Art on Web — художники в сети
биография, картины
Главная → Врубель Михаил → Картины → Портрет Саввы Мамонтова
Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). При ее написании использовались холст и масло. В настоящее время данная картина находится в Москве в Третьяковской Галерее.
Савва Иванович Мамонтов или, как его еще называли, московский «Лоренцо Медичи» был промышленником, строителем Северной железной дороги, хозяином знаменитого Абрамцева, а также оперного театра, где пел сам Федор Шаляпин. Познакомился Врубель с Мамонтовым через посредство Серова. Уже через 2 месяца после знакомства художник поселился в доме Мамонтова и стал своим человеком в его семье.
Что мы видим на данной картине? На ней изображен сидящий в глубоком кресле Савва Мамонтов, подогнувший под себя одну ногу. С одной стороны, нам кажется, что он сидит прочно и удобно, но вместе с тем Мамонтов будто в порыве. Обратите внимание не его левую руку, которая упирается в подлокотник. Создается такое ощущение, что он хочет встать. Властный и неукротимый характер Саввы Мамонтова подсказал Михаилу Врубелю стилевое решение портрета, таким образом, обратил его мысль к русским богатырям. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Тарабукин Н.М. говорит, что Мамонтов в исполнении Врубеля – это тот же русский богатырь Микула, но только одетый во фрак и штиблеты.
В чем особенность данного портрета? Несмотря на то, что индивидуальное возведено в героизированный план, портрет остается вполне индивидуальным и конкретным. Вообще, все изображено великолепно. Наряд Мамонтова, так же как и вся обстановка в кабинете, а именно: мебель, сделанная из красного дерева, ворсистый бархат сиденья кресла, красный ковер не менее благородны, чем окружение какого-либо венецианского дожа.
Вообще, «Портрет Саввы Мамонтова» — это вершина врубелевской концепции данного жанра. На портрете сочетаются представительность и парадность, но в то же время присутствует и некая драматичность. Обратите внимание на смещенные краски и формы, на черные тени, бегущие по стенам, и на траурный характер скульптуры за спиной Саввы Мамонтова.
Создавая все портреты, Михаил Врубель погружал модель в свои собственные образы и идеи. Но не все модели годились для этого. После нескольких сеансов позирования художник признался, что ему надоел портрет Мамонтова, так он и не был закончен. Но этим великолепным и изумительным портретом Врубель по справедливости гордился.
Обсудить на форуме
Региональная общественная организацияЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО в Москве
В.А.Серов. Автопортрет. 1880-е |
Долгое, четырехчасовое морозостояние за Серовым в Третьяковскую галерею, что на Крымском валу. Растущая на глазах полукилометровая очередь. Обманчивая кротость людей, цепенеющих от холода. Чайку, глинтвейна? Сосредоточенное молчание: до входа метров пять. Наконец-то дверь распахнулась: добро пожаловать к Валентину Александровичу! У каждого из нас он свой. У меня – сибирский.
Первый портрет
Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. В такой среде склонность ребенка к музыке, как и его дальнейшая судьба, заранее определены. Однако Валя уже в раннем возрасте ломает традицию: нотам предпочитает рисунок, обнаруживая в нем острую и живую наблюдательность. Валентина Семеновна, проявив интерес к увлечению сына, собирает его эскизы и относит на суд скульптору М.Антокольскому, старому другу семьи. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное». И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И.Е.Репину, крупнейшему художнику той поры.
Портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. 1888-1889 | Портрет художника И.Е.Репина. 1892 |
А где Илья Ефимович? В Париже! Там живет, там работает. Значит, надо ехать к нему. Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. Знакомится с Репиными, заодно с Мамонтовыми – Саввой Ивановичем и его женой, Елизаветой Григорьевной. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога. И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины».
Легко ли быть с веком наравне? В ответе три условия: талант, культура, труд. А еще – умение художника-портретиста «схватить душу» изображаемого. Среди 250 работ, представленных на выставке, посвященной 150-летию Серова, выделялась одна, самая ранняя, – графический портрет Мамонтова. В растушевке, образующей светотени на лице Саввы Великолепного, заметно влияние репинской манеры и уже проявляющаяся самобытность ученика: естественность, поэзия и правда в обрисовке характера. Автору всего лишь 14 лет.
Мамонтов С.И. 1879 |
Обманчивая лёгкость
В 1880 году по совету Репина Валентин едет в Петербург, где поступает в Академию художеств в мастерскую Павла Петровича Чистякова, знаменитого педагога. Проходит у него школу классического рисунка. Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике». Но вместо рисунка самодовольного красавца представляет на суд Чистякова другое изображение – обыкновенного мальчика, склонившегося над ручьем. Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм. Серов останется ему верен, несмотря на последующие увлечения импрессионизмом, модернизмом и авангардом.
Летние каникулы начинающий художник проводит в Абрамцево, у Мамонтовых. Там у него все, или почти все, что нужно для творческого роста, живописная природа Подмосковья – рай для пленэрной живописи. Усадьба с историей: здесь до 1870 года жил целый род Аксаковых. И только после их смерти ее купил Савва Иванович. Здесь у Серова учителя: И.Е.Репин, В.Д.Поленов. Сверстники – М.Врубель, К.Коровин, В.Васнецов. Все обогреты деятельным и неистощимым на выдумку Мамонтовым.
Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. Никак не могло понять, зачем это богачу, председателю Московско-Ярославско-Архангельской дороги богемные нахлебники. Многие полагали: блажь барина. Хорош аристократ! Отец Иван Федорович (1800-1869 гг.) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы. В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. Дело прибыльное, да малознакомое. Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь. А отец любил и умел доискиваться.
Дорогу Иван Федорович построил, капитал прирастил и сына вырастил. Дал ему блестящее, по тем временам, образование. Без преувеличения – европейское. Савва знал несколько языков, и лучше всего – итальянский, отменно разбирался в искусстве: живописи, музыке, театре. Сам пробовал писать пьесы – и весьма недурно. Словом, на все руки мастер. Да к тому же – истинный патриот. Радел, как мало кто, за судьбу родного искусства.
В 80-е годы оно переживало кризис: фабричное производство вытесняло из деревенского быта народное творчество, одухотворяющее жизнь крестьян. А театр? Особенно музыкальный… Мамонтов обожал оперу: «Опера – это все, – многократно повторял он. – Это – полное творчество, возвышение, а глазу и слуху зрителя дается какая-то безвкусица».
Портрет итальянского певца Франческо Таманьо. 1891-1893 | Портрет художника К.А.Коровина. 1891 |
Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог. Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные. Так в Абрамцево появилась гончарная мастерская по производству майолики, где Мамонтов с В.Васнецовым и М.Врубелем лепил, обжигал и укреплял изразцы, посуду. Наряду с ней – заботами Елизаветы Григорьевны – открылся цех художественной резьбы по дереву, где обучались крестьянские дети из окрестных деревень. Не забыл Мамонтов и о театре. И прежде чем открыть свою Частную оперу в Газетном переулке, что в Москве, подготовил для нее почву – домашний театр в Абрамцево. Он и стал, что называется, пробой пера. Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович. А декораторами и актерами – художники.
Неожиданностью для всех стал Валя Серов. Молчаливый, вдумчивый, в игре он раскрывал скрытую веселость, юмор, охоту к бесконечной смене личин. Впоследствии И.Грабарь, первый исследователь его творчества, о.
Куда ж он делся? Пропал втуне? Ничего подобного! В иной форме обнаружился в иллюстрациях к циклу басен И.Крылова, которые заказал Валентину Мамонтов. Сколько в них лукавства, народного юмора!
В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере. Пел сам Ф.Таманьо – знаменитый итальянский тенор. Бомонд попался на наживку: валом валил. А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н.А.Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. Ценители искусства восхищались декорациями И.Левитана и К.Коровина, написанными по эскизам В.Васнецова. Зато положительные обыватели с купечеством вкупе вынесли нелестный приговор: несолидные эти игры. Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги… Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно». – «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва. Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба». Витте промолчал.
Опера, с небольшими перерывами, продержалась до 1899 года, набирая год от года популярность. С помощью обновленного репертуара, преимущественно русского. Тут шли – «Хованщина», «Жизнь за царя», «Псковитянка». Тут раскрылся талант Ф.Шаляпина, художников К.Коровина, А.Головина, М.Врубеля, В.Серова. Правда, последний не уходил с головой и с сердцем в театральную феерию. Он оставался верен своей страсти – портрету.
И Мамонтов, обладавший редким даром провидеть в каждом художнике «особинку», поощрял ее и в Валентине.
Портрет артиста Ф.И.Шаляпина. 1905 | Анна Павлова в балете Сильфиды. 1909 |
В 1887 году Серов едет в Европу: сначала – в Венецию, затем – в Париж, где импрессионисты вовсю верховодят: устраивают по очереди персональные выставки, с любопытством посматривают на необычные полотна Поля Гогена, впервые представленные их взору. Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. Контраст ощутимый. В.Серов, упиваясь жизнерадостным искусством старых венецианских мастеров, световоздушностью среды, воссозданной французскими импрессионистами, пишет из-за границы своей невесте О.Ф.Трубниковой: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». Тогда двадцатидвухлетний живописец не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы.
Вернувшись в Россию в конце лета, Серов снова навещает Мамонтовых. Переполненный свежими впечатлениями, создает знаменитый портрет дочери мецената Веры Мамонтовой, больше известной под названием «Девочка с персиками». А через год пишет «Девушку, освещенную солнцем». Оба портрета – светоносные.
«Все, чего я добивался, – это свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти», – рассказывал позже Серов о Вере Мамонтовой, модели «Девочки с персиками». Еще труднее дался ему портрет двоюродной сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»). Над ним он работал, по собственному признанию, целых три месяца.
А ведь и в самом деле надо много покорпеть, чтобы не было видно труда!
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888 | Девочка с персиками. 1887 |
Как жаль…
Прижизненная слава была ему обеспечена. Уже в 1894 году, когда Серов по заказу П.М.Третьякова исполнил портрет писателя Н.Лескова для Третьяковской галереи. Не пора ли дать себе передышку? Но кто сказал, что успех приносит талантливому художнику безмятежность? Посыпались заказы на портреты: семья Александра III пожелала увековечить самого государя и его детей: Михаила, Ольгу, Ксению, Павла.
В 1900 году Серов пишет портрет Николая II. Дело двигалось к концу. И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован. И разорен: всё – и заводы, и дома – лихо продали с аукциона. Никто не мог объяснить: за что? Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника. И на последнем сеансе работы над портретом говорит Николаю II: «Все мы, художники, сожалеем о случившемся. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы».
В последней он, увы, все-таки окажется: финансовые нарушения в ведении дел правления Московской железной дороги недоброжелатели нашли. И тогда тринадцать художников во главе с Серовым отправляют ему за решетку письмо: «Твоя чуткая художественная душа отзывалась на наши творческие порывы. Мы понимали друг друга без слов и работали дружно, каждый по-своему». 30 июня 1900 года приговором присяжных заседателей С.И.Мамонтов был оправдан.
Портрет великой княжны Ольги Александровны. 1893 | Портрет Николая II. 1900 |
Прошло десять лет. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль»: «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н.В.Муравьева, хотевшего также стать всесильным. Савва Мамонтов был тем камнем, который, по расчету Муравьева, должен был сбить с позиции графа Витте и передать все силы в его, Муравьева, руки. При дружеских отношениях, которые были у Саввы Мамонтова с С.Ю.Витте, скомпрометировать Савву – значило бросить тень на Витте. Как жаль, что у нас, в нашем отчестве, не дорожат такими людьми, как Савва Мамонтов, и дают им упасть, не поддержав вовремя».
Жизнь продолжалась. Параллельно с творчеством Серов в течение 12 лет (с 1897-го по 1909 годы) вел занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В числе его учеников – П.Кузнецов, М.Сарьян, К.Петров-Водкин, К.Юон, Н.Ульянов, ставшие знаменитыми. Все они, без исключения, признавали: это заслуга учителя, его особой эстетики. Суть ее: графический минимализм, соотношение тонов, правдивость изображения и неповторимость, как колорита, так и пластического решения. И отличной от других манеры общения со студентами. Честной, прямой. Он неустанно повторял: в искусстве есть только два способа не сбиться с пути. Первый – виртуозно владеть рукомеслом. И второй – находить свою дорогу, никогда и никому не подражая. Трудный путь! Спасибо Савве Ивановичу за бесценные уроки!
Портрет Ольги Орловой. 1911 | Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1900-1902 |
В начале ХХ века перелом произошел не только в судьбе знаменитого мецената. Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе. В 1900 году В.И.Ленин и Г.В.Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания. Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата. В 1902 году террористом-эсером С.В.Балмашевым убит министр внутренних дел России Д.С.Сипягин, инициатор жестких карательных мер против рабочего, крестьянского и студенческого движения. В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею. Гибнет крейсер «Варяг». Начинается оборона крепости «Порт-Артур». 9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге. Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция. Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С.Ю.Витте, народ не усмирил. Витте уходит в отставку, уступая место П.А.Столыпину.
Петр Аркадьевич заявляет о себе как о политике нового образца. Мудром и дальновидном. Он отказывается от стратегии «чистого листа», отрицающей эффективные разработки предшественника Витте. И прежде всего – его большую программу железнодорожного строительства, включающую сооружение Великой Сибирской магистрали. Он будет настойчиво воплощать ее в жизнь. Наряду со своими: аграрной, социально-политической и культурной.
Продолжится строительство музея изобразительных искусств в Москве (тот, что нынче на Волхонке). Здесь же откроется первое русское кинопредприятие с А.А.Ханжонковым во главе. Архитектор Ф.О.Шехтель в стиле «графического модерна» начнет сооружение Торгового дома купеческого общества, Художественно-академический театр, основанный К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, возьмет курс на обновление.
В таких условиях духовному преемнику С.И.Мамонтова С.П.Дягилеву удалось сохранить костяк абрамцевского художественного кружка. Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». Именно в их лучших спектаклях, прочно вошедших в мировой репертуар, Дягилев попытался осуществить мечту Мамонтова: добиться в театральном искусстве единства музыки, живописи, пластики. И опять-таки с помощью самых талантливых его учеников: В.Серова, К.Коровина, А.Головина, удостоенных еще в 1900 году золотых медалей на Всемирной выставке в Париже.
Всадники. 1910 |
Через десять лет, в 1910 году, столица Франции будет стоя рукоплескать В.Серову на премьере «Шехерезады». И заслуженно: театральный занавес, сотворенный им для этого балета, походил на чудо. На завораживающую сказку о непостижимом и загадочном Востоке.
Тогда же галерея Уффици, что во Флоренции, заказала ему «Автопортрет» в свое уникальное собрание. Он, Серов, будет в одном ряду с Джотто, Боттиччели, Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Караваджо.
Художник не выбирает сам себе бессмертие. Его выбирает время.
… Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. Пора, пора уходить. Однако Серов властно держал «за душу». Не меня одну – многих. Чем? Недосказанностью. Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты. А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. Во времена благостные и драматические. Кризисные и переломные. Умели восхищаться человеком, лучше других понимающим: исток растущей экономики – в созидающей душу культуре. Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя. Вопреки зависти, предательству, неправде и благодаря страсти к делу и любви к Отчизне, чья колыбель в Ялуторовске, маленьком, но морозостойком городке на юге Тюменской области.
Пространство не выбирает характеры по своему усмотрению. Оно лишь отбирает в них свойства, наиболее созвучные времени и самим людям. Когда происходит их совпадение, в мир являются такие личности, как Серов и Мамонтов.
Портрет С.И.Мамонтова. 1887 |
Любовь Чекалова,
член Союза журналистов России
Савва Мамонтов.
Портрет Мамонтова работы Репина.
История России богата людьми-созидателями, к числу которых по праву относится и один из крупнейших отечественных предпринимателей конца XIX в. Савва Иванович Мамонтов. Его имя неразрывно связано с реализацией выдающегося для своего времени инженерного проекта — строительством железнодорожной магистрали Ярославль — Архангельск.
Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса, высоких нравственных побуждений, он обессмертил свое имя искренним и бескорыстным служением русской культуре. Творческая судьба В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, М. М. Ипполитова-Иванова, И. И. Левитана, С. В. Рахманинова, И. Е. Репина, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Серова, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина и ряда других великих национальных талантов в той или иной степени переплетена с деятельностью этого купца.
Левитан.
Врубель.
Станиславский.
По аналогии с итальянским покровителем искусств Лоренцо Медичи, прозванным Великолепным, его называли Саввой Великолепным. Точнее всего его характеризует А. Амфитеатров: «Миллионер, железнодорожник, и кругом артист. Оперу держит, картины пишет, стихи сочиняет, бюсты ваяет, баритоном поет».
Иван Федорович Мамонтов, занявшись железнодорожным бизнесом, построил одну из первых железных дорог в России (Москва — Сергиев Посад). Когда подрос его сын, Савва, он дал ему начальный капитал.
Портрет работы Репина 1880г.
Савва Мамонтов, энергичный молодой человек, стройный с огромными синими глазами и необыкновенным обаянием, в начале своей жизни был фантастически удачлив. Он вложил деньги в торговлю итальянским шелком, потом, по семейной традиции, обратил внимание на железные дороги и построил магистраль Ярославль — Кострома, которая принесла ему огромную прибыль.
Савва учился в Петербургском горном институте, затем в Московском университете на юридическом факультете. В течение нескольких лет жил в Италии, где изучал живопись и занимался пением.
И. Е. Репин. «Портрет Елизаветы Мамонтовой», 1874 г.
Брак с Елизаветой Сапожниковой, дочерью известного московского купца Григория Григорьевича Сапожникова, еще больше укрепил высокое положение семейства Мамонтовых. Лизе было 17 лет, красавицей ее нельзя было назвать, но девушка была хорошо образованна, увлекалась музыкой и пением, неплохо рисовала. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова . Надо сказать, что супруги всю жизнь разделяли интересы друг друга.
Вскоре жена принесла первенца – Сергея, а спустя год у него появился брат Андрей. Позже к ним добавились еще Всеволод, Вера и Александра. Имена детям Савва подбирал не по церковному календарю, а со смыслом. Вы его поймете, если сложите в одно слово первые буквы. Возможно, по этой же причине Савва Иванович Мамонтов на Александре и остановился.
Сергей + Андрей + Всеволод + Вера + Александра = С+А+В+В+А
Молодой Мамонтов пытался совместить коммерческую деятельность со своей тягой к прекрасному. Однажды он захотел украсить казенные здания вокзала картинами выдающихся живописцев и заказал Виктору Васнецову три декоративных панно («Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами»). Но одна из картин Васнецова была раскритикована газетой «Молва», и правление железной дороги от покупки картин этого художника отказалось. Тогда Мамонтов сам купил картины. А когда Третьяков забраковал написанный И.Е. Репиным по его заказу портрет И.С. Тургенева, Мамонтов купил его и подарил Румянцевскому музею.
Дом в Абрамцево.
Мастерская в Абрамцево.
В 1870 году Савва Мамонтов приобрел имение Абрамцево, очень быстро ставшее центром художественной жизни России. Савва Иванович любил приглашать к себе друзей-художников, и они часто и подолгу гостили в Абрамцево.
Пасхальный стол в семье Мамонтовых, 1888 г.
Справа налево: Андрей, Александра, Сергей и Всеволод Мамонтовы. Конец 1880-х
В гостях у Саввы Ивановича Мамонтова. 1889 В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.М. Антокольский
В кабинете Мамонтова Врубель создал знаменитого «Демона», Васнецов писал «Трех богатырей», а Серов написал портрет дочери Саввы Ивановича Веры — «Девочка с персиками».
Серов .Девочка с персиками.(Вере 12 лет)
Васнецов.Девушка с кленовой веткой.1896г.(Вере21год)
Портреты Верочки Мамонтовой. В. С. Мамонтова (1875–1907), в замужестве Самариной.
Врубель.Демон.
В.М. Васнецов «Богатыри». 1889
Но жизнь не сводилась только к работе: для развлечения в особом зале был устроен домашний театр, где ставили пьесы А.Н. Островского, У. Шекспира, Ф. Шиллера, а также произведения самого хозяина дома («Иосиф», «Алая роза», «Каморра», «Черный тюрбан» и др.). Актерами были сам Савва Иванович и его друзья — Васнецов, Костя Алексеев, известный потом как Станиславский (кстати, впоследствии он называл себя учеником Мамонтова-режиссера), жена Поленова и певица Большого театра Надя Салина, профессор Новороссийского университета П.А. Спиров и многие другие.
Рахманинов и Шаляпин.
Савва Мамонтов мечтал открыть собственную оперу, но в России со времен Екатерины II существовала государственная театральная монополия, которая не позволяла «самодеятельности». На счастье «мечтателя», 24 марта 1883 года Александр III отменил эту монополию, и уже 9 января 1885 года в помещении Лианозовского театра представлением «Русалки» А.С. Даргомыжского открылась мамонтовская опера.
Первое представление закончилось провалом, но Савва Иванович не опустил руки, и впоследствии русская опера, переехавшая в помещение на Большой Дмитровке, арендованное у купца Солодовникова, достигла очень высокого уровня. Ставили гениальные оперы Н.А. Римского-Корсакова, а дирижировали — С.В. Рахманинов и М.М. Ипполитов-Иванов.
Шаляпин и Иола Торнаги.
Звездой частной оперы стал Шаляпин, завлеченный чарами выступавшей там Иолы Торнаги. На этой же сцене выступали и зарубежные знаменитости: Адель Борги, Жюль Девойд, Анджело Мазини и др. Способствовали успеху и декорации, выполнявшиеся такими мастерами, как В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.А. Врубель.
С середины 1890-х годов окончательно испортились отношения Саввы Мамонтова с его женой — Елизаветой Григорьевной (в девичестве Сапожниковой), которую друзья за ласку и радушие часто называли «мамой».
Портрет Любатович работы Коровина.
Роль разлучницы сыграла солистка Московской частной оперы Татьяна Спиридоновна Любатович, сестра известных революционерок-народниц Ольги и Веры. Их четвертой сестре — Клавдии Винтер — Савва Иванович доверил антрепризу своей оперы. Но ее некомпетентность и корыстолюбие отпугнули многих служащих театра, ранее способствовавших его успеху.
В 1899 году Савва Мамонтов был арестован «за финансовую халатность». Вовлек предпринимателя в эту неприятную историю не кто иной, как сам премьер-министр В.Ю. Витте. После 5 месяцев в одиночной камере Таганской тюрьмы, где он развлекался лепкой и составлением красок для гончарной мастерской, Савву Мамонтова выпустили, но оставили под домашним арестом, а затем он был полностью оправдан.
Оправдание не возместило финансовых убытков: предприниматель был полностью разорен. Когда Мамонтова освободили, его имущество уже было опечатано и распродано. Татьяна Любатович отвернулась от Саввы Ивановича, а ее сестрица Клавдия распродала реквизит и костюмы, а вырученные деньги — несколько десятков тысяч рублей — присвоила.
Гончарный завод .Бутырки.
В небольшом деревянном домике у Бутырской заставы прожил Мамонтов последние годы. Сравнительно редко появлялся он на людях, жил замкнуто, общался с узким кругом родных и друзей. Потеряв многое, он сохранил до конца дней любовь к искусству, к людям этого мира. Старые и новые друзья его не забывали. Приходили В. А. Серов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Э. Грабарь, С. П. Дягилев, Ф. И. Шаляпин и др. Савва Иванович пережил многих своих друзей и близких.
С 1899 года Савве Мамонтову пришлось перенести немало потерь: это и разорение, и разочарование в любви, и смерть детей (в 1899 — любимого сына Андрея, в 1907 — дочери Веры, а в 1915 — старшего сына Сергея), и смерть в 1908 году жены, оставшейся верной ему даже в эти нелегкие годы: она хлопотала об освобождении мужа из тюрьмы, поддерживала после освобождения. Таким образом, из некогда большой семьи остались только трое: сын Всеволод, дочь Александра и сам Савва.
А.С.Мамонтова (первая слева) и Савва Мамонтов с детьми Веры — Сережей, Лизой и Юрием в Италии. 1910 год
Елизавета Григорьевна Мамонтова с внуками, детьми Верочки — Елизаветой, Сергеем, Юрием.
После продолжительной болезни Савва Иванович Мамонтов скончался в 1918 году и был похоронен у Спасской церкви в Абрамцево..
Спасская церковь в Абрамцево.
Могилы семьи Мамонтовых.
После его смерти в Абрамцево был создан музей, в котором разместили принадлежавшую Мамонтову коллекцию произведений живописи, скульптуры, керамики — всего около 2000 экспонатов. Всеволод Савич Мамонтов стал первым директором Абрамцевского музея.
Внук Саввы Мамонтова в 1918 году уехал из России и жил в Европе (в Греции, Югославии, Германии), а своего сына в память о деде назвал Саввой. Савва II тоже занимался предпринимательством, знал пять языков, но в меценатстве замечен не был.
В 1918 году усадьба была национализирована. На ее территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична.
В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 года было опубликовано постановление Совета Министров РСФСР «О преобразовании музея‑усадьбы, Абрамцево» в Государственный историко‑художественный и литературный музей‑заповедник «Абрамцево».
Источники.
https://to-name.ru/biography/savva-mamontov.htm
https://ria.ru/spravka/20080406/106100419.html
https://www.hrono.ru/biograf/bio_m/mamontov_si.php
https://www.abramtsevo.net/history/2011-10-02-17-22-18.html
Сочинение по картине Врубеля «Портрет С. И. Мамонтова»
Имя Саввы Мамонтова неотделимо от истории русского искусства так же как имя Павла Михайловича Третьякова.
Богатый промышленник, покровитель художников, владелец знаменитого оперного театра, Савва Иванович обладал удивительным чутьем на таланты и умением привлекать их к себе. Он сам обладал множеством талантов и кипучей энергией, которые делали его чрезвычайно интересным человеком и великолепным организатором.
Михаил Врубель, бывший к тому времени уже известным художником, знакомится с ним в Москве. В лице Саввы Ивановича и его семьи
он получил серьезную поддержку. В то время в имении Мамонтова в Абрамцево работал художественный кружок. Члены кружка были проникнуты идеей возрождения русского искусства. К ним и примкнул молодой Врубель. Эти годы стали, чуть ли не самыми счастливыми в судьбе художника. Он получает много заказов, общается с близкими ему по духу людьми.
Как портретист Врубель был известен тем , что писал портреты только тех людей, которые ему были глубоко интересны. С Саввой Мамонтовым Врубеля связывала глубокая взаимная симпатия и уважение. И в1897 году он пишет портрет своего друга и покровителя.
Савва Иванович изображен
сидящим в удобном кресле. Но в его позе нет расслабленности отдыхающего человека. Наоборот, его левая рука опирается на подлокотник. Как будто Мамонтов порывается встать, и вся его фигура заполнена экспрессией, жаждой деятельности. Ладонь левой руки зажата в кулак, как будто ему неудобно, тесно в этом кресле. Фрак, лакированные штиблеты, да белая манишка подчеркивают принадлежность их обладателя к очень богатому сословию. На это указывает и вся обстановка кабинета: красный, в благородных узорах, ковер, оббитое ворсистым бархатом кресло. Аксессуары, окружающие главное действующее лицо портрета, великолепны и благородны.
Но в выражении лица Саввы нет и намека на спокойствие. Кисть художника внесла в его черты выражение трагического смятения. Черные тени на стенах, краски и формы полны драматизма.
Создается впечатление, что художник предчувствует близкий, трагический поворот в жизни своей модели. И действительно, вскоре Савву Мамонтова, настигнут непоправимые беды: разорение, арест и позор, после которого ему уже было не суждено оправиться. Его покинут даже те друзья, которых он открыл и выпестовал.
Портрет С.И.Мамонтова кисти Врубеля – это отражение титанического величия и последующих трагических событий в судьбе этой незаурядной личности.
LiveInternetLiveInternet
Четверг, 19 Ноября 2020 г. 13:58 + в цитатник
Михаил Александрович Врубель Портрет С.И.Мамонтова [1897] Не окончен Холст, масло. 187×142,5 см. Государственная Третьяковская галерея Москва. Как Гамлет в той, прежней картине, Мамонтов кажется прикованным взглядом к зеркалу, где видит нечто такое, что заставляет его в ужасе отшатнуться. Но видение, изобразившееся в зеркале, — не что иное, как сам этот портрет: надгробная стела превращает изображенное пространство в пространство склепа: густая тень на стене слита с чернотой фрачного костюма так, что весь черный массив слагается в призрачную темную фигуру, развалившуюся в кресле по диагонали, точно повторяющей укутанную в тень фигуру плакальщицы: за вычетом этого сгустка темноты остается голова на белом фрачном пластроне. Этот пластрон представляет собой незакрашенную поверхность грунта, отсеченную от окружающей черноты так, что возникает поразительная иллюзия скульптурного бюста, повернутого в три четверти к плоскости изображения. Наконец, пожалуй, главная «незаметность», выдающая мысль художника: тень, положенная на правую (от зрителя) часть головы, разворачивает ее абсолютно фронтально и в сочетании с резко оконтуренной глазной впадиной дает полную иллюзию мертвою черепа. Скульптурные мемории в инфернальной игре теней в сумрачном пространстве с «подвальным освещением»… Есть от чего прийти в ужас. При всем том простейшими средствами достигнуто впечатление надменной величественности. Так оно и подобает парадному портрету, назначение которого — не просто сохранить облик, но воздвигнуть памятник. Но та же нагнетенность пафоса возвышает значение всех настойчивых напоминаний о загробных потемках, превращая портрет в вариацию на тему «sic transit gloria mundi». Пространство портрета словно оглашено звуками библейских причитаний: «ибо Ты вознес меня и низверг меня…» (Псалтирь, 101:12). https://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1391 «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова» является вершиной и совершенным выражением врубелевской концепции этого жанра. На материале портрета словно апробируется демоническая тема титанического величия и трагизма духа. В облике и окружении московского Медичи есть черты представительности и даже парадности — в величавой импозантности позы, смягченной артистической небрежностью, в щегольском костюме, сверкающих лаком туфлях, в блеске красного дерева и благородстве узоров ковра. Но трагическая смятенность кисти художника ломает парадную схему портрета. Краски и формы смещены, контрасты света и тона сгущены и драматизированы. По стенам бегут черные тени, ярко вспыхивает пластрон манишки, оживает и обнаруживает свой траурный характер скульптура за спиной Мамонтова. Величественная фигура человека судорожно приподнимается в кресле. Лицо искажает конвульсия. Этот экспрессивно-драматический эффект во многом обусловлен соединением в портрете законченных, смело и красиво написанных деталей и едва подмалеванных мест. Пластрон манишки – это незакрашенный грунтованный холст. Голова словно высечена немногими крупными плоскостями. Ударом кисти намечен глаз. Врубель, кажется, воплощает в портрете таинственное знание о близком трагическом переломе в жизни модели. Дело в том, что Мамонтова, этого баловня судьбы, наделенного многочисленными талантами, богатством, властью, вскоре постигнет непоправимое несчастье: позор, арест, разорение, после чего он уже не в силах будет оправиться. Его покинут друзья, даже таланты, которые он открыл и выпестовал. Возможно, тайна пророческого дара Врубеля объясняется не особым талантом провидения индивидуальной судьбы, а выражением мироощущения символизма: душа, заключенная в темницу тела, непреодолимо одинока, существование человека трагично, тайны жизни и смерти непроницаемы. Все перечисленные портреты сближает колорит — обобщающая коричневая тональность, при ближайшем рассмотрении складывающаяся из множества красок. Эта строгость цветового решения соответствует серьезности отношения Врубеля к моделям, но так не похожа на «лиловые миры» (Блок) Врубеля в его картинах. https://www.rodon.org/art-080425110053
Метки:
живопись художник портрет Врубель
Процитировано 1 раз Понравилось: 5 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 5
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось5
0
Михаил Врубель. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова.
1897. Не окончен. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве — всего на несколько дней, как он предполагал. Но Москва его затянула, закружила и навсегда оторвала от Киева. Ближайшим поводом было знакомство, через посредство В. Серова, с московским «Лоренцо Медичи» — Саввой Ивановичем Мамонтовым
.
Имя богатого промышленника, строителя Северной железной дороги Мамонтова от истории русского искусства так же неотделимо, как имя купца Третьякова. Мамонтов — покровитель художников и сам художник-любитель, хозяин знаменитого Абрамцева (бывшего имения Аксаковых), владелец и организатор не менее знаменитого оперного театра, где пел Федор Шаляпин. Даровитый самородок, человек кипучей энергии и размаха, Мамонтов обладал чутьем на таланты и умел их привлекать. Перейдя в его руки, Абрамцево стало центром притяжения лучших художественных сил Москвы. На искусство Мамонтов не жалел средств и в конце концов разорился. По характеру он был и приветлив и деспотичен, и обаятелен и крут.
На первых порах Мамонтов совершенно пленил Врубеля своей широкой натурой в соединении с даровитостью, а Мамонтов, видимо, сразу оценил по достоинству талант Врубеля: уже через два месяца после первого знакомства Врубель поселился в его гостеприимном доме и стал своим человеком у него в семье.
В 1897 году Врубель пишет Портрет Саввы Ивановича Мамонтова
. Мамонтов удобно и прочно сидит в глубоком кресле, подогнув под себя одну ногу, и вместе с тем он весь в порыве, в динамике, левая рука упирается в подлокотник, словно Мамонтов хочет встать… Неукротимый, властный характер Мамонтова подсказал Врубелю стилевое решение портрета, обратив его мысль к русским богатырям.
|
Портрет Мамонтова гиперболичен, исполнен экспрессии. О нем хорошо говорит Н.М. Тарабукин: «Мамонтову тесно в кресле, в комнате, в Москве. Кажется, ему нужны те же необъятные просторы, что и Микуле Селяниновичу, те же стихийные ветры, что треплют гривы лошадей гиганта Вольги и его соратников. Мамонтов Врубеля — это тот же русский богатырь Микула, только одетый во фрак и лакированные штиблеты».
Индивидуальное возведено в монументальный, героизированный план, а вместе с тем остается вполне индивидуальным и конкретным — вот в чем замечательная особенность портрета Мамонтова, достойного стоять рядом с портретами кисти Веласкеса. Пылкий нрав Саввы Мамонтова выражен царственно, не буднично. Фрак и лакированные штиблеты нисколько не снижают образ, так же как вся — совершенно достоверная — обстановка кабинета: мебель красного дерева, красный ковер, ворсистый бархат сиденья кресла. Все эти аксессуары не менее благородны и великолепны, чем окружение какого-нибудь венецианского дожа или испанского гранда. Но те обычно восседают спокойно, а русский «колосс во фраке», ухватившись одной рукой за ручку кресла, нетерпеливо сжав в кулак другую, как будто делает усилие, чтобы не вскочить — вот только белая манишка, как плита, пригвождает его к плоскости картины и удерживает на месте.
|
«Портрет Саввы Ивановича Мамонтова» является вершиной и совершенным выражением врубелевской концепции этого жанра. На материале портрета словно апробируется демоническая тема титанического величия и трагизма духа. В облике и окружении московского Медичи есть черты представительности и даже парадности — в величавой импозантности позы, смягченной артистической небрежностью, в щегольском костюме, сверкающих лаком туфлях, в блеске красного дерева и благородстве узоров ковра. Но трагическая смятенность кисти художника ломает парадную схему портрета. Краски и формы смещены, контрасты света и тона сгущены и драматизированы. По стенам бегут черные тени, ярко вспыхивает пластрон манишки, оживает и обнаруживает свой траурный характер скульптура за спиной Мамонтова. Величественная фигура человека судорожно приподнимается в кресле. Лицо искажает конвульсия.
Этот экспрессивно-драматический эффект во многом обусловлен соединением в портрете законченных, смело и красиво написанных деталей и едва подмалеванных мест. Пластрон манишки — это незакрашенный грунтованный холст. Голова словно высечена немногими крупными плоскостями. Ударом кисти намечен глаз.
Врубель, кажется, воплощает в портрете таинственное знание о близком трагическом переломе в жизни модели. Дело в том, что Мамонтова, этого баловня судьбы, наделенного многочисленными талантами, богатством, властью, вскоре постигнет непоправимое несчастье: позор, арест, разорение, после чего он уже не в силах будет оправиться. Его покинут друзья, даже таланты, которые он открыл и выпестовал.
Создавая портреты, Врубель погружал модель в мир своих собственных идей и образов. Далеко не всякая модель для этого годилась. Если она в мир Врубеля «не входила», ему трудно было пересиливать себя. Работая над портретом С.И. Мамонтова Врубель, который сам вызывался его писать, после нескольких сеансов позирования с обезоруживающей откровенностью признался: «Надоел мне ваш портрет»,— и портрет так и не был закончен.
Этим изумительным портретом сам художник по справедливости гордился. После того как он долго не видел его и снова увидел в доме Мамонтова в 1904 году, он писал жене: «Портрет С.И. действительно как экспрессия, посадка, сила языка и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано, более чем правдиво — красочно и звучно… Сегодня я вижу, что Цорну далеко до моего портрета [шведский художник Цорн также делал портрет С.И. Мамонтова] , а у Серова нет твердости техники: он берет верный тон, верный рисунок; но ни в том, ни в другом нет натиска (Aufschwung), восторга».
Главная сайта Главная На страницу «Врубель» «Три шедевра» Посмотреть картину