довольно широко распространенному в Италии эпохи Возрождения. Такой альбом с разнородными заметками и зарисовками назывался zibaldone («смесь, мешанина»). Но записных книжек, которые могли бы сравниться по богатству содержания с Леонардовыми, мир еще не видел — ни тогда, ни, пожалуй, поныне. Его дневники справедливо назвали «самым поразительным свидетельством мощи человеческой наблюдательности и человеческого воображения, когда-либо письменно изложенным на бумаге».

Те 7200 с лишним страниц, которые дошли до наших дней, представляют собой около четверти всех когда-то существовавших записей Леонардо, но даже спустя пятьсот лет этот объем больше, скажем, объема электронных писем и цифровых документов Стива Джобса начиная с 1990-х годов, какие нам с ним удалось разыскать. Рукописи Леонардо — поистине невероятная удача для исследователя, документальное подтверждение его творческих поисков.

Однако, как всегда с Леонардо, здесь остались загадки. Он редко ставил даты на листках с записями, и часто непонятно, в каком порядке они следовали один за другим. После его смерти многие альбомы оказались разобраны на части, при этом отдельные интересные листы продавались, и разные коллекционеры собирали эти листы в новые кодексы. Из ранних коллекционеров стоит особо отметить скульптора Помпео Леони, родившегося в 1533 году.

Например, одним из множества перекомпонованных рукописных сборников стал Codex Atlanticus (Атлантический кодекс), хранящийся сегодня в Милане, в Амброзианской библиотеке. Он состоит из 2238 страниц, которые Леони выбрал из разных тетрадей Леонардо, относящихся к разным периодам с 1480-х по 1518 год. Codex Arundel (Кодекс Арундела), хранящийся в Британской библиотеке, содержит 570 страниц записей, созданных за тот же длительный промежуток времени; этот кодекс был составлен неизвестным коллекционером в XVII веке. А вот Codex Leicester (Кодекс Лестера) состоит всего из 72 страниц, посвященных, главным образом, геологии и наблюдениям за водой, и эти листы никто не разъединял с тех пор, когда на них писал Леонардо, то есть с 1508 по 1510 год; сейчас этот кодекс принадлежит Биллу Гейтсу. Всего существует 25 кодексов и разных собраний отдельных рукописных листов из тетрадей Леонардо, хранящихся в Италии, Франции, Англии, Испании и США. Современные исследователи, из которых особо отметим Карло Педретти, пытались установить хронологический порядок и датировку многих страниц, но эта задача весьма сложная еще и потому, что Леонардо иногда возвращался к старым, давно отложенным тетрадям и принимался делать в них новые записи, если находил свободное место.

Леонардо довольно рано принялся записывать мысли, которые казались ему полезными для занятия искусством или инженерными науками. Например, в ранней тетради, начатой в 1487 году (сейчас она известна как Парижский манускрипт B), есть рисунки, изображающие предположительно подводные лодки, малозаметные корабли с черными парусами и паровые пушки, а также архитектурные наброски церквей и проекты идеальных городов. Более поздние записные книжки свидетельствуют о том, что Леонардо стал больше удовлетворять собственное любопытство, и эти бескорыстные изыскания, в свою очередь, переросли в более глубокие научные исследования. Теперь его занимал не только вопрос о том, как все устроено, но еще и почему оно устроено так, а не иначе.

Хорошая бумага стоила дорого, и Леонардо старался использовать все края и углы большинства листов, втискивая как можно больше текста и рисунков на каждую страницу и помещая рядом, казалось бы, никак не связанные между собой темы и предметы. Часто он возвращался к какому-нибудь листу спустя несколько месяцев или даже лет и приписывал свежую мысль, — точно так же, как возвращался к «Святому Иерониму», а позднее и к другим своим картинам, чтобы уточнить или исправить какую-нибудь деталь. Ведь он продолжал развиваться, обретать новые знания и мастерство.

Иногда оказавшиеся рядом предметы и темы удивляют тем, что, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего, и в некоторой степени их соседство действительно произвольно. Мы видим, как ум и перо Леонардо перескакивают с какого-нибудь принципа механики на завитки волос и завихрения водяных потоков. Затем он принимается рисовать чье-то лицо и некое замысловатое устройство, потом переключается на анатомический этюд, и все это сопровождается пояснениями или размышлениями, записанными зеркальным способом. И все же эта пестрая мешанина очень нас радует, потому что позволяет подивиться красоте многогранного ума, который вольготно, не ведая оков и преград, блуждает по разным искусствам и наукам и попутно осознает, что все в мире связано.

Красота такой тетради в том, что Леонардо доверял ей свои полусырые мысли, недоношенные идеи, недоделанные наброски, еще не продуманные до конца заготовки для будущих трактатов. Все это вполне отвечало привычкам Леонардо: он давал своему воображению полную волю, чтобы строгие правила и четкий порядок не мешали набредать на блестящие находки. Время от времени он заявлял, что намеревается перебрать и упорядочить разрозненные записи и издать книгу, но в итоге оказался не способен на это — как не способен был и закончить некоторые свои произведения искусства. Точно так же, как Леонардо поступал со многими картинами, он подолгу возился с черновиками трактатов, периодически вносил кое-какие дополнения и уточнения, но так и не признал эти записи готовыми к публикации.

Мадонна Литта

Мадонна Литта

Сохранившаяся до наших времен в хорошем качестве картина, на которой изображена Мадонна с ребенком на руках, экспонируется в Государственном Эрмитаже.

Традиционно работу приписывают кисти Леонардо да Винчи, но некоторые искусствоведы выдвинули предположение, что заканчивал ее уже ученик мастера Джованни Больтфаррио. Художнику удалось сделать яркий контраст благодаря двум арочным окнам.

Как обычно, картина прославленного живописца наполнена символическими мелкими деталями, которые дополняют целостный образ матери и ее дитя. В 1865 году Эрмитаж за 100 тысячу франков приобрел три картины, среди которых была и «Мадонна Литта».

6

«Святой Иероним»

леонардо да винчи название картин

Продолжаем описывать картины Леонардо да Винчи с названиями. Следующая работа была выполнена художником в 1482 году. Хранится она в музее Ватикана. К сожалению, некоторые картины этого великого художника, мыслителя, ученого эпохи Возрождения не были закончены. К ним принадлежит и интересующее нас полотно. Однако оно является произведением, в котором виден уже целиком авторский замысел. Картина «Святой Иероним» выполнена была на уровне подмалевка.

Благовещение

Благовещение

Мастер итальянского возрождения часто обращался к библейским сюжетам. Один из шедевров кисти Леонардо запечатлел момент, когда Марии сообщают весть о том, что она родит Иисуса.

Это ранняя работа художника, которую он писал еще, будучи учеником в мастерской Верроккьо. На переднем плане изображены фигуры архангела и Девы Марии. Горизонтальное расположение картины позволило мастеру поместить на заднем плане объемный пейзаж.

Уже тогда начинающий художник большое внимание стал уделять мелким деталям. Так картина наполнена множественными символами как религиозного, так и светского мира. В 1867 году «Благовещение» приобрел флорентийский музей Уффици, где она выставлена в одном их экспозиционных залов.

7

Мадонна с гранатом

мадонна с гранатом леонардо да винчи

Одна из самых ранних работ живописца, на которой он изобразил Мадонну с младенцем. Искусствоведы считают, что портрет написан Лоренцо ди Креди. Именно его имя стоит под картиной в Вашингтонской художественной галерее.

Но проанализировав композицию, образы Девы Марии и младенца, технику написания, ученые пришли к выводу, что, по крайней мере, да Винчи выступил соавтором этого шедевра европейского Возрождения. Поворот головы Мадонны, два окна на заднем плане и многие другие детали Леонардо использовал в своих последующих работах.

Наблюдается некая диспропорция в фигуре младенца. Возможно, у художника отсутствовал натурщик, а может мастер, таким образом, подчеркнул неземное происхождение Сына божьего.

8

Дама с горностаем

Дама с горностаем

Портрет наполнен многочисленными тайными символами, которые указывают на личность, изображенной на картине красивой женщины. Искусствоведы однозначно признают в ней Чечилию Галлерани, которая была любовницей Лодовико Сфорца.

Многие специалисты считают, что это одна из самых красивых работ Леонардо да Винчи. Художник использовал традиционную для того времени технику написания портретов по пояс. Это дало возможность изобразить красивые руки женщины, поместив в них пушистого зверька.

Идентифицировали картину в конце XIX столетия, а сейчас она выставлена Национальном музее польского города Кракова. Привез портрет в Польшу в конце XVIII века князь Адам Ежи Чарторыйский.

9

«Мадонна с младенцем и святой Анной»

название картин леонардо да винчи на английском

Эта хранящаяся сегодня в Лувре работа выполнена была примерно в 1510 году на популярный сюжет. На ней изображен младенец Христос со святой Девой и Анной, ее матерью. От более ранних композиций, которые являлись статическими, отличается расположение фигур в этой группе. Леонардо да Винчи все первые годы 16-го века работал над различными вариантами данного сюжета. Так, например, сохранился рисунок, на котором представлена несколько иная трактовка, включающая Иоанна Крестителя в младенческие годы.

Хотя изображена св. Анна на месте, обычном для нее, то есть позади святой Девы, очень реалистичны и живы все три фигуры. Леонардо да Винчи, отойдя от существовавшей в то время традиции изображать Анну в виде пожилой матроны, написал ее неожиданно привлекательной и молодой. Она при виде младенца едва сдерживает ликование. Аллюзией на будущую роль невинной жертвы, агнца божьего во искупление грехов является ягненок в объятиях Христа.

Мадонна в скалах

Мадонна в скалах

В коллекции Леонардо две работы с таким наименованием, и практически не отличающимися своим сюжетом и композицией. Дева Мария среди скал была написана по заказу священников церкви Сан Франческо Гранде.

Художник не стал отдавать заказ, и тогда по требованию священнослужителей написал вторую версию. В композицию вписаны не только фигуры Мадонны и Иисуса, но и образы Иоанна Крестителя и архангела. Горный пейзаж дал наименование картине, а сама композиция представляет собой пирамиду, что было характерно для работ мастера.

Две картины великолепно сохранились, и выставлены на обозрение. Одна — в художественной галерее английской столицы, вторая прописалась в Лувре.

10

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Фреска на библейский сюжет написана Леонардо на стене трапезной доминиканского монастыря в Милане. Монументальную роспись художник создавал в течение трёх лет, с 1495 по 1498 год.

Последний ужин Иисуса со своими апостолами Леонардо наносил на сухую стену, а не на влажную штукатурку. Из-за того, что при росписи стены рисунок нельзя изменять да Винчи покрыл стену гипсом, смолой, а затем уже наносил по ним краску.

Фреска несколько раз реставрировалась, а последняя масштабная реставрация заняла 21 год и была закончена в мае 1999 года. Зрители увидели отреставрированный шедевр, покрытый специальным раствором предотвращающий дальнейшее разрушение. Не обошлось и без критики, когда после реставрации специалисты отметили, что многие краски утратили свой первоначальный оригинальный цвет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: