Владимир Донатович Орловский (1842-1914)
Один из лучших пейзажистов 18 века Орловский Владимир Донатович родился в 1812 году в городе Киев. Как и все дети из хороших семей, окончил Киевскую гимназию, где впервые открыл в себе талант к живописи, а также сделал первые шаги на пути к своему большому таланту под руководством опытных наставников, разглядевших в нем предрасположенность к рисованию с самого начала обучения в гимназии. Позже свое творчество Владимир Донатович продолжил развивать в Петербургской академии художеств, где обрел уже немалую популярность среди поклонников начальной ступени его творчества. Его сравнивали и ставили на ровне со многими известными художниками, например, наравне с Айвазовским, и другими, не менее талантливыми, художниками того времени.
В Питерской академии юный художник был учеником очень высоко квалифицированного пейзажиста Боголюбова Алексея Петровича. Его наставник смог многое суметь правильно передать и показать Владимиру Донатовичу. Именно он привил ему такой стиль, как, не жалея, использовать в своих картинах сочность и свет красок, для передачи малейших изменений в состоянии природы, ее красоты, которая также, как и весь мир не стоит на смете. И каждую минуту один и тот же кадр, может выглядеть совершенно иначе, ведь всегда происходят какие-либо погодные изменения. На этом опытный наставник не остановился и с особым усердием привил Владимиру Донатовичу любовь не только к природным пейзажам, но и к морским. В чем, кстати, был уже преуспевающим художником и удостоился звания заслуженного мастера в морских пейзажах.
Время шло, и начинающий художник делал прогрессивные достижения в своем творчестве, за что в 1863 году был удостоен большой серебряной медали. Время шло и в 1868 обучения художника в академии подошло к концу, и он закончил ее в почетном звании художника первой степени, а за картины о Крыме, которые написал во время обучения был удостоен золотой медали и почетного права поехать за границу за счет государства. После чего, недолго думая, художник уезжает в Европу, где последующие три года работает в Италии, Германии, Париже и Швейцарии. Именно картины, написанные в Европе, которые были привезены в Россию, удостоились огромного внимание ценителей живописи, и, благодаря им, у художника появляется шанс еще три года путешествовать за счет государства, но уже для большего понимания и описания красоты русской природы. Начиная с 1874 года по 1878 Владимиру Донатовичу были присвоены целые два звания, академика и профессора за его картину под названием “Сенокос”.
Как и многие другие талантливые художники, Владимир Донатович оказался и отличным педагогом, он с легкостью доносил информацию своим преемникам, раскрывая их скрытый потенциал. Однако его преподавательская деятельность не мешала плодотворной работе. Его работы получали все большую популярность и очень быстро раскупались особенно среди Московской и Питерской аристократии. Многие знали, что Орловский писал намного больше картин, чем показывал на выставках, и никто не понимал почему он не выставляет все картины. Но вскоре, узнав это лично у художника тайна раскрылась, а все дело оказалось лишь в том, что художник продавал очень много своих картин и некоторые картины просто не успевали попасть на выставку. За своие матсерство он обрел огромную популярность и был достоен оказаться на одном месте с Айвазовским.
Все картины Орловского очень разнообразны по своему содержанию и не похожи друг на друга. На одних картинах он описывает закат солнца, а на других дивную красоту леса. Каждая его картина была по-особенному наполнена особым содержанием, создать который мог только Орловский. Он искусно вписывал объекты в свои картины, что получалось будто это отснятый кадр, так детально он писал свои работы.
18 век стал пиком развития различных новых методов в живописи во всем мире. Орловский с интересом отслеживал каждый из них и пытался его не только понять, но и применить в своих новых картинах, что добавило к последним его работам еще больший интерес со стороны поклонников его творчества.
Биография
Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И. М. Сошенко. Позже брал уроки в Петербурге и у Т. Г. Шевченко. Писал масляными красками ещё до поступления в 1861 в Академию художеств, где стал делать быстрые успехи, так что в 1863 г. уже получил большую серебряную медаль. Потом писал этюды в Крыму, Киевской губернии и Финляндии.
Владимир Орловский фотография
1868 — окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счет за границу. Три года (1869—72) «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии.
Реклама:
1874 — сделан академиком и в 1878 — профессором за картину «Сенокос». Член Совета Академии.
Владимир Орловский фотография
Принимал участие в деятельности Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, в организации Киевского художественного училища.
Несколько лет после того он писал на мотивы, почёрпнутые в Тайцах (Петербургской губернии) и Гатчине, наконец, в промежуток 1885—90 гг. занимался живописью преимущественно морских видов, которыми занимался и прежде.
Живопись Орловского, сначала не вполне свободная («Деревня Коказ в Крыму» 1868, вошла в собрание Академии художеств) стала мало-помалу широкой, а колорит стал обогащаться. Хороший рисовальщик, Орловский помещал в свои картины хорошо поставленные и расположенные фигуры.
Картины художника очень разнообразны как по природе (от Финляндии до Крыма), так и по содержанию (пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат солнца, осенний разлив и т. д.). Он писал болота, заросшие пруды, также как луга и нивы, берёзовые и грабовые леса, придавая им романтизированный облик, играя со светом; но его специальность — преимущественно открытые виды, а не внутренность леса. Орловский чаще хороший наблюдатель природы, чем искатель поэтических настроений, хотя не лишён и последних (например «Зимняя лунная ночь», входившая в коллекцию великого князя Владимира Александровича). Его морские виды замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом («Вал», 1888 г., была приобретена великим князем Константином Константиновичем).
Из его картин можно ещё назвать:
Лучшие дня
Иоанн Аргиропул Посетило:274 | Полина Виторган Посетило:271 | Последний русский император Посетило:265 |
«Привал охотников в лесу белого бука» (1882),
«Облака над морем» (1885),
«Пасмурный день» (1889).
Много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии, был популярен наравне с И. К. Айвазовским, в его творчестве видно влияние А. И. Куинджи.
Умер в Италии, похоронен в Киеве.
Лучшие недели
Богат и знаменит Посетило:996 | Украшает мужика борода Посетило:1064 | Маргарита Дуглас Посетило:1005 |
Отрывок, характеризующий Орловский, Владимир Донатович
– Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо. Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы. Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов. – Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он. Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар. Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам. – Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя. – Идите, княжна, идите, идите! Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась. – Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом. – Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому. – Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери. – Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты. «Нет, он не умер, это не может быть! – сказала себе княжна Марья, подошла к нему и, преодолевая ужас, охвативший ее, прижала к щеке его свои губы. Но она тотчас же отстранилась от него. Мгновенно вся сила нежности к нему, которую она чувствовала в себе, исчезла и заменилась чувством ужаса к тому, что было перед нею. «Нет, нет его больше! Его нет, а есть тут же, на том же месте, где был он, что то чуждое и враждебное, какая то страшная, ужасающая и отталкивающая тайна… – И, закрыв лицо руками, княжна Марья упала на руки доктора, поддержавшего ее. В присутствии Тихона и доктора женщины обмыли то, что был он, повязали платком голову, чтобы не закостенел открытый рот, и связали другим платком расходившиеся ноги. Потом они одели в мундир с орденами и положили на стол маленькое ссохшееся тело. Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой. К ночи кругом гроба горели свечи, на гробу был покров, на полу был посыпан можжевельник, под мертвую ссохшуюся голову была положена печатная молитва, а в углу сидел дьячок, читая псалтырь.
Ссылки
- [calendar.interesniy.kiev.ua/Event.aspx?id=1215 Киевский календарь]
- [uartlib.org/allbooks/volodimir-orlovskiy-komplekt-listivok/ Владимир Орловский. Комплект открыток. Киев, 1982.]
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
: неверное или отсутствующее изображение | Для улучшения этой статьи желательно:
|
Здесь представлено более 80 работ, созданных в разные периоды его творчества и представляющих всю глубину щедрого таланта художника.
Для этого впервые пришлось обратиться не только к фондам художественного музея, но и в Орловский объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева, центральную городскую библиотеку им. А. С. Пушкина, а также к частным собраниям.
Георгий Васильевич Дышленко родился в декабре 1915 года в селе Ирмино Донецкой области. Поэтому неудивительно, что яркие впечатления детских лет, проведённых среди бескрайних степей Украины, легли в основу многих его произведений.
Он окончил Харьковское художественное училище, там же поступил в художественный институт. Но учёбу прервала война, которую молодой художник прошёл до самой Победы.
В 1943 году Георгий Дышленко освобождал Орловщину от фашистских захватчиков и за проявленный героизм был награждён орденом Красной Звезды. А с 1945 года, демобилизовавшись, Дышленко навсегда связал свою жизнь и творческую судьбу с нашим краем.
— Его, пожалуй, можно назвать лучшим орловским художником за последние 50 лет, — призналась мне на выставке директор Орловского музея изобразительных искусств Светлана Четверикова. — Все его известные произведения, начиная с диорамы в Орловском краеведческом музее, ставят Дышленко в один ряд с очень крупными российскими художниками. Ещё при его жизни наш музей старался приобрести картины мастера, и теперь мы гордимся этой коллекцией.
Война навсегда оставила след в душе художника, заставляя его не раз возвращаться к пережитому. Он автор замечательных картин, в которых навсегда осталась суровая правда человеческого горя и величия человеческого духа.
И от этого так ярко, с большой энергией замечательный художник поспешил рассказать о мирной жизни, наступившей после Великой Победы. Этому и посвящена его юбилейная выставка.
Дышленко создаёт серию картин, ставших программными в его творчестве. И прежде всего это большой цикл о хлебе. Его открывает пейзаж «Хлеб убран». Всё лаконично — чернота свежей пахоты словно подвела черту напряжённой работе хлеборобов. А вот и апофеоз этого труда — яркая, написанная сочными красками картина «Орловский хлеб» — тут всё богатство хлебопечения. Когда стоишь рядом с полотном, невольно ощущаешь непередаваемый аромат свежего каравая.
Навсегда визитной карточкой большого художника стала его знаменитая работа «Голуби». Стая белокрылых птиц взмыла в синеву мирного неба над старыми домиками, за которыми уже видны новостройки послевоенного Орла. Тесно связав своё творчество с Орловщиной, Дышленко посвящает многие живописные произведения литературным местам. На выставке представлены его известные работы «Осень в Тургеневском заповеднике», «Дворик Тургеневского музея. После дождя», «Бежин луг».
Художник много путешествует по стране. Так рождается цикл картин «По Пушкинским местам». А его знаменитый портрет «Пушкин в Михайловском» украшает центральную библиотеку Орла, носящую имя великого поэта.
Из Болгарии Дышленко привёз тонко написанные пейзажи горных деревенек, портреты и натюрморты.
На выставке щедро представлен жанр натюрморта, к которому живописец всё чаще обращается в 1980-х годах и где он, безусловно, непревзойдённый мастер. Радуют глаз превосходно написанные картины «Утренний чай», «Угощение на пасеке», «Глоксинии и персики».
И за что бы ни брался Георгий Дышленко — на всём печать большого таланта и высокой изобразительной культуры человека, пронёсшего через всю жизнь лучшие традиции русской реалистической живописи.
Орловский, Алексей Борисович
Алексей Орловский родился 24 марта 1963 года в Москве. В 1982-1988 гг. учился в Московском полиграфическом институте на курсе Дмитрия Спиридоновича Бисти. С 1981 по 1988 работал печатником (офорт, гравюра, литография) в Доме Творчества «Челюскинская». «В какой-то момент моей работы в «Челюскинская», я почувствовал, что этап становления превращается в самостоятельное творчество. Этому очень способствовало знакомство с такими прекрасными художниками как Перевезенцевым Юлием и Валерием Орловым. У Перевезенцева я научился свободе мышления, а у Орлова свободе работы в материале» Алексей Орловский
[1].
С 1988 по 1991 работал в составе молодежных групп в Доме Творчества «Сенеж» Союза Художников СССР, занимался литографией и шелкографией (в 1988 г. сделал первую шелкографию). С 1989 года в составе группы «5+1»[2] участвовал в выставках в Германии.[3]. «От встречи с творчеством группы «5+1» у меня осталось сильное впечатление. Сильное, потому что за работами каждого из художников видно привлекательное и убедительное индивидуальное лицо, и в то же время создается ощущение, что все они связаны друг с другом». К. Хаберль
[4]. В 1993 году вернулся в Дом Творчества «Челюскинская», уже как художник и проработал там полгода в литографской мастерской. С 1990-2001 гг. Алексей Орловский работал в Германии, в городе Хайденхайм (Heidenheim an der Brenz) в печатной мастерской Schnitzer Design, где сделал серию шелкографией. В 1994 году в Дании, в городе Оденсе состоялась совместная выставка графики «Seasons»[5] с Валерием Орловым, Павлом Маковым, Леонидом Тишковым.
В 2002 году — участник «International Young Art» Artlink[6] / Sotheby’s.
В 2002-2003 гг. в печатной мастерской «Ю & М Гельмана»[7] завершил работу над серией печатных листов с использованием двух техник — гравюры на фанере и шелкографии. С 2001 занимался преподавательской деятельностью в Школе Современного искусства, в Национальном институте Дизайна. В 2007 году в M-Gallery в Харькове состоялась ретроспективная выставка Алексея Орловского «20 лет работы. Печатная графика» (1987-2006 гг)[8].
С 2001 по 2008 Алексей Орловский сотрудничал с детским издательством «Август», проиллюстрировал книги «Приключения Травки» С. Розанова[9], «Русские поэты для детей и взрослых» А.И. Коняшова[10], «Жалобы Турка» А. Розенштрома[11]. В 2008 году состоялась выставка-презентация книги «Жалобы Турка» в Зверевском центре современного искусства, где Алексей Орловский показал ряд станковых работ с 1987 по 2007 гг., которые были представлены в книге фрагментами.
С 2009 по 2011 гг. занимался литографией в мастерской на Нижней Масловке. В 2014 году работал над монументальной росписью фасадов частного дома в Крыму в г. Алупке.
Работы Алексея Орловского находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина[12], Екатеринбургской, Курганской, Тюменьской Государственных картинных галерей, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, ГЦСИ Владикавказа, а также в частных собраниях.
Носители фамилии
- Орловский, Александр
:
- Орловский, Александр Осипович (1777—1832) — русский художник.
- Орловский, Александр Эльянович (род. 1962) — российский актёр.
- Орловский, Алексей
:
- Орловский, Алексей Борисович (р. 1963) — российский художник.
- Орловский, Алексей Николаевич (1821—1856) — русский анатом и физиолог.
- Орловский, Андрей
:
- Орловский, Андрей Алексеевич (р. 1991) — российский поэт.
- Орловский, Андрей Валерьевич (р. 1979) — белорусский борец-тяжеловес.
- Орловский, Эндрю (англ. Andrew Orlowski; р. 1966) — британский журналист.
- Орловский, Бронислав Викентьевич — украинский учёный, механик, специалист в области швейного машиноведения.
- Орловский, Борис Иванович (настоящая фамилия — Смирнов
; 1793—1837) — российский скульптор. - Орловский, Валентин Викентьевич (1900—1961) — советский военачальник, генерал-лейтенант инженерно-танковой службы, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
- Орловский, Виктор Феликсович (род. 1950) — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой в Медицинском институте Сумского государственного университета.
- Орловский, Виталий Абрамович (1931—?) — российский художник.
- Орловский, Владимир
:
- Орловский, Владимир (настоящая фамилия Грушвицкий
; 1889—1942) — советский писатель-фантаст и химик, профессор. - Орловский, Владимир Александрович (в монашестве Дамаскин
; род. 1949) — советский и российский церковный историк, агиограф. - Орловский, Владимир Донатович (1842—1914) — русский художник.
- Орловский, Дмитрий Дмитриевич (1906—2004) — советский актёр театра и кино.
- Орловский, Иван Иванович (1869—1909) — смоленский краевед, историк, педагог.
- Орловский, Кирилл Прокофьевич (1895—1968) — советский партизан, Герой Советского Союза.
- Орловский, Константин Иванович (1913—1944) — танкист, Герой Советского Союза.
- Орловский, Николай
:
- Орловский, Николай (род. 1985) — молдавский футболист.
- Орловский, Николай Александрович (1870—не ранее 1917) — русский журналист и писатель, переводчик.
- Орловский, Николай Васильевич (1899-1986) — советский учёный-почвовед, награждён золотой медалью имени В. В. Докучаева (1981).
- Орловский, Николай Осипович (1822—1895) — русский военный инженер.
- Орловский, Осип Данилович (?—1926) — белорусский писатель.
- Орловский, Павел Ефимович (1896—1974) — юрист, член-корреспондент АН СССР (1953).
- Орловский, Радослав Владимирович (род. 1970) — белорусский футболист.
- Орловский, Рафаил Львович (1905—?) — российский художник.
- Орловский, Сергей Александрович (род. 1972) — российский предприниматель и менеджер в сфере создания компьютерных игр, создатель и руководитель компании Nival.
- Орловский, Сергей Николаевич (1891—1935) — главный военный прокурор РККА.
- Орловский, Юзеф (1742—1807) — польский военачальник, генерал-майор (1789), генерал-лейтенант (1794).
Псевдонимы
- Орловский — псевдоним писателя К. Ф. Головина.
- Гай Юлий Орловский (род. 1939) — российский писатель-фантаст.
В Орловском областном выставочном центре открылась выставка художника Алексея Конькова
Фото: Мария Никитина/InfoOrel.ru
Алексей Елисеевич Коньков родился в 1928 году в Смоленской области. В самом начале трудовой деятельности он преподавал немецкий язык и рисование. После окончания отделения рисунка и живописи Московского университета искусств с 1960 года работал в Орловских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР. Был участником многих выставок, проводимых Отделением СХ России, Товариществом орловских художников.
На открытие первой персональной выставки, которая, к сожалению, состоялась после ухода из жизни замечательного художника, пришла его дочь, Галина Алексеевна. Она сказала, что очень приятно, что помнят её отца, ценят его работы.
Алексей Елисеевич практически всю жизнь прожил в Орле, работал художником в мастерских Художественного фонда РСФСР, принимал участие в выставках, которые проводились в Орле.
Галина Алексеевна говорит:
— Мне очень приятно, что здесь выставляются работы моего отца. Ведь его нет с нами уже больше десяти лет. И вот сейчас, после его смерти, состоялась его первая персональная выставка. Это очень волнительно. И очень приятно. Здесь представлена живопись. У нас дома хранятся и акварели, и карандашные наброски. Я очень рада, что мне предоставили возможность показать работы отца. Это важно для меня, его детей, внуков, родственников, знакомых.
В этих работах — всё, что я помню с самого детства. Портрет брата Миши; букет сирени. Моя мама преподавала. Каждую осень и каждую весну она приносила домой букеты цветов. Я помню, как это всё ставилось на стол, и папа их рисовал.
Мне очень нравится картина «Вид с Дворянского гнезда», не осталось записей когда он писал эту картину и откуда. Картина «Зимний двор» немного интригует. Это бульвар Победы. Мы жили тогда на улице Октябрьской, а бульвар Победы — это маленькие дворики. Мне кажется, что эта картина написана откуда-то сверху, из окна.
Когда я была маленькая, он брал меня с собой на Дворянку делать этюды. В те моменты я была очень счастлива. Мой папа — художник. Мне в то время казалось, что художник — это волшебник.
«Зимний двор» 1965 г.
«Вид с Дворянского гнезда»
«Сирень и книга»
«Брянский лес» 1995 г.
«Субботник» 1965 г.
Галина Алексеевна, дочь Конькова
Пейзажи зимние и летние, натюрморты и портреты — всё это вы можете увидеть на художественной выставке Алексея Конькова. Его выставку вы сможете посмотреть в Областном выставочном центре (ул. Салтыкова-Щедрина, 33; телефон 45-75-87).
Мария Никитина, фото автора