В музее Крамского в Воронеже выставили «формулы» авангардиста Павла Филонова


Аналитическое искусство Павла Филонова

Павел Николаевич родился в 1882 году в бедной семье крестьян, которые в поисках лучшей жизни переехали в Москву. Его отец трудился кучером, а мать работала прачкой.
П.Н. Филонов (1882–1941).

С детства мальчик проявил себя талантливым учеником, который сумел окончить столичную приходскую школу с отличием. В 1897 году он поступил в живописно-малярные мастерские Петербурга, а также учился на вечернем отделении Общества поощрения художников и у академика Дмитриева-Казакова. После нескольких неудачных попыток поступления в Академию художеств юноша все же смог стать ее вольнослушателем, но уже через пару лет покинул ее стены, так как взгляды академистов были слишком далеки от его зарождающегося авангардистского мировоззрения.

Филонов считается основателем и учителем аналитического искусства, который не только развивал это направление, но и обучил в своей школе целую плеяду учеников. Художник писал статьи на эту тему, читал лекции, разрабатывал с коллегами манифест и декларацию аналитического искусства, написал несколько трудов на эту тему. А в 1920-е годы он создал МАИ — свою школу мастеров аналитического искусства, в которой за многие годы деятельности обучилось около семидесяти учеников. Она считается одной из самых крупных школ русских авангардистов.

Филонов много участвовал в выставках «Союза молодежи», свободной выставке в Петрограде, в выставке «Художники РСФСР за 15 лет», в нескольких персональных мероприятиях. Также большое количество выставок, посвященных работам художника, прошло после его смерти.

П.Н. Филонов. «Крестьянская семья». 1914 г.

Жизнь художника закончилась трагически. Он умер от голода в 1941 году при блокаде Ленинграда в возрасте 58 лет. Сегодня он считается одной из самых значительных фигур в истории живописи, а его работы находятся в лучших музеях и частных коллекциях.

Выставки[ | ]

Каталог выставок Филонова «Очевидец незримого» (2006–2007)
1929 г. — планировалась персональная выставка Филонова в Русском музее. Работы художника провисели в помещениях музея целый год; был дважды подготовлен каталог; шла важная полемика в прессе и дискуссии во время закрытых просмотров. Выставка, однако, не открылась, несмотря на поддержку Филонова влиятельнейшим И. И. Бродским.

1932–1933 гг. — Филонов принял участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет», после этого времени практически не выставлялся.

1967 г. — 18 августа в Новосибирске, в Картинной галерее Сибирского отделения АН СССР открылась первая послевоенная персональная выставка работ Филонова[19].

1968 г. — 1 февраля состоялись однодневная выставка и вечер памяти П. Н. Филонова в Большом зале Ленинградского отделения СХ РСФСР на ул. Большая Морская, 38.

1988 г. — первая объёмная и значительная персональная выставка в Государственном Русском музее в Ленинграде.

1989–1990 гг. — выставка работ художника в музее современного искусства парижского центра Ж. Помпиду.

1994 г. — в рамках арт-проекта «С днём рождения, Павел Филонов!» Антона Кузьмина состоялось первое экспонирование работ Филонова в Екатеринбурге. Были представлены четыре графических (бумага, тушь) и одна живописная («Композиция», холст, масло) работы.

2006 г. — в июле в Государственном Русском музее открылась масштабная выставка «Павел Филонов. Очевидец незримого»[20]. Выставку сопровождал богато иллюстрированный каталог (на русском и английском языках).

2007 г. — выставка «Павел Филонов. Очевидец незримого» была развёрнута в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина[21].

2015 г. — выставка Павла Филонова в филиале Русского музея в Малаге (Испания)[22].

2017–2018 гг. — Выставка «Павел Филонов» в Самарском областном художественном музее[23].

Творчество художника

Ранние произведения

Первые значительные произведения Филонова относятся к периоду 1912-1913 гг., то есть написаны им через пару лет после ухода из Академии художеств. Это произведения «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Запад и Восток» и другие, выполненные в стиле, близком к модернизму и символизму. Уже в этот период художник создавал картины с помощью цветовых ячеек, кропотливо прописывая каждую из них.

П.Н. Филонов. «Пир королей». 1913 г.

Аналитическое искусство

Принципы аналитического искусства Филонов впервые обозначил в статье «Канон и закон». В основу нового учения лег кубизм с его геометрически условными формами и дроблением изображаемых объектов. Однако кубизм, по Филонову, был слишком рациональным, поэтому он ввел принцип органического роста формы и «сделанности» картин.

«Сделанность» провозглашается в его учении единственным профессиональным критерием оценивания созданного произведения. Под ней понимается максимальная отдача от работы художника с картиной. И чем активнее художник размышляет, анализирует будущее произведение и каждый его элемент, тем сильнее готовый холст будет воздействовать на зрителя. Так, он кропотливо тонкой кисточкой писал многометровый холст «Формула весны» и другие картины, от одного края до противоположного.

П.Н. Филонов. «Формула весны». 250 x 285. 1928-1929 гг.

В этом смысле Филонов противопоставил свое учение воззрениям Малевича и других авангардистов. Он считал, что в картине все самое ценное — это та могучая работа, с помощью которой художник выявляет себя и свою душу. Он назвал современный век веком сделанных картин и рисунков и призывал художников упорно и точно изображать каждый атом, вводить каждый цвет.

Однако общество не принимало идеи художника. Его попытки ввести новую теорию в Академии художеств успеха не имели, зато отказ послужил причиной создания собственной школы МАИ в 1920-х годах. С этого времени начинается активное развитие аналитического искусства, создаются картины «Живая голова», «Композиция», «Формула весны» и другие. Работы школы также выполнялись в рамках аналитического искусства.

П.Н. Филонов. «Живая голова». 1923 г.

Продвигать новое искусство было трудно, так как враждебно настроенные члены общества всячески препятствовали распространению непонятного направления. Филонова объявили врагом рабочего класса и всячески травили. Так, в 1929 году подготовленную им выставку так и не увидели зрители. Травля приводила к тому, что художник бедствовал. Заметим, что он к тому же не продавал своих картин, мечтая организовать музей аналитического искусства и передать ему все свои полотна.

П.Н. Филонов. «Формула петроградского пролетариата». 1920-1921.

LiveInternetLiveInternet

Вторник, 28 Января 2014 г. 03:41 + в цитатник

Фил Пейзаж Ветер 1907 (647x426, 49Kb)

фил Маги(Мудрецы) (578x550, 100Kb)

Икона св.Екатерины 1908-10 (428x643, 53Kb)

Фил Бегство в Египет 1918 (640x501, 73Kb)

Pavel_Filonov Головы 1910 (695x392, 41Kb)

Фил Масленица 191214 (610x482, 51Kb)

Фил Те, кому нечего терять (467x595, 48Kb)

Филонов Доярки 1914 (640x464, 50Kb)

777px-Filonov_Корабли 1915 (700x539, 131Kb)

Фил Запад и восток 1911-12 (565x486, 37Kb)

Pavel_Filonov_Пир королей 1913 (572x463, 49Kb)

457px-Pavel_Filoнов Мужчина и женщина 1912 (457x600, 87Kb)

Филонов Крестьянская семья 1914 (369x500, 76Kb)

фил Святое семейство 1914 (394x550, 52Kb)

Фил Три человека за столом 1914 (547x550, 70Kb)

Фил Извозчики 1915 (582x493, 84Kb)

Фил Война с Германией 1914-15 (476x523, 54Kb)

Фил Св.Георгий Победитель 1915 (599x550, 100Kb)

Фил Мать 1916 (557x550, 86Kb)

Фил Победитель города 1903 (455x550, 67Kb)

Фил Рабочие 1916 (519x541, 74Kb)

Офицеры 1916-17 Фил (632x393, 35Kb)

Фил Возрождение человека 1915 (640x473, 66Kb)

Фил Быки.Сцена из сельской жизни 1918 (613x483, 66Kb)

Фил.Формула революции 1920 (638x550, 115Kb)

Последний ужин 1920 (700x210, 38Kb)

Фил Формула петроград пролет (417x550, 86Kb)

Живая голова 1923 (406x594, 58Kb)

Филонов Формула весны (694x700, 188Kb)

Фил Белая картина изцикла Всемирный расцвет (640x513, 67Kb)

Фил Формула Вселенной 1920-28 (570x495, 92Kb)

Фил Головы 1924 (536x550, 77Kb)

Филонов и (500x343, 42Kb)

Фил Февральская революция 1926 (565x481, 86Kb)

Фил Симфония Шостаковича 1926 (358x550, 60Kb)

Павел_Филонов,_Ударники 1930 (602x700, 159Kb)

Колхозник 1931 (468x601, 42Kb)

Фил Рабочие рекодсмены на фаб Красная заря 1931 (655x466, 59Kb)

Тракторный цех 1931 (600x445, 49Kb)

Фил ГоЭЛРО 1931 (394x550, 77Kb)

Фил порт Иосифа Сталина 1936 (363x550, 30Kb)

Фил 11 голов 1938 (508x580, 52Kb)

Pavel_Filonov_Лица 1940 (479x552, 59Kb)

П.Филонов portretevdokiiglebovoi_sestra2 (459x600, 81Kb)

Фил пор Армана Францевича с сыном 1915 (413x550, 38Kb)

Фил Семейный портрет 1924 (640x348, 39Kb)

Серия сообщений «Русский модерн»:
Часть 1 — Ю.П.Анненков (1889 — 1974) Часть 2 — Ю.П.Анненков Сатира или эротика? … Часть 9 — С.Судейкин. «Другая жизнь» или «Муза муз». ч.3 Часть 10 — Алексей фон Явленский Часть 11 — Павел Филонов — «смутьян холста»

Процитировано 10 раз Понравилось: 27 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 27
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось27
0

Рекорды на аукционах, цена картин Филонова

Выясним, сколько стоят картины Филонова на современном рынке. Для этого рассмотрим несколько примеров продаж его произведений в разных ценовых категориях на известных аукционах.

Самым крупным считается уход картины «Поклонение волхвов» на Christie`s в 2006 году. Она была написана в 1913 году — в тот период, когда художник окончательно разорвал связи с академической школой и полностью ушел в авангардистские течения. После смерти Филонова оригинальная работа находилась в коллекции его сестры Е.Н. Глебовой, а в 1990 году была продана на Sotheby`s. В 1992 году картину представляли на выставке «Малевич и Филонов» в Париже.

На аукционе Christie новый владелец выставил ее с эстимейтом 250-350 тыс. фунтов, но в ходе торгов цена выросла в несколько раз и достигла планки 904 тыс. фунтов (1,8 млн долларов).

П.Н. Филонов. «Поклонение волхвов». 1913 г.

Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. На этот раз на Sotheby`s состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. Ее создание началось ученицами Филонова, которые готовили проект к ленинградской выставке в 1927 году. Работа велась с двух сторон одного холста. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Однако сам Филонов активно помогал Алисе работать над картиной, о чем свидетельствует удивительная мощь живописи работы, сохранившиеся фотографии и воспоминания учеников.

Позже картины были разделены. Работа «Нищие и беспризорные» оказалась у ученика Филонова Бориса Гурвича, затем перешла к самой Алисе Порет, после чего была в руках М. Макаренко и дважды уходила с молотка. В 1967 году произведение экспонировалось в Новосибирске на выставке, посвященной пятидесятилетию советской власти. На Christie`s работа была выставлена с эстимейтом 1-1,2 млн долларов и продана за полтора миллиона долларов.

Павел Филонов и Алиса Порет. «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».

Если говорить о менее крупных уходах, то это, например, продажа двух картин без названия. Первая из них представляет собой многофигурную композицию, относящуюся к студии Павла Филонова. Из коллекции сестры художника она попала в Galerie Gmurzynska в Кельне, где была представлена общественности на выставке картин Филонова в 1992 году. В 2020 году картина ушла на Sotheby`s за 100 тыс. фунтов (124 тыс. долларов) при эстимейте 30-50 тыс. фунтов.

П.Н. Филонов. Картина без названия.

Вторая работа без названия была продана на Sotheby`s в 2007 году. Она также выставлялась в Кельне в 1992 году и еще в Цюрихе в 2003 году. Картина была создана предположительно в 1922-1925 годах, когда головы, изображенные без тела, стали одной из ключевых тем в творчестве художника. При эстимейте 50-70 тыс. фунтов произведение было продано за 90 тыс. фунтов (177 тыс. долларов).

П.Н. Филонов. Картина без названия. Примерно 1922-1925 гг.

Чтобы ответ на вопрос о том, сколько стоят картины Филонова, был полным, упомянем также и другие уходы. Это продажа картин «Абстрактная композиция со сферами» (Christie`s, 1999 г., 45,5 тыс. фунтов), «Три лица и лошадь» (Christie`s, 2000 г., 46 тыс. фунтов) и других картин.

П.Н. Филонов. «Абстрактная композиция со сферами». 1930 г.

Далее мы рассмотрим, как и где продать картину Филонова, а также как ее подготовить к продаже.

Судьба творческого наследия[ | ]

Формула весны. 250×285, х.м., 1928–1929. Государственный Русский музей
Мечтая о безвозмездной передаче всех своих работ Советскому государству при условии создания на их основе музея аналитического искусства, Филонов принципиально (за очень редким исключением) не продавал своих картин. 15 января 1939 г. он записал в своём дневнике:

Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берёг годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берёг с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их[24].

После смерти Филонова работы были унаследованы сёстрами художника Марией и Евдокией. Практически полностью его наследие (около 300 живописных и графических работ) сохранялось младшей сестрой Евдокией Николаевной Глебовой (1888—1980).

Начиная с семидесятых годов, официально не признанное творческое наследие Филонова стало объектом пристального внимания представителей антикварного рынка и криминальных кругов. В создавшихся условиях в 1977 г. Е.Н. Глебова передала всю коллекцию в дар Государственному Русскому музею (ГРМ). Но начавшиеся ранее кражи и контрабандный вывоз работ художника за рубеж продолжались. В частности, на парижской выставке 1989—1990 гг. были представлены восемь рисунков П. Н. Филонова, похищенных из собрания Русского музея и нелегально вывезенных за границу. Подмену оригиналов копиями, ставшую возможной предположительно из-за халатности тогдашнего руководства музея, обнаружил еще в 1985 г. искусствовед, сотрудник ГРМ Е. Ф. Ковтун. По инициативе Государственного Русского музея было начато расследование, проведённое ФСБ России. В 2000 г. после многолетних переговоров, по достигнутой договорённости парижских владельцев работ Филонова и российской стороны, семь из восьми подлинных рисунков Филонова были возвращены в ГРМ. Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) возвращён не был. В 1989—1992 гг. произошла новая серия краж из Русского музея, после чего из трёх похищенных рисунков Филонова в музей вернулись только два. Судьба нескольких исчезнувших в разные годы произведений художника остаётся неизвестной[25].

В настоящее время в постоянной экспозиции ГРМ в зале Филонова представлено около десяти картин художника. Некоторые произведения экспонируются в филиале Государственной Третьяковской галереи. Идея создания музея аналитического искусства не была реализована, и основная часть работ Филонова хранится в запасниках.

Экспертиза и продажа картин Филонова

Как оценить картину Филонова

Почему мы рекомендуем обязательно проводить экспертизу картин Филонова? Во-первых, чтобы удостовериться в ее подлинности. Во-вторых, чтобы понять, в какой ценовой категории ее можно выставлять. Дело в том, что произведение одного и того же мастера может стоить миллионы долларов, а может претендовать всего на несколько тысяч. Определить это может эксперт, который отлично разбирается в конкретной эпохе, разных творческих периодах самого Филонова и учитывает сегодняшнюю ситуацию на рынке.

Профессионально оценить картину Филонова на специальном оборудовании помогут в Центре научной экспертизы им. Бенуа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: