Яков Минченков — Волков Ефим Ефимович

У стен монастыря

В русской пейзажной живописи Ефим Волков, вслед за И. Шишкиным, был великолепным певцом русского лета. Художники-пейзажисты знают, что лето писать труднее, чем другие времена года, так как зелень деревьев и трав «забивает элементы пейзажа» и потому так сложно разобраться в полутонах, определить контрастные отношения цвета. Не случайно именно лето представлено в живописи меньше, чем изображение весны, осени или зимы.

Ефим Волков с большим мастерством писал и траву, и листву деревьев, и полевые цветы. Примером тому его картины:» Пейзаж с прудом», «Цветочное поле», «Речка» и другие. «Пейзаж с прудом» (1887).

Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками ездил на побережье Черного моря. Кроме Ефима Ефимовича, поехали Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Лето прошло весело: они забирались высоко в горные леса, писали этюды в монастыре Козьмы и Дамиана; из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф. Друзья всегда с удовольствием вспоминали эту поездку. Но сердце Ефима Волкова осталось равнодушным к красотам юга. Он не изменил себе: главное место в его пейзажах всегда занимала природа средней полосы России и болотистые окрестности родного Петербурга.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно полюбил он места возле города Плеса.

Популярность Волкова росла год от года. Однажды, в 1888 году, на дачу художника приехал адъютант великого князя С.А. Романова и сказал:

– Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович Романов прислал меня к вам для переговоров, не согласитесь ли вы поехать с князем в Палестину в качестве художника-иллюстратора на один-два месяца, и сколько за это вы хотите?

– Поеду, – отвечает Волков, – но не за плату, а так. Если что напишу, то князь потом может купить по ценам выставки.

Адъютант уехал, затем вернулся вновь с ответом, что князь согласен.

Из поездки на Ближний Восток Ефим Волков привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.

В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств. И в 1899 году «за известность на художественном поприще» Волкову было присуждено звание академика, при этом он продолжал экспонировать свои картины на Передвижных выставках.

15 января 1902 года в Петербурге в залах Императорской академии художеств открылась выставка двух передвижников, действительных членов Академии художеств – Е.Е. Волкова и В.Е. Маковского. Каждый из них этой выставкой отметил 25-летний юбилей своей художественной деятельности.

Маковский выставил 383 работы. Волков представил 417 полотен, в основном, конечно, пейзажей, и среди них в каталоге выставки значились лишь два этюда. Все эти пейзажи были написаны в период с 1875 по 1901 год.

Очень дорогой иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России» в том же 1902 году опубликовал по поводу персональной выставки разгромную статью.

«Можно констатировать факт, свидетельствующий, пожалуй, о некотором подъеме вкуса в русском обществе, что ни тот, ни другой из этих двух столпов передвижничества не имели того успеха, который они могли ожидать еще лет 5-6 тому назад. Эта выставка лишний раз и с полной убедительностью доказывала, что живопись Вл. Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что г. Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником».

Вот так: у Маковского «мало общего с искусством», а Волков – вообще, получается, не художник? А ведь Волков, наряду с работами последних лет, представил на выставку множество самых лучших своих вещей – «На болоте», «У монастыря», «Осень» (1886), «Над рекой» (1901).

Заметим также, что Ефим Ефимович, как и все воспитанники Академии художеств, был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы: офорты – «Дорога в деревне» (1871) и «Вид окрестностей Петербурга»; рисунки (карандаш) – «Моя дача на Сиверской» (1881), «Набережная на Васильевском острове» (1889), «Пейзаж» (1900), «Деревенский пейзаж», «На Валааме» и «Охотник с собакой»; иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова (1891).

Его рисунки и гравюры публиковались в известных столичных журналах: «Нива», «Север» и других. Увы, мода на искусство передвижников прошла окончательно. Время диктовало новые стили: на пятки передвижникам наступал модерн, из Европы российские вкусы теснил импрессионизм, ну и всеобщий восторг публики вызывали конфетно-красивые мирискусники.

После событий 9 января 1905 года – Кровавого воскресенья – вся русская интеллигенция бурлила. Естественно, не могли остаться равнодушными к произошедшим событиям и передвижники.

Как и большинство передвижников, в политике Ефим Волков придерживался демократических взглядов. Художник на все политические перипетии, которые часто приводили его почти в полное отчаяние, реагировал с большим жаром. Когда Волков говорил о политике, он по обыкновению волновался, дрожал и стучал пальцем по какому-нибудь предмету.

Во многом разочарованный как политическими событиями, так и потерей интереса публики к творчеству художников из Товарищества, Волков стал очень хмурым. Он сильно исхудал. И ему ничего не оставалось, как до самой смерти (последовавшей в 1920 году в голодном и холодном Петрограде) писать неказистую, болотистую природу окрестностей своего родного Петербурга, находя в ней очарование, поэзию, прелестную тишину и покой. Впрочем, ничего иного лично для себя художник никогда и не желал. Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям – крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает.

Примечания

  1. 12Рогинская Ф. С
    . Список членов Товарищества передвижных художественных выставок// Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 429 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-87685-054-3
  2. Васильева Наталья, Истомин Сергей
    . Ефим Волков. — Белый город, 2007. — 48 с. — (Мастера живописи). — 3000 экз. — ISBN 978-5-7793-1346-9
  3. Кондаков С. Н
    . Действительные члены// Юбилейный справочник Императорской Академии Худжеств 1764 — 1914 = Юбилейный справочникъ Императорской Академии Художествъ 1764 — 1914. — СПб.: Императорская Академия Художеств, 1914. — Т. I. — С. 298. — 350 с.
  4. Кондаков С. Н
    . Живописцы// Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академии Художествъ. — СПб.: Императорская Академия Художеств, 1914. — Т. II. — С. 42. — 459 с.
  5. Сомов А. И
    . Волковъ (Ефимъ Ефимовичъ)// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах = Энциклопедическій словарь/ под редакцией К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского. — СПб.: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (Санкт-Петербург), 1892. — Т. VII (13) «Волапюкъ – Выговскie». — С. 37. — 480 с.

Умер Ефим Ефимович Волков в 1920 году в Петрограде.

Пейзаж с прудом

Река на Украине

Конец зимы

В лесу.По весне

Вечер .1877 г.

Взморье

Весной.1880г.

Во время сенокоса

Возвращение стада

Золотая осень.Тихая речка.

Деревенский пейзаж

Деревушка на озере

Домик на опушке

Закат на реке

Заросшая река

Заросший пруд

Заход солнца над озером

Зимний пейзаж

Зимний пейзаж.1876

Лесная речка

Лесное озеро

Лесной пейзаж

Лесной пейзаж

Лесной пейзаж с водяной мельницей

Летний день

Летний день после дождя

Летний пейзаж с девочкой

Лунная ночь в лесу

Море

Морской пейзаж

Осенний пейзаж

Осень

Пейзаж

Пейзаж с болотом

Полдень в лесу

Поле ромашек

Ранний снег

Речной пейзаж с лодками

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: