«Геката» Уильяма Блейка: о чем говорит мне эта картина?


Уильям Блейк: биография

Большое видится на расстоянии. Эти есенинские слова в полной мере характеризуют отношение современников и потомков к Уильяму Блейку. Только в 20 веке художник, поэт и философ удостоился звания выдающегося деятеля английского искусства и литературы. При жизни его считали одержимым дьяволом.

Главным источником творчества Блейка была Библия. Но автор символического «Великого архитектора вселенной», живший в эпоху научного прорыва, не любил ни одну церковь и в итоге создал собственную мифологию – сочетание принципов Просвещения с религиозными догматами.

Исследование портрета Иннокентия Х Веласкеса, Фрэнсис Бэкон.

Детство и юность

Уильям Блейк родился в Лондоне в ноябре 1757 года и всю жизнь прожил в британской столице, не нуждаясь во внешнем влиянии окружения – мастер довольствовался внутренними переживаниями.

Портрет Уильяма Блейка

Тому, как сложилась его биография, Уильям обязан родителям, не ограничивавшим наследникам свободу. Отец держал лавку в Сохо, где продавал ткани. Мать воспитывала детей, которых родилось 7, но двое умерли младенцами. Семья для того времени была довольно образованной, хотя с некоторыми особенностями. Если речь шла о книгах – то в доме читали труды естествоиспытателя Эммануила Сведенборга и мистика Якоба Бёме. Увлечение Блейка живописью началось с репродукций картин Альбрехта Дюрера, Микеланджело и Рафаэля Санти, которые приобретались специально для сына.

В возрасте 10 лет Уильям пошел в художественную школу, затем подрабатывал в граверной мастерской, одновременно изучая способы нанесения рисунка на твердые поверхности. Зарисовки в Вестминстерском аббатстве навсегда поселили в сердце будущего гения любовь к религиозным мотивам и готическому направлению.

Гравюра Уильяма Блейка

В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, но учебное заведение не окончил. Причиной стало непринятие молодым художником проповедуемого педагогами эклектичного стиля и желания вогнать учеников в строгие рамки. Юноше ближе оказалась классика Высокого Возрождения. Покинув стены академии, Уильям начал зарабатывать изготовлением гравюр по чужим рисункам. Этому виду искусства Блейк отдал 40 лет жизни.

В 1784 году, получив наследство после смерти отца, Уильям, брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, выпускавшую книжные иллюстрации.

Прототип статуи Свободы: мать-Исида или колдунья-Геката?

Дорогие читатели, статья очень длинная и познавательная, с множеством иллюстраций. Если Вам интересно, но сейчас нет времени на прочтение, то долистайте её до конца, отметьте лайком, сохраните в удобной Вам социальной сети и сможете ознакомиться с ней позже.

Удачного прочтения!

Открытие статуи Свободы — Эдвард Моран, 1886

Статуя Свободы в США — один из самых известных в мире монументов. Американцы называют ее Lady Liberty (Леди Свобода) и не первый год выдвигают различные теории о том, кто же стал прототипом статуи.

Наиболее популярные мнения ведут нас в мифологию Древнего Египта к богине Исиде и Древней Греции к Гекате. Давайте узнаем, что это за персонажи и почему возникли именно такие теории.

Древнеегипетская Исида — богиня-мать и повелительница заклинаний

Богиня Исида (Изида) — одна из самых почитаемых в древнеегипетской мифологии. Считалось, что она покровительствует бедным и слабым, но с охотой отвечает и на молитвы богатых слоев населения.

Исида в трауре (Музей Рёмера и Пелицеуса)

А еще богиня защищала детей и мертвых, повелевала заклинаниями и прослыла великой колдуньей.

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей, XIX династия.

Супруга Исиды Осириса убил его собственный брат Сет. Она собрала тело любимого по кусочкам и сделала из них первую в Египте мумию, затем обратилась в птицу, обняла крыльями тело своего мужа и забеременела.

Isis-Hathor (Лионский музей изобразительных искусств)

Исиду часто изображали с младенцем-сыном на руках. Богиня слыла покровительницей рожениц, помощницей в родах.

Исида, кормящая Гора, 7-ой век до н. э. (Художественный музей Уолтерс)

Исида — одна из ипостасей богини-матери Мут, глубоко почитаемой в Древнем Египте. Мут ассоциировали с водой, из которой родилось все живое. Изображали богиню с головным убором в виде двух рогов, между которыми зажат солнечный диск.

Сторонники теории того, что статуя Свободы — это Исида, видят следующую взаимосвязь: американская статуя расположена на воде (которая рождает все живое и ассоциируется с Мут), а на голове у нее корона из семи солнечных лучей (по сути, символика совпадает с символикой головного убора богини).

Еще один довод приверженцев этой теории состоит в том, что по легенде Исида превратилась в созвездие Девы, а своего мужа обратила в звезду Сириус и поместила его в созвездие Большого Пса.

Примечательно, что Декларация независимости США была подписана в редкий момент, когда Сириус, Солнце и Земля выстроились в одну линию. А у статуи Свободы в руках как раз находится скрижаль, на которой римскими цифрами указана дата принятия Декларации. Кроме того, монумент был подарком США от Франции в честь столетия подписания этого памятного документа.

Есть и источники, утверждающие, что Бартольди (скульптор, создавший «Леди Свободу») в молодости провел довольно много времени в путешествиях по Египту. Возможно, именно там он и почерпнул образ Исиды для своего будущего творения.

Мрачная древнегреческая Геката — покровительница детей и колдуний

Отцом Гекаты был титан Перс (по другим сведениям — Зевс), а матерью — Астерия, богиня падающих звезд и предсказаний. Считалось, что именно своей матери богиня обязана тем, что ее считали покровительницей тьмы и ночи, божеством луны.

Геката — Уильям Блейк, 1795 (Британская галерея Тейт)

Геката — весьма неоднозначное божество греческой мифологии. Ей приписывали как темную магию и колдовство, так и умение защищать от темных сил и покровительство детям — в этом она очень напоминает Исиду.

Древние греки считали, что богиня дарует удачу в военных действиях и на суде, покровительствует юношам и детям, помогает охотникам и пастухам, может снимать порчу и проклятье.

В то же время Геката помогала колдуньям и могла наслать безумие на любого человека. Надо сказать, что богиня в основном покровительствовала именно женщинам, защищала оскорбленных и обездоленных гречанок, учила их магии. Так, главными жрицами и последовательницами Гекаты были Медея (жена аргонавта Ясона) и Цирцея (жена знаменитого Одиссея).

Античная скульптура Гекаты (Археологический музей Анталии, Турция)

Гекату обычно изображали в виде женщины с двумя факелами в руках, и это первое, что объединяет ее с американской статуей, хотя последняя держит всего один факел. Считалось, что именно этим орудием богиня отпугивает злых демонов и колдунов, поэтому статуи Гекаты с факелами устанавливали на перекрестках.

Монументы богини чаще всего были трехтелыми, что символизировало умение Гекаты видеть прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, ей приписывали способность перевоплощаться в трех животных: льва, собаку и лошадь. А еще тройственность рассматривали как символ трех женских ипостасей: девушка, мать и старуха.

На голову богини помещали корону с лучами — совсем как у статуи Свободы. Считается, что именно это стало главной причиной считать прототипом монумента Гекату.

Интересно, что некоторые древнегреческие авторы называли богиню «самкой собаки» или «полусобачьим божеством». На античных памятниках культуры есть изображения Гекаты с верными красноглазыми псами, которые помогали ей охотиться по ночам.

А еще греки полагали, что увидеть богиню могут тоже только собаки: они начинают выть в ее присутствии. И это еще одна связующая нить со статуей Свободы. В чем связь? Вновь дело в Сириусе (звезда из созвездия Больших Псов — вот и связь с собакой), который находился на одной линии с Солнцем и Землей в момент подписания Декларации.

Колосс Родосский?

Впрочем, существуют и другие теории касательно прототипа статуи. Так, некоторые полагают, что им мог быть бог солнца Гелиос, на голове которого тоже была корона с лучами, а в руке — факел, совсем как у «Леди Свободы».

Многие отмечают поразительное сходство статуи с описанием Колосса Родосского — знаменитого монумента Гелиосу, признанного чудом света.

Гелиос в своей колеснице, начало IV века до н. э.

На античных памятниках культуры бога солнца как раз изображали в виде длинноволосого юноши, одетого в тогу — сходство просто поразительное.

Порой люди даже шутят, что американскую статую, возможно, стоит называть не «Леди Свобода», а «Ларри Свобода». Кто знает, может, они и правы.

  • Интересно? Ставьте лайк
    и
    подписывайтесь
    на канал
    ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ.
    Ещё нас можно читать во
    ВКонтакте
    и
    Твиттере!
  • Литература:wikipedia.org //gnosticwarrior.com

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/599eaad01410c3c2c165fca3/5b278b32b46e2500a8ba1880

Живопись

В живописных полотнах Уильяма Блейка, помимо религиозности, прослеживается тяга к мифологии и символизму, граничащим с фантастикой. Художник проводил параллели между Святой Троицей и союзом религии, воображения и искусства: и там, и там части единого целого не существуют порознь.

Картина Уильяма Блейка «Адам и Ева находят тело Авеля»

Чтобы расшифровать скрытые в картинах послания, зрителю потребуются знания о времени, в котором жил творец, и Святого Писания. По легенде Бога Уильям увидел еще в раннем детстве. Став постарше, рассказывал об ангелах, облепивших дерево. Позднее к видениям присоединились голоса. Возможно, это подтолкнуло Блейка к изобретению иллюминированной печати, при которой изображение сопровождалось стихами.

Произведениям известного британца свойственны замкнутость объемов и форм, местами – четкая графичность, нарушение общепринятых законов построения композиции. Тому пример – иллюстрации Откровения Иоанна Богослова.

Картины Уильяма Блейка «Радостный день, или Танец Альбиона» и «Великий красный дракон и жена, облеченная в солнце»

В писании апостола рассказывалось о числе дьявола 666, 4 всадниках и звере Апокалипсиса, вавилонской блуднице и втором пришествии. Неудивительно, что столь красочное повествование подтолкнуло множество художников на визуальное воплощение героев.

Свое видение представил и Блейк. В 1805 и 1810 годах им написаны 2 варианта «Великого красного дракона и жены, облеченной в солнце». Первая картина хранится в Национальной галерее в Вашингтоне, вторая – в Бруклинском музее. В обеих сразу бросается в глаза тело чудовища, однако главный персонаж, если следовать содержанию «Апокалипсиса», – лежащая в нижней части полотна женщина, олицетворяющая для кого – Церковь, а для кого – Богородицу.

Картина Уильяма Блейка «Великий Архитектор» («Ветхий днями»)

По словам Уильяма, «свет других миров» помогал в создании «Сна Иакова». Центральная фигура картины «Радостный день, или Танец Альбиона» — соединение образа Христа и витрувианского человека. При помощи акварели и чернил в 1805 году Блейк написал удивительно тонкую, почти монохромную работу «Ангелы охраняют Христа в гробнице». «Адам дает имена животным», выставленная в музее Поллока в Глазго, исполнена уже на деревянной доске в технике темпера.

Второе название картины «Великий Архитектор» — «Ветхий днями», так обозначали Бога в мировых религиях. Автор дал ему имя Уризен. Гравюра является иллюстрацией к книге «Европа: Пророчество». В мифологии Блейка Уризен – носитель отрицательной, черной силы, стремящейся сделать человечество единообразным, неспроста ведь он что-то измеряет циркулем.

Картина Уильяма Блейка «Геката»

Психоаналитики, рассматривая полотно «Геката», видят в нем отказ от владения пространством, замешательство, а искусствоведы – очередное нарушение живописных канонов: богиня колдовства изображена в виде 3 отдельных фигур вместо традиционных соединенных спинами. И повсюду тайные знаки: сова, считавшаяся символом мудрости, а позднее – зла, коварный змей, обладающий знаниями, сама Геката, смотрящая искусителю в глаза, но руку она держит на Библии.

Самые известные картины Уильяма Блейка

Картины Уильяма Блейка притягивают взгляд эмоциональностью и каким-то особым, непостижимым колоритом. Каждая работа знаменитого английского живописца несет смысл, который даже современные критики не всегда могут разгадать:

  • «Творец Вселенной» (1794) — картина, как и многие другие творения Блейка, создана по мотивам Библии. Изображает Бога в момент творения.
  • «Ночь радости Энитармон» (1795) — изображена греко-римская богиня магии и подземного царства, окруженная фантастическими существами.
  • «Ньютон» (1805) — оригинальная монотипия, созданная в 1795 году и доработанная в 1805.
  • «Навуходоносор» (1805) — иллюстрирует главу из Книги пророка Даниила. Монотипия с использованием чернил и акварели.
  • «Лестница Иакова» (1806) — изображает лестницу, по которой восходят Ангелы.

Найти некоторые из картин Блейка можно на мировых аукционах. На сайте Very Important Lot ценители искусства могут недорого купить картины художников прошлых эпох и творения современных мастеров.

Литература

Поэзия и проза Уильяма Блейка, по мнению ряда знатоков, также не вписываются в общепринятые правила, на этот раз – английской филологии. Тем не менее, уже два века ими зачитываются поклонники романтизма, разбирают на цитаты, а особенно красочные строки превратились в афоризмы:

«Хитрость – сила трусливого»

«На любой заданный вопрос есть ответ»

Принято считать, что Уильям в понимании человеческой природы опередил свое время, более того, исследователями творчества Блейка-поэта отмечены черты психоанализа, который получил распространение на сто лет позднее.

Стихотворение Уильяма Блейка «Тигр, тигр…»

Первый стихотворный сборник под названием «Поэтические наброски» увидел свет в 1783 году. Затем вышли оптимистичные «Песни невинности» и омраченные горечью осознания действительности «Песни опыта». Иллюстрации к книгам Уильям оформлял собственноручно, а оба этих труда – еще и в одну книгу, как символ противоположных состояний души. Стихотворению «Дитя-Радость» противопоставлялся образ «Больной розы», «Эхо в зелени» контрастировало с «Деревом яда», «Ягненок» — с «Тигром».

Сочинение «Бракосочетание рая и ада» — своеобразный ответ поэту и мыслителю Джону Мильтону на вопросы, косвенно заданные в поэме об Адаме

«Потерянный рай». К ней Уильям выпустил цикл акварельных работ. Высшая способность, присущая человеку, по Блейку – воображение, дается Адом.

Иллюстрация к поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание рая и ада»

Рай олицетворяет рациональность и порядок. Зло становится силой, которая меняет мир, а Добро в традиционном понимании пассивно и реакционно. Но по одиночке они существовать не могут, и только их единство, то самое «бракосочетание» рождает целостную, духовную личность.

Будучи крещенным англиканской церковью, Уильям Блейк сопротивлялся религиозным догмам, высмеивал покорность и покаяние. С другой стороны, стихотворения «О скорби ближнего» и «Божественный образ» — гимн присутствию Бога в судьбе каждого человека, в радостные и печальные моменты.

Великий Архитектор Вселенной — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Великий Архитектор Вселенной

(ВАВ) в масонстве — универсальное и нейтральное обозначение Верховной Сущности (Бога), в которое верит каждый член братства, при этом как и в кого верить — личное дело каждого масона, в зависимости от его вероисповедания.

Христианский теолог Фома Аквинский полагал, что существует Архитектор Вселенной, как первопричина, что и является Богом[1]. Толкователь Аквинского Стивен Ричардс[2] отмечал, что утверждение Великого Архитектора Вселенной как христианского Бога «не лежит на поверхности в теологии, а требует дополнительной веры, основа которой находится в откровении Библии»

.

Протестант Жан Кальвин в своем труде «Institutes of the Christian Religion» (издана в 1536 году), неоднократно называл христианского Бога Великим Архитектором Вселенной, также как и в труде «Архитектура Вселенной» и в комментариях к Псалму 19.

Масонские историки, такие как Вильям Биссе[3], Гарри Лизер[4] и С. Брент Моррис[5] утверждают, что «Масонская аббревиатура В:.А:.В:. (Великий Архитектор Вселенной) продолжает древнюю традицию использования аллегории для Божества». Они проследили появление такого названия и аббревиатуры в масонстве из Книги конституций, которую написал Джеймс Андерсон в 1723 году. Они также отмечают, что, будучи кальвинистом, он мог позаимствовать эту аллегорию именно оттуда.

Объяснение Кристофера Хаффнера, что есть концепция «Великий Архитектор Вселенной» в качестве определения Верховной Сущности по личному выбору каждого, приводится в труде «Workman Unashamed»:

Представьте меня в ложе, когда преклонив голову, молюсь между Братом Мохаммедом Бокхари и Братом Эрджаном Мелвани. Ни для одного из них Великий Архитектор Вселенной не является Святой Троицей. Для Брата Бокхари он является Аллахом. Для Брата Мелвани — возможно Вишну

[6].

  1. ↑ Stephen A. Richards. Thomas Aquinas (1225—1274 CE). Theology. Pelusa Media Group (2006)
  2. Stephen A. Richards.
    Thomas Aquinas (1225–1274 CE)
    (неопр.)
    .
    Theology
    . Pelusa Media Group (2006). Архивировано 20 июня 2012 года.
  3. William K. Bissey
    . G.A.O.T.U.,
    The Indiana Freemason
    (Spring 1997).
  4. ↑ Gary Leazer Masonic Research, 2001
  5. ↑ S. Brent Morris The Complete Idiot’s Guide to Freemasonry, publisher=Alpha/Penguin Books, ISBN 1-59257-490-4, page 212, 2006
  6. Christopher Haffner.
    Workman Unashamed: The Testimony of a Christian Freemason (англ.). — Lewis Masonic, 1989. — P. 39.

Личная жизнь

В личной жизни Уильяма Блейка было куда меньше поисков и метаний, чем в творческой. С женой Кэтрин Буше поэт познакомился в то время, когда переживал крах предыдущих отношений – девушка отказалась выходить замуж. Блейк обвенчался с избранницей в 1782 году.

Портрет Кэтрин Буше, жены Уильяма Блейка

В лице супруги Уильям обрел любящего и верного друга, с пониманием относившегося к тому, что у мужа

«есть богатство дум, восторги духа, здравый ум…Но беден казной земною».

Кэтрин, не умевшая даже расписаться в свидетельстве о браке, под присмотром Уильяма научилась читать и писать, выполнять гравюры. Женщина станет вдохновителем Блейка во времена неудач и помощницей в иллюстрировании книг.

Геката – Богиня Великого Предела

aba_g

Созерцая «Гекату» Уильяма Блейка, никогда не знаешь наперед, какая чёртовщина может влететь к тебе в голову. От нее не так просто отмахнуться, как от назойливой мухи, ибо она влетает через глаза прямо в мозг, не довольствуясь поверхностью кожи.

Геката – самая ужасная греческая богиня, в которой Алистер Кроули увидел апокалиптическую “смерть вторую”, сказав, что она “сущность уже совершенно адская, скрытная, страшная и коварная, Царица Смерти и злой ведьминской силы”. Воодушевившись этой характеристикой, я в лунном свете продолжил свое созерцание.

Уильям Блейк. Геката. 1795.

Галерея Тейт, Лондон

И увидел в ней Богиню Великого Предела (太極, «Тайцзи»), находящуюся между Адамом и Евой, Инь и Ян 陰陽

Греки верили, что Гекату можно встретить на перекрёстках. Это места тайны, где витают души умерших, места разрыва сплошности, “трещин” в реальном мире. Через них проглядывает изначальная Ночь.

На поверхности свет и тьма, день и ночь, небо и земля, мужское начало и женское и т.д., но между ними пролегает невидимая черта – Великое Разделение – Геката. Она смотрит в глаза Змея, а Он – в Ее глаза. Пересечение их взоров высекает искру Изначальной Ночи.

В ней судьба, стоящих на коленях справа и слева от Гекаты.

aba_g

В один прекрасный день Красная Шапочка убежала от бабушки к Серому Волку. Она долго блуждала по лесу и только перед заходом Солнца нашла его на опушке. – Глупышка, – сказал Волк, – я же тебя сейчас съем. – Хорошо, – сказала Красная Шапочка, – только сначала поиграй со мной в крестики-нолики, а потом съешь, если выиграешь.

Этой игре меня научила моя бабушка, правда, когда она была девочкой, эта игра называлась «херики-оники». – Да, – сказал Волк, – какое интересное название. А если я проиграю, что тогда? Неужели ты меня съешь? – захохотал Волк.- Нет, – сказала Красная Шапочка, – я дам тебе возможность отыграться. – Ну…

ладно, – пробурчал Волк, – давай играть. Пока они говорили уже совсем стемнело и только полная Луна светила им. Они играли до полуночи, игра перешла в фазу «ничейной смерти». Волк стал злиться, Красная Шапочка его успокаивала.- Ты мой крестик, а я твой нолик.

Не злись, ты скоро выиграешь, тебе надо только правильно ходить за нолик, как если бы ты был ноликом. А то ты все время ходишь за крестик, даже когда ты играешь за нолик.

Неизвестно, сколько времени уже прошло, а Красная Шапочка и Серый Волк все играют и играют в крестики-нолики, ибо Волк никак не может сделать то, что говорит ему Красная Шапочка. И так он до сих пор несет свой крест, играючи с Красной Шапочкой.

Page 3

aba_g

Я знал, что мне не найти лучшего интерпретатора картины «Заклинательница змей» (La charmeuse de Serpents) Анри Руссо, чем Милорад Павич, а потому обратился к нему. Милорад Павич в своей «Автобиографии» совсем не случайно о. Уж кто-кто, а Змея может поведать о сей картине нечто главное.

Сказочный сюжет: зеленый тропический лес, полная луна, река, птицы, змеи и темнокожая женщина с сияющими глазами, играющая на флейте. Картина излучает магическое очарование. Змеи, малые и большие, устремляются к заклинательнице, стоящей на краю леса у реки в ночь полнолуния.

Воды реки отсвечивают лунным светом, сияющим в соцветиях и на желтовато-розовато-серебристых краях зеленых побегов, в оперении розовой птицы, в гирляндах голубых цветов. Милорад Павич сказал: «Когда я смотрю на эту картину, начинаю догадываться, что Яхве Элогим сотворили Адама «двумя руками» из двух змей, одна была больше, другая поменьше.

Решив сотворить Адаму помощницу, Они вытянули из Адама большую змею и поместили ее в Еву. Так она стала «матерью всего живого», дающей дыхание жизни. Увидев Свое дыхание в ином, т.е. в ребре Адама, ведь, согласно Писанию, Ева была сотворена из его ребра, Яхве возжелал познать Свое дыхание в Еве и в облике Змея явился перед ней у Древа Познания добра и зла.

Однако их любовное единение могло состояться только после вкушения Евою плода этого Древа, дающего видение различия. Ведь единое не соединяется с единым, поскольку оно и так едино. Сливается с единым то, что отлично от него. Еве надо было обрести видение своего отличия, и потому Змей предложил ей вкусить сей плод и она съела.

И увидела отличие своего дыхания жизни от дыхания Змея, и в тот же миг Змей овладел ею. Их дыхания слились в одно, но в аспекте различения. А когда Змей оставил ее, вышло и Его дыхание из нее. А Еве осталась только память об этом сладостном любовном единении… С тех пор в каждой женщине присутствует неосознанное стремление вновь испытать сие таинство..

В этом высочайшее предназначение женщины и ее полная реализация. В каждой женщине живет заклинательница змей. Аврам Бранкович говорил: “Когда я ложусь спать с женщиной, я стараюсь поймать ее змею, если мне это удается, беру за голову, открываю ей рот и на раздвоенном змеином языке читаю тайное заклинание.

После этого женщина в моей власти, если же ее змея выскальзывает из моих рук и скрывается, а женщине удается поймать мою змею, тогда она получает безграничную власть надо мною. Я становлюсь ее безвольным рабом, а она – моей надменной госпожой.

Бывает, что ее змея кусает меня, тогда от яда в страшных судорогах я умираю, а мою душу проглатывает женщина, какое-то время держит в своем чреве, а потом выблевывает мне в лицо. И я сразу оживаю. И постепенно начинаю понимать, что душа моя уже не та, что прежде. Я потерял ее где-то в женщине.

Поэтому я стремлюсь переспать как можно с большим числом женщин, почём знать, авось мне удастся найти мою потерянную душу. Но все напрасно, ибо даже смерть не в состоянии вырвать ее объятий женщины, некогда познавшей любовь Змея”.Принимая во внимание все это, в «Заклинательнице змей» я вижу Еву, которая в райском лесу игрою на флейте взывает к Тому, с Кем когда-то дышала она, объятая страстию дивной, дыханьем единым».

Анри Руссо. Заклинательница змей. 1907 Henri Rousseau. La charmeuse de Serpents

Милорад сделал паузу, а потом продолжил:

– Мне когда-то давно одна женщина прислала свое стихотворение. Она сказала, что оно непроизвольно возникло в ее сознании на уроке математики в школе. Продолжала сочинять его по дороге домой. А придя, записала чернильной ручкой в тетрадь. Ей было тогда пятнадцать лет, она была девственной и змей обнаружил себя в ней, и еще оказалось, что он не один…

Красный огнь Ареса гаснет,Разгораясь, гаснет, словно укрываясь синевой…И ползущий, незаметный нам кроваво-черный аспид

Шелестит сухой травой.

Он невидим, он неслышен,Но в багровом свете Марса ослепителен на миг,И наряд его зловещий – чешуя – дикарски пышен,

И раздвоенный язык.

В голубеющие далиНе мигая, смотрит дико, как предчувствием томим.(Лишь глаза его мерцали.Даже звезды не сияли,

Завороженные им).

Это странно, непонятноНам, живущим, но ночами силы древние землиОживают. Вдруг во мраке чешуи змеиной пятна

Отблеск меди обрели.

Из-за туч Луна блеснула…Извиваясь и танцуя, белым светом озарен,Встал ночной владыка, аспид; чешуя его сверкнула,

Взор к светилу обращен.

Словно острие кинжала,Взгляд змеиного владыки. Лоб с пурпуровым венцом…В зарослях, в траве засохшей спящая змея лежала,

Свившись в пёстрое кольцо…

Гаснет красный огнь Ареса,Но Сатурн, мертвенно-бледный, снова ярок и жесток.Там, где папоротник древний, – то святых святая леса, –

Светит огненный цветок.

Page 4

?

|

aba_g

Раз в крещенский вечерок мы с Милорадом Павичем пили Хеннесси и слушали знаменитый шансон из репертуара Профессора Лебединского «Я убью тебя, лодочник». Когда я в первый раз услышал эту завораживающую песню, хриплый низкий баритон Профессора Лебединского, я чуть было не сошел с ума. Чрезвычайно возбудившись, выскочил на улицу и быстрым шагом пошел к реке, крича: «Я убью тебя, лодочник»! Я хотел встретить лодочника… Но, к счастью, его на реке не было. Тогда я поднял большой камень, который лежал на берегу, и бросил в воду. В всплеске и брызгах воды увидел предостерегающее знамение, быстро успокоился и пошел обратно домой. Рассматривая по дороге большую каплю воды, в которой, как доисторическое насекомое в янтаре, находился лодочник. Капля оказалась волшебным зеркальцем из сказки… Милорад, немного отпив коньяка, сказал: «Ты же читал «Хазарский словарь» и знаешь, что Самуэль Коэн во время спектакля вернул госпоже Ефросинии ее зеркало, сказав ей, что его «бегущий образ в зеркале живет»:
«Возьми назад свой дар, он мне не мил,С тех пор, как образ свой я на тебя сменил».
Убить лодочника – это, может быть, самая главная задача, стоящая перед человеком на протяжении всей его жизни и даже после смерти, чтобы, упаси Боже, не поплыть на сторону в «предательской лодке». Если ты сел к такому лодочнику, «когда ещё молод, с гранатой в руке», считай, что ты попался в лапы охотнику. Путь назад тебе заказан и граната тебе не поможет, ее отнимут. Ты стал дичью, которую выследил охотник, обманул и теперь привезет тебя не туда, куда следовало тебе прибыть. Охотник улыбается, скрипит своим механизмом, лишенным благодатного масла. Ты пропал! Соскочить не можешь, ибо слишком поздно «тему просёк». И ты в отчаянии кричишь: «Я убью тебя, лодочник!». Ты не сделаешь этого, ибо не убил его загодя в своей душе…» Милорад еще что-то говорил, а потом неожиданно быстро стал торопиться домой, ссылаясь на то, что ему надо срочно дописывать трансгендерную версию «Хазарского словаря». Поскольку важные идеи ему именно сейчас пришли в голову. Милорад откланялся и уехал. А я, расстроенный и немного охмелевший, закинулся какими-то колесами, потом догонялся еще какой-то шнягой, пока не прилетела Омская птица Вингедум. Она сразу стала ругаться. – Умники чёртовы, такую ерунду несете про лодочника, что уши вянут, вы же ни хрена в этом не понимаете! Рано или поздно вы все будете в лодке с лодочником, но главное – найти своего лодочника, предназначенного только тебе. Иначе окажетесь во власти «левого» лодочника, а чем закончится сия переправа, ты и сам можешь догадаться. Тебя поджидает очень много «левых» лодочников, заманивающих к себе в лодку. Ты должен убить их. Стать охотником на «левых» лодочников, сталкером, хитрым ловцом, знающим их повадки. Лодочником и лодкой ты должен стать сам, если хочешь успешно переправиться на ту сторону. Найди их прообраз и схему в себе и войди в них… На этих словах у меня от дикого микса все поплыло перед глазами, Омская птица Вингедум плавно растворялась в моем гаснущем сознании, пока не исчезла во тьме.

Источник: //aba-g.livejournal.com/1318576.html

Смерть

Уильям Блейк умер в августе 1827 года в бедности. До последних дней художник работал над иллюстрациями к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. Этой работе итальянского мыслителя Блейк посвятил в общей сложности 102 рисунка, множество предварительных набросков.

Могила Уильяма Блейка

Как и у Вольфганга Амадея Моцарта, последним пристанищем британского гения стала общая могила на кладбище Bunhill Fields в Лондоне. После Второй мировой войны власти решили разбить на этом месте парк. Поскольку о точном месте захоронения никто не знал, ограничились памятной плитой, на которой написали, что «неподалеку лежат останки» Блейка и его жены.

В 21 веке поклонники творчества Уильяма потратили 2 года на установление конкретного места погребения. На помощь пришли древние церковные книги и знания современного ландшафтного дизайнера Кэрол Гарридо. Исследуя каждый сантиметр, энтузиасты нашли точное место.

Уильям Блейк

Лондонское Общество Блейка объявило сбор пожертвований для памятника поэту, неравнодушные люди перечислили почти $ 40 тыс. И в августе 2020 года ценители романтизма обрели место паломничества. На могиле Уильяма Блейка установлена белая мраморная плита с указанием имени, дат жизни и смерти и надписью: «Поэт. Художник. Пророк». Фото надгробия опубликовало издание The Guardian.

Смерть Марата, Эдвард Мунк

Интересные факты

  • В 1949 году власти Австралии учредили премию имени Уильяма Блейка за вклад в религиозное искусство.
  • Много лет спустя после смерти Блейк гностико-католической церковью причислен к лику святых, несмотря на антирелигиозную позицию.

Набросок портрета Уильяма Блейка

  • В 1931 году на сцене лондонского театра «Олд Вик» был поставлен балет Job: A Masque for Dancing, впервые созданный полностью британским творческим коллективом. Балет основан на Книге Иова из Библии и был вдохновлен иллюстрированным изданием Уильяма Блейка, опубликованным в 1826 году.
  • Строки «Тигр, тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах. Чей бессмертный взор, любя, Создал страшного тебя?» звучат в сериале «Менталист» с Робин Танни и Саймоном Бейкером.

Цитаты

«Гравирование — это ремесло, которому я учился, мне не стоило и пытаться жить иным трудом. Мои небеса — это медь, а земля моя — это железо».

«Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле».

«Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой».

«Не думай, что ты умнее других, хотя другие и считают, что умнее тебя, — и в этом твое преимущество перед ними».

«Размениваясь на мелочи, рискуете потерять целое».

Картины

  • 1786 – «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями
  • 1793 – The Gates of Paradise. Серия иллюстраций к поэме «Потерянный рай»
  • 1794 — «Радостный день или Танец Альбиона»
  • 1795 – «Исаак Ньютон»
  • 1805 – «Великий красный дракон и жена облеченная в солнце»
  • 1810 — «Коттедж Блейка»
  • 1820 – «Призрак Блохи»
  • 1820 – «Солнце в гневе»
  • 1827 – «Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада»
  • 1827 – «Вихрь любовников»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: