Оплакивание Христа — восхитительная пьета Микеланджело

— эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий погребению, который принято выделять как самостоятельную иконографическую сцену. Оплакивание имело место на Голгофе — у подножия Креста, или же у гробницы, во вторую половину дня Страстной пятницы.

В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут не присутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами[1].

Сюжет[ | ]

В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. При этом только сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это

» (Лк. 23:49).

Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. В частности, этот эпизод фигурирует в чрезвычайно популярных сочинениях позднеготических мистиков, таких как Псевдо-Бонавентура или Лудольф Саксонский[2].

В русской традиции[ | ]

Так, в старообрядческом сборнике XVII века «Страсти Христовы», составленном на основе раннехристианских апокрифов, приводится подробный рассказ «О положении во гроб Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Сына Божия и о погребении Его, и о плаче Пресвятая Богородицы над гробом

».

Основу повествования составляет плач Богородицы над телом сына, исполненный материнской любви. Она призывает плакать с ней всех матерей, вдов и сирот, старцев, небесные светила и небеса, ангелов:

О солнце незаходимое Боже мой превечный, и творче всем и зиждителю всей твари, како во гроб зайде; не глаголеши ли слово рабе своей сыне и Боже; не ущедриши ли Владыко тебе родьжия; помышляю бо яко ктому не услышу гласа твоего, и ниже узрю доброты лица твоего

[3].

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное…

». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «
На плач Пресвятой Богородицы
», составленного Симеоном Логофетом в X веке. Канон читается в Великую пятницу перед плащаницей, после того как её выносят для символического погребения.

Особенности картины[править | править код]

Погружённая в ночной мрак сцена освещена фантастическим светом. Синевато-чёрный колорит с оттенком холодной золотистости, бледное пламя свечей, соединение страдания и безразличия рождает ощущение, что эта картина изображает не религиозную сцену, а иллюстрирует готический рассказ ужасов. Вокруг бледного обнажённого тела Спасителя толпятся загадочные персонажи, чьи костюмы образуют странную смесь исторической условности и реальной моды, современной художнику. Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. На первом плане изысканно одетый лотарингский придворный пристально смотрит на зрителя, словно приглашая его войти в пространство картины[10].

Иконография[ | ]

Так как сцена оплакивания — не евангельская, в искусстве она появляется достаточно поздно (начиная с XII в.)[5].

Практически всегда тело Иисуса кладется на плащаницу, которую принес и держит Иосиф Аримафейский. Богоматерь может терять сознание. Ноги Иисуса поддерживаются Ниимом, либо Магдалиной, которая в данном случае может ещё их и целовать. Иосиф держит тело за плечи.

Хотя Евангелия умалчивают об этой сцене, подобный сюжет находят в руководстве, составленном для византийских художников, а также в мистической литературе XIII—XIV веков — «Размышлениях» Джованни де Каулибуса и «Откровениях» Бригитты Шведской. Впервые она встречается в византийском искусстве XII века, а в следующем столетии — на Западе[6].

Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века) даёт следующие указания по изображению данного сюжета:

На большом четырёхугольном камне, покрытом белою простынею, распростёрт Христос, обнаженный. Богоматерь, стоя на коленах, лобызает лицо Его. Иосиф целует ноги Его, а Богослов десницу. Позади Иосифа Ниим, опершись на лестницу, смотрит на Христа, Подле Богоматери Мария Магдалина плачет, подняв высоко руки свои, а другие мироносицы терзают волосы свои. Позади них виден крест с надписанием. У ног Христа стоит Ниимова корзина с гвоздями, клещами и молотом, и другой сосуд, как бы малое ведро

[7].

Не следует путать сюжет с близким ему Погребением Христа, где фигурируют те же персонажи. Хотя разница между этими двумя иконографическими сюжетами очень тонкая: Оплакивание — это эмоциональная статичная ситуация, а Погребение предполагает динамическое действие — тело кладут в гробницу[8]. Если Иисус не лежит на земле или на столе, а находится на коленях Богородицы (без множества дополнительных свидетелей), то данный сюжет выделяется как самостоятельный и называется Пьета.

История картины и её судьба[править | править код]

Картина создана между 1615 и 1616 годами. Размер картины — 115 на 175 сантиметров. Техника — масляная живопись по холсту. Находится в собрании Эрмитажа, экспонируется в зале № 273. Инвентарный номер: 10032[2].

Житель города Таллина А. Х. Лейнберг в 1967 году предложил Эрмитажу приобрести у него картину «Оплакивание тела Христа», которую он сам атрибутировал испанскому художнику Франсиско Рибальте (1565—1628). Выглядела картина малопривлекательно: без подрамника, свернутая в рулон, сильно загрязнена, закопчена. Предположительно, она висела в церкви и перед ней ставили свечи. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Работала над её восстановлением реставратор высшей категории Тамара Дмитриевна Чижова[3].

Жак Белланж. Пьета с донатором (рисунок). Дижон, Музей изящных искусств.

Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа Ирина Владимировна Линник (укр.)русск., хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Рисунок принадлежал позабытому лотарингскому мастеру Жаку Белланжу, французскому мастеру, который был придворным художником герцога Лотарингии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа»[4].

В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Он положил свою руку на плечо первого. В кардинале можно узнать Карло Борромео. Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В то время было принято дарить церкви картины религиозного содержания, донатор требовал обычно, чтобы на полотне был изображён и он сам. На полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего[4].

Французский искусствовед Жорж Брюнель высказывает сомнение в атрибуции картины Белланжу. Он считает, что «Оплакивание Христа» из музея Эрмитаж, «несомненно, является точной копией утерянного оригинала»[5].

Примечания[ | ]

  • Медиафайлы на Викискладе
  1. The Lamentation of Christ and the Pietà Архивировано 11 июня 2008 года.
  2. Joel Morgan Upton. Petrus Christus: His Place in Fifteenth-century Flemish Painting
  3. Страсти Христовы. Единоверческая типография, 1901 г.
  4. Стефано Дзуффи. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. М., 2007, стр. 313
  5. Рельефы Шартрского собора (недоступная ссылка)
  6. Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. С. 646
  7. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
  8. Стефано Дзуффи. Эпизоды и персонажи Евангелия. М., 2007. С.326

Оплакивание Христа — восхитительная пьета Микеланджело

Произведение искусства (в камне или на холсте), представляющее собой картинуе, на которой запечатлены Христос и оплакивающая его Богородица, называется пьета. Микеланджело было не больше 25 лет, когда он завершил свое творение, ставшее совершенным примером иконографии в скульптуре. Нельзя точно сказать, когда именно была задумана и когда закончена скульптура, но многие источники истории изобразительного искусства ссылаются на период с 1497 по 1501 год.

пьета микеланджело

Пьета Микеланджело восхищает божественным смирением в скорби Марии перед самой тяжелой утратой. На лице Богоматери нет ни тени отчаянья, отразившаяся на прекрасном лице спокойная, тихая печаль ее всепрощяющей души озаряет образ ореолом святости. Христос выглядит так, будто он лишь заснул после тяжелого пешего путешествия, и его безмятежный сон вот-вот прервется от ласкового прикосновения ее рук.

Восхитительная пьета Микеланджело создана таким образом,

микеланджело пьета

В современном мире существует много копий пьеты Микеланджело, а оригинал хранится на территории государства Ватикан в Соборе Святого Петра. Джорджо Вазари писал, что скульптор случайно услышал спор между людьми о том, кто же является подлинным автором этого творения. Ситуация закончилась тем, что скульптура «Оплакивание Христа» стала единственной подписанной работой Микеланджело.

Пьета «Ронданини», начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. При всей грубости линий этого незавершенного произведения, рассматривая позу фигур, можно ощутить эмоциональный надрыв и отчаянье Богоматери. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Как символично эти две скульптуры олицетворяют молодость и увядание: вечно молодая и не ведающая горя Богородица в первой пьете и обезумевшая от немого отчаянья мать, пытающаяся поднять своего ребенка, во второй. Безусловно, Микеланджело — выдающийся скульптор всех времен, даже в его незавершенной скульптуре чувствуется мощь, одухотворяющая душу любого православного человека. Статуи Микеланджело Буонарроти — это великие образцы скульптурного творчества, возвышенные и проникновенные, они покоряют сердца тех, кто ценит прекрасное.

LiveInternetLiveInternet

Пятница, 22 Апреля 2011 г. 15:55 + в цитатник Самая известная и самая великолепная работа гения Микеланджело Буонарроти, датируемая 1499 годом, находится в соборе Святого Петра в Ватикане.

Pieta1 Микеланджело (668x700, 152Kb)

Рубрики:КРАСОТА ХУДОЖНИКИ ЗНАМЕНИТЫЕ

Метки:
пьета микеланджело буонарроти

Процитировано 18 раз Понравилось: 4 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 4
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось4
0

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: