Войти на сайт
Густав Климт выделяется в ряду других художников благодаря своей оригинальной манере. Особое значение имеет так называемый «золотой период» его творчества, знаменующий расцвет художественного мастерства Климта. Однако название этого этапа связано не только с активным совершенствованием творческой манеры художника. Дело в особой технике, которая преобладала в его работах в это время. Полотна выполнялись в различных оттенках золотого, кроме того, применялось сусальное золото. «Золотой» период в творчестве Климта продолжался примерно с 1898 по 1901 год. В это время работы художника пользовались особой популярностью, критика положительно реагировала на его картины. Полотном, открывающим данный период, стала картина «Афина Паллада».
Афина Паллада
В 1889 году в столице Австрии состоялась первая выставка Венского сецессиона. Вслед за немецкими коллегами австрийские живописцы отделились от официозного Дома художников и организовали собственное объединение, чтобы иметь возможность создавать и демонстрировать публике произведения искусства, выходящие за рамки господствовавшего консервативного стиля. Как и мюнхенские сецессионисты, венские художники сделали своим символом и покровительницей Афину Палладу. И на первой же выставке в Вене президент сецессиона Густав Климт представил картину, изображающую воинственную греческую богиню. «Афина Паллада» разительно отличается от других женских портретов Климта. Утонченные, пронизанные чувственностью, откровенно сексуальные роковые красавицы стали визитной карточкой художника. В отличие от них Афина излучает силу и властность, она полна воинственного магнетизма. Ее сверкающий шлем, золотой нагрудник и поразительно живые, горящие огнем глаза стали не только символом борьбы сецессионистов за свободу самовыражения (полотно настолько впечатлило критиков, что Афину стали называть «демоном сецессиона»), но и некой отправной точкой в творчестве Климта.
Именно с этой картины начался новый виток в творчестве художника, который был назван «золотым периодом» и подарил миру самые знаменитые картины Климта, написанные в неподражаемом стиле. В Афине художника интересовала по большей части ее божественная сущность, а не сексуальность. И это не удивительно, учитывая ее половую неоднозначность в греческих мифах. Дело в том, что, несмотря на внешнюю принадлежность к женскому полу, Афина наделена по большей части мужскими качествами. По мнению некоторых исследователей, в этой работе Климт намекает на известную теорию о тесной связи жажды власти с сексуальным желанием. Как бы там ни было, почти асексуальная богиня Афина Паллада стала одним из самых сильных женских образов в творчестве Климта.
Золотая Адель (Портрет Адели Блох-Бауэр)
«Золотая Адель» долгие годы была самым настоящим национальным символом Австрии. По популярности и тиражируемости она ничуть не уступала другой знаменитой картине Климта – «Поцелую». Сувенирные лавки в Вене были переполнены самыми разнообразными предметами с изображением этой роковой красавицы с высокой прической и томными глазами, полуприкрытыми тяжелыми веками. Когда Австрии пришлось расстаться с картиной, это событие стало трагедией национального масштаба. Провожая «Золотую Адель» в США, многие австрийцы плакали, не стесняясь. На протяжении всего существования этого полотна его сопровождали интриги и скандалы. А началось все с истории о мести. Существует легенда, согласно которой Фердинанд Блох-Бауэр заказал Густаву Климту портрет своей жены, узнав об их романе. Оскорбленный и униженный мужчина придумал идеальный план мести неверной супруге и ее любовнику. Он пообещал художнику астрономическую сумму за уникальное полотно, во время работы над которым Климту приходилось бы проводить вместе с Аделью так много времени, что вскоре она ему бы просто опротивела. Блох-Бауэр был наслышан о многочисленных любовницах художника и о том, что ни одна из них не задерживалась рядом с Климтом надолго. В итоге «Портрет Адели Блох-Бауэр» стал не только выгодным капиталовложением, но и прекрасным способом отомстить жене, которая вынуждена была каждый день наблюдать, как угасает страсть ее любовника. Когда в 1938 году Германия вторглась в Австрию, практически всем имуществом семьи Блох-Бауэр завладели нацисты. В годы Второй Мировой портрет Адели скрывали от публики из-за явного еврейского происхождения модели, но после войны она заняла место в Галерее Бельведер. Единственная оставшаяся в живых представительница семьи Блох-Бауэр, племянница Фердинанда и Адели Мария Альтман, сбежавшая от преследования нацистов и ставшая гражданкой США, лишь в 1998 году узнала, что по завещанию дяди именно она является владелицей портрета. Так началась 8-летняя судебная волокита, ставшая причиной международного скандала. Но, в конце концов, Марии Альтман удалось вернуть себе и «Золотую Адель», и другие картины Климта, завещанные Фердинандом. Весной 2020 года на экраны вышел фильм «Женщина в золотом» с Хелен Миррен и Райаном Рейнольдсом в главных ролях, повествующий о борьбе Марии Альтман и ее адвоката с австрийскими властями. Портрет Адели Блох-Бауэр можно, пожалуй, назвать квинтэссенцией всего «Золотого периода» творчества Климта. В частности, это касается обилия драгоценного материала, который художник использовал в этой работе (Климт декорировал свои картины настоящим сусальным золотом). Тем не менее, полотно не выглядит вычурным или аляповатым. Обилие золота удивительным образом не создает ощущения богатства и роскоши, оно кажется лишь естественным обрамлением для красивой женщины, лицо и руки которой как будто выхвачены светом из общей картины. Климт написал портрет Адели на пике своей карьеры, использовав техники и приемы, которые позволяют безошибочно определить авторство любой из его зрелых работ. Здесь есть и отсылки к египетскому и византийскому искусству, и разнообразие орнаментов, мастерски вписанных в пространство картины, и облачение героини, и, конечно же, неуловимая чувственная аура, окружающая «Золотую Адель».
Философия — Медицина — Юриспруденция
Когда в 1894 Климту и его коллеге Францу Матчу поступило предложение украсить Большой зал Венского университета, ими уже было выполнено несколько престижных заказов, принесших компаньонам не только известность, но и материальную свободу. Теперь художникам предстояло реализовать проект, известный как «Картины для университета», который предполагал создание цикла панно. Для Матча, не решавшегося нарушить «постулаты» традиционной живописи, работа над проектом была прекращена, и бывшие друзья расстались. В 1900-м на выставке Сецессиона Климт показал первую картину проекта – «Философия», которая вызвала гневную реакцию не только университетской среды, но и непонимание со стороны критики и публики. Профессура учебного заведения, ожидавшая увидеть работу, символизирующую победу Света и поражение Тьмы, которое возможно, естественно, только при участии просвещенных мужей, была задета за живое: человек, представленный провинциальным художником Климтом, оказался всего лишь частицей Вселенной, причем, полностью зависимой от благосклонности судьбы. Художник изобразил символ Знания в нижнем краю картины и, по его мнению, оно подчинено тайнам устройства мироздания, которые символически переданы через сферу, имеющую человеческое лицо. «Знанию» дано только наблюдать за таинственной сферой и течением реки – олицетворением науки о бытии мироздания; поток движущейся воды содержит в себе жизнь и смерть, и образы людей всех возрастов символизируют жизненный путь, от начала до его завершения. Познать мир и его законы невозможно, и Творцом лишь приоткрыта небольшая «щель», поэтому здесь присутствует только голова фигуры, что подчеркивает ограниченность в познании сокрытых тайн. Среди особенностей «Философии»: изображение фигур в стилизованном виде, отход от объемности. Эти детали, хоть и присутствовали в некоторых более ранних работах, теперь проявились со всей очевидностью. Также Климт использовал абстрактный фон, лишил полотно традиционных декораций, а фигуры обнаженных героев приняли явно не героические позы. Восемьдесят семь профессоров, посчитавших себя униженными, выразили свое негодование не только через прессу, но и обратились в Министерство образования с требованием отозвать заказ.
Настоящей оценкой «Философии» стала золотая медаль, которую картина получила в том же году на парижской Всемирной выставке. Художник не прекратил работать над остальными произведениями, причем поиск новых путей в живописи по-прежнему был его неизменным девизом, и в 1903 на X-й выставке Сецессиона публика увидела незаконченные «Медицину» и «Юриспруденцию» – заключительные картины, эпатировавшие зрителей не меньше «Философии». Может показаться, что, работая над «Медициной», Климт просто плавно развил предыдущую тему и создавал новый сюжет, пребывая под впечатлением тех же размышлений о взаимосвязи жизни и смерти. Человек здесь по-прежнему всего лишь безучастный свидетель событий, он не может, да и не знает, к кому апеллировать в поисках здоровья, и только наблюдает как «равнодушная» Река Жизни без разбора уносит и скелеты, и разновозрастную плоть. Вывод однозначен: Медицине не дано спасти жизнь, понятно, что и профилактикой не стоит заниматься (ее автор просто проигнорировал). В поисках образов, которые передали бы суть медицинских наук, Климт «перегрузил» сюжет смысловой нагрузкой, что и превратило картину в некое подобие «Философии», обильнее заправленное эротикой, которая вызвала у зрителя всего лишь ассоциации с замысловатой порнографией. Если бы Климт обратился за помощью к практикующему психологу, показав ему «Медицину», специалист, скорее всего, определил бы, что автор сюжета страдает от приступов депрессии, а его психика истощена. Кроме этого, заметна и личная неустроенность создателя картины. Аллегория здоровья – богиня Гигиея, хоть и заняла почти центральное место композиции, все же «подвинута» художником к нижнему краю полотна; статус у нее такой же туманный, как и у фигуры Знания в «Философии».
Появление очередной картины проекта сопровождалось усилением недовольства и непонимания авторского замысла. Мнение профессора истории фон Виткоффа, пытавшегося защитить творчество художника, не нашло поддержки ни в одной инстанции, и события вокруг «непристойных» картин обсуждались даже в Парламенте. Можно было догадаться, что в «Юриспруденции» в трактовке живописца вряд ли будет дан ответ на вопрос о восстановлении нарушенной справедливости, или, хотя бы, недопущении судебной ошибки. «Закон враждебен, а справедливость – не для всех», – такой вывод напрашивается при рассмотрении сюжета, где три голые фурии жестоко мстят беззащитному старику, скорее, убитому горем, но никак не опасному преступнику. Осьминог пугающе методично поглощает свою жертву, не оставив ей и малейшего шанса на апелляцию или хотя бы оправдательное слово. Мощно нагнетает мрачную атмосферу воображаемое пространство композиции, оно двухмерное, сильно сдавлено, и представляет собой черную субстанцию, в которой вязнет все. В отличие от предыдущих картин, автор «убрал» вселенскую пустоту, а также избавился от чувства неограниченного пространства. Верхняя часть «Юриспруденции» – недосягаемая вершина, на которой расположились Правда, Справедливость и Закон; эти «священные» составляющие элементы справедливости, пребывая в идеальной реальности, вряд ли соприкасаются с реальностью жизни земной, и отделяет их от обыденного горизонтальный элемент, из-за которого выглядывают то ли беспристрастные, то ли безучастные лица судей.
В 1945, при отступлении немецких войск, полотна сгорели в австрийском замке Иммендорф. О вершине творчества Климта, к которой, несомненно, принадлежат аллегории для Университета, можно судить лишь по черно-белым фотографиям и выполненной на высоком художественном уровне копии богини Гигиеи. Выкупить у государства картины художнику удалось в 1905, с помощью друзей и покровителей, впоследствии они были перепроданы в частные руки. Отдельные детали полотен художник дорабатывал до 1907. Также с завершением работы над этим скандальным проектом, Климт перестал писать монументальные полотна, переключившись на малоформатные картины.
Ожидание — Древо жизни — Свершение
Работа над фризом, заказанным Климту для обеденного зала дворца Стокле в Брюсселе, потребовала от художника применения всех своих творческих возможностей, предоставив шанс на практике защитить идеи Сецессиона, для которого разделение искусства на «чистое» и «функциональное», считалось неприемлемым. Мозаика для обеденного зала в стиле модерн, была бы отличным дополнением к архитектуре дворца, задуманной в соответствии с этим направлением, поэтому заказчики – промышленник Стокле и его супруга, обратились к нескольким художникам, в том числе и к Климту. Достижение гармонии между архитектурой здания и помещений, а также фризом для зала, представляло задание не из легких, но было несколько упрощено благодаря тому, что строительство дворца велось параллельно с созданием картин, украсивших зал. Византийская мозаика, заворожившая в свое время Климта, пригодилась ему очень кстати, и теперь, «вспомнив» о ней, а также о занятиях в Художественно-промышленной школе, художник достойно справился с заданием, причем модернизм и здесь заявил о себе применением экзотических и дорогих материалов. Композиция состоит из девяти элементов с мозаичным триптихом по , «Древо жизни», «Свершение». В «Ожидании» танцующая девушка уже не имеет ничего общего с роковыми моделями Климта, «дышавшими» ранее превосходством над мужским началом. «Японские» черты этого образа вызваны вкусами и пожеланиями семьи Стокле, во владении которой было много предметов восточного искусства, поэтому для гармонизации помещений такая стилистика картина была выбрана не случайно. Знаменитое «Древо жизни» – картина, одно название которой порождает массу эмоций, несмотря на любую интерпретацию сюжета: от библейского Древа познания, символизирующего наивысшую мудрость – до «мирского» генеалогического дерева. Вернее всего предположить, что этот центральный элемент фриза следует связать с одним из орнаментально украшенных мифов, взятых из апокалипсического раздела Библии. Дерево представляет собой дорогу, состоящую из своеобразных тропинок, сплошь и рядом «нашпигованных» камнями, ведь путь, ведущий к истинной Цели, не может быть легким и прямым. Вечность, в паре с Бесконечностью, символически представлены завитыми спиралями Дерева. Поклонники «чистого искусства», увидевшие в сюжете круги, треугольники, квадраты, возмутились, разглядев в этих символах всего лишь геометрические фигуры, и даже не желали слышать, что Фрейд олицетворял эти знаки с мужским и женским началом. Несмотря на то, что сюжет, казалось бы, понятен, и черная птица, восседающая на одной из веток-тропинок символизирует опасность, а то и смерть, зритель не может оторвать от нее взгляд, подыскивая свой вариант ответа на извечный вопрос противостояния Света и Тьмы, и не только во вселенских масштабах, а в первую очередь, в собственной душе. Кроме этого, постоянно повторяющийся мотив климтовских произведений о неразрывности Жизни и Смерти, напоминает об их диалектическом единстве как условии существования настоящей гармонии. Акцентируя внимание на Золотом Дереве и его символическом предназначении, художник подчеркивает, что, бросив вызов черному ворону, оно покровительствует и Любви. Таков лей, изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное наслаждение. Создание фриза пришлось на золотой период, наступивший у Климта после поездки в Италию, и его можно назвать «золотым» во многих отношениях. В творческой карьере Климта это был последний крупный заказ.
Поцелуй
Не так уж много найдется картин, которые можно сравнить с «Поцелуем» по частоте цитирования и количеству копий на самых разных, порой даже совсем неожиданных носителях.
Густав Климт крайне редко покидал Вену. Его поездки в Париж можно буквально пересчитать по пальцам. Что же касается остальной Европы, казалось, она вообще мало интересовала художника. Исключением оказалась лишь Италия, а точнее – Равенна, откуда Климт в 1903 году привез свое страстное увлечение византийскими мозаиками. Использование золота и разнообразные орнаментальные узоры в работах старых мастеров нашли отражение в самом продуктивном и ярком «золотом периоде» творчества Климта. Орнаменты, которые художник использует для изображения слившейся в любовном объятии пары, не случайны. На протяжении практически всего своего творческого пути Климт пытался донести до публики свое видение двойственности любви. Здесь он передает это ощущение, в частности, через разграничение мужского и женского. Одеяние героя картины расчерчено четкими квадратами и прямоугольниками, в то время как наряд его возлюбленной украшен орнаментом, в котором преобладают более мягкие и «женственные» круги и спирали. Интересны в «Поцелуе» и еще две детали. Во-первых, как и в большинстве других своих зрелых работ, художник не позволяет зрителю увидеть лицо героя (Климту часто пеняли на то, что ему интересны лишь женщины, в конце концов, он совсем перестал рисовать мужчин). И во-вторых, примечательно то, что Климт изобразил на полотне не сам поцелуй, а лишь его ожидание, предвкушение. По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо. И поэтому же пара на полотне не сливается в поцелуе, а пребывает в страстном любовном томлении.
Надежда II
В лице героини картины можно увидеть грусть и печаль. Одеяние девушки выполнено художником в его собственном стиле, который он использовал в большинстве картин, написанных в его «золотой период». Изображение ликов женщин на подоле палантина символизирует внутренние переживания героини. Жизнь и смерть на этом полотне существуют одновременно. Картина выполнена в ярких и теплых красках, но душу этой девушки гложет боль. Климт хорошо показывает переход радостных красок в печальный образ. Череп, расположенный на животе героини преграждает путь счастью, которое идет к ней. Художник специально внес в картину символику смерти, чтобы никто не забывал о реальности этого мира. Густав Климт имеет скандальную репутацию среди критиков и общества. Его любовь к женщинам — факт небезызвестный. Любой человек, просмотрев все его картины, сможет сделать такой вывод, так как большая часть его картин — изображения женщин. Многие картины наполнены эротизмом. В то время у общества были другие взгляды, и тематика его картин вызывала бурю скандалов и негативных отзывов. Но несмотря на все это нашлись истинные ценители его творчества, и он завоевал огромную популярность, благодаря чему получал много дорогих заказов.
Даная
Согласно мифу прекрасная девушка Даная, ограждаемая царствующим отцом от любой возможности стать матерью, находится в заточении. Столь строгое поведение царя Акрисия – отца принцессы, вызвано пророчеством оракула, предсказавшего гибель правителя от руки своего внука – сына Данаи. Понятно, что самые строгие и хитроумные меры предосторожности, не могли отменить предначертанного, тем более, когда в числе «действующих лиц» этой истории значится сам Зевс, покоренный красотой дочери Акрисия. Превратившись в золотой дождь, любвеобильный небожитель проник туда, где находилась прекрасная узница. Персей – плод любви Зевса и Данаи, хоть и неумышленно, но выполнил свою «миссию», став причиной смерти Акрисия.
Мастер откровенно пренебрегает сюжетной линией мифа, акцентируя внимание лишь на сцене сакрального оплодотворения и передаче состояния героини. Прием, которым Климт «повышал» эротичность картин в стиле ню, сводился к тщательному поиску подходящей позы для героев сюжета, и в соединении с искаженной перспективой, достигал требуемого эффекта; здесь эта задача выполнена автором на высочайшем уровне: сексуальность Данаи феноменально реалистично донесена до зрителя несмотря на состояние полусна героини. Способствовали этому и элементы орнамента, а также любимый Климтом золотой цвет, в который окрашен животворный дождь.
Водяные змеи II
С 1904 по 1907 Густав Климт был увлечён созданием двух необычных картин, имеющих схожий сюжет: «Водяные змеи I» и «Водяные змеи II». Конечно же эти картины не обошлись без изображения обольстительных красавиц. Похожий сюжет был изображён Климтом в картине «Течение», через несколько лет после создания которой, он взялся за написание двух этих картин. На картине «Водяные змеи I» девушки похожи на хрупких и тонких русалок, а на полотне «Водяные змеи II» героини более молодые и живые. Название картины как бы намекает на то, что за красивой внешностью могут скрываться злые умыслы, агрессия и опасность. Героинь картины можно назвать нимфами, они излучают холод и нагоняют страх, а вся их красота — подарок ледяного океана. В этой картине все сливается в единое целое: раковины, водоросли, вода, все это составляет единую большую композицию, состоящую из множества ярких оттенков, сияющую золотом.
Портрет Фрицы Ридлер
Позволяя кисти Климта увековечивать своих жен, заказчики, а это, в основном, сановитые чиновники или представители богатых семей, вряд ли интересовались, что означали замысловатые орнаменты, или символы, которыми автор обильно «нашпиговывал» портреты. Слава Климта в Вене не ограничивалась его оригинальным творчеством, она касалась и его страсти к женщинам, может быть, поэтому художник, тонко чувствовавший внутренний мир модели, дополнял обычные женские образы символами эротического характера, с виду казавшимися «невинным» орнаментом. На картине «Портрет Фрицы Ридлер», зритель «встречается» не с женой государственного чиновника, коей на самом деле была эта женщина, а скорее, со жрицей любви. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка, может быть, для того, чтобы получилось сходство с головным убором Марии Терезии кисти Веласкеса. Только самые внимательные обнаружат, что сексуальная символика – «павлиньи глаза», образуют кресло, на котором восседает героиня, и с трансформацией этого предмета в орнамент исчезает его глубина и форма. Акцент золота, исчезнувший было из картин, проявился с новой силой.
Три возраста женщины
К разряду необычных и, без преувеличения, загадочных работ Климта относится произведение «Три возраста женщины», в котором художник снова обращается к постоянно волнующей его женской теме, но уже в более «расширенном» аспекте, затронутом ранее в картине «Любовь». Условно поделив жизненный путь женщины на три наиболее важных периода, Климт не только сделал ударение на цикличности этого пути, но еще показал жизнь и смерть в их нераздельной связке; может быть поэтому, при созерцании сюжета можно почувствовать как радость, так и «заразиться» унынием и грустью. Беззаботное младенчество, переданное через детскую фигуру, показывает, скорее всего, лишь «отправную точку» только что начавшегося бытия, и вызывает всего лишь умиление. Стилизованный образ молодой женщины, которая пребывает в гармонии с собой и окружающим миром, что подчеркнуто ее изображением на фоне яркого орнамента жизни, резко контрастирует с персонажем старухи, вызывающе натуралистическим. В этом произведении обнаженные тела персонажей далеки от климтовской эротики, не всегда понятной публике, а тем более, критике, но свежесть жизни и свет, исходящие от матери и ребенка, многократно оттеняют ссохшуюся плоть старухи, восстанавливая в композиции своеобразный баланс.
Жизнь в бою — Золотой рыцарь
Золотые рыбки
В начале 1900-х резкие выпады в сторону модернистского творчества Климта никоим образом не сказывались на стиле его живописи, иногда даже создавалось впечатление, что критика сама «подталкивала» художника к созданию эпатажных произведений. Фрески, которые мастер исполнил для Большого зала Венского университета, вызвали гнев консервативного общества, но вместо «покаяния», Климт «ответил» кистью, правда, некоторые считают, что более уместно употребить слово «ягодицами». На картине «Золотые рыбки» (так картина стала называться после выставки), именно эта часть тела, максимально эротично изображенная мастером, знающим толк в секретах женской привлекательности, приковывает основное внимание зрителя. Названная первоначально – «Моим критикам», работа красноречиво выразила мнение художника, адресованное в адрес воинствующей оппозиции.
Юдифь и Олоферн (Саломея)
Работа над картиной «Юдифь и Олоферн» пришлась на время, когда смелость творческих экспериментов Климта иногда шокировала критику. Библейский сюжет, повествующий о том, как благочестивая вдова Юдифь, решается на жертвенный поступок, с тем, чтобы спасти от ассирийцев родной город, интерпретирован Климтом настолько своеобразно, что это произведение получило еще одно название – «Саломея», по имени знаменитой соблазнительницы из Нового Завета. Юдифь художника, несмотря на то, что держит голову жестокого завоевателя, более ассоциируется со светской львицей из праздного венского общества, и представляет собой архетип роковой женщины; в ее глазах и приоткрытых губах явно читается осознание своей силы над мужским началом. Произведение относится к ранним работам Климта, отличающихся рядом особенностей: мягко окрашенное лицо героини выписано в пластичном «объеме» и заметно контрастирует с поверхностью орнамента, плоскость которого двухмерная. Также у художника сначала появлялась рама, сделанная его братом, и только потом начиналась работа над картиной.
Источник: https://fishki.net/ © Fishki.net
Стиль и критика[ | ]
В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано.
Так например, в «Поцелуе», самой прославленной работе художника, мужчина склонился над женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается губами к её щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом, кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото, стоят на коленях среди цветов.
Многие современные критики, особенно искусствоведы-феминистки, критикуют манеру Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания; они отмечают, что мужчина в «Поцелуе» доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры.[источник не указан 815 дней
]
С 1910 года Климт начал отходить от перегруженного декоративностью стиля. На втором портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912 году, экстравагантного золота уже нет; теперь Климту важнее цвет: облачённая в белое Адель изображена на фоне синих, зелёных и розовых цветовых пятен. Но Климту не хватило времени выработать новый стиль — разразилась Первая мировая война, а 6 февраля 1918 года он умер.
Галерея[ | ]
Основная статья: Список картин Густава Климта
- Климт в голубоватой дымке
, Эгон Шиле, 1913
- Поцелуй
1907–08, масло, холст, Галерея Бельведер, Вена
- Адель Блох-Бауэр I
, проданная за рекордные 135 млн. долларов в 2006, Neue Galerie, Нью-Йорк
- Адель Блох-Бауэр II, 1912, собственность Марии Альтманн, Лос-Анджелес
- Чао, Адель
. Вена, февраль 2006
- Юдифь и голова Олоферна
, 1901. Австрийская галерея, Вена
- Юдифь II. 1901. Галерея современного искусства, Венеция
- Афина Паллада. 1898. Исторический музей Вены, Вена
- Секция фриза Бетховена, Дом сецессиона, Вена
- Золотые рыбки. 1901—1902. Частная коллекция, Швейцария
- Надежда I. 1903. Национальная галерея Канады, Оттава
- Надежда II (1907—08), Галерея современного искусства, Нью-Йорк
- Водяные змеи I (1904—1907)
- Водяные змеи II (1904—1907)
- Три возраста женщины. 1905. Национальная галерея современного искусства. Рим
- Даная. 1907—1908. Музей Леопольда. Вена
- Невинность, 1913. Национальная галерея. Прага
- Подруги. 1916—1917 (Галерея Вельц, Зальцбург). Уничтожена пожаром в 1945
- Философия
1899–1907. Уничтожена в 1945
- Медицина
1899–1907. Уничтожена в 1945
- Юриспруденция
1899–1907. Уничтожена в 1945
- Адам и Ева. 1917. Австрийская галерея, Вена
- Портрет Сони Книпс, 1898
- Портрет Гермины Галлии
, 1904. Национальная галерея, Лондон
- Mäda Gertrude Primavesi
, 1912, (масло, холст, 150 × 110 см), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Mäda Eugenia Primavesi
(1913–14)
- Аллея в Шлосс Каммер Парке
, 1912, Галерея Бельведер, Вена
- Березовая роща
, 1903
- Яблоня I
, 1912
- Дома в Унтерахе близ Аттерзее
, 1916
- Мастурбирующая женщина
(
Мастурбация
), 1916 - Панно в столовой дворца Стокле
- Панно в столовой дворца Стокле. Ожидание
, 1904—1910
- Панно в столовой дворца Стокле
- Панно в столовой дворца Стокле
Примечания[ | ]
- ↑ 12Bibliothèque nationale de France
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - ↑ 12
Gustav Klimt - ↑ 12
Gustav Klimt (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3 - Fliedl G.
— 1994. — P. 230. - Collins J
. Klimt: Modernism In The Making. — Harry N. Abrams, 2001. — P. 99. — ISBN 978-0-88884-718-8. - Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.69.
- Anselm Wagner: «Klimt’s Landscapes and the Telescope», Gustav Klimt Landscapes
, pages 161—171. Prestel, 2002. - Власов В. Г.. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 419—420
- Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.52.
- Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.103
- Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p. 18.
- Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр.203
- Московский Международный Кинофестиваль / 2006 / 28-й Фестиваль Архивная копия от 2 июля 2011 на Wayback Machine — FilmFestivals.ru.
- Ланди Э.
Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2. — С. 200.