Святая великомученица Екатерина: когда иконы оживают


Великие художники

Тициан «Катерина Корнаро в образе святой Екатерины Александрийской», 1542

Галерея Уффици, Флоренция

Возрождение

Катерина Корнаро была королевой Кипрского королевства с 1474 по 1489 годы, женой короля Жака II де Лузиньяна. Она имела титул «дочери Венецианской республики (дочери Святого Марка)», дававшийся дочерям патрициев Венецианской республики, выдаваемым замуж за иностранных монархов.

В 1468 году Жак II, также известный в истории как Жак Бастард, становится королём Кипра. В том же году он выбирает в жёны венецианку, дочь Марко Корнаро, Катерину. Такой выбор был на руку Венецианской республике, так как гарантировал особые привилегии Венеции на Кипре. В то время Катерине только исполнилось 14 лет.

Обручение состоялось в Венеции, где вместо жениха присутствовало его доверенное лицо. Церемония обручения была пышной и проходила во Дворце дожей.

Отец невесты Марко Корнаро дал за неё огромное приданое. А Венеция получила право на владение Кипрским королевством, в случае, если Жак и Катерина умрут, не оставив потомства.

В 1472 году повзрослевшую Катерину Корнаро, считавшуюся согласно титулованию дочерью Святого Марка, то есть Республики, с королевскими почестями проводили на Кипр.

Менее чем через год, Жак умирает, и беременная Катерина, становится правительницей королевства в качестве регента наследника Жака III. А после загадочной смерти сына, который не прожил и года, Корнаро становится полноправной королевой.

После смерти короля и наследника страной фактически управляет Совет из восьми человек, большинство из которых составляют испанские советники короля Жака II. Возглавляет Совет дядя королевы Андреа Корнаро. В попытке ограничить влияние венецианцев на королеву, испанцы во главе с архиепископом осуществляют заговор, обвиняя дядю Катерины и его друзей в отравлении короля. Вскоре заговорщики убивают Андреа Корнаро и его племянника. В ответ Венецианская республика отправляет на Кипр эскадру, состоящую из десяти кораблей. Узнав о её приближении, испанцы бегут с острова, а их сторонники были арестованы и казнены адмиралом эскадры Пьетро Мочениго.

После этого островом фактически начинают руководить предсказатель и два советника-венецианца, назначенные дожем Николо Марчелло.

При Катерине постоянно находилось несколько венецианских советников, которые фактически управляли государством. Венецианский флот в любой момент был готов отстаивать интересы Кипра.

В 1489 году Катерина отказывается от трона и передаёт остров Венецианской республике и окончательно покидает остров 14 мая.

Поделиться

Тэги: возрождение,Тициан,Уффици

Православная Жизнь

В день памяти святой великомученицы Екатерины, который ныне празднуется 7 декабря по новому стилю, хочется поговорить о главном – об истине.

В народном сознании закрепилась традиция молиться святой великомученице Екатерине о том, чтобы счастливо выйти замуж или жениться. Да, конечно, это очень важно. И об этом можно и нужно молиться и святой Екатерине, и другим святым. Но при этом не забывать самого главного… Единого на потребу, как говорится в Святом Евангелии.

Часто человек просит у Бога здоровья ради здоровья, женитьбы ради женитьбы, каких-нибудь материальных благ ради их самих – наслаждения ими.

Но задаем ли мы себе вопрос: зачем они нам нужны? Как в одном фильме человек, страдающий алкоголизмом, бросил пить и начал задавать себе главные вопросы…

…Ну, я бросил пить. А зачем? Буду здоровым. А зачем? Подниму хозяйство. А зачем? Жена не будет надрываться. Детям помогу стать на ноги. Хорошо. А дальше? Все. Пустота. Без Бога – страшная невыносимая пустота. И он, чтобы спрятаться от этой пустоты, снова начинает пить.

Останавливаемся ли мы в своем земном беге, задаем ли мы себе вопросы: «А зачем я вообще живу? Какой в жизни смысл?»

Мне кажется, главный сердечный «моторчик» красивейшей и умнейшей девы Доротеи, жившей в интеллектуальной столице мира Александрии начала IV века, состоял в поиске истины. Не в земных благах. Мудрая дева осознала, что они пыль, ничто – прах под ногами. И она упорно продолжала искать.

Господь призрел на ищущую Его душу. Спаситель на руках Своей Пречистой Матери Пресвятой Богородицы явился деве во сне и показал ей, как пишется в житии, «что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого». Он открылся ей, как и святому первоверховному апостолу Павлу, который так же жадно искал Его. Ведь гонения на христиан Савла и гонения фарисеев и книжников – это не одно и то же. В первом случае это ревность по Бозе и жажда Бога, хоть и выраженные искаженно, в неправильных поступках. Во втором – стремление сохранить власть, социальное положение и деньги, завуалированные под внешнее благочестие.

И наша великомученица также пламенно искала Бога, и Он поселился в ее душе, просветив всю ее. В крещальную купель вошла Доротея, а вышла Екатерина. Старец нарек ее греческим словом Экатерини, что переводится как «вечно чистая».

Истина очистила святую. Божественная Премудрость сотворила в ее сердце дом. И она не отреклась от этого блаженства даже перед лицом смерти, добровольно склонив голову на плаху под меч палача. Захотим ли и мы познать истину? Возжелаем ли и мы, чтобы Премудрость сотворила из нас себе дом?

Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос дал ей сияющее кольцо праведности, обручив святую великомученицу Екатерину Себе. Это светящееся святое кольцо обручения человеческой души с Богом может получить каждый из нас.

Но захотим ли мы его получить? Или остановимся только на женитьбе, автомобиле, здоровье, квартире? И это нужно тоже, но сквозь все, как сквозь дрожащую прозрачную пелену, главное все-таки попытаться увидеть истину, которую всей душой возлюбила святая великомученица Екатерина.

Как говорила преподобная Арсения Усть-Медведицкая: ничего не прошу у Бога, кроме двух вещей: полностью предаться в волю Божию и покаяния.

Господи, дай же нам подклонить эту непокорную каменную шею под Твое благое ярмо. Что я могу знать? Что я могу мечтать для себя? Ты ведь приготовил мне уже все-все наидрагоценнейшее и ведешь меня к нему. Главное, мне самому не порушить это все.

Да будет воля Твоя!

Перстень в деснице Спасителя приготовлен для каждого из нас. Захотим ли мы сами надеть его на палец? Или же останемся на тварном уровне житейских бытовых прошений?

Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Стиль и характер творчества Сурбарана определились уже в его ранней юности. Заказчиками его в ранние годы были в основном богатые монастыри со своими собственными традициями, укладом, бытом. К их жизни и обращался Сурбаран в своих произведениях, написанных на те или иные религиозные сюжеты, а моделями ему служили сами монахи. Типаж их крайне разнообразен как по внешнему, так и по внутреннему складу. Видно, что художник со всей правдивостью стремился передать облик изображаемого им человека. Такие его портреты как «Херонимо Перес» , умный и ироничный «Франсиско Сумель», добродушный и скромный математик «Педро Мачадо» являются замечательными произведениями портретного искусства, Испании XVIIвека.

Херонимо Перес.

Франсиско Сумель.

Эти полотна можно сравнить с драматическими монологами но в которых испанец остается сдержанным в выражении своих чувств. Характер композиции в которых статичные фигуры буквально тонущие в широких складках одеяний даны в рост, фронтально. Они рельефно выделяются на фоне стены. Лаконизм пластического выражения, четкость мазка, замкнутость силуэтов придают образам величавую значительность, что подчеркивает присущий этим портретным изображениям своеобразный оттенок надличного. Также им характерно ощущение типового образа. Действительно, они замечательны индивидуальной выразительностью характеров, но в каждом из них Сурбаран как бы запечатлевает главное неизменное свойство человеческой натуры вообще.

Нужно сказать, что портрет в творчестве Сурбарана занимает совершенно особое место. В нем отразилась вся художественная система видения мастера. Нередко трудно провести четкую грань между портретами определенных лиц, обычно монахов, и некоторыми изображениями святых и некоторыми изображениями святых католической церкви, отличающимися почти портретной достоверностью. Так в картине «Св. Лаврентий» 1636 года из Эрмитажа душевное состояние героя показано очень сдержанно: слегка откинуто назад обращенное к небу мужественное лицо, правая рука прижата к груди.

Св. Лаврентий.

В коренастой фигуре святого, которая господствует над развертывающимся за ним пейзажем, в массивных очертаниях богатого, с роскошной вышивкой темно-красного дьяконского стихаря и падающей тяжелыми складками белой рясы есть что-то могучее и незыблемое. При всей своей одухотворенности этот крепкий испанский юноша так же прочно связан с землей, как прочно он стоит на ней. Св. Лаврентий держит в руке железную решетку, на которой он, согласно легенде, он был сожжен заживо. Четко вырисовываясь на фоне пейзажных далей и серебристо-голубоватого неба, ее зловещий силуэт вырастает рядом с фигурой святого. Картина полна стихийного величия, которое подчеркивает и простоту расстилающегося на дальнем плане пейзажа и струящийся сквозь легкие облака рассеянный золотистый свет.

В ранний период творчества Сурбаран пишет не только суровых монахов, но также и нежные женские образы, например картина «Непорочное зачатие» 1616 г., или «Рождество Богоматери» конца 1620-х годов, в которых он проявляет себя как выдающийся колорист, строя цветовую гамму на соотношении нежных и серебристо-жемчужных оттенков и насыщенных синих и золотых пятен. В конце 1620-х годов вместе со славой и выгодными заказами к Сурбарану приходит предложение от городского совета Севильи навсегда остаться в городе, став его официальным художником. Конечно, это вызвало зависть многих живописцев Севильи, в частности известного Алонсо Кано, пытавшегося всячески помешать карьере молодого художника. Но признание было столь велико, что уже никакие интриги не могли преуменьшить успех Сурбарана.

Непорочное зачатие

Иное впечатление производят те произведения где преобладает настроение религиозной экзальтации. Здесь особая конкретность видения художника приводит к преувеличенной, подчас пугающей выразительности мистических образов.В 1628-1629 годах мастер получает два заказа, очень значительных для молодого живописца. По одному из них Сурбаран сделал двадцать две картины из жизни основателя ордена мерседариев Педро Ноласко, освобождавшего христиан от мавританского плена. Другой заказ, выполненный совместно с Эррерой Старшим, заключался в написании серии картин из жизни св. Бонавентуры. Лучшими произведениями цикла являются «Молитва св. Бонавентуры» (Дрезден) и берлинское «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским», в котором событие средневековой католической легенды перенесено художником в обстановку современного ему монастырского быта. С предельной лаконичностью и с особой материальностью воспроизводит Сурбаран предметы повседневной монашеской жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: