Вдова Сергея Заграевского рассказала о причине смерти художника 


Семейная традиция художников Жуковых

Своей творческой жизнью и всему, что в ней хорошего было заложено с раннего детства, художник Сергей Жуков обязан своему отцу. Его отец – Жуков Александр Петрович родился весной 1941 года в одной из дальних деревушек Калужской области. Пережив оккупацию, по окончании средней школы поступил в пед.училище, там же и оставили его преподавать рисование. В последующем Александр Петрович окончил Московский заочный пед.институт, в котором на то время вёл занятия выдающийся художник А.И.Лактионов. В шестидесятых переезжает на юг, под Одессу, в город Белгород-Днестровский. Уже как сформировавшийся художник, Жуков старший часто выставляется, преподаёт в детской художественной школе и в пед.училище. Создает семью. Так в 1970 году, в августе, родился Сергей Жуков.

Сергей Заграевский участвовал в социальной жизни

Вдова Сергея Заграевского рассказала о причине смерти художника

Как высокоинтеллектуальный человек с высоким культурным уровнем Сергей Вольфгангович получил известность в качестве литератора и художника. Он всю жизнь занимался искусством, и понял, насколько в РФ творческие люди незащищены. Это и стало причиной того, что художник стал уделять больше времени и сил общественным делам.

Человек искусства с большой буквы возглавлял российский союз художников, имеет президентскую почетную грамоту. Сергея регулярно приглашали на телевидение, важным и справедливым было его мнение как эксперта.

Детство Сергея

С самого раннего детства Сергея окружала атмосфера творческого труда. Он часто любил проводить время в мастерской отца. Множество картин, этюдов и рисунков наполняли ее и конечно же присутствовал природный запах холста и льняного масла. И самое главное, когда Сергей подрос, отец брал его с собой на Родину. Знакомство с природой и бытом средней полосы России произвело неизгладимое впечатление на детскую душу. «В детстве у меня была книжка «Русские народные сказки»… Удивительное дело, выбираясь в деревню с ее избами, разнообразной крестьянской утварью, домашней живностью, я словно попадал в самую настоящую русскую народную сказку, которую хорошо знал еще в детстве. Все вокруг как будто сошло со страниц моей любимой детской книжки», – рассказывает Сергей Жуков о себе. Приезды в деревню с отцом для Жукова стали традиционными. Многообразие дел по хозяйству, походы в лес за грибами и ягодами, на речку – все они дополнялись рассказами людей пожилых о временах старинных. Любовь отца к родной стороне, восторг от общения с живой природой нашли своё отражение в его живописных работах.

Галерея Валентина Рябова

Фрагмент беседы арт-критика Валентина Рябова с художником Сергеем Федотовым, записанный на диктофон.

В. Рябов: Сергей, мне интересно твое видение разделения живописи на направления: ранние работы, абстрактно-экспрессивные, экспрессивно-символические и т.д. Ранние работы — это что для тебя, опыт какой-то?

С. Федотов: Ранние работы — накопленный опыт. Это мои поездки в Крым в поиске колористических решений. Эти находки развивались, сейчас они всплывают, то что было накоплено 5-8 лет назад…

— Видя твои ранние работы, понимаешь, что в них прослеживается определенная школа. А я знаю, что ты академий художественных не заканчивал, но анализ говорит, что написал эти работы профессионал.

— Конечно, все не «с неба свалилось». Я изучал творчество художников, тех, которые мне нравились. Много смотрел, путешествовал, посещал музеи и, естественно, это откладывало свой отпечаток. Художник – это не тот, кто вышел на берег реки и сказал: «Ух, как красиво!»

— В рамках работы ты на кого из художников ориентируешься?

— На классическую школу, тот же соцреализм, на коровинскую, левитановскую темы и на пластику Кончаловского. Все, что мне нравится — все отражается. Глупо не использовать опыт предыдущих поколений, это нормально, связь неразрывна.

— Процесс познания сколько занял? — 3-4 года, и я смог сделать нормальный, хороший этюд. Правда, мне ничего не разжевывали, и приходилось самому открывать многие вещи.

— А какой момент явился переломным в переходе от советской реалистической живописи?

— На самом деле я параллельно делаю и фигуративные, и абстрактные работы, и, по большому счету, разницы не вижу, потому что для меня большее значение имеют колорит и колористическое настроение, и как бы нет построения с помощью жесткого рисунка, линии – в этом академического образования нет.

— Но мог бы?

— Да, мог бы. Но я проникаю вглубь живописи: в плоскость и пятна. Sfumato. Моя картина строится по другим принципам. У меня передний план везде, на всей картине.

— Вот интересно, человек получил физико-математическое образование – очень конкретное, плюс — потом занимался бизнесом, это тоже очень конкретное дело, которое требует четких обоснований. Но ты вдруг отказываешься от всего…

— На самом деле — все параллельно: изучал математику, изучал картины, с шести лет работал. Все помогает. Не знаю художников, которые смогли бы сделать карьеру физика, а наоборот: огромное количество артистов, музыкантов вышли из физиков. Математика строит мозги.

— Связь реально не прослеживается.

— Это как в квантовой механике. Все очень глубоко, а не поверхностно. Надо быть чуточку сумасшедшим.

— Понятно, что основополагающие принципы ты не проигнорировал.

— Мне трудно говорить об этом.

— Это я утверждаю. А ты можешь просто кивать головой: «Да! Да! Я такой!». В мастерской, где ты пишешь большие полотна, в картинах появляется равномерный фрагментарный рисунок, ритмично повторяющийся на плоскости всего холста 2 на 3 метра.

-Ритм, это интересно. Ребенок, когда рождается, до определенного момента абстракционист. Потом ему навязывается фотоизображение. Это есть.

— Но порыв изначально рациональный или эмоциональный?

— Начну в холодном, закончу в горячем. Трудно предугадать. Как в драку ввязаться. Как в квантовой механике: существует своя красота. Ее не надо понимать, надо знать. Вот в древности физики знали твердое тело, потом открыли электрон, а, оказывается, и он не однородный. Так и те, кто знает одну академическую живопись. Расширять надо кругозор, сферу знаний.

— Тебе интереснее уходить в абстрактное?

— Меня спрашивают: «А что у вас холст не записан?» Ну что отвечать на все вопросы…

— И все- таки…?

— У меня все картины — конкретные. Есть образ, пространство. У моих картин есть верх и низ. Если их перевернуть, это видно сразу, и если в зеркало посмотреть – картина неузнаваема. Незакрашенный холст несет иногда больше информации, чем цвет и фактура.

— Почему ты работаешь в разных мастерских?

— Я в разных местах по-разному себя ощущаю. Атмосфера другая, холсты другие, и динамика другая. В зависимости от освещения картина меняется. Здесь есть иллюзия трехмерности. Здесь, в этой мастерской, появилась абстрактная фреска: фактически — новое направление в искусстве.

— Наверное, пока не имеет смысла выделять это в отдельную главу нашего альбома?

— Пока нет. В альбоме эти картины в разделе «Русское поле…». Их всего две или три, одна из них — «Степь».

— У нас будут разделы в книге. Интересны твои суждения. Есть ли разница? Например, фигуративный экспрессионизм?

— …Не все можно объяснить словами. Уже в названиях есть разница. Я пропустил что-то через себя, и как бы это извратил. Предмет — лучший повод для написания картин. Особенно портреты. Были люди, которые обижались. Это нормально. Поэтому чаще пишу автопортреты.

— Если мы берем американских художников и художников того же направления в России. Что их отличает? Философия мышления?

— Мое мнение — яма должна быть большой и глубокой. Упрощать свою технику до нескольких мазков — это все равно, что в споре начинать делать повторы. Я предпочитаю создавать сложнофактурную, крупномазковую живопись.

— Фигуративно-абстрактные работы похожи на Кончаловского?

— Нет, это Сизанизм. Любая картина — это слепок настроения художника. Я все время предпочитаю идти дальше, все время в поиске. Хотя это трудно. Но, люди ждут. Веду много работ и все работы доведу до конца, не успокоюсь. Если душа успокоилась — значит картина готова. Работаю и когда хочется, и когда надо. Нужно обязательно приложить труд. Что лукавить, надо заставить себя, втянуться, иначе жизни не хватит. Иногда пишу «по сырому», иногда даю просохнуть, а затем делаю лессировки, как старые живописцы. Есть свои секреты. Я заинтересован, чтобы картины жили…

— Почему ты все-таки так кардинально поменял направление своей жизни? Ты — успешный человек…

— Что остается после людей? Только искусство. Точнее не само искусство, а его духовная составляющая. Обеспечить пропитание — основная цель 99-ти процентов людей. И уже за этим забывается все. Жить, чтобы есть. Говорить о курсе валюты и о погоде. А я сейчас с людьми говорю об искусстве и живописи, если есть с кем. Наше пространство неограниченно. Людям не хватает позитива. Философия в живописи – это составная часть искусства для людей, способных это понять, и цветовая экспрессия безотносительно к чему бы то ни было – другая очень важная часть экспрессивного полотна. Художник пишет картину для того, чтобы она оказалась в интерьере: музея, резиденции, квартиры. Картина – это батарейка, ее зарядили, и затем она отдает…

Становление художника Сергея Жукова

Вот так под открытым небом, на просторах среднерусской глубинки, С.Жуков с раннего своего возраста начал получать первые уроки живописи от своего отца. Был заложен фундамент, на котором в дальнейшем будет созидаться творческая жизнь Сергея. «Окончил художественную школу, где преподавал отец, дальше учиться не пошёл, может время ещё не пришло тогда. Живопись не забрасывал, но работал больше для себя, не думая о возможности стать художником.

Затем была служба в армии. «Уходил из одной страны, а вернулся в совсем другую», – вспоминает Сергей. Дальнейшая жизнь развивалась стремительно. На месте прежних устоев возникали другие порядки. В 1995 году Жуков покидает городскую среду и возвращается в деревню своего детства.

Бесповоротное решение стать художником пришло к Сергею, когда ему было тридцать с небольшим лет. Пришлось начинать все сначала – на время оставить размеренную, спокойную жизнь среди природы и окунуться в пестрый мир современного города, чтобы пополнить свои художественные навыки. Получив достаточное образование в Одесском худ.училище им.М.Б.Грекова, Жуков возвращается в деревню. Здесь он и положил начало своих творческих задумок и планов.

Художник Сергей Жуков и его творческая деятельность

Сейчас Жуков плодотворно работает. Много пишет с натуры, участвует в многочисленных вернисажах и несколько раз в году проводит персональные выставки. Художник Сергей Жуков принадлежит к тем живописцам, для которых среднерусский пейзаж стал главной темой для творчества. Он видит образ русского человека в единстве с природой, пытается раскрыть в своих работах знакомые явления по-новому, надеясь хоть немного обогатить мысли и чувства зрителя. Заставить задуматься над многим в жизни.

Пейзажи Сергея Жукова о русской природе

Пейзажи с изображением природы средней полосы России наиболее любимая тема художника Жукова. А его любимый писатель – К.Паустовский, которому принадлежат следующие строки: «Я не поменяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки». Поэтому природные пейзажи Сергея Жукова духовно содержательны. Они трогают за живое каждого истинно русского человека.

Посмотрите, как волнующе изображены природные пейзажи кистью художника Сергея Александровича Жукова. Реалистичность образов вызывает у зрителей волнующие воспоминания о прекрасных моментах общения с красотой родной природы.

Натюрморты художника Жукова

Натюрморты встречаются в творчестве почти каждого художника, не оставил их без внимания и Сергей. Светлые тона и отраженные солнечные лучи в натюрмортах с цветами наполняют его произведения свежестью лета. Изображенные на них, помимо цветов, простые предметы присущи деревенскому быту. Они и в этом направлении живописи подчеркивают «русскую первооснову» натюрмортов художника Жукова.

Взирая на выполненные Сергеем Жуковым натюрморты, словно ощущаешь запах полевых цветов, свежесть лета. В окружении предметов деревенского быта эти чувства приобретают особые оттенки близости с природой. Даже городской житель, глядя на букет сирени кисти Сергея Александровича, чувствует весенний аромат распускающихся цветов.

Портреты кисти живописца Сергея Александровича Жукова

Чувствуется профессионализм в портретах, выполненных живописцем Сергеем Александровичем Жуковым. Не только естественные живые образы впечатляют нас, когда мы видим портрет кисти Сергея Александровича. Помимо этого, его работы наделены своеобразной энергетикой, дополняющий образ особой притягательностью. В этом и заключается его особый талант художника-портретиста.

Художнику Сергею Жукову сулит большое будущее известного живописца. На страницах сайта, посвященного товарам для украшения дома и интерьера размещено много его картин маслом, которые можно приобрести по условиям данного магазина, т.е. напрямую от автора.

Заходите в самый полный каталог картин, выполненных маслом на холсте, талантливого художника С.Жукова

Карьера и творчество

Несмотря на увлечение искусством, в молодости Сергей поступил в МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет). До 1997 года, уже окончив вуз, работал старшим научным сотрудником кафедры прикладной математики. В 90-е, помимо научной деятельности, пробовал себя в разных областях, в том числе изучал богословие и занимался бизнесом.

После того как банк, чью дочернюю компанию возглавлял Заграевский, разорился, мужчина решил отойти от дел и полностью посвятить себя любимому делу — искусству. В 1999 году москвич создал Профессиональный союз художников России, который возглавлял до своей кончины. С этого времени и до начала июля 2020-го Сергей провел несколько персональных выставок, а также участвовал во многих групповых экспозициях.

View this post on Instagram

A post shared by Сергей Заграевский /Zagraevsky (@sergey_zagraevsky) on Jun 29, 2020 at 3:12am PDT

Картина Сергея Заграевского «Гурзуф»
В работах живописца сохранилась та «детскость», что была свойственна ранним картинам творца. Он определял жанр собственных полотен как наивизм. Термин родился как производное от обозначений «наив» и «примитив». Искусствовед не относил себя к числу известных примитивистов, которых разделял на две категории — «пенсионеры» (Анри Руссо, Бабушка Мозес) и «непрофессионалы из народа» (Нико Пиросмани и другие).

В интервью художник отметил, что в Интернете кто-то назвал его живопись «неодетской». Такая характеристика пришлась Заграевскому по душе и понравилась даже больше, чем определение, которое придумал он сам. Интересно, что впервые наивистом архитектора назвал в стихотворении-экспромте Булат Окуджава, с сыном которого Сергей учился в одном классе.

Родители также были знакомы с великим поэтом. Однажды, в середине 90-х, при встрече с Булатом Шавловичем мать показала собеседнику работы сына. Тот оценил оригинальность живописного стиля и тут же придумал стих, воспевающий мастерство ребенка.

Параллельно с рисованием Сергей увлекся литературным творчеством. Он создал книги, раскрывающие собственное видение фигуры Иисуса Христа. Также со временем библиография писателя пополнилась романами, философскими произведениями, сказками для детей. В 2014 году сочинение «Архитектор его величества» вошло в лонг-листы литературных премий «Национальный бестселлер» и «Русский Букер».

С 1999 года мужчина занимал пост главного редактора издания «Арт-газета». Также работал главредом справочника «Единый художественный рейтинг», выступал в качестве учредителя и хранителя электронной научной библиотеки «РусАрх», содержащей статьи по истории древнерусской архитектуры.

В начале нулевых Заграевский стал преподавать дисциплины в Институте искусства реставрации. В 2005 году защитил докторскую диссертацию, посвященную изучению особенностей архитектуры Северо-Восточной Руси рубежа XIII–XIV веков. Главными научными интересами того периода для исследователя стали белокаменное зодчество Древней Руси, раннемосковское зодчество и другие вопросы.

View this post on Instagram

A post shared by Сергей Заграевский /Zagraevsky (@sergey_zagraevsky) on Mar 11, 2020 at 1:08am PST

Сергей Заграевский в шоу «Мужское/Женское»
Труды ученого были отмечены наградами и званиями. Так, в 2009 году мужчина стал заслуженным работником культуры России, а в 2013-м получил звание академика Российской академии художеств. Заграевский не только писал работы по искусствоведению, но и выступал на телевидении.

В частности, мужчина оказался постоянным гостем, экспертом в популярных ток-шоу «Мужское/Женское», «На самом деле», «Пусть говорят», а также давал интервью. Так, Сергей высказался по поводу нового романа соседа по даче в Абрамцево Сергея Жигунова, подтвердив, что актер встречается с Викторией Ворожбит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: