У стен монастыря
В русской пейзажной живописи Ефим Волков, вслед за И. Шишкиным, был великолепным певцом русского лета. Художники-пейзажисты знают, что лето писать труднее, чем другие времена года, так как зелень деревьев и трав «забивает элементы пейзажа» и потому так сложно разобраться в полутонах, определить контрастные отношения цвета. Не случайно именно лето представлено в живописи меньше, чем изображение весны, осени или зимы.
Ефим Волков с большим мастерством писал и траву, и листву деревьев, и полевые цветы. Примером тому его картины:» Пейзаж с прудом», «Цветочное поле», «Речка» и другие. «Пейзаж с прудом» (1887).
Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками ездил на побережье Черного моря. Кроме Ефима Ефимовича, поехали Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Лето прошло весело: они забирались высоко в горные леса, писали этюды в монастыре Козьмы и Дамиана; из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф. Друзья всегда с удовольствием вспоминали эту поездку. Но сердце Ефима Волкова осталось равнодушным к красотам юга. Он не изменил себе: главное место в его пейзажах всегда занимала природа средней полосы России и болотистые окрестности родного Петербурга.
В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно полюбил он места возле города Плеса.
Популярность Волкова росла год от года. Однажды, в 1888 году, на дачу художника приехал адъютант великого князя С.А. Романова и сказал:
– Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович Романов прислал меня к вам для переговоров, не согласитесь ли вы поехать с князем в Палестину в качестве художника-иллюстратора на один-два месяца, и сколько за это вы хотите?
– Поеду, – отвечает Волков, – но не за плату, а так. Если что напишу, то князь потом может купить по ценам выставки.
Адъютант уехал, затем вернулся вновь с ответом, что князь согласен.
Из поездки на Ближний Восток Ефим Волков привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.
В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств. И в 1899 году «за известность на художественном поприще» Волкову было присуждено звание академика, при этом он продолжал экспонировать свои картины на Передвижных выставках.
15 января 1902 года в Петербурге в залах Императорской академии художеств открылась выставка двух передвижников, действительных членов Академии художеств – Е.Е. Волкова и В.Е. Маковского. Каждый из них этой выставкой отметил 25-летний юбилей своей художественной деятельности.
Маковский выставил 383 работы. Волков представил 417 полотен, в основном, конечно, пейзажей, и среди них в каталоге выставки значились лишь два этюда. Все эти пейзажи были написаны в период с 1875 по 1901 год.
Очень дорогой иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России» в том же 1902 году опубликовал по поводу персональной выставки разгромную статью.
«Можно констатировать факт, свидетельствующий, пожалуй, о некотором подъеме вкуса в русском обществе, что ни тот, ни другой из этих двух столпов передвижничества не имели того успеха, который они могли ожидать еще лет 5-6 тому назад. Эта выставка лишний раз и с полной убедительностью доказывала, что живопись Вл. Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что г. Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником».
Вот так: у Маковского «мало общего с искусством», а Волков – вообще, получается, не художник? А ведь Волков, наряду с работами последних лет, представил на выставку множество самых лучших своих вещей – «На болоте», «У монастыря», «Осень» (1886), «Над рекой» (1901).
Заметим также, что Ефим Ефимович, как и все воспитанники Академии художеств, был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы: офорты – «Дорога в деревне» (1871) и «Вид окрестностей Петербурга»; рисунки (карандаш) – «Моя дача на Сиверской» (1881), «Набережная на Васильевском острове» (1889), «Пейзаж» (1900), «Деревенский пейзаж», «На Валааме» и «Охотник с собакой»; иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова (1891).
Его рисунки и гравюры публиковались в известных столичных журналах: «Нива», «Север» и других. Увы, мода на искусство передвижников прошла окончательно. Время диктовало новые стили: на пятки передвижникам наступал модерн, из Европы российские вкусы теснил импрессионизм, ну и всеобщий восторг публики вызывали конфетно-красивые мирискусники.
После событий 9 января 1905 года – Кровавого воскресенья – вся русская интеллигенция бурлила. Естественно, не могли остаться равнодушными к произошедшим событиям и передвижники.
Как и большинство передвижников, в политике Ефим Волков придерживался демократических взглядов. Художник на все политические перипетии, которые часто приводили его почти в полное отчаяние, реагировал с большим жаром. Когда Волков говорил о политике, он по обыкновению волновался, дрожал и стучал пальцем по какому-нибудь предмету.
Во многом разочарованный как политическими событиями, так и потерей интереса публики к творчеству художников из Товарищества, Волков стал очень хмурым. Он сильно исхудал. И ему ничего не оставалось, как до самой смерти (последовавшей в 1920 году в голодном и холодном Петрограде) писать неказистую, болотистую природу окрестностей своего родного Петербурга, находя в ней очарование, поэзию, прелестную тишину и покой. Впрочем, ничего иного лично для себя художник никогда и не желал. Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям – крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает.
Примечания
- ↑ 12Рогинская Ф. С
. Список членов Товарищества передвижных художественных выставок// Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 429 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-87685-054-3 - Васильева Наталья, Истомин Сергей
. Ефим Волков. — Белый город, 2007. — 48 с. — (Мастера живописи). — 3000 экз. — ISBN 978-5-7793-1346-9 - Кондаков С. Н
. Действительные члены// Юбилейный справочник Императорской Академии Худжеств 1764 — 1914 = Юбилейный справочникъ Императорской Академии Художествъ 1764 — 1914. — СПб.: Императорская Академия Художеств, 1914. — Т. I. — С. 298. — 350 с. - Кондаков С. Н
. Живописцы// Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академии Художествъ. — СПб.: Императорская Академия Художеств, 1914. — Т. II. — С. 42. — 459 с. - Сомов А. И
. Волковъ (Ефимъ Ефимовичъ)// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах = Энциклопедическій словарь/ под редакцией К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского. — СПб.: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (Санкт-Петербург), 1892. — Т. VII (13) «Волапюкъ – Выговскie». — С. 37. — 480 с.