17 декабря – день рождения Н. Н. Дубовского


Художник Николай Дубовский. Великий и почти забытый

Николай Никанорович Дубовский – один из крупнейших и талантливейших пейзажистов русской школы, последний руководитель Товарищества передвижных художественных выставок, академик живописи, член Совета Академии художеств, профессор и обладатель самого большого количества серебряных и золотых медалей международных выставок.

За свою жизнь художник написал почти полторы тысячи работ. И сегодня это творческое наследие практически утрачено. При жизни его называли одним из величайших художников-пейзажистов России, а после смерти художника с его работами начали происходить просто необъяснимые вещи… Кажется злой рок (или вполне конкретный человек) приложил свои силы для того, чтобы о художнике забыли.

Родина. 1892

Впрочем, начать следует с самого начала.

Биография художника Николая Дубовского

Николай Никифорович родился в декабре 1859 года в Новочеркасске, в семье родового казака. С раннего детства увлекся живописью, брал уроки рисования у своего дяди, художника А.В. Пышкина. Однако, отец Николая считал, что его сын должен продолжить семейную традицию – в 1870 году Николай Дубовский был определен кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию.

Николай Никанорович Дубовский

Николай Никанорович прилежно изучал военное дело, а в свободное время, которого у кадетов было мало, рисовал. Кадет Дубовский просыпался за два часа до подъема и занимался своим любимым делом. В итоге директор военной гимназии настоятельно рекомендовал Дубовскому-старшему не препятствовать сыну и разрешить учиться живописи.

В 1877 году, после окончания гимназии, Николай отправляется в Петербург и успешно сдаёт вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств, поступает в класс профессора М.К. Клодта.

Деревня зимой

За четыре года Николай Никанорович получил четыре Малые серебряные медали, успешно подошел к написанию выпускной работы и демонстративно отказался от написания дипломной работы. Почему он это сделал? Хотел почти двадцать лет спустя поддержать знаменитый «Бунт 14-ти»? Попытался таким скандальным образом создать себе имя?

Сложно сказать. Он не был бунтарем. Его не обязывали писать выпускную работу на библейскую тему. Что двигало молодым человеком?

На Волге. 1892

Впрочем, стены академии он покинул, звания и гарантированной зарубежной командировки не получил, учителей обидел…

Год спустя Николай предложил на академическую выставку две свои картины: «Перед грозой» и «После дождя». Совет Академии картины не принял. Дубовский выставил отвергнутые пейзажи в «Обществе поощрения художников» и получил две премии.

Перед грозой

После дождя

С начала восьмидесятых годов Николай Дубовский регулярно участвует в выставках «Общества поощрения художников». Его работы обращают на себя внимание критиков и общественности, о молодом художнике уже говорят, его картины уже покупают.

В 1884 году на 12 Передвижной выставке была выставлена картина «Зима», которая стала событием всей выставки. Пейзаж был приобретен П.М. Третьяковым, известный критик В.В. Стасов написал о картине большую благожелательную статью, молодого художника пригласили в общество Передвижников.

Зима

Николай Никанорович много работает, пишет в окрестностях Петербурга, едет на Кавказ и в Крым, путешествует по Военно-Грузинской дороге, отправляется к берегам Белого моря. Именно после путешествия к Белому морю была написана знаменитая картина «Притихло», которую публика увидела на 18 Передвижной художественной выставке.

«Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет.»

И.И. Левитан

Притихло

Ещё до открытия выставки картина была приобретена императором Александром III для картинной галереи Зимнего дворца. П.М. Третьяков заказывает художнику повторение картины «Притихло» для своей галереи.

Впоследствии П.М. Третьяков писал И.Е. Репину:

«Повторение, по мне, вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее.»

Радуга

А потом была целая серия картин, которые были с восхищением и изумлением встречены искушенной публикой на выставках Передвижников. Много лет пейзажи Дубовского принимались публикой с неизменным восторгом. Он принципиально не писал портретов или жанровой живописи. Романтически настроенный художник был убежден, что именно пейзажем можно «зажечь человеческое сердце и направить его к добру».

Именно Дубовского Н.Н. специалисты считают одним из основателей «пейзажа настроения». Для Передвижников основной идеей пейзажа становится не точность воспроизведения природы, а создание особого настроения пейзажа, впечатления, мира переживаний человека. Пейзаж превращается в психологическую картину человеческой души, в которой соединяются все тайны природы, величие и красота.

Дубовский пишет не определенный сюжет, не мотив или отдельные детали. Состояние наблюдаемой природы, которая звучит в унисон с душевным состоянием человека. И всё видимое на картине прекращается в эмоциональное эхо. Может быть, тревога или скорбь, умиротворенность или пылкость.

Красная поляна

Нужно сказать, что «пейзаж настроения» стал грандиозным этапом не только в творчестве передвижников. Изменилась вся русская пейзажная живопись, поскольку возник ещё один этап постижения и последующего отображения.

Морской вид с парусами. 1900

Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н.А. Ярошенко в 1898 году, он становится не только идейным вдохновителем, но и фактическим руководителем Товарищества. Николай Никанорович был человеком мягким, интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества. И был последним руководителем этого известного творческого объединения, которое прекратило своё существование после смерти Дубовского.

После грозы. 1897 — 1912

Говоря о Николае Никаноровиче Дубовском нельзя умолчать и о той роли, которую он сыграл в судьбе прославленной Императорской Академии живописи.

С течением времени Товарищество передвижников из скромного объединения молодых художников превратилось в мощный культурный центр, который уже не следовал в фарватере Академии художеств, а самостоятельно определял процесс развития художественной культуры в России.

Водопад Иматра. 1893

Выставки Передвижников были необычайно популярны и их посещала вся российская интеллигенция, репродукции картин передвижников регулярно появлялись в журналах – их знала вся Россия. В прессе возникали жаркие споры о работах художников Товарищества, будущих направлениях и развитии живописи в стране, в мире.

Академия медленно, но достаточно стабильно теряла свой авторитет.

Тихий вечер

А картины Передвижников хорошо продавались и Товарищество не нуждалось в финансовой поддержке Совета Академии. А тут ещё в 1889 году разразился финансовый скандал – была обнаружена крупная растрата казенных средств, заслуженные академики были отданы под суд, а Совет Академии был распущен.

Неаполь

В конфликт вмешался император Александр III, который повелел «прекратить раздвоение между художниками». Вновь назначенному конференц-секретарю Академии графу И.И. Толстому было приказано включить в состав профессорского состава академии наиболее авторитетных «передвижников».

Ясный зимний день

Были созданы персональные мастерские под руководством Шишкина, Репина, Куинджи, Маковского, Кузнецова и других.

А что же Николай Дубовский? Он выступил как «примиритель» между Товариществом и Императорской Академией.

Морской пейзаж

Его картины высоко ценят Третьяков, Стасов и Репин. В соответствии с установленным порядком, имя Дубовского ставят за Шишкиным и Поленовым. А Левитана называют только «одним из самых сильных конкурентов».

Зимний вечер

С 1897 года Дубовского регулярно избирают в самые разные комиссии и комитеты, которые создаются при Академии живописи, он становится известен, как талантливый педагог. В 1898 году Николай Никанорович Дубовский удостаивается звания Академика живописи. А потом был ещё целый букет высоких и почетных званий, и должностных обязанностей.

Переправа через Ангару в Иркутске

С началом Первой мировой войны проводимые Передвижниками выставки превращаются в аукционы по распродаже картин. Гнетущее ожидание катастрофы.

Дубовский с большой надеждой встретил Февральскую революцию, но очень быстро надежда превратилась в осознание случившейся катастрофы. Надвигались новые времена.

В обители. Троицко-Сергиева Лавра

За год до своей смерти Николай Никанорович писал:

«Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься.»

Благовест

28 февраля 1918 года Николай Никонорович Дубовский скоропостижно скончался.

А после смерти художника начали происходить не менее трагические события. При жизни он был одним из самых талантливых (без всякого преувеличения) художников.

Морской берег

В советское время творческое наследие было распылено – картины отправляли по союзным республикам, по областным и городским музеям, как работы «художника второго или третьего плана». Его картины невозможно интерпретировать в требуемом идеологическом русле. Он писал «красоту» без идеологического подтекста.

Ладожское озеро

С распадом СССР огромное количество работ осталось в республиках. Более того, лишь малая толика картин экспонируется. Основная масса хранится в запасниках и просто недоступна для заинтересованного зрителя.

В настоящее время наметился некоторый подъем интереса к творчеству художника – его картины появились на международных аукционах. И не просто появились – они продаются за «дорого» и «очень дорого».

Николай Дубовской В сумерки. 1897 г. Третьяковская галерея

В настоящее время работы Дубовского представлены более чем в 75 музеях России и зарубежных стран.

Исследователи творчества художника пишут об «очевидном стремлении разбросать наследие Дубовского по всей нашей необъятной стране». Уточняя, что цель вроде бы и благородная: познакомить с творчеством художника зрителей по всей стране. Но таким образом наследие Дубовского оказывается «выключенным из художественного процесса», мол, никто не сможет объездить всю страну (а после развала СССР – и ближайшее зарубежье), чтобы составить цельное представление о творчестве художника. Ныне, в компьютерный век, это можно сделать, не отходя от монитора.

Сторонники теории «конкурентности» между Дубовским и Левитаном пишут, что с картинами Исаака Ильича всё происходит как раз наоборот. Мол, и в Третьяковской галерее, и в Русском музее у художника отдельные залы. Причем, если Третьяков купил только двадцать картин и этюдов Левитана, то сейчас их в коллекции галереи почти сотня. В Русском музее до 1902 года хранилось только пять картин Левитана, а сейчас их – почти сорок. Отсюда следует вопрос: Почему Дубовской обделён таким вниманием? Вопрос риторический…

Николай Дубовской Ураган в степи. 1890 г. Новочеркасский музей истории Донского казачества

Остается добавить, что Николай Никанорович Дубовской умер в революционном Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Святой Ксении Петербургской. Глядя на фотографию заброшенного надгробия живописца, понимаешь, что, что теория «рока забвения» наверное существует… А ведь этот памятник с июля 2001 года входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Могила Н.Н.Дубовского

Что касается мемориальных выставок художника, то большая персональная выставка его картин прошла в Русском музее только в 1938 году, небольшие выставки были проведены в Новочеркасске (1946, 1947), Ростове-на-Дону (1948, 1955) и Москве (2006). Кстати, до сих пор не написана книга о художнике.

Церковь Василия Блаженного. 1916-1917 гг. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

И напоследок фраза британского философа Джона Локка (1632-1704), вычитанная мной в Википедии. Она звучит, как призыв к действию, и не только в отношении художника Дубовского, но и вообще:

«Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом».

По материалам статей ,

Описание[править | править код]

На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью. Их верхняя часть напоминает белую вату, а нижняя наполнена зловещей чернотой. Ветра нет, и в гладкой поверхности воды отражаются светлые и тёмные тучи. Вдали виден холмистый берег, на котором находятся домики какого-то селения[4][18]. Яркие оранжево-красные кроны деревьев и кустов, выделяющиеся на фоне тёмного леса, подчёркивают напряжённость атмосферы[19]. К берегу направляется небольшая одинокая лодка с гребцом, который, по-видимому, пытается достичь суши до наступления непогоды[4][18].

Николай Дубовской в одном из своих писем писал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом „Притихло“. Это и есть название моей картины»[12].

Явственно чувствуется напряжённое состояние природы перед бурей, которое передаётся зрителям. Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали верёвку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол. В детстве боялся я грозы, особенно над Волгой, где жил, и сейчас мне показалось, что из-под страшной тучи сверкнёт молния и ударит гром. И рабочие говорят: „Что, испугался? То-то!“»[12].

Тем не менее, чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание. Более того, не следует считать, что художник имел своей целью прославление стихии и её власти над людьми. Об этом свидетельствует то, что для изображения он выбрал не саму бурю, а предшествующий ей момент. Небольшая лодка, направляющаяся к берегу и стремящаяся как можно быстрее его достигнуть, вовсе не подчёркивает бессилие человека. По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя»[4].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: