Никола Пуссен. «Великодушие Сципиона» (1640)
Николя-Ги Брене. «Великодушие Сципиона» (1788)
Никколо дель Аббате. «Великодушие Сципиона» (ок. 1555)
Великодушие Сципиона
(Воздержанность Сципиона)
— сюжет из древнеримской истории, часто встречающийся в западноевропейском искусстве, повествующий о добром поступке Сципиона Африканского, проявленном к побежденному врагу во время Второй Пунической войны в 209 г. до н. э. после взятия Нового Карфагена (Испания).
После захвата города среди пленных карфагенян нашлась одна красивая девушка. Солдаты привели её полководцу, однако Сципион, узнав что она любит испанского вождя Аллуция, возвратил её жениху. Когда же родители девушки принесли за неё золото в качестве выкупа, он отдал его Аллуцию как приданое. В благодарность Аллуций во главе 1400 воинов своего племени присоединился к армии Сципиона.
Источники
Наиболее популярный пересказ сюжета дает Тит Ливий в своей «Истории Рима от основания города» (XXVI, 50):
Солдаты привели к Сципиону пленницу: зрелую девушку такой редкой красоты, что, куда бы она ни шла, все на неё оборачивались. Сципион расспросил о её родине и родителях и, между прочим, узнал, что она просватана за кельтиберского знатного юношу Аллуция. Он тут же пригласил и её родителей и жениха и, узнав, что юноша без ума влюблен в свою невесту, обратился не к родителям, а к нему с речью, тщательно обдуманной: «Я говорю с тобой, как юноша с юношей, — не будем стесняться друг друга. Когда наши солдаты привели ко мне твою взятую в плен невесту и я узнал, что она тебе по сердцу — этому поверишь, взглянув на неё, — то, не будь я поглощен делами государства и можно бы мне было насладиться радостями юной, брачной и законной любви и дать себе волю, я пожелал бы твою невесту со всем пылом влюбленного, — но сейчас я, насколько могу, только покровительствую твоей любви. С невестой твоей обращались у меня так же почтительно, как обращались бы в доме её родителей или у твоего тестя. Я соблюдал её для тебя, чтобы нетронутой вручить её тебе как дар, достойный меня и тебя. И за этот подарок я выговариваю себе только одно: будь другом римскому народу. Если ты считаешь меня хорошим человеком, — эти народы еще раньше признали такими моего отца и дядю, — то знай, в римском государстве много похожих на меня, и нет сегодня на земле ни одного народа, которого ты бы меньше хотел иметь врагом и дружбы которого больше желал бы себе и своим». Юноша, робея и радуясь, взял правую руку Сципиона и молил всех богов воздать ему, ибо у него нет возможности отблагодарить его, как он хотел бы за все им содеянное. Пригласили родителей и родственников девушки; они принесли с собой для выкупа немало золота, а её отдавали даром. Тогда они стали просить Сципиона принять это золото в дар; их благодарность за это, утверждали они, будет не меньшей, чем за возвращение девушки нетронутою. Сципион согласился на их настойчивые просьбы, велел положить себе к ногам это золото и пригласил Аллуция: «Сверх приданого, которое ты получишь от тестя, вот тебе мой свадебный подарок» — и велел взять золото. Юноша, обрадованный и дарами и почетом, вернулся домой и неустанно восхвалял землякам Сципиона: с неба, говорил он, явился богоподобный юноша, побеждающий все не только оружием, но и добротой и благодеяниями. Набрав воинов среди своих клиентов, он с отборной конницей в тысячу четыреста человек вернулся через несколько дней к Сципиону[1].
Его современник Валерий Максим в своем сборнике исторических анекдотов «Достопамятные деяния и изречения» (Книга IV. «О воздержании и умении владеть собой», 3.1) излагает историю следующим образом, меняя имя жениха:
Бронзовый бюст Сципиона, найденный в Геркулануме
В возрасте двадцати четырех лет Сципион захватил Карфаген в Испании и получил, таким образом, благоприятные предзнаменования для захвата большого Карфагена. Заложников, которые были захвачены пунийцами, он принял под свою власть. Среди этих заложников была взрослая девушка исключительной красоты. И вот он, человек молодой, победитель, узнав, что она происходит из известного кельтиберского рода и обручена с Индибилисом, знатнейшим среди кельтиберов, вызвал её родителей и невредимой передал жениху. И даже золото, приготовленное для её выкупа, он добавил к её приданому. Великодушием и благородством он добился того, что Индибилис обратил души кельтиберов к Риму и отплатил таким образом за это благодеяние[2].
Также об этом ключевом эпизоде Второй Пунической войны писали Флор, Силий Италик (XV, 268), Апиан, Дион Кассий. Историю взятия Нового Карфагена Тит Ливий, расцветив подробностями, почерпнул у своего предшественника историка Полибия, который в своей «Всеобщей истории» (X, 19) дает более скупое описание:
В это время несколько римских солдат повстречали девушку, между всеми женщинами выдававшуюся юностью и красотою. Зная слабость Публия [Сципиона] к женщинам, солдаты привели девушку к нему и предложили её в дар. Пораженный и восхищенный красотою, Публий, однако, объявил, что для него как для частного человека, но не военачальника, не могло бы быть дара более приятного. Мне думается, что этими словами Публий давал понять; что в мирное время и на досуге любовь доставляет молодым людям величайшее наслаждение и забаву, напротив, предаваясь любви за делом, молодежь расстраивает свои телесные и душевные силы. Солдатам он выразил благодарность и велел позвать отца девушки, которому тут же передал её и посоветовал выдать замуж, за кого из своих сограждан сам пожелает. Этим поступком Публий доказал умение владеть собою и воздерживаться, чем снискал себе большое расположение со стороны покоренного народа[3].
Само словосочетание употребляется просто в общем контексте в античных источниках. Так, Плутарх в одном из своих «Сравнительных жизнеописаний», посвященных Божественному Титу («Тит», 20-21), которого он сопоставляет с Ганнибалом, пишет:
Приводили в пример мягкость и великодушие Сципиона
Африканского, особенно восхищаясь им за то, что, победив в Африке грозного и не знавшего ранее поражений Ганнибала, он не только не изгнал его из Карфагена и не потребовал у карфагенян его выдачи, а напротив, еще до битвы встретившись с ним для переговоров, дружески приветствовал его, а после битвы, при заключении мира, ни в чем не унизил и не оскорбил врага, которому изменила удача[4].
Сципион. 7 историй о становлении полководца
До сих пор продолжаются научные дискуссии о том, слышал ли Сципион «внутренние голоса» и действительно ли на него нисходили божественные откровения. Но доказательство любой из точек зрения ничего не поменяет в истории его побед. А вот итог жизненного пути Сципиона обескураживает. Изнурённый боевыми походами, он покинул Рим и удалился в своё поместье, где скончался два года спустя. Как же начиналась история великого полководца?
Спас жизнь своему отцу
Военная карьера Публия Корнелия Сципиона началась в 17 лет с битвы при Тицине в 218 году до нашей эры. Он возглавлял кавалерийский отряд и успешно противостоял союзной Карфагену нумидийской коннице.
Именно в этот момент Сципион спас жизнь своему отцу — консулу, возглавлявшему римское войско. Тот принародно признал сына своим спасителем, что сулило юноше необычайные почести. Но Публий отказался принять от отца высшую награду римского воина — дубовый венок.
В 19 лет принял командование всей римской армией
Двумя годами позже Сципион в чине военного трибуна Второго легиона участвовал в битве при Каннах. Она стала катастрофой для римлян. В разгар сражения, когда оно окончательно переломилось в пользу Ганнибала, остатки римских армий бежали с поля боя в два своих лагеря.
В большем из них находился Публий.
Оказавшийся самым молодым из четырёх уцелевших военных трибунов, он с военным трибуном Аппием Клавдием Пульхром принял командование всей римской армией.
Народ избрал Сципиона полководцем
После разгрома при Каннах Сципион на несколько лет оставил военное служение. В это время его отец и дядя — Публий и Гней Сципионы — находились в Испании. Они препятствовали карфагенянам оказать помощь Ганнибалу в Иберии.
213 год до нашей эры. Нумидийский царевич Масинисса и брат Ганнибала, Гасдрубал Баркид, объединили силы и разбили римских военачальников. Публий и Гней пали в боях, а Иберия была утрачена для Рима.
После того как молодой Сципион получил известие об этом, на народном собрании в Риме он выступил с речью в память об отце и дяде и поклялся отомстить за них. Словно в порыве божественного вдохновения, он пообещал овладеть не только Иберией, но и Африкой, и Карфагеном.
На возражения сенаторов против его кандидатуры Сципион предложил уступить империю более умудрённому военачальнику. Желающих принять такое предложение не нашлось. Некоторые историки усматривают в этом жесте присущий Публию такт, другие — нескрываемую надменность.
Как бы там ни было, весной 209 года до нашей эры римская армия под командованием Сципиона общей численностью не более 25 тысяч пехотинцев и кавалерии высадилась на побережье Испании. Конница римлян была перевооружена и вымуштрована Сципионом и обладала к началу войны хорошо развитыми навыками манёвра.
Взял Новый Карфаген благодаря чуду природы
Сципион повёл свою армию к городу Новый Карфаген, который, по сути, был ключом ко всей Иберии. В нём хранилось всё золото и запасы карфагенян. К тому же этот город с морским портом был ключевой точкой при переправе в Африку. Наконец, там находились заложники иберских племён со всей Испании.
При этом Новый Карфаген охранялся малочисленным гарнизоном, а все крупные соединения карфагенян располагались на удалении от него. Это тактическое легкомыслие пунийцев объяснялось расположением города на полуострове, окружённом с трёх сторон водой, а с суши — скалистой грядой.
У Сципиона не было времени, чтобы организовать осаду этой крепости. И он решился на штурм. Приступ начался на рассвете и был неудачным для римлян — они оказались неспособны добраться даже до вершин стен Нового Карфагена.
Но, по преданию, в полдень произошло необычное событие. Вода отхлынула, и дно залива, который омывал город с юго-запада, обнажилось. Воодушевлённые воины Сципиона ринулись на неохраняемый участок стены и отперли городские ворота изнутри.
Без выкупа освободил испанских заложников
Так Сципион завладел основной рудной зоной Юго-Восточной Испании. Богатейшие серебряные рудники занимали площадь, равную 400 стадиям (примерно 77 километров) в окружности, и приносили римлянам доход в 25 тысяч драхм (около центнера серебра) в день.
Тит Ливий говорит, что Сципион после захвата Нового Карфагена вернул гражданам всё их имущество, сохранившееся после грабежа. Также известно великодушие полководца в отношении испанских заложников. Им была гарантирована свобода без выкупа, а пленённых женщин из знатных семей он обеспечил надёжной охраной.
«Великодушие Сципиона». Художник Николя Пуссен. 2-я треть XVII века
Особенное впечатление произвело возвращение Сципионом преподнесённой ему девушки её отцу и жениху — с богатыми подарками. Этим дипломатическим ходом Сципион, по словам Никколо Макиавелли, завоевал Испанию больше, чем оружием.
В военном отношении эта победа переломила ход всей кампании в пользу Рима.
Отпустил из плена союзника Ганнибала
Следующую победу Сципион одержал над войсками Гасдрубала. Видя, как на сторону Рима переходят могущественные испанские вожди, Гасдрубал решил предпринять наступление в Пиренеях. Так он хотел вернуть стратегическую инициативу.
Чтобы не позволить брату Ганнибала прорваться в Италию, римляне нагнали пунийцев у города Бекула округа Касталон в верхнем течении реки Бетис. В этом сражении силы Гасдрубала, занимавшие тактически выгодную позицию, были атакованы легковооружёнными воинами Сципиона с фронта, а главными — с флангов. Армия Гасдрубала была разбита, хотя часть её с ним во главе всё же успела ускользнуть на север к Пиренеям. Туда заранее отправили деньги и слонов.
Эта победа, как и взятие Нового Карфагена, ознаменовалась дальновидным дипломатическим жестом Сципиона. Он отпустил из плена со щедрыми дарами и охраной Массиву, племянника царевича Масиниссы, командующего нумидийской конницей и союзника Ганнибала.
«Сципион Африканский освобождает Массиву». Художник Джованни Баттиста Тьеполо. 1719–1721 годы
Теперь римлянам в Испании противостояли объединённые силы второго брата Ганнибала, Магона, и Гасдрубала, сына Гисгона. Эта армия вдвое превосходила римскую по численности, но была неоднородной по составу и по уровню дисциплины. Хотя не самые надёжные союзники составляли и половину армии Сципиона.
Победил более сильного соперника благодаря тактике
Битва 206 года до нашей эры на юге, у города Илипа завязалась после атаки конницы Магона и Масиниссы на римскую колонну, разбивающую лагерь.
Этот набег был смят, и конфликт пехотных сил не давал преимущества ни одной из сторон. Одинаково построенные (фронтально римляне и африканцы, флангово — испанские союзники) армии день за днём выходили друг против друга и возвращались на исходные позиции с закатом солнца.
В лагере Сципиона ощущался дефицит продовольствия. Решив переломить это противостояние, полководец прибегнул к военной хитрости, поменяв местами в построении войск ненадёжных испанцев и закалённые в боях легионы. Начавшееся сражение обернулось для карфагенян их «Каннами». Вся армия Гасдрубала обратилась в бегство.
План-схема битвы при Илипе (206 год до н.э.)
Битва при Илипе, как считает английский военный историк Г. Б. Лиддел Гарт, стала классическим примером генерального сражения, искусно выигранного более слабым противником у более сильного. Она положила начало успешному изгнанию карфагенян из Испании. В последующие месяцы весь полуостров был очищен от пунийцев. По словам Сципиона, если ранее они воевали против Рима, то отныне наступало время похода римлян на карфагенян.
Рискуя жизнью, лично отправился на переговоры к ливийскому князю
Полководцу необходимо было довести до конца многоходовую дипломатическую комбинацию в отношении союзных Карфагену ливийских племён. Двое из их вождей — Сифакс и Масинисса — выделялись своими знатностью и могуществом. Масинисса был благодарен Сципиону за освобождение его племянника и заявил о своём желании служить Сципиону и римскому народу. Дело в том, что Гасдрубал отныне был более благосклонен к сопернику Масиниссы, Сифаксу.
Перед отбытием из Испании Сципион встретился с Масиниссой. Тот выразил надежду на перенос войны в Африку и обещал Риму свою помощь. Сципион был весьма доволен. «Он сразу угадал в Масиниссе высокую и храбрую душу, а кроме того, нумидийцы составляли главное ядро вражеской конницы», — писал об этом договоре Тит Ливий.
К Сифаксу Публий отправил своего близкого друга и соратника Лелия с богатыми дарами для переговоров. Ливийский князь обескуражил эмиссара Сципиона настойчивым желанием говорить с ним лично. Это приглашение для Сципиона оборачивалось риском для жизни. Но он позаботился о надёжном контроле над испанскими территориями и бесстрашно отправился с Лелием к Сифаксу на двух судах.
Сципион Африканский. Бюст. Чёрный базальт. I век до н.э. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
У берегов Африки он столкнулся со всем флотом Гасдрубала, который также стремился к ливийскому князю для переговоров. Оба вождя стали почётными гостями на приёме у Сифакса.
Сципион вернулся в Новый Карфаген и почтил там память отца и дяди, дав великолепные погребальные игры для всех народов Испании. И даже они носили политический контекст: в поединках на играх знатные испанцы решали владельческие споры. Таким образом, игры стали символическим свидетельством владычества Рима в Испании.
Судьба всего военного предприятия едва не оказалась на краю гибели, когда после игр Сципион тяжело заболел, и по Иберии прошёл слух о его смерти.
Литература:
- Бобровникова Т. А. Сципион Африканский. М., 2009.
- Денисон Дж. История конницы. В 2-х кн. Кн.1. М., 2001.
- Махлаюк А. В. Римские войны. Под знаком Марса. М., 2010.
- Голдсуорти А. Во имя Рима. Люди, которые создали империю. М., 2006.
- Тит Ливий. Война с Ганнибалом. М., 1993.
- Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1986.
- Liddell Hart H. B. A greater than Napoleon. Scipio Africanus. N.Y., 1971. P. 62. В переводе: Лиддер Гарт Г. Б. Сципион Африканский. Победитель Ганнибала. М., 2003.
- Machiavelli N. The art of war. Radford, 2008. P. 122. В переводе: Макиавелли Н. О военном искусстве // Искусство войны. Антология военной мысли. М., 2009.
Живопись
Сюжет встречался в изобразительном искусстве Ренессанса, маньеризма и классицизма — в частности, Бернардино Фунгаи, Беллини, Рейнольдса, Никола Пуссена, ван Дейка и др.
Эпоха классицизма считала картины на эту тему посвященными «одной из важнейших проблем в эстетике классицизма — проблеме соотношения личного чувства и долга. (…) Сципион — образ справедливого и мудрого правителя, поступками которого движет сознание долга, его воля торжествует над страстями. Его поступок как бы иллюстрирует высказывание древних: „Гораздо проще разрушить город, чем победить самого себя
“. Покорив [Новый] Карфаген, Сципион одерживает после этого еще большую победу — победу над своими страстями»[5].