Археологи думают, что нашли библейский город Эммаус – место, где воскресший Иисус Христос явился своим ученикам

Место раскопок

Кириаф-Иарим — холм, с которого открывается вид на дорогу к Иерусалиму. В Ветхом Завете есть несколько упоминаний о нем. Также считается, что здесь какое-то время находился Ковчега Завета, пока царь Давид не доставил его в Иерусалим.

Исследователи полагают, что благодаря этой находке можно определить точное место расположения библейского города Эммаус. В Евангелии от Луки говорится, что именно по дороге в Эммаус Иисус впервые явился перед двумя своими учениками после своего воскрешения из мертвых.

Гений и забияка

Смотреть фоторепортаж Виктора Васенина

Выставка Караваджо из музеев Италии и Ватикана, которая открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина, стала впечатляющим завершением года Италии в России и России в Италии.

Это одна из самых масштабных экспозиций работ знаменитого мастера начала XVII века не только в России, но и вообще за пределами Италии. В Москву привезли 11 полотен Караваджо, в том числе «Христос в Эммаусе» (1606) из миланской Галереи Брера, «Обращение Савла» (1604-1605) из церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, принесшее ему славу, «Положение во гроб» из Музеев Ватикана, написанную незадолго до смерти картину «Мученичество Св.Урсулы» (1610)…

Экспозиция позволяет увидеть развитие художественной манеры мастера: от ранних римских произведений, как «Юноша с корзиной фруктов» (1596) из галереи Боргезе, до работ, написанных в годы бегства из Рима. Картина «Христос в Эммаусе», написанная в роковом 1606 году, когда Караваджо в драке случайно убивает человека и под угрозой казни бежит из столицы, открывает череду полотен, созданных во время скитаний. Надо сказать, что количество записей о судебных разбирательствах Микеланджело Меризи да Караваджо вполне может соперничать с числом актов о приеме его работ. Он разгуливает по улицам Рима с кинжалом и шпагой на боку, ввязывается в драки и дуэли, он не сдержан на язык и то и дело оказывается под арестом. Как он умудряется при этом еще и работать, остается загадкой. Но знатоки быстро оценили качество его полотен. «Еще есть некий Микеланджело из Караваджо, делающий в Риме чудесные вещи, — пишет о нем ван Мандер в 1603 году. — На поле этом растет не только пшеница, но и сорняк: он не трудится без перерыва, а, поработав пару недель, гуляет месяц или два со шпагой на боку в сопровождении слуги, играет в мяч то в одном, то в другом месте, всегда готов затеять ссору и сцепиться, так что знаться с ним трудно. (…) Тем не менее живопись его не вызывает сомнений».

Видео: Виктор Васенин

Количество записей о судебных разбирательствах Микеланджело Меризи да Караваджо вполне может соперничать с числом актов о приеме его работ

Этот сын каменщика, буян и дуэлянт и в живописи тоже умудрялся существовать по своим правилам. Еще юнцом, получив заказ написать Святого Матфея для одной из римских церквей, он изобразил евангелиста неловким лысым стариком с тяжелыми натруженными руками и негнущимися пальцами, чью руку направляет крылатый мальчик-ангел. Заказчики были шокированы, образ святого пришлось переписать. Но вкус к представлению событий евангельской истории с такой достоверностью, словно они происходят в соседней таверне, Караваджо не утратил. Его Фома неверующий буквально лезет корявым пальцем в рану Спасителя. Его Савл, ослепленный, рухнувший с коня, лежащий в пыли дороги, ведущей в Дамаск, вздымает руки к Господу из праха, ничем не напоминая о величии будущего апостола Павла. Его пастухи, пришедшие в хлев и обнаружившие Марию и новорожденного ребенка «Поклонение пастухов» (168-1609), сочетают неуклюжесть ласки, умиление жестов и грубость простых одежд.

Кажется, Караваджо предпочитает моментам триумфа горькое время унижения, боли, растерянности и гибели. Его Христос в момент бичевания словно погружен во тьму, из которой его вырывает поток света, идущего сверху. Он придает его телу почти скульптурную выразительность, заставляя вспомнить «Умирающего раба» Микеланджело. Мускульные усилия, резкие контрасты света и тьмы подчеркивают драму, исход которой предрешен. «Ужин в Эммаусе» погружен во тьму, из которой выступают лица измученных, усталых людей, которые не столько видят, сколько ощущают странную непостижимость происходящего — встречи с Христом после ужаса казни.

Этот сын каменщика, буян и дуэлянт и в живописи, тоже умудрялся существовать по своим правилам

Парадокс в том, что мы не видим взгляда ученика Христа — он смотрит на учителя, другой и вовсе повернут затылком. Что касается загорелого трактирщика и его измученной супруги, то они Христа по идее не могут узнать, потому что, в отличие от учеников, его не видали. Получается, что единственным, кто должен точно узнать Спасителя, оказывается зритель. Это он стоит в двух шагах от стола с бедной трапезой, где незнакомец преломляет хлеб и поднимает руку в благословляющем жесте. Для него единственного Христос и после этого остается видимым. Иначе говоря, Караваджо вовлекает зрителя в сюжет картины, превращает, если угодно, в сотрапезника Христа, переводя событие евангельской истории из вечности в сегодняшний миг.

Удивительно ли, что работы Караваджо полюбили вначале голландские живописцы, приезжавшие в Рим из католического Утрехта, а потом, отчасти благодаря им, и Рембрандт? Среди имен художников, повлиявших на искусство Нового времени, имя Караваджо стоит одним из первых. Бескомпромиссный в своем поиске истины, он проложил дорогу бунтарям, идущим вслед за ним. А в ХХ веке и сам становится одним из любимых героев современного искусства. Фильм Дерека Джармена, посвященный этому горячему итальянцу из XVII века, — не последнее тому доказательство.

Справка «РГ»

На выставке «Караваджо (1571-1610). Картины из собраний Италии и Ватикана» представлены следующие работы :

«Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) (Галерея Боргезе, Рим), «Обращение Савла» (1604-1605) (Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Черази, Рим), «Иоанн Креститель» (1602) (Капитолийские музеи, Рим), «Иоанн Креститель в пустыне» (около 1606) (Национальная галерея старого искусства в Палаццо Корсини, Рим), «Ужин в Эммаусе» (1606) (Галерея Брера, Милан), «Св. Франциск» (1606) (Национальная галерея в Палаццо Барберини, Рим), «Положение во гроб» (1602-1604) (Музеи Ватикана, Ватикан), «Поклонение пастухов» (1608-1609) (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия), «Бичевание Христа» (1607) (Музей Каподимонте, Неаполь), «Спящий амур» (1608) (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция), «Мученичество св. Урсулы» (1610) (Палаццо Дзеваллос Стильяно, Коллекция Банка Интеза, Неаполь) Выставка работает с 26 ноября 2011 до 19 февраля 2012. Место: ГМИИ им. А.С.Пушкина. Главное здание. Москва, ул. Волхонка, 12. Зал № 17.

Время работы музея: с 10.00 до 19.00, по четвергам — с 10.00 до 21.00; выходной день — понедельник.

Стоимость билета

для граждан РФ и СНГ: Основная категория — 300 рублей Льготная категория — 100 рублей

для иностранных граждан: Основная категория — 400 рублей Льготная категория — 200 рублей

По следам легенды

Согласно библейскому повествованию, два ученика шли из Иерусалима в Эммаус, по дороге к ним присоединился воскресший Иисус. Однако он остался не узнанным.

К ночи они дошли до Эммауса, Иисус согласился остаться и поесть. После того, как хлеб был разделен, и еда была благословлена, ученики прозрели и узнали Христа, после чего он исчез. У Луки сказано, что город Эммаус располагался примерно в 60 стадиях (около 11 километров) от Иерусалима.

Примечания[ | ]

  1. 12Дзуффи С.
    Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — ISBN 978-5-465-01501-1.
  2. Andreas Prater
    , «El Barroco» en
    Los maestros de la pintura occidental
    , Taschen, 2005, pág. 229, ISBN 3-8228-4744-5
  3. 12L. Cirlot
    (dir.),
    National Gallery
    , Col. «Museos del Mundo», Tomo 1, Espasa, 2007. ISBN 978-84-674-3804-8, pp. 72-73
  4. Махов А.
    Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.

Исследования

«Гаарец» сообщает, что 24 октября будут опубликованы результаты исследований, в которых будет изложено предположение, имеющее большое значение для таких областей, как библейская археология и христианская история.

Исследованиями руководят археолог Университета Тель-Авива Исраэль Финкельштейн и профессор библейских исследований Колледжа де Франс Томас Ремер. По мнению ученых, холм Кириаф-Иарим и находящийся неподалеку город Абу-Гош можно считать библейским поселением Эммаус, которое было укреплено полководцами Селевкидов в ветхозаветное время.

В Маккавейских книгах упоминаются города, которые окружали Иерусалим, где генералом Бахидесом были построены крепости. Речь идет о Эммаусе, Бет Хороне, Вефиле, Тимнате, Пиратоне, Тефоне и Иерихоне.

По мнению Финкельштейна и Ремера, Кириаф-Иарим является Эммаусом, так как другие эллинистические цитадели, расположенные к западу от Иерусалима, не известны. Ремер основывает эту идею на расстоянии между Иерусалимом и Кириаф-Иаримом, которое соответствует расстоянию до новозаветного Эммауса.

«Гаарец» также сообщает, что большая часть мест, которые входят в список Маккавейских книг, можно отнести к местам, располагающимся к северу, югу или востоку от Иерусалима. В некоторых из этих мест археологи обнаружили останки других эллинистических укреплений.

По мнению заслуженного профессора древней истории Университета Тель-Авива Бенджамина Исаака, Финкельштейн и Ремер располагают хорошим образцом с точки зрения археологии, географии и топографии. Однако их предположение является гипотезой, которая пока таковой и остается.

Работа ученых

По мнению Исаака, пока отсутствуют достаточно убедительные доказательства, которые позволяют идентифицировать Эммаус, расположенный в районе Кириаф-Иарима. Ученый указывает на тот факт, что неподалеку находятся как минимум два места, которые также можно рассматривать в качестве новозаветного Эммауса.

Историк Евсевий Кесарийский, который жил во втором и третьем столетии, идентифицировал Эммаус Никополис, византийский город в долине Аялон, недалеко от современного перекрестка Латрун, о чем упоминалось в Евангелии от Луки.

Этот город был разрушен во время Шестидневной войны 1967 года, а его руины сейчас находятся на территории национального парка. Однако Эммаус Никополис находится примерно в 24 километрах от Иерусалима, то есть в два раза дальше от Иерусалима, чем сказано в Евангелии от Луки.

Согласно «Гаарец», другие ученые считают, что современная деревня Мотца, расположенная между Кириаф-Ивримом и Иерусалимом, является местом, где находился библейский Эммаус. Однако она находится слишком близко к Иерусалиму, что не соответствует описанию, представленному Лукой.

Как считает Ремер, слово «Эммаус» является греческой версией слова «горячий источник» на иврите. По его мнению, мог существовать целый ряд городов с таким названием.

Прозрение учеников в Эммаусе

Трапеза в Эммаусе. Эмаль

Продолжается празднование Воскресения Христова. И сегодня Святая Церковь радует нас рассказом о явлении Христа ученикам на пути в Эммаус.

Мы привыкли к тому, что от Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна. Но вдруг, в третий день по Пасхе, в Светлый вторник, мы слышим удивительное Евангелие от Луки, 113 зачало, глава 24, стихи 12-35. Оно рассказывает нам о пути воскресшего Христа с двумя учениками в Эммаус, их беседе и узнавании Христа в преломлении хлеба.

В чем причина подобной резкой смены порядка чтения? Она связана с Иерусалимской традицией, с литургическим воспоминанием этого чуда на третий день Пасхи в Эммаусе. Профессор А.А. Алексеев считает, что чтение этого отрывка пришло из Иерусалимского лекционария в Константинопольский не позднее VII века. А нынешний круг чтения восходит к Константинопольской традиции. И потому это иерусалимское вкрапление подобно драгоценному камню в золотой диадеме.

Помимо исторических причин для появления этого чтения есть и духовные. Ибо это Евангелие говорит о явлении Воскресшего, о нашей слепоте и прозрении.

Вначале в нем говорится о приходе св. апостола Петра на гроб: «Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лук. 24:12). Примечательно, что евангелист Лука не упоминает о приходе св. апостола Иоанна вместе со св. Петром. И это не случано: он стремился выделить обращение и уверение Первоверховного апостола. По словам святителя Григория Двоеслова, св. апостол Петр, входящий во гроб и видящий пелены, символизирует Церковь язычников, которая познала, что Посредник Бога и человеков, Человек Иисус Христос умер плотью, уверовала в Живого Бога (22 беседа на Евангелие). И действительно, пелена (или плащаница) в святоотеческой традиции — символ плоти Христовой, умершей, но и воскресшей. Не исключено, что удивление св. апостола Петра связано не только с пустым гробом и аккуратно свернутым сударем, но и наличием нерукотворенного изображения на Плащанице.

А тем временем двое учеников «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях». (Лук. 24:13). Как звали этих учеников? Евангелие от Луки дает имя только одного из них — Клеопа, но устойчивое древнее церковное предание считает, что первым был сам евангелист Лука, врач и художник, один из 70 апостолов. То, что он не называет имени второго ученика — лишь веский довод в пользу того, что им был сам автор третьего Евангелия.

Ученики направлялись в селение Эммаус, находившееся в расстоянии 60 стадий от Иерусалима (то есть 10-12 километров, поскольку стадий включал в себя около 190 метров). Что мы знаем об Эммаусе? То, что название его восходит к древнееврейскому слову «Хаммат» или «Хамта», что означает «горячий источник». И это название, как мы увидим ниже, промыслительно. Впервые Эммаус упоминается в 3-4 главах Первой Книги Маккавеев при рассказе о войнах Иуды Маккавея против эллинов. Некогда он был значительным и величественным городом, но был разрушен римлянами во время восстания 3-4 года до Рождества Христова и стал простым селением.

Почему же ученики шли в Эммаус? Он находился на дороге в Иоппию, морскую гавань. Оттуда в свое время пророк Иона пытался бежать в Фарсис, в Испанию. Не исключено, что Лука и Клеопа в горести и страхе решили вообще покинуть Палестину. Исполнялось пророчество Захарии, припомненное Христом: «Поражу пастыря, и разбегутся овцы».

И вот ученики идут и рассуждают о происшедших событиях, споря друг с другом, недоумевая и сомневаясь. Подобно тому, как корабль с пророком Ионой попал в страшную бурю, так и о корабль их мысли бьются волны сомнений, недоумений и страхов.

И вот в этот час духовной бури и смятения подходит Христос, подобно тому, как некогда Он по водам пришел к апостолам на Генисаретском озере, и однако, и в том и другом случае Он был сразу узнан своими учениками: Но очи их были удержаны, так что они не узнали Его (Лук. 24:16).

Что означает удержание очей? Разве Бог специально наводит незнание, притворяется и играет с человеком? Конечно, нет! Метафорически так отображается горесть, отчаяние и неведение учеников, которые «видя не видели», подобно Марии Магдалине, принявшей Христа за садовника. С другой стороны, если бы Господь хотел, он немедленно бы рассеял их тяжкие и мрачные чувства. Но ему неугодно было сделать это сразу. Как говорит Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки, Бог хотел,

«чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более Приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть Узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит».

Христос спрашивает апостолов: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» (Лук. 24:17). Греческий текст звучит еще сильнее и колоритнее: «Что вы перебрасываете друг другу и стали мрачны (βάλλετε πρὸς ἀλλήλους περιπατοῦντες; καὶ ἐστάθησαν σκυθρωποί)?» Ученики «помрачают лица своя» и становятся чуждыми и веры и знания. В ответ Клеопа удивляется, что этот неведомый Путник будто бы не знает о самом главном и страшном, что произошло в Иерусалиме, во граде Закона, где у всех на виду было всенародно совершено беззаконное убийство Праведника. Однако Клеопа предпочитает возложить вину за распятие Христа на начальников Израиля, хотя сам свидетельствует о всенародности преступления: «Как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его» (Лук. 24:20). И мы видим, что вера Клеопы в это время еще не поднялась до высоты исповедания Петра: «Ты еси Христос, сын Бога Живого». Он считал Иисуса «Пророком, сильным в слове и деле пред Богом и народом» (Лук. 24:20), но не более того. Для него Христос — прежде всего пророк-правитель, подобный Моисею или же вождь, подобный Иуде Маккавею, который должен был освободить Израиль от римского господства. Их надежды носили внешний, политический характер, поэтому и столь ужасен был их крах.

Одна из самых страшных вещей на свете — «слеза несбывшихся надежд», катастрофа сокровенных упований, дальних и величественных планов, которые, казалось, были разбиты для Луки и Клеопы страшной реальностью Креста. И поэтому такая горечь, скорбь и разочарование звучит в их словах: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лук. 24:21). Не так ли и мы строим великие планы и создаем себе иллюзии, своеобразные идолы, неважно какие: общественно-политические, квазирелигиозные, культурные и т.д., которые Господь беспощадно рушит, чтобы на развалинах «великого разочарования» создать настоящую веру.

И ещё немного о «великом разочаровании». Этот термин возник в ΧΙΧ в. в связи с хилиастическими сектами, ожидавшими Второго Пришествия и распавшимися после того, как оно не свершилось. Если христианство после распятия Христа не погибло, а напротив — расцвело, значит, воистину воскрес Христос!

Господь приступает к исцелению учеников, которых не смогли исцелить от скепсиса и отчаяния ни явление Ангелов у гроба мироносицам, ни приход на гроб Петра и Иоанна. И тогда Христос обращается к ним: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук. 24:25). Как и в Евангелии от Марка (16:14), Господь порицает жестокосердие и неверие учеников. Неверие связано не только с невероятностью событий, но и с духовным настроем человеком, нежеланием вместить радостную весть. И далее Он возвещает им благовестие страдания и славы: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук. 24:26)

Удивительна связь Евангелия от Луки с Евангелием от Иоанна и богословием страдания, как восхождения к славе Божией. Неслучайно, идя на Крест, прощальную беседу в Евангелии от Иоанна Господь начинает словами: «Ныне прославился Сын человеческий и Бог прославился в нем» (Ин. 13:32).

И далее Спаситель, «начиная от Моисея, из всех пророков изъясняет им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27).

Мы не знаем, какие пророчества приводил Господь. Но, судя по Новому Завету, это могло быть пророчество из Второзакония: «И сказал мне Господь: …Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:15-19). 53 глава пророка Исаии. Пророчество Захарии: «Воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах. 12:10). Возможно, состав этих пророчеств был близок к проповеди Мелитона Сардийского:

61. Проповедуется же и пророческим голосом таинство Господа. Ибо Моисей говорит к народу: «И узрите жизнь вашу, висящую пред очами вашими ночью и днем и не поверите в жизнь вашу».

62. Давид сказал: «Отчего взволновались язычники и народы замыслили тщетное? Предстали цари земли и собрались князья воедино на Господа и на Христа Его».

63. А Иеремия: «Я же, как агнец беззлобный, ведомый на заклание, замышляли на меня сказавшие злое: «Придите, вложим древо в хлеб его и истребим его от земли живых, и имя его не вспомнится»«.

64. И Исаия: «Как овца, на заколение веден Он, и как агнец безгласный пред стрегущим его, так не отверзает уст Своих. Род же Его кто изъяснит?»

Христос, Лука и Клеопа приближаются к Эммаусу. Господь «показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» (Лук. 24:28-29). Святитель Григорий Двоеслов считал, что этот поступок Господа явился призывом к гостеприимству, который поспешили исполнить ученики и чрез это они уверовали.

«Но для чего мы говорим «приглашают», когда там написано: «они удерживали Его»? Из этого именно примера выходит заключение, что странники не только должны быть против воли заводимы в гостиницу, но и влекомы туда. Они (путешественники в Эммаус) поставляют трапезу, предлагают пищу и Бога, Которого не узнали по изъяснению Св. Писания, узнают в преломлении хлеба. Итак, слушая заповеди Божии, они не просветились, а исполняя их, просветились; потому что написано: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). Посему, кто хочет разуметь слышанное, тот должен поспешать исполнением на деле того, что уже мог разуметь. Вот Господь не узнан, когда говорит, и сподобил узнать Себя, когда начинал есть. Итак, возлюбленнейшая братия, гостеприимство возлюбите, к делам любви прилежите» (22 беседа).

И вот здесь и происходит отверзение духовных очей учеников: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лук. 24:30-31).

Перед нами литургическое таинство. Преломление хлеба очевидно носило евхаристический характер. Но и шествие в Эммаус имело характер литургии, как она нам известна из Деяний и Первой апологии Юстина Философа, когда, по его словам, вначале читаются Писания пророков и воспоминания апостолов, затем предстоятель в проповеди увещевает подражать этим прекрасным вещам, а затем приносится чаша и хлеб, которые освящаются призыванием Слова. Точно так же и Господь вначале приводит Писание и изъясняет его, а затем как Первосвященник нашего спасения совершает Евхаристию.

И вот очи учеников отверзаются, но Христос становится невидимым для них. Однако, теперь они понимают главное: воистину воскрес Иисус! « И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? « (Лук. 24:32). Воистину Эммаус стал горячим источником, от которого загорелось сердце Апостолов.

Они в радости возвращаются в Иерусалим и там узнают от одиннадцати апостолов радостную весть: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лук. 24:34). О явлении Симону Петру говорится также в 1 послании к Коринфянам св. апостола Павла (15:3). Но для нас главное другое. Господь открывается нам в Евхаристии: пребывая Невидимым телесными очами, для достойных видим духовными. Да сподобит Господь и нас доброго достойного причащения, чтобы сердце наше всегда горело и от Его слов и от Его присутствия.
https://www.pravoslavie.ru/put/70154.htm

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: