А.А. Иванов. Явление Христа народу
1836 – не позднее 1855. Малый вариант картины, одновременно служивший А.А. Иванову эскизом. Холст, масло. 172 х 247 см ______ Картина «Явление Христа народу (Явление Мессии)» – центральное произведение в творчестве Александра Иванова. Двадцать лет трудясь в Италии над воплощением своего грандиозного замысла, художник выполнил большую подготовительную работу. В собрании Русского музея находятся более 80-ти натурных этюдов, два эскиза и так называемый малый вариант картины с фигурами в треть человеческого роста Неудовлетворенный размером этого холста, Иванов остановил работу и в 1837 году, используя его как эскиз, приступил к написанию большой картины, ныне хранящейся в собрании Третьяковской галереи. Задумав создать монументальное полотно на ключевую для всего человечества тему, Иванов выбирает сюжет «всемирный». В письме из Рима своему отцу он пишет: «… Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии – на Евангелии Иоанна!! Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелия – увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу!…». В первом появлении Иисуса Христа перед людьми художник увидел узловой момент всемирной истории, поскольку это евангельское событие открывало путь к духовному преображению человечества, означало наступление нового мира. Явление Христа в картине Иванова подобно видению. Его одинокая фигура, отнесенная на дальний план, слита воедино с холмами и долинами древней земли, с цепью гор, окутанных голубой дымкой. Он словно приносит с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии природного мира. Важную роль играет и образ Иоанна Кристителя. Глашатай новой истины, он указует людям, представленным в сложный момент выбора веры, на приближающегося к ним Сына Божьего. Контрастом пророку Иоанну художник изобразил противников Христа – «окаменелых сердцем фарисеев», медленной поступью идущих из глубины холста как образ старого мира. Основное же внимание Иванов сосредоточил на изображении народа, в котором появление Мессии вызывает своеобразный духовный переворот, выраженный целой гаммой чувств – от радостной надежды и пророческой уверенности до фарисейского скепсиса. Александр Иванов начинал работу над картиной с мыслью о том, что в обращении к Христу заключен залог нравственного совершенствования и духовного спасения человечества. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена простодушного упования на Спасителя безвозвратно прошли, а конфликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры. В результате большая картина, как и ее малый вариант, осталась незаконченной.
Скоро Крещение, водосвятный праздник. Рассказ о Крещении хочется начать с картины Александра Иванова «Явление Христа народу». В ней так ярко представлен смысл Боговоплощения: «нас ради человек и нашего ради спасения». Бог явился не для Себя, для грешников, людей, нуждающихся в помиловании и спасении. Бог принял человеческую природу ради близости к нам, чтобы чувствовать ту же боль, страх, одиночество и даже смерть. Он стал человеком, чтобы мы развернулись к Нему. Он не даст забить камнями грешницу и обличит фарисейство, Он вернет зрение слепому и очистит прокаженного, Он научит любви и смирению. Иванов своей картиной говорит именно об этом: о любви и милосердии, милости к униженным и страждущим, о всепоглощающей любви Бога к людям.
Картина являет переломный момент в истории человечества, как бы кто из нас не относился к христианству. Момент смены эпох, начала нового христианского мира, учения, разделившего людей, но в то же время давший надежду на спасение.
В картине Иванов меняет акцент, делая его не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии. В этом замысел художника. Мы видим Господа уже после Крещения и после сорокадневного испытания в пустыне, готового на проповедь и смерть.
Картину можно было бы назвать «Вышел Сеятель сеять…», в ней можно было бы не изображать Иисуса вовсе, идея художника все равно была бы прозрачна и ясна:
«Не бойтесь! Я победил мир!» и в то же время «Не мир принес Я, а меч». И мы видим как в разных людях по-разному воспринимается весть и свидетельство Иоанна:
«Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Люди разные, почва разная, хоть и сеется одно семя. Но одни приняли, другие отвергли, одни уверовали, другие усомнились, одни успокоились, другие возмутились, одни возрадовались, другие опечалились.
Две реакции разделяют картину на две половинки, она полна противостояния и разделения: на правых и левых.
Слева от нас и в центре, перед нами, стоят люди, уже покрестившиеся у Иоанна, принявшие его свидетельство, хоть и с разной степенью радости, доверия и надежды.
Юноша слева так и застыл в изумлении и радостном удивлении, забыв прикрыть свою наготу. Старец, опирающийся на посох, тоже с вниманием смотрит на Иисуса в надежде на исцеление.
Его будущие ученики — Иоанн, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил — ныне еще ученики Иоанна Крестителя, стоящие за спиной «Ангела пустыни», с трепетом и вниманием восприняли проповедь и известие о Грядущем .
Они устремлены туда, куда показывает им учитель: в сторону Спасителя. Его действие уже проявляется в каждом: самый младший из учеников, прекрасный юноша, больше похожий на девушку, – Иоанн Богослов – пылкий и страстный готов уже сейчас бежать навстречу Господу.
Петр, опытный и рассудительный разворачивается лицом к другим, как бы спрашивая: «Тот ли, Кого ждали?» Андрей Первозванный не сомневается и отвечает этими же словами Петру: «Не сомневайся, Тот, Кого ждали».
И самым последним в этой группе будущих апостолов стоит Нафанаил, о котором Господь скажет, что он – подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И действительно, апостол опустил глаза и смиренно думает о своем недостоинстве, услышав слова «Се, Сын Божий».
Самая крупная фигура картины — Иоанн Креститель. Он настолько выделяется что не сразу поймешь, что главное в картине – то ли проповедь Крестителя, то ли явление Христа.
Фигура Спасителя по размерам значительно меньше не только фигуры Иоанна, но и всех остальных: рабов, фарисеев, апостолов, женщин, всадников.
Образ Иисуса Христа явно имеет иконописное происхождение: тот же длинный синий гиматий и длинный красный хитон, та же легкая и тихая поступь, как будто Он не идет, а плывет над землей. Тот же лик — кроткий, спокойный и смиренный. (Продолжение следует)
Фрагменты картины Александра Иванова «Явление Христа народу»
Голова Иоанна Крестителя Голова Андрея Первозванного Голова Иоанна Богослова Голова Нафанаила Голова Христа Мессия
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
История
Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837 году, художник приступил к созданию картины «Явление Христа народу», которую закончил в 1857 году.
В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.
Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна. В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но всё же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.
Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Изменения в мировоззрении Иванова-мыслителя, происшедшие за многие годы работы над картиной, привели к тому, что художник не закончил своего основного произведения. Но он сделал главное, как говорил Крамской, – «разбудил внутреннюю работу в умах русских художников». И в этом смысле исследователи правы, говоря, что картина Иванова была «предвестием скрытых процессов», происходивших тогда в искусстве. Находки Иванова были настолько новыми, что зритель просто не в состоянии был их оценить. Недаром Н.Г. Чернышевский называл Александра Иванова одним из тех гениев, «которые решительно становятся людьми будущего, жертвуют… истине и, приблизившись к ней уже в зрелых летах, не боятся начинать свою деятельность вновь с самоотверженностью юности». До сих пор картина остается настоящей академией для поколений мастеров, как «Афинская школа» Рафаэля или Сикстинский плафон Микеланджело.
Иванов сказал свое слово в освоении принципов пленэра. В пейзажах, написанных на открытом воздухе, он сумел показать всю силу, красоту и интенсивность красок природы. И главное – не раздробить образ в погоне за мгновенным впечатлением, за стремлением к точности детали, а сохранить его синтетичность, столь свойственную искусству классическому. От каждого его пейзажа веет гармонической ясностью, изображает ли он одинокую пинию, отдельную ветку, морские просторы или понтийские болота. Это величественный мир, переданный, однако, во всем реальном богатстве световоздушной среды, так, будто ощущаешь запах травы, колебание горячего воздуха.
Композиция
В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором узнаётся облик писателя Н. В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалёку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
На первом плане под вековым деревом — группа апостолов, возглавляемая пророчествующим Иоанном Крестителем, который указывает на шествующего вдали Христа. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Между этими полюсами — вереница людей. В их позах, выражениях лиц символизируются разные степени понимания происходящего, ступени причастности к преобразующему мир ходу исторического времени.
«Человечество на историческом перепутье» — так можно определить ведущую тему картины, где человеческий род показан на рубеже язычества и христианства. Иванов определял свой художественный метод как метод «сличений и сравнений». В его картине событию предшествует слово Иоанна Крестителя, и люди всматриваются, проверяют, «сличают и сравнивают» то, что предлагает им увидеть Иоанн, с тем, что они могут постигнуть сами изнутри своего собственного душевного опыта,— они сравнивают слово с действительностью, мечту с явью. Они одновременно слушают и зрят — это зрение, опосредованное работой мысли, возбужденной словом,— умное зрение.
Пластический рисунок поз лишен поэтому импульсивности, бессознательности стихийного порыва и имеет тут как бы заторможенный характер, когда на пороге решения в человеке вдруг просыпается вопрос. В построении левой, апостольской, группы прочитывается восходящее движение, направленное к Христу, В противоположной группе господствует нисходящее движение— от Христа. Пространство картины оказывается, таким образом, как бы пронизанным действиями сил, влекущих к Христу и уводящих от него Поза и, соответственно, психологический рисунок каждого персонажа представляют собой каждый раз особое сочетание этих разнонаправленных сил. Действие в картине Иванова показано не как поступок, а как проблема — проблема выбора пути. Герои картины отдаются переживанию происходящего с такой самозабвенной серьезностью, как будто в эту минуту решается их судьба, по логике известной мудрости: «посеешь характер— пожнешь судьбу».
Несмотря на обилие деталей и многофигурность, композиция «Явление Христа народу» великолепно сбалансирована. Своеобразный центр полотна — мальчик в синем плаще перед Иоанном Крестителем. Сам Иоанн — своего рода ось, к нему смещается взгляд, на какой бы фигуре он изначально ни находился — и затем устремляется за вытянутой рукой — в сторону Спасителя.
Композиция этого монументального, программного произведения зиждется на классицистической основе (симметрия, размещение выразительной главной фигуры переднего плана – Иоанна Крестителя – по центру, барельефное расположение всей группы в целом), но традиционная схема своеобразно переосмыслена художником. Живописец стремился к передаче динамичности построения, глубинности пространства. Иванов долго искал это решение и добился его благодаря тому, что фигура Христа появляется и приближается к людям, принимающим крещение от Иоанна в водах Иордана, из глубины. Но главное, что поражает в картине,– необычайная правдивость разнообразных персонажей, их психологические характеристики, сообщающие потрясающую достоверность всей сцене. Отсюда и убедительность духовного перерождения героев.
История создания
Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837 году, художник приступил к созданию картины «Явление Христа народу».
Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857), и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобрёл эскизы, поскольку саму картину приобрёл император Александр II.
Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н. В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
Этюды и эскизы для картины[править | править код]
- Голова Христа
- Голова Иоанна Крестителя
- Голова Апостола Андрея
- Голова сомневающегося
- Голова дрожащего
- Голова молодого мужчины
- Голова раба в двух вариантах
- Мужская голова (в повороте головы дрожащего, надевающего рубашку). Два варианта
- Головы ближайшего к Христу, старика в капюшоне и пешего воина
- Голый мальчик, эскиз к картине
- Путешественник
- Иоанн Креститель (эскиз)
- Эскиз к картине (первый вариант)
- Эскиз к картине (второй вариант)
- Оливковое дерево
- Ветка дерева