«Падение Ангела» — это третья глава франшизы с Джерардом Батлером в главной роли. В центре сюжета Майк Бэннинг, агент секретной службы США и боец с терроризмом.
В новом фильме, который последовал за «Падением Олимпа» (2013) и «Падением Лондона» (2016), Майка обвиняют в покушении на нового президента Аллана Трамбулла, роль которого исполнил Морган Фриман.
Во взрывном финале «Падения ангела» Майк вступает в сотрудничество со своим отцом — ветераном вьетнамской войны Клэем (Ник Нолт) и начинает наступление на тех, кто хочет втянуть Америку в войну, даже если они находятся внутри Белого дома.
Абсолютное предательство
В начале фильма лучший друг Майка Уэйд (Дэнни Хьюстон) пытается убедить его устроиться на работу в качестве директора секретной службы, чтобы Майк помог своему приятелю получить несколько военных контрактов для компании Salient.
Позже выясняется, что попытка покушения на Трамбулла была фактически спланирована Уэйдом, поскольку он хочет выставить Майка участником заговора с целью заставить Соединенные Штаты напасть на Россию.
Уэйд знает, что это принесет пользу компании Salient, поскольку антивоенная политика Трамбулла нанесет ущерб компании. После того, как Salient ликвидирует нескольких агентов ФБР, чтобы скрыть его следы, Уэйд решает закончить работу и убить госпитализированного Трамбулла.
Его наемники убивают агентов секретной службы президента, не понимая, что Майк снова в игре. Он вмешивается в события и убеждает своих бывших союзников в том, то не перешел на «сторону зла», что привело к жестокому столкновению на крыше больницы.
Драка заканчивается тем, что Майк взрывает спасательный вертолет Уэйда, а затем прокалывает легкие своего бывшего друга во время боя на ножах. Затем они вместе смотрят на закат. Уэйд называет Майка «Львом». Это его старое прозвище.
Цифровая брейгелиана
В маленькой темной комнате у входа в Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе цифровые ангелы Питера Брейгеля Старшего сражаются с мистическими существами, фламандские пословицы оживают в буквализованных образах, а зритель присоединяется к толпе слушающих проповедь. Мультимедийную выставку разработали совместно с командой Google Cultural Institute. Виктория Бутакова, автор рубрики «Музей и вокруг него», рассказывает, как искусство старых мастеров получает новую жизнь с помощью технологий, почему обращение к Брейгелю всегда будет актуальным и как международные выставки становятся доступнее зрителю в любом конце света.
В 2020 году художественная жизнь Бельгии зациклена на фигуре Питера Брейгеля Старшего. Приуроченную к 450-летию со дня смерти художника выставку «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» с самой большой коллекцией гравюр мастера покажет Королевская библиотека Брюсселя, в Музее Майер ван ден Берг в Антверпене пройдет экспозиция «Возвращение “Безумной Греты” Брейгеля» после реставрации картины, в музее под открытым небом Бокрейк в Лимбурге пройдет выставка «Мир Брейгеля», а в замке Гаасбек в коммуне Ленник — экспозиция «Пир дураков», где наряду с картинами мастера будут представлены работы вдохновленных им художников ХХ века и современности. Но главное событие в этом ряду — выставка «Невиданные шедевры» в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе, которым принадлежит самая большая в Бельгии коллекция работ Брейгеля. Кроме того, эта выставка высокотехнологична: наряду с оригиналами из собрания музея зрители могут посмотреть на ожившие полотна в проекционной комнате и погрузиться внутрь картин с помощью очков виртуальной реальности.
Оцифровка картин для выставки «Невиданные шедевры»© Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Идея не нова: первые мультимедийные экспозиции показывали на французской выставочной площадке Carrières de Lumières еще в 2012 году. На каменные стены грота проецировали полотна Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Спустя два года австралийская компания Grande Exhibition разработала систему «оживления картин» SENSORY4 и представила миру передвижную мультимедийную выставку «Van Gogh Alive». Организации объединились, чтобы таким же образом показать работы импрессионистов, а затем и Леонардо да Винчи. Отечественные выставочные залы Artplay и «Люмьер-холл» подхватили тенденцию и уже успели продемонстрировать движущиеся полотна Иеронима Босха, Микеланджело Буонарроти, Ивана Айвазовского и Николая Рериха. Через очки виртуальной реальности зрители впервые смотрели на картины в 2017 году, когда аукционный дом Sotheby’s организовал перед торгами VR-выставку работ Сальвадора Дали и Рене Магритта. Позже их успех повторила компания BDH, которая с помощью очков Google Cardboard помещала зрителей внутрь картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Оба этих технологичных подхода к показу экспозиций Королевские музеи совместили с традиционным.
Питера Брейгеля Старшего искусствоведы считают одним из самых загадочных художников в истории, а его творчество — вершиной нидерландского Ренессанса. Его картины, равно как и его жизнь, полны ребусов и нерасшифрованных аллюзий. Ни дату его рождения, ни факты биографии живописца достоверно установить так и не удалось. Согласно одной из версий, свое прозвище «Мужицкий» он получил за стремление показывать на полотнах сельскую жизнь. Но за простым изображением пасторалей кроется куда более глубокое содержание, скрытое в деталях, которыми изобилуют его работы: на примере городской среды он показывал свое представление о человечестве как о величественном множестве ничтожно малых величин. Именно это привлекает в Брейгеле современного зрителя. И на этом сделали акцент работники Королевских музеев: каждую из картин теперь можно рассмотреть в многократном увеличении — вплоть до отдельных мазков. Такого уровня детализации невооруженным взглядом достичь невозможно.
Крыша богачей усыпана пирогами, состоятельные граждане выбрасывают деньги в воду и стригут овец, в то время как нуждающиеся пытаются стричь свиней.
У Брейгеля была своя концепция «перевернутого мира», или «мира наизнанку». Его мировоззрение было остросатирическим: художник показывал все скрытые пороки общества вроде пьянства, обжорства, нищеты, лености и гордыни. Он всегда по-своему интерпретировал библейские сюжеты, перенося их в современную обстановку Нидерландов, и встраивал их в сложные многофигурные композиции. Но при этом он стремился передать в своих работах ощущение непрерывности жизни: множество снующих по полотнам фигурок воплощало бытовые сцены, в ежедневной рутине которых мастер видел вселенскую значимость. И делал он это изобретательным живописным языком: его кисть скользила по грунтовке словно бы спонтанно, легкими мазками создавая силуэты, которые при отдаленном рассмотрении слагали целостную картину.
Как каждая из работ Брейгеля состоит из нескольких самостоятельных полотен, так и выставка складывается из нескольких экспозиций. «Невиданные шедевры» объединяют все мыслимые подходы к показу картин — традиционные и технологические. В случае с картинами Брейгеля это особенно актуально, поскольку они написаны на хрупких деревянных панелях, многие из них не вывозились из своих хранилищ более 100 лет. Чтобы решить эту проблему, сотрудники Королевских музеев Бельгии обратились к компании Google, чтобы оцифровать работы художника из разных собраний и показать в одном месте гигапиксельные изображения высочайшего разрешения. Затем эти картины разбросали по разным частям интерактивной выставки — воображаемого музея — и дополнили экспертными пояснениями. Как говорит руководитель отдела общественных связей Королевских музеев Изабель Ванхунакер, таким образом они могут предложить зрителям куда больше информации, чем на небольшой табличке рядом с картиной. И привести к полотнам детей цифрового века с помощью знакомых им технологий.
Проекционный зал Брейгеля в Королевских музеях изящных искусств© Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Путешествие по экспозиции начинается с проекционного зала — так называемой Коробки Брейгеля, где на трех стенах от пола до потолка вокруг зрителя оживают персонажи живописца. Используемая здесь сложная система проекторов — детище компании Google — позволяет посетителям выставки отправиться на цифровую экскурсию по зашифрованным в полотнах символам. Попадая внутрь «Фламандских пословиц», зритель становится героем картины наряду с бесчисленными фигурами крестьян и начинает разгадывать устойчивые выражения, которыми описывалась жизнь Нидерландов XVI века. Женщина «привязывает дьявола к подушке» — то есть проявляет непреодолимое упрямство, закованный в латы рыцарь «вешает на кота колокольчик» — совершает неразумный поступок, неизвестный горожанин «проваливается в корзину» — проявляет нерешительность. Крыша богачей усыпана пирогами, состоятельные граждане выбрасывают деньги в воду и стригут овец, в то время как нуждающиеся пытаются стричь свиней. Брейгель показал во «Фламандских пословицах» все описанные в современном ему лексиконе пороки и нелепости человеческого поведения и с помощью множества движущихся по картине маленьких человечков, занятых бессмысленными делами, передал свойственное ему ощущение абсурдности жизни. Современные исследователи отгадали около 120 пословиц, спрятанных на картине, но действия некоторых персонажей так и остаются загадкой — поговорки, которые они олицетворяют, уже вышли из употребления. Хотя некоторые используются повсеместно и по сей день: один человек бьется головой о стену, другой мечет розы (все равно что бисер) перед свиньями, игроки в карты водят друг друга за нос. Отгадать их значит пройти своеобразный первый уровень задачи мастера живописной сатиры.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559. Дерево, масло© Берлинская картинная галерея
То же мироощущение художник передал в «Проповеди Иоанна Крестителя», где евангельский сюжет служит лишь маскировкой. Он поместил библейскую сцену в современный ему контекст и через крестьян, дворян, монахов и солдат, слушающих чтение, показал: принять истинное учение каждый может лишь в пределах собственных барьеров. Два монаха злобно критикуют проповедь, дворянин стоит спиной к проповеднику и протягивает руку цыгану в полосатом одеяле, что гадает по его руке. Эту картину выбрали для показа в «Коробке Брейгеля» не случайно: именно в ней художник с наибольшим мастерством создал иллюзию нахождения внутри картины. Предшественники живописца выбирали высокие точки обзора, он же поместил изображенную толпу выше глаз зрителя, словно тот сам оказался на поляне и слушает проповедь.
Питер Брейгель Старший. Проповедь святого Иоанна Крестителя. 1566. Дерево, масло© Музей изобразительных искусств, Будапешт
В этом зале проецируется и анимированная картина «Падение мятежных ангелов», которая связывает отдельные части выставки, — изучить ее можно с помощью всех способов, представленных на «Невиданных шедеврах». Оригинальное полотно хранится в собрании Королевских музеев, показывается в «Коробке Брейгеля» на интерактивных мониторах и в очках виртуальной реальности Google Cardboard. Хотя ожившую картину можно рассмотреть и без очков в видеоролике с обзором в 360 градусов.
В основе сюжета картины лежит первое противостояние сил добра и зла, которое предшествовало грехопадению человека. Архангел Михаил прогоняет падшего Люцифера, и вслед за ним в бездну устремляются другие мятежные ангелы, превращающиеся в демонов-гибридов, полулюдей-полуживотных. Главный порок, на который обращает внимание зрителя в этой работе художник-сатирик, — гордыня, искажающая некогда благородные образы до неузнаваемости. Но Брейгель и здесь не ограничивается иллюстрированием библейской притчи: он находит ее отражение в истории XVI века. Художник был свидетелем зарождения Нидерландской буржуазной революции, лидером которой был Вильгельм Оранский. Он выступал за независимость провинций и смещение кардинала Антуана Перрено де Гранвеля с поста главного советника испанского короля в Нидерландах. Однако симпатии Брейгеля были на стороне Гранвеля: тот покровительствовал художникам и был известным коллекционером искусства. Потому действия Оранского живописец рассматривал как проявление гордыни, послужившее причиной общественных разногласий и беспорядков. Абсурд и суматоха, царившие в народе, подтолкнули Брейгеля к написанию апокалипсиса, апогея человеческого безумия, хотя он даже не застал истинных бедствий войны. А на изображение мистических существ его вдохновили исследования американского континента и описания диковинной фауны Нового Света, откуда на полотно перенеслись броненосцы и бабочки-махаоны, а вместе с ними — желто-красные перья индейцев.
Очки виртуальной реальности Google Cardboard© Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Композиция «Падения мятежных ангелов» выстроена в соответствии с правилами «кабинета редкостей», или кунсткамеры, которая появилась и набирала популярность во времена мастера. Поначалу так назывались небольшие шкафы, заполненные экспонатами naturalia (созданными природой) и artificalia (сотворенными человеком). Разделив тем же образом и объекты на картине, Брейгель внес в нее новый смысл — противостояние природы и искусства, метафорично отраженного в виде научных и музыкальных инструментов.
Вифлеемская перепись оказывается сбором налогов чиновниками, и на фоне сбора хвороста, строительства сарая и детских игр на льду прибытие Святого семейства проходит незамеченным.
Картины Брейгеля настолько наполнены мелкими подробностями и деталями, что рассмотреть их сложно даже на оригинальном полотне. Потому работы из собрания Королевских музеев организаторы выставки сопроводили сенсорными экранами, на которых можно максимально приблизить изображения хранящихся в Брюсселе картин, а после вернуться к оригиналу и найти там только что обнаруженные фрагменты. Это можно сделать и не в музее: на специальной странице Google Cultural Institute картины представлены на виртуальной выставке.
Питер Брейгель Старший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. Фрагмент. 1565. Дерево, масло. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель© Google Cultural Institute
Две работы относятся к серии зимних пейзажей, родоначальником которых выступил художник. На них изображены характерные для мастера вереницы персонажей, занятых своими мирскими делами, с типичным брейгелевским сатирическим подтекстом. Вифлеемская перепись оказывается сбором налогов чиновниками, и на фоне сбора хвороста, строительства сарая и детских игр на льду прибытие Святого семейства проходит незамеченным. Библейская история вновь оказывается лишь предлогом к написанию картины с несколькими интерпретациями. Другая картина лишена религиозного подтекста в сюжете, но несет схожее ощущение надвигающейся опасности. В «Зимнем пейзаже с конькобежцами» идиллическая картина с веселящимися на льду горожанами омрачается изображением ловушки — деревянной доски, которая нависает над птицами на ветке. Веревка от нее тянется к окну соседнего дома. Беда подстерегает не только птиц: у самого края полотна художник расположил прорубь во льду, которой не замечают катающиеся на коньках люди. Это своеобразное предупреждение мастера о подстерегающей опасности и завет не терять бдительности.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566. Дерево, масло© Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Смысл, схожий с тем, что в «Падении мятежных ангелов», заключен в куда более спокойном, на первый взгляд, «Падении Икара» — единственном полотне, созданном художником на основе сюжета из греческой мифологии. Правда, авторство не установлено точно — на картине нет ни подписи, ни даты, а исследования выдают противоречивые результаты. Официальная версия гласит, что работа является ранней копией с утраченного оригинала. Однако композиция с акцентом на диагонали выдержана в истинно брейгелевском стиле, и многие искусствоведы приписывают произведение кисти мастера. В «Падении Икара» остро чувствуется ощущение отрешенности и безразличия, которыми пронизаны полотна Брейгеля: так же как занятые своими делами персонажи «Зимнего пейзажа» не замечают прибытия Марии и Иосифа, герои «Падения Икара» не видят, как падает в воду возгордившийся и опаленный солнцем Икар. Несмотря на то что он выступает центральной фигурой картины, зритель может увидеть лишь его ноги, частично скрытые волнами. На первый же план на пересечении диагоналей выступает пахарь с плугом, чуть дальше изображен пастух с овцами и еще дальше — рыбак. Все они сохраняют невозмутимость и продолжают свои ежедневные дела, не обращая никакого внимания на гибель героя.
Падение Икара. Ранняя копия с утраченного оригинала Питера Брейгеля Старшего. 1560-е. Холст, масло© Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Те из оцифрованных картин, которые не представлены оригиналами или в «Коробке Брейгеля», составляют несколько виртуальных выставок на интерактивных мониторах в Королевских музеях и на онлайн-платформе Google Cultural Institute. Самая известная из них — «Вавилонская башня», хранящаяся в Музее Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме. Картина наполнена маленькими фигурками людей, которые строят огромное сооружение, что стремится достичь неба и уже скрывается за облаками. Она целиком отвечает основным мотивам мастера: ее сюжет взят из библейской притчи, обличающей порок гордыни, и иносказательно перенесен в современное художнику общество. Брейгель, который много лет жил в Антверпене и наблюдал строительство портового города, воплотил на картине увиденные там инструменты. Грузы с лодок поднимаются с помощью крана, который работает от силы помещенных внутри колеса людей. Картина изобилует изображениями бараков, лестниц, строительных лесов и подъемников. С помощью множества таких деталей художник переосмысляет посыл библейского сюжета, согласно которому люди, вознамерившиеся построить башню, которая могла бы дотянуться до Бога, потерпели крах из-за своего высокомерия и в наказание лишились общего языка. Строители больше не могли понять друг друга и закончить работу, поэтому прочное, на первый взгляд, сооружение при ближайшем рассмотрении оказывается хрупким и ломким: ярусы положены неровно, некоторые этажи или недостроены, или начинают разрушаться. И несмотря на то, что с помощью «Вавилонской башни» Брейгель предупреждает зрителей о возможной каре за гордыню, он наделяет картину свойственным ему ощущением упоения жизнью: бурная деятельность, хоть и оказывается тщетным трудом, наделяет существование изображенных людей смыслом.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. Ок. 1565. Дерево, масло© Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
Библейский сюжет вновь служит Брейгелю маскировкой при написании картины «Избиение младенцев». Этот эпизод позаимствован из Евангелия от Матфея: узнав о рождении Иисуса, царь Ирод повелел убить всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет. Художник поместил действие в обстановку современной ему фламандской деревни, а посланцев нарядил в солдатские одежды испанской армии. Почти сразу после написания картина попала к императору Священной Римской империи Рудольфу II, и ее сильно переработали: мертвых младенцев закрасили и поверх них нарисовали свертки, животных или еду. Полотно из сцены резни превратилось в эпизод грабежа, хотя и наполненный столь же множественным повествованием и тем же ощущением неизбежности, обреченности и невозможности отступления. Всадники окружают площадь со всех сторон, врываются в дома, закалывают пиками стадо домашнего скота в центре картины, где под слоем краски прячется группа младенцев. Женщины убегают в ужасе, скорбят и утешают скорбящих. На заднем плане мужчина пытается унести ребенка — одного из незакрашенных — в безопасное место, хотя стоящие на мосту наездники говорят о том, что ему это вряд ли удастся.
Питер Брейгель Старший. Жатва. 1565. Дерево, масло© Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Подобным чувством проникнута картина «Две обезьяны». Хотя она существенно отличается от других работ мастера по композиции: на ней изображены всего два персонажа, расположенных в оконном проеме и закованных в цепи. Смирившись со своей судьбой, они смотрят на раскинувшийся вдали Антверпен и мечтают о свободной жизни. Куда более непринужденно выглядит «Жатва», где по пшеничному полю художник раскидал фигурки трудящихся людей. Здесь работа кипит вовсю, как и в «Вавилонской башне», но она не обрекает крестьян на неудачу, а, наоборот, возвеличивает их: находясь ближе всего к природе, они проживают наиболее правдивую жизнь. Эта картина оказывается чуть ли не единственной из работ Брейгеля, где царят умиротворенность и спокойствие, а снующие по полотну человечки не предупреждают о близкой опасности, а завещают: останавливаться и оставаться слишком долго в одном месте нельзя ни в коем случае.
Музеи ищут все новые способы передать зрителю как можно больше информации и изменить его восприятие искусства. Они адаптируются к цифровой эпохе и пользуются ее достижениями, чтобы показать рядом полотна, которые из-за своей хрупкости никогда не окажутся в одном зале. Как говорит генеральный директор Королевских музеев изящных искусств Бельгии Мишель Драге, технологии открывают новый диалог между посетителями и картинами на выставке, и эта встреча ведет к раскрытию секретов живописи, которые пока неизвестны широкой публике.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Понравился материал? Помоги сайту!
Подписывайтесь на наши обновления
Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней
Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен
RSS-поток новостей COLTA.RU
facebooktwitterвконтакте
Понравился материал?помоги сайту!
Угроза изнутри
Однако Уэйд работал не один. Кирби (Тим Блейк Нельсон), человек, который нанял его, изображал поддержку Трамбула, даже когда тот был в коме. Он хотел войны с Россией, так как считал, что пришло время «снова сделать Америку сильной». Он уже начал переговоры с частными подрядчиками, такими как Salient для наращивания военного арсенала страны.
Схема Кирби работает, когда ФБР и Секретная служба изучают личные записи Уэйда и выясняют, что компании Salient были выплачены огромные суммы денег. Так они намеревались подставить Майка и сфабриковать атаку со стороны России.
Все мрачные секреты Кирби раскрываются, что приводит к конфронтации с выздоровевшим Трамбуллом, который арестовывает его, навсегда устраняя из Белого дома.
Однако это не полная победа, так как президент не знает, какие еще козни построил Кирби, пока исполнял обязанности президента.
Юкио МИСИМА — ПАДЕНИЕ АНГЕЛА
1 …
Юкио МИСИМА
ПАДЕНИЕ АНГЕЛА
1
Легкий туман над морем придавал что-то таинственное силуэтам далеких кораблей. Сегодня горизонт был более ясным, чем вчера: можно было различить линию гор, высящихся на полуострове Идзу. Гладкая поверхность моря. Сверкающее солнце, редкие облака, синее небо.
Едва заметные волны разбивались о берег. В зелено-коричневом цвете набегавшей на берег волны, как и в морских водорослях, было что-то неприятное.
Монотонное перемешивание массы воды, породившее индийский миф о пахтанье океана[1] молока. Мир, пожалуй, не стоит оставлять в покое. В идиллии есть нечто, пробуждающее порок.
Сейчас, в мае, по глади моря безостановочно, даже назойливо, сновали блики света, и все море казалось покрытым крошечными бугорками.
В небе кружили три птицы: вот они сблизились и тотчас же разлетелись. В их поведении была какая-то загадка. Что означал этот синий промежуток, когда одна птица приближалась так, что, наверное, чувствовала дуновение ветра от взмахов крыльев другой, а та, другая, тут же отдалялась. Когда у человека порой возникают три похожие мысли, они тоже движутся подобным образом?
Удалявшееся в море черное грузовое суденышко, имевшее на трубе знак в виде волны, благодаря громоздившимся на палубе надстройкам казалось сзади величественным и высоким.
В два часа пополудни солнце окуталось легкими облаками. Теперь оно напоминало сверкающий белый кокон.
Закруглявшаяся линия горизонта смотрелась иссиня-черным железным обручем, плотно насаженным на морской пейзаж.
В какой-то точке открытого моря на секунду взметнулось и тут же пропало белое крыло волны. Может быть, в это был заложен какой-то смысл? Возвышенный каприз или очень важный знак. А возможно, ни то ни другое.
Подступал прилив, волны стали выше, суша подверглась их искусному натиску. Облака закрыли солнце, и море приобрело цвет темной зелени. По его поверхности с востока на запад протянулась белая полоса. Она имела форму гигантского полураскрытого веера. В верхней части веера поверхность воды выглядела неровной, а в той части, что составляла стержень этого огромного опахала, была черной, как каркас настоящего веера, и эта чернота смешивалась с глубокой зеленью морской глади.
Вновь засияло солнце. Море безропотно приютило яркий свет, и по воле юго-западного ветра погнало на северо-восток бесчисленные, напоминавшие спины морских львов волны. Но своим перемещением эта неиссякаемая масса воды не способна поглотить сушу, ее прилив строго контролируется силой далекой луны.
Слоистые облака затянули половину неба. Они разрывали на белые полосы сияние солнца.
Появились две рыбачьи лодки, в открытом море двигалось грузовое судно. Ветер был довольно сильным. О своем приближении шумом двигателя заявило еще одно суденышко с рыбаками, подходившее с запада. Маленькое и жалкое, в движении оно выглядело чуть ли не благородно: будто ползло на коленях, волоча полы парадной одежды, скрывавшей его колеса-ноги.
Три часа пополудни. Слоистых облаков стало меньше, похожее на хвост горлицы белое облако, расползавшееся в южной части неба, бросало на море густую тень.
Море… — явление без собственного имени, его можно назвать только морем, будь оно Средиземным, Японским или бывшим сейчас перед глазами заливом Суруга — все это безымянная, полная, абсолютная анархия, нечто, обобщенное с великим трудом и не признающее имен.
Тучи затягивают солнце, и море неожиданно меняет настроение: становится задумчивым, наполняется мелкими, зеленовато-коричневыми формами с торчащими в разные стороны углами. Его покрывают колючие волны, словно стебель розы, усеянные шипами. В этих шипах нет пугающей остроты, колючее море кажется гладким.
Три часа десять минут. Теперь кораблей нигде нет.
Странное дело. Огромное пространство становится заброшенным.
В нем даже крылья чайки кажутся черными.
И тут в открытом море возникает призрачный корабль. Вскоре он пропадает на западе.
Полуостров Идзу исчез за легким туманом. Совсем недолго он был видением Идзу. А потом исчез.
Исчез без следа. Пусть он отмечен на карте, но тут его больше нет. И полуостров, и корабль — их существование в равной степени «бессмыслица».
Появляется, а потом исчезает. Чем, собственно, полуостров отличается от корабля?
Видимое существует, и море, пока его не окутал плотный туман, всегда перед тобой. Оно постоянно копит силы для существования.
Один-единственный корабль меняет весь пейзаж.
Появление корабля! Оно перестраивает все. Система бытия дает трещину, она втягивает корабль в глубины моря. В этот момент происходит замена. Мир, существовавший за миг до появления корабля, отброшен. Корабль и явился ради того, чтобы мир, который держится на его отсутствии, прекратил свое существование.
Море бесконечно, ежесекундно меняет оттенки. Плывут облака. И появляется корабль… Что каждый раз происходит? В чем состоит рождение нового?
Мгновение за мгновением… — и в каждое, возможно, случается то, что превосходит бедствия, приносимые извержением Кракатау,[2] а человек этого не замечает. Мы привыкли к причудам бытия. Существование мира не стоит воспринимать всерьез.
Возникновение формы есть знак беспрерывной реконструкции, реорганизации. Это сигнал колокола, который доносится издалека. Появление корабля означает, что колокол возвестил о его существовании. Раздался звон и наполнил все вокруг. Над морем что-то непрерывно вершится. Все время, не смолкая, звонит колокол бытия.
Существование.
Это может быть не корабль. А, допустим, плод лимона, который еще неизвестно когда появится. Достаточно, чтобы пробил колокол его бытия.
Половина четвертого. В заливе Суруга бытие было представлено большим, ярко-желтым плодом китайского лимона.
Он то прятался в волнах, то появлялся вновь, то всплывал, то погружался в воду — казалось, моргает глаз; ярко-желтый цвет все дальше удалялся по линии прибоя к востоку.
Три часа тридцать пять минут пополудни. С запада со стороны Нагой появляется черный, унылый силуэт корабля. Солнце, уже укутанное тучами, напоминает копченую кету.
Тору Ясунага отодвинулся от бинокулярной трубы с тридцатикратным увеличением. Никакого намека на грузовое судно «Тэнромару», которое должно прибыть в четыре часа. Тору вернулся к столу, еще раз просмотрел сведения о торговых судах порта Симидзу, данные на сегодняшний день:
45-й год Сева[3] 2 мая (суббота)
1 …
Главное — семья
Клэй помогает Майку, когда Salient охотится на него в лесах Вирджинии, используя военную тактику и устраивая массу взрывов.
Майк не хочет налаживать отношения, ему лишь нужно место, где можно укрыться, поэтому он разыскивает своего отца. Он все еще не забыл, что Клэй оставил его в детстве с матерью. Однако Клэй считает, что поступил правильно, ведь он страдал от посттравматического синдрома.
Клэй заглаживает вину, спасая семью Майка, когда за ними приходит Salient. Клэй защищает их, пока миссия Майка не заканчивается. После того, как его сын соглашается стать директором, Клэй решает отказаться от скитаний по стране, чтобы снова стать частью семьи.
Он понимает, что упустил в прошлом. Сожалея об этом, он и Майк восстанавливают свои отношения.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает следующее описание мира падших ангелов. «Но не все Ангелы сохранили свое первобытное достоинство, в котором были сотворены Богом: многие из них пали, и мы знаем их под ужасными именами сатаны, диавола, бесов, демонов, ангелов тьмы и падших ангелов».[31]
Прежде падения человека совершилось падение ангелов падших: праотцы наши были еще в раю, а падшие ангелы, низвергнутые с неба, уже скитались в поднебесной изгнанниками и мрачными демонами. Преступление их на небе состояло в возмущении против Бога. Зачинщиком этого возмущения был один из прекраснейших Херувимов особенно обиловавший дарами Божиими.
Пророк Иезекииль: «…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то, ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий… От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю…» (Иез. 28, 12 – 17).
Итак, Бог создал всех ангелов добрыми. Но часть из них, как существа, имеющие свободу воли, злоупотребили своей свободой и стали на путь противления Богу, т.е. пали в грех. К этому их не вынуждала никакая необходимость. Св. Писание ясно свидетельствует, что вначале падшие духи были безгрешны. Это прежде всего следует из слов Самого Господа Иисуса: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца изначала и не устоял в истине
, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Так же св. апостол Петр в своем 2-м послании говорит: «…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Петр. 2, 4). Святой апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3, 8). Святая Церковь устами своих богодухновенных мужей – великих подвижников благочестия — всегда утверждала, что падшие духи были созданы добрыми, а потом сами сделались злыми. «Не то мы говорим, – пишет Блаженный Феодорит, – будто духи злобы от начала созданы злыми Господом всяческих, и будто дана им такая природа; но – то, что они сами по извращению воли от лучшего устремились на худшее». Касаясь грехопадения диавола, св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Прежде диавола никто не согрешил; согрешил же он не потому, что бы от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха пала бы па того, кто таковым сотворил его); но, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался диаволом».
Но как произошло грехопадение диавола? Всем сотворенным ангелам была дарована свобода: или пребывать с Богом, или удаляться от него. В момент сотворения ангелы не имели окончательного совершенства и призваны были к его достижению через постоянное общение с Богом, что, в свою очередь, обеспечивало для них неизреченное блаженство. Но один из ближайших к Богу Херувим-денница соблазнился своей близостью к Всевышнему и своей ролью посредника между Богом и ближайшими к Нему ангелами. В нем вспыхнула гордость пред ангелами, сознание своего превосходства, поскольку через него другие ангелы получали свет и благодать от Бога. Вместе с гордостью у денницы появилась зависть к Богу как Источнику всех небесных сил и благ. Затем он, самый первый светоносец в ангельском мире, воспылал безумным желанием уподобиться Богу, быть самому богом для небесных ангельских чинов и всего остального мира. Зависть толкнула денницу к клевете на Бога перед ангелами, и это создало соблазн в их среде, что и привело к величайшей катастрофе в ангельском мире. Пророк Исаия так описывает падение денницы: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачные; буду подобен Всевышнему» (Исаия. 14, 12-15). Этими словами пророк Исаия показывает денницу в образе весьма великого властелина, утратившего свое владычество вследствие своей непомерной гордости.
Денница увлек за собою бесчисленное множество ангелов, им соблазненных. В Апокалипсисе Иоанна Богослова говориться, что сатана увлек третью часть ангелов. Согласием и подчинением ему пала третья часть ангелов О трагедии, что произошла на Небе, мы читаем в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7-9).
В Св. Евангелии от Луки Сын Божий говорит, что Он видел падение сатаны: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10, 18). Но эта быстрота падения не открыла ему его бессилия и всемогущества Божия – так глубоко он омрачился и пал в самом себе. Лишенный благодати Божией, он не сохранил и собственного естества в цельности, страшно повредился – до того повредился, что писание дает ему имя звериное – змей. (В отличие от обычной змеи он называется древним змеем).
Что диавол увлек за собою часть ангелов, об этом очень ясно говорит Христос, изображая Страшный Суд: «Тогда скажет (Господь) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф. 25, 41).
Грехопадение злых духов было настолько глубоким, что они уже никогда не восстанут, не раскаются в своем зле и гордости. Для них нет места покаянию, они никогда не могут получить благодати Божией.
Злые духи отпали от Бога вполне осознанно, обдуманно, ведь Господь даровал им великий разум и открыл многие небесные тайны. Отпали они без какого-либо влияния извне и с крайне упорным ожесточением. К тому же, как бесплотные духи, они свободны от всякой вещественной оболочки и, следовательно, не подвергались каким-либо искушениям плоти. Поэтому отпадение части ангелов от Бога было для них равносильно смерти, после которой нет места для покаяния, точно так же, как нет места для покаяния человеку после его телесной смерти.[32]
Со временем падения своего главный падший ангел сделался главой духов, увлеченных им в погибель, и многие из начальных ангелов сделались его помощниками в царстве тьмы и зла. Поэтому видим мы в жизнеописаниях святых отцов, что между бесами, кроме верховного повелителя, есть князья, есть починенные бесы, есть более и менее сильные, есть более или менее злые. Различные названия падшего ангела имеют следующие значения: «сатана» – слово еврейское, значит враг, противник; то же значение имеет и греческое слово «диавол»; «демон» – слово греческое, значит ум, дух, гений, но употребляется единственно к обозначению падшего ангела. Все эти слова равносильны русскому слову «бес». Низвергнутые с Неба ангелы тьмы поместились в поднебесной, которая в Священном Писании и в святых отцах именуется иногда воздухом, поэтому падшие ангелы называются духами, силами, князьями воздушными[33].
Роль демонического мира в грехопадении людей
Когда первозданная чета людей, пишет Святитель Игнатий, наслаждалась блаженством в раю, диавол заразился страшной завистью к новозданным человекам и свой доступ в рай употребил на то, чтобы извлечь из рая праотцов наших и присоеденить их как будущее племя к многочисленному сонмищу своих демонов. Диавол склонил человеков отвергнуть повиновение Богу и подчиниться своему убийце, потому что человек преслушав Бога, немедленно лишился божественной благодати и умер душою. В таком положении он не мог оставаться жителем рая; изринутый из него на землю, проклятую ради греха его, он подчинился диаволу и начал рождать человеков, уже умерщвленных в нем душою, уже заблаговременно подчиненных диаволу. Еще ужаснее наказание, которому подвергся человекоубийца – ангел падший. Человеку оставлена надежда на спасение как обманутому и обольщенному, как сознавшему свое согрешение; у диавола отнята эта надежда как у намеренного и ожесточенного злодея. Все силы диавольского существа отныне были направлены к одному злу, к одному временному преступному преуспеянию: помышление о его падении ему чуждо, он гордится своим состоянием, он радуется своим злодеяниям, ненасытно прилагая к прежним новые, не останавливаясь ни перед каким преступлением, жаждет погибели человеческой, враждует на Бога и богохульствует, тщеславиться и гордиться враждой и богохульством. Весь сонм демонов разделяет с ним его состояние и признает его своим полным владыкою.
Бог при совершении грехопадения предрекает сатане, что семя жены (т.е. человек) сотрет ему главу. А Второе Пришествие Христа для змея обернется вечной смертью.[34]
Со времени падения человека соединяется история его духовной деятельности с историей духовной деятельности Ангелов Света и ангелов падших: причиною борьбы их и непрестанной брани сделался человек, который оставлен, так сказать, между надеждою спасения для Святых Ангелов и надеждою погибели для ангелов падших.
Святые ангелы хранили человечество, предназначенное к искуплению, в особенности тех из людей, которые имели истинное Богопознание.
Оружие, которым сражаются Ангелы Света против ангелов тьмы есть тоже самое, которым сражаются против врагов невидимых и люди: оно – Бог, призывание имени Божиего.
Ангелы тьмы стараются развратить и погубить человека, влагая ему самые скверные и греховные помыслы, так ужасно тягостные для души.
Как святые Ангелы после падения первого человека сострадали ему и старались помогать человечеству, страдающему в своем падении, так наоборот, демоны старались упрочить это падение, вредить всевозможными средствами каждому благочестивому человеку и всему человечеству вообще. Они имели на это право; человек подчинился им добровольно. Макарий Великий пишет, что прельстивший Адама враг, и так господство над ним получивший, лишил человека всякой власти, и князем века сего объявлен. Сначала же князем века и господином всего видимого поставлен был Богом человек.[35] Отсюда диавол называется миродержцем, т.е. начальником того мира, который враждебен Богу, и который нам заповедано не любить. Царь тьмы, миродержец, пленив человека, добровольно ему предавшегося и вставшего в ряды противников Божиих, облек и обложил, по учению святого Макария Великого, всю душу узами мрака. Он всю ее облек во грех, всю осквернил, всю подчинил себе. И ум, и помышления, и сердце с его ощущениями, и плоть с ее чувствами, все-все пленил и захватил в свою власть.
Диавол остался, как и был, тварью в полной власти Творца. Который по неведомым судьбам Своим не уничтожил его и его сонмище, но оставил их в падении их и долготерпит о них до сего времени. Диавол сделался орудием испытания для людей, которым отделяются любители Бога от любителей греха, т.е. в слепоте своей содействует злом благому.
По праведному суду Божию, после грехопадения души людей, разлучившихся с телами, как бы они не были праведны, нисходили во ад.
Ни одна из них не могла проникнуть сквозь область демонов – воздушное пространство, поднебесную – в рай. Демоны похищали их как свое достояние и низводили в темницы преисподней.[36]
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что когда, по изгнании из рая, праотцы наши вступили на землю, проклятую за преступления их, зародился, образовался и постепенно развился мир, враждебный Богу, т.е. явилось служение диаволу. Праведные люди начали жить на земле, как в стране изгнания, куда они помещены на время для возвращения себе покаянием блаженной вечности. Грехолюбцы стали жить в ней как в стране наслаждения, не обращая никакого внимания на вечность, а потом, потеряв о ней и всякое сколько-нибудь правильное понятие. В этой ложной мысли грехолюбцев заключается исходная точка служения диаволу. И диавол, ведая, что в принятии этой мысли заключается все условие его власти, старался поддерживать ее всеми силами. Научаемые диаволом и увлекаемые собственною греховностью, люди во всем перешли от нужного и естественного, к излишнему и чрезъестественному. Вместо необходимого подкрепления своего тела пищей появились объедение и пьянство, явились пиры с драгоценными и пышными яствами и напитками – и ныне славиться ими мир. Вместо необходимого и законного совокупления полов для продолжения рода человеческого явилось ненасытное сластолюбие и блудодеяние, и славится ими мир. Вместо необходимых одежд и домов для прикрытия наготы и защиты от влияния погодных условий, явились роскошные громадные дворцы, драгоценные утвари – и гордится ими мир. Прошли завоеватели с мечом убийственным многие страны, пролили потоки крови, и это бедствие человечества прославляет глупый, ослепленный гордостью мир. Словом сказать, мир торжествует и празднует лютую гибель человечества и подданство его диаволу.[37]
Каким же образом человек может ограничивать действия злых духов? У христиан имеются особые средства для противостояния бесовским искушениям. Из Священного Писания мы знаем, например, о призывании имени Иисусова. Сам Господь перед Своим Вознесением сказал: «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17). Это Иисусова молитва «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Затем – это пост и молитва: «Сей род (бесовский)
не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29).
Духовное бодрствование и трезвение: «Трезвитесь и бодрствуйте», — говорит ап. Петр (1 Пет. 5, 8). Из аскетической литературы мы знаем многие другие способы борьбы с нечистой силой: это почитание Животворящего Креста, участие в церковных таинствах, использование святой воды и других священных предметов и священнодействий.
Вопросы по теме:
1. Каково представление о падших ангелах в христианской антропологии?
2. Причины падения части ангелов?
3. Роль падших ангелов в грехопадении первых людей?
4. Цель, средства и способы влияния падших ангелов на людей?
3.4. Христианское представление об освобождении человечества от рабства демоническому миру
Рассмотрим сначала смысл слова «искупление» в христианской антропологии.
Это слово многократно встречается в Священном Писании. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28); «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов» (1 Пет. 1, 18).
Подвиг Иисуса Христа является искупительным, является выкупом или платой – заменой нашей смерти, поскольку мы вследствие грехопадения обязаны были нести наказание за наши грехи в виде смерти. Христос, Который не имел необходимости умирать, будучи безгрешным, умирая Сам, освобождает нас от смерти. Тем самым, Его смерть носит характер выкупа или платы. Божественное Откровение говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном.
Искупление имеет как бы два измерения: положительное и отрицательное. О положительном измерении Искупления В.Н. Лосский пишет[38]: «Искупление – самое средоточие домостроительства Сына – нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Бог хочет всегда одного, одного свершения – обожения людей и через них всей вселенной. Но после падения человека в исполнение Божественного замысла вносятся необходимые изменения, изменения не самой цели, а образа Божественного действия. Грех разрушил первоначальный план – прямое и непосредственное восхождение человека к Богу. В космосе открылся катастрофический разлом. Надо уврачевать эту рану и возглавить потерпевшую катастрофу историю человека, чтобы начать ее заново». Положительное измерение Искупления в главном совпадает с целью творения, которая есть обожение человека и через него всего мира.
Отрицательное измерение Искупления состоит в устранении тех преград, которые с определенного момента отделяют человека от Бога. Таких преград насчитывается четыре:
1) Грех.
Грех по своей сути есть прослушание, т. е. рассогласование воли человеческой и воли Божией, бунт человека против Бога. Грех приводит к разрушению изначального единства, которое существовало между Богом и человеком.
2) Проклятие.
Свт. Филарет Московский (Катихизис) дает следующее определение проклятия: «Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божиим». Вслед за грехопадением следует изгнание первых людей из рая и лишение человека возможности общаться с Богом. «Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5), поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с Ним. По этой причине Бог удаляет человека от Себя. Таким образом, проклятие выражается, прежде всего, в отчужденности человека от Бога как Источника жизни.
3) Диавол.
Отпав от Бога, человек оказывается во власти падших ангелов. Диавол через свою власть над человеком становится «князем мира сего».
4) Смерть.
Находясь в состоянии отчужденности от Бога и во власти диавола, человек не имеет возможности своими силами выйти из этого состояния и таким образом оказывается обреченным на духовную смерть.
Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления
Ап. Павел говорит: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5, 19). После грехопадения люди стали врагами Божиими, чадами гнева Божия по естеству, поэтому было необходимо изменение отношений между Богом и человеком. И это изменение апостол определяет как «примирение».
Искупление – Откровение Божественной любви к человеку.
Евангелист Иоанн (Ин. 3, 16) говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Искупление – это великое откровение Божественной любви. Свт. Филарет Московский говорит (Слово в Великий Пяток, представляющее собой толкование на тему вышеуказанного евангельского стиха): «Войди во внутреннее святилище страданий Иисусовых – что там? Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому».[39]
Человек настолько попал под власть демонического мира, настолько стал болен и поражен грехом, что сам достигнуть неба, соединиться с Богом, с точки зрения христианства, не мог, и поэтому приходит на Землю Иисус Христос – Бог, ставший человеком для того, чтобы человек мог стать богом. Этот праздник – Рождества Христова, праздник Боговоплощения. Боговоплощение есть начало и основание восстановления теснейшего союза человека с Богом; через Боговоплощение устраняется грех и, следовательно, та пропасть, которая разделила человека и Бога с момента грехопадения. В Боговоплощении Христос соединяет человека с Богом, причем не только по душе, но и по телу.[40]
Бог, придя на Землю, исцелил пораженное грехом естество человеческое. Дал возможность каждому человеку соединиться с Ним, дал заповеди любви и совершенства. Возлюби Бога всей крепостию твоею и ближнего, как самого себя. Будьте святы, как свят Отец ваш Небесный. Будьте совершенны, – учит нас Евангелие.
Человек, как мы уже говорили, не мог спастись своими собственными силами. Природа его вследствие грехопадения повредилась до такой степени, что своими силами выправить ее он не в состоянии. Поэтому человеку необходима помощь свыше. Для этой цели еще в Предвечном совете было определено, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотится, воспримет человеческую природу во всей полноте, кроме греха, удовлетворит правде Божией, победит все последствия грехопадения, умрет, воскреснет, вознесется и воссядет одесную Отца. Апостол Павел говорит, что Бог нас «мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и Воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2, 5-6).
Вся земная жизнь Христя Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом. Но крестная смерть занимает совершенно особое место. В прощальной беседе с учениками Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин.12, 27). «Сей час» – это час принесения Голгофской жертвы. О том, что смерть Господа на Кресте действительно является жертвой, говорит апостол Павел: Христос «предал себя за нас в приношение и жертву Богу» (Еф.5,2).
Жертва Христова – это жертва любви Бога к людям. По словам святого Григория Богослова, крест есть жертва благоприятная, «он не плата и не выкуп Богу. Крест необходим не для утоления Божией Правды, но для оживления человеческой природы, поражённой грехом и смертью. Человек, умирая во Христе, получает от Него новую жизнь, подлинную и вечную. Во Христе смерть побеждена смертью, и в этом – тайна Креста: для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1;23). Победив смерть, Христос лишил дьявола его главного оружия.[41]
В Ветхом Завете содержатся и пророчества о страданиях Искупителя: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; и наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 4-5).
Прообразом Крестной смерти было, конечно, Пасхальное жертвоприношение, заклание Агнца. Не случайно Иоанн Предтеча уподобляет Христа ветхозаветному Агнцу. Свое свидетельство о Христе он связывает именно с этим образом: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин.1, 29).
Священное Писание говорит, что жертва Христова является Жертвой Искупительной (Мф.20,28). Сам Господь сказал, что Он пришел, «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест. Об этом Он сам говорит: «Я отдаю жизнь мою, никто не отнимает ее от меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин.10, 17-18). Тайна искупления состоит в том, что для того, чтобы нам освободиться от наказания, в том числе и от смерти, Христу пришлось умереть.[42]
Христос умирает на Кресте и сходит во ад, также как и все люди. Но во ад сходит не просто человек (душа человеческая), а Богочеловек. Что происходит дальше. Каким образом сбывается пророчество о том, что «семя жены сотрет главу змею»? Христианский текст святителя Иоанна Златоуста, читаемый на Пасху, повествует об этом событии.
Изображение того чувства горечи, которое испытал ад после вкушения Христовой плоти, переходит у Иоанна Златоуста во взволнованное повествование о том, что произошло с преисподней: страшная адская машина была выведена из строя, опустошена, более того – стала посмешищем. Ад обманулся в своих ожиданиях: «Он принял тело и наткнулся
на Бога; принял прах (дословно «землю») и встретил небо, принял то, что видел, и погиб от того, чего не видел». Приведённые строки являются одним из самых ярких примеров того образа Искупления, который любили использовать отцы-Каппадокийцы[43]. Они, в частности, изображают такую картину: дьявол, некогда обманом завладевший людьми, был сам обманут Богом. Пребывая в неведении относительно Божественной природы Христа, он захотел получить в свою адскую «коллекцию» и Его – Человека, который ни разу не соблазнился совершить грех. Он готовит Ему страдания и смерть. Спаситель умирает, и дьявол пытается заполучить Его душу. Но при схождении Спасителя в ад обнаружилась Его Божественная природа, встретить которую ад не рассчитывал. Это обстоятельство оказалось роковым для дьявола и его местопребывания. Человеческие души были освобождены, и
попадание в ад перестало быть неотвратимым событием человеческой жизни. Теперь посмертная участь человека зависит от него самого.
«Где твоё, смерть, жало? Где твоя, ад победа?» – эти слова, встречающиеся и в Ветхом[44], и в Новом[45] Завете, завершают изображение плачевного состояния ада, в них слышится откровенная насмешка, которая вполне в духе прямолинейного святителя Иоанна Златоуста.[46]
«Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».[47]
Н.В. Лосский заканчивает изложение учения о Воскресении Господа словами: «Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить».[48]
Вопросы по теме:
1. Как Вы поняли искупительный подвиг Иисуса Христа?
2. В чем смысл победы Сына Божия над демоническим миром? Что дала она людям?
3. Как Вы думаете, почему, с точки зрения христианства, только Бог мог совершить дело спасения людей от власти демонического мира?
Брейгель плечом к плечу с Уэсом Андерсоном
На выставке в Вене покажут величайшие полотна художника. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563. Музей истории искусств, Вена
В 2020 году будут вспоминать 450-летие со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. До наших дней сохранилось лишь около 40 его картин, из них 12 находятся в венском Музее истории искусств (KHM) – это самая большая в мире коллекция брейгелевских работ. Во многих музеях его произведения – «невыездные», но для нынешней крупнейшей ретроспективы мастера удалось собрать 30 картин. И еще – 30 рисунков и 30 гравюр. В ноябре в Музее истории искусств откроется выставка, которую курирует Уэс Андерсон. О влиянии на Брейгеля босховских демонов и о том, были ли его работы политически окрашены, куратора Сабину ПЕНО
спросила корреспондент «НГ» Дарья
КУРДЮКОВА
. А Пауля ФРЕЯ, директора по развитию Музея истории искусств, – о выставке Андерсона.
– Сабина, известно, что впервые можно будет увидеть рядом и сравнить венскую «Вавилонскую башню» и версию из роттердамского Музея Бойманса – ван Бенингена. А привезут ли из Берлина «Нидерландские пословицы»? И удастся ли воссоединить для выставки серию «Времена года»?
– «Нидерландских пословиц» не будет, поскольку картина не может путешествовать. Из Берлина мы покажем работу «Две обезьяны». А в цикле «Времена года» впервые за 350 лет воссоединим четыре работы – три из коллекции Музея истории искусств и одну из коллекции Лобковиц в Праге (еще одна работа – «Жатва» хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. – «НГ»).
– К ретроспективе Босха, прошедшей два года назад в Хертогенбосе и в Мадриде, голландские исследователи приурочили большой исследовательский проект Bosch Research and Conservation Project – BRCP (см. «НГ» от 02.06.16). Расскажите, пожалуйста, о вашем брейгелевском исследовательском проекте, начавшемся в 2012-м.
– В последние годы исследования, включая технико-технологические, преимущественно были связаны с работами сыновей Брейгеля (Питер Брейгель Младший (Адский) и Ян Брейгель Старший (Бархатный). – «НГ»). В рамках нашего проекта (The Vienna Bruegel Project) сделаны новые научные изыскания, прежде не проводившиеся, что внесло фундаментальный вклад в изучение творчества основателя династии. Более того, впервые были комплексно исследованы все медиа, с которыми Брейгель работал: живопись (и подготовительные наброски к ней), рисунки и гравюры, – и их связь друг с другом. Раньше их обычно анализировали по отдельности. Так что сейчас сделан новый шаг в изучении всего брейгелевского творчества. И все материалы, касающиеся изучения процесса работы Питера Брейгеля Старшего, – в основном новые. Это станет темой симпозиума, который пройдет в декабре.
Картина «Вид Неаполитанского залива» была приписана Брейгелю нашей кураторской командой, в которую вошли руководитель реставрационных мастерских Картинной галереи Музея истории искусств Эльке Оберталер, генеральный директор Музея изящных искусств Антверпена Манфред Селлинк, профессор истории искусств из университета Куинс в Кингстоне Рон Шпронк, я и исследователь нашего Музея истории искусств Алиса Хоппе-Арнонкур.
– Брейгель изучал работы Босха и сам писал, по словам Карела ван Мандера, «бесовщину и разные смешные сцены». В 1562-м Брейгель создал «Падение ангелов» и «Триумф смерти» (эта недавно отреставрированная работа из Прадо тоже будет на выставке). Влияние босховской «демонологии» в этих картинах очевидно, а в «Триумфе смерти» есть даже характерное босховское зарево пожара. Можно ли говорить о том, что Брейгель до конца жизни находился под влиянием предшественника?
– Я бы сказала, что влияние Босха у него очевидно до 1564 года и графической работы «Падение мага Гермогена».
– Любимые Брейгелем, жителем равнинной земли, горные пейзажи – это импульс его путешествия через Альпы или продолжение традиции нидерландской и немецкой живописи? И изображал ли он когда-нибудь реальную местность или всё это фантазийные пейзажи?
– И то и другое сыграло огромную роль. Он вписывал себя в традицию пейзажной живописи, но одновременно его работы отразили опыт, приобретенный во время поездки через Альпы. Что касается реальных видов и фантазий, мнения разнятся, но я думаю, что брейгелевские пейзажи – фантазийные изображения, основанные на непосредственных впечатлениях. За исключением рисунка «Ярмарка в Хобокене» – известно, что тут он представил конкретный город. Так же как в упомянутом «Виде Неаполитанского залива».
– В некоторых картинах Брейгеля, как иногда считают, есть политический подтекст. К примеру, «Избиение младенцев» из Музея истории искусств с военачальником в черном и в заснеженном ландшафте, возможно, намекает на подавлявшего в Нидерландах мятежи испанского герцога Альбу, которого в стране прозвали «Черным» Альбой и из-за жестокости, и из-за костюма. Тем не менее один из придворных Филиппа II покупал произведения Брейгеля. То есть испанцы не притесняли Брейгеля из-за таких намеков?
– Нет. К тому же вопрос о том, были ли его композиции политически критическими, не решен. Но в социальном смысле Брейгель действительно был близок к представителям общества, связанным с политической властью.
– Одна из примет Ренессанса – внимание к человеку и соответственно развитие портрета. Но Брейгеля лица людей интересуют мало (хотя он и оставил живописную «Голову крестьянки» и ставший хрестоматийным рисунок «Художник и знаток»). Почему?
– Нужно разделять разные виды живописи и лучше вглядеться в работы Брейгеля. Скажем, в «Крестьянской свадьбе» есть несколько изумительных портретов. 1 октября заработал сайт insidebruegel.net, где можно посмотреть все работы, которые мы изучали в Музее истории искусств в рамках нашего исследовательского проекта. Впервые зрители смогут увеличивать эти работы, чтобы погрузиться в живописный мир Питера Брейгеля Старшего и лучше ощутить то, что называется Рукой Мастера.
– Пауль, в ноябре у вас откроется необычный кураторский проект – теперь это модно называть форматом «интервенции» в музейные коллекции, – его делают всемирно известный режиссер Уэс Андерсон и его подруга, дизайнер Джуман Малуф. Чего вы ждете от этой выставки и как в принципе зрители Музея истории искусств воспринимают современное искусство в классическом музее?
– Заполучить в качестве приглашенного куратора одного из самых именитых режиссеров современности, – конечно, большая удача. Андерсона обожают молодые зрители, а это как раз та возрастная группа, которую зачастую Музею истории искусств привлечь трудно. Его мировая слава привлечет к музейным коллекциям новых посетителей со всего мира. Уэс и Джуман отобрали 423 предмета из всех 14 коллекций Музея истории искусств. Из этих 423 произведений 350 были в запасниках, соответственно очень многое публика увидит впервые (там много предметов, которые прежде вообще публично не экспонировались). Словом, в плане выбора экспонатов и того, как они будут представлены, этот проект не похож ни на что из когда-либо нами сделанного.
Как только мы анонсировали эту выставку, ею заинтересовались многие известные музеи по всему миру. В частности, нас спрашивали из лондонской Королевской академии, сможет ли эта выставка потом отправиться к ним. Мы решили сотрудничать с Фондом Прада, одной из самых успешных и заметных культурных институций. Так что потом выставка отправится в их миланский музей, построенный по проекту Рема Колхаса и открывшийся три года назад.
— Недавно в вашем музее закрылась выставка произведений из Эрмитажа. Планируете ли вы сейчас другие проекты с этим или с другими российскими музеями?
— Мы обсуждаем с Эрмитажем другую выставку. Было бы интересно сделать совместный проект об археологии, задействовав собрания обоих музеев. Еще было бы интересно выстроить диалог между объектами из нашей Кунсткамеры, произведениями из коллекций Габсбургов, — и из собраний русских монархов.
— В конце 2020 года ваш музей возглавит Айке Шмидт, нынешний директор Галереи Уффици. Когда стало известно о его назначении, он, в частности, сказал, что хочет увеличить число иностранных посетителей в музее. Музей истории искусств в Вене — среди известнейших в мире, не думала, что у вас есть трудности с привлечением туристов. Чего еще музей ждет от нового руководителя?
— Развития стратегии, которая помогла бы сделать музей еще доступнее как для туристов, так и для местных жителей.
LiveInternetLiveInternet
Четверг, 05 Июля 2007 г. 22:24 + в цитатник hot_fix
все записи автора Дьявол и верные ему ангелы были сброшены с небес, потому что впервые в истории мира согрешили. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3:8). Но в чем состоял этот грех? Священное Писание подсказывало два возможных ответа на вопрос о причине падения ангелов. С одной стороны, рассказ о связи «сынов Божиих» с «дочерями человеческими» (Быт. 6:1-4) позволял упрекнуть ангелов в преступной похоти, – версия, которой, видимо, придерживался и апостол Павел , предупреждавший, что «жена … должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (т. е. знак, не позволяющий ангелу подступиться к ней. – 1 Кор. 11:10). С другой стороны, сотворение человека «по образу Божию» (Быт. 1:27) предполагало превосходство человека над ангелами и, соответственно, преступную зависть со стороны последних. Обе версии – похоти и зависти – нашли разработку и в апокрифической, и в богословской литературе… Апокрифическая первая книга Еноха расшивает скупую канву, намеченную в книге Бытия: ангелы, дети неба, возжелали прекрасных дочерей человеческих; двести из них (предводимые Азазелем и Семьязой) снизошли на гору Гермон и взяли себе в жены смертных женщин, которые родили от ангелов гигантов «ростом в триста локтей» и демонов. Удовлетворив сладострастие, ангелы научили людей ряду не самых полезных ремесел: «Азазель … научил людей делать мечи, ножи, щиты, доспехи и зеркала; он научил их изготовлять браслеты и украшения, искусству красить брови, украшать себя драгоценными камнями и пользоваться всеми видами краски, так что люди развратились… Баркаял обучил искусству наблюдать звезды. Акибеель знакам. Тамиэль обучил астрономии. И Асарадель растолковал движения луны». Все эти науки и ремесла, усвоенные у демонов, привели к беззакониям и кровопролитию, люди возопили к Богу, и тот послал на землю праведных ангелов, чтобы наказать ангелов-отступников. Рафаил повязал Азазеля, а Михаил – Семьязу; их заключение в пустыне должно длится семьдесят поколений, после чего они навечно будут брошены в огненную бездну (гл. 6-10). Представление о похоти как главном грехе ангелов поддерживали некоторые раннехристианские богословы. Грех ангелов в том, что они, вместо того чтобы заботиться о человеческом роде, занялись любовью с женщинами (Юстин Мученик , цит. по: Риворд, 31); они «отреклись от красоты Бога ради красоты, которая увядает» (Клемент Александрийский, цит. по: Риворд, 31). Отказ поклониться человеку – из зависти, как полагали одни, или из гордости, как думали другие, – принимается за причину падения ангелов в апокрифических «Книгах Адама и Евы» («Жизнь Адама и Евы») (1 в. до н. э.) , где сам Сатана рассказывает историю собственного падения: «И поднялся Михаил и воззвал к ангелам: поклонитесь Божьему подобию, как повелевает сам Бог, Господь! И Михаил первым поклонился ему. Затем он призвал меня и сказал: Поклонись Божьему подобию! Я сказал: (…) Я не поклонюсь тому, кто младше и ниже меня (…) Это он должен мне поклониться» (14). Из богословов мотив зависти к человеку принял Иреней , однако позднее эта причина была почти всеми отвергнута, а похоть если и принималась за таковую причину, то понималась отвлеченно: как безмерная любовь дьявола к самому себе (у Дунса Скота; Похоть демонов). Наиболее известным сторонником зависти как мотива падения был Лактанций, полагавший, однако, что дьявол завидует не человеку, но Сыну Божьему: Бог сотворил Сына и Сатану почти одновременно, но Сатана был сотворен вторым; если Сын удержался в своей «божественности», то Сатана «был отравлен завистью как ядом, и перешел от добра ко злу» («Божественные установления», 2:9; цит. по: Риворд, 68). Большинство теологов сошлись на том, что падение совершилось до сотворения материального мира и человека и причиной его была гордыня дьявола и зависть к Богу. Мотив гордыни ясно выражен уже во второй книге Еноха, где от лица Бога говорится об ангеле, «замыслившем немыслимое»: утвердить свой трон выше, чем облака над землей, дабы стать равным по силе Богу; «и я сбросил его с высот вместе с его ангелами» (2 Енох. 29:4) . По выражению Иоанна Кассиан а (360–435), дьявол был «пронзен стрелой гордыни» (цит. по: Риворд, 43 ). В латинской поэме «О первородном грехе» св. Авита Алким а (6 в.) дьявол в гордыне отрицает даже факт собственной тварности, предпочитая думать, что сам сотворил себя: «Думая, что он сам себя сотворил (se semet fecisse putans), что он сам был собственным создателем (suus ipse creator quod fuerit), почувствовал ярость неистовым сердцем, и, отрицая творца (autoremque negans), сказал: “Последую божественному имени, и воздвигну вечный трон над эфиром…”» ( Авит Алким, col. 331). Петр Ломбардский понимал дьявольскую гордыню как желание уподобиться Богу: «Хотел уподобиться Богу не путем подражания, но приобретя такую же силу (similis quidem esse Deo voluit non per imitationem, sed per aequalitatem potentiae)» (Сентенции, 2:6:1). В результате самым, быть может, страшным наказанием для дьявола стало именно то, что он остался навеки обречен на подражание – на жалкую роль насмешливой обезьяны Бога . Иные, богословы, как, например, Фома Аквинский, понимали дьявольскую гордыню иначе: они полагали, что дьявол, будучи существом более чем здравомыслящим, никак не мог желать полностью уподобиться Богу, так как не мог не осознавать утопичности подобного притязания. Дьявол хотел лишь свободы: он хотел получить собственное блаженство и собственное спасение своими силами, «хотел иметь это благодаря достоинствам своей природы (per virtutem suae naturae), а не благодаря Божьей помощи и с Божьего соизволения» (Фома Аквинский, Сумма теологии, Ia:63:3) . Грех дьявола, возжелавшего стать равным Богу и людям обещавшего уподобить их Богу («будете, как боги» – Быт. 3:5), – прежде всего в нарушении установленных Богом границ, в оставлении Дома Бытия, или даже в посягательстве на его перестройку (грех, проявившийся хотя бы в желании дьявола «утвердить свой трон выше облаков»). Это прекрасно понимали наиболее проницательные богословы. Так, Августин определяет демонов как существа, «не служащие своему началу, покинувшие свое жилище (relinquentes suum domicilium) для греха». Мир понимается здесь как Дом, которые надлежит «хранить» (Быт. 2:15), но уж никоим образом не покидать и не перестраивать. Иоганн Вир, завершитель многовековой традиции ученой демонологии, видит сущность дьявола именно в его желании перевернуть «все вещи» в онтологическом доме человека. Обустроенность Божественного Дома, благодетельность границ, положенных Богом для всякой твари, определенность места, предназначенного раз и навсегда всякому живому существу, – все это Иоганн Вир передает потоком весьма выразительных образов: «Разве дозволено мне божественным величием летать по воздуху, как птица, или ползать по земле с червями, или жить в воде вместе с рыбами; всего этого я, конечно, не умею, поскольку образую определенный чин у Бога (Dei ordinem) , как по происхождению, так и по естественным способностям, которые Бог мне дал, создав меня из праха земного и составив из костей, нервов, сухожилий, мяса, вен, артерий, крови и духа, и приказав, чтобы я, в силу такового сотворения, ходил по земле, возделывал ее, заботился о ней и обо всем, что живет на ней, а душой, которую он вдохнул в меня, стремился к небесному… Итак, не следует оленям скакать по воздуху, а рыбам жить на земле, и не следует тому, кто живет в Индии, пить воды Соны, а немцу утолять жажду в Тигре вместо Рейна… Что не может совершиться в своем чине – запрещено [Богом]» (Вир, Об обманах, гл . 24, § 10-11) . В чрезвычайно занимавшем умы вопросе о точном времени падения ангелов существовали различные мнения. Воззрение, согласно которому ангелы пали лишь во времена Ноя, в эпоху раннего Средневековья было популярно, но к 9-10 вв. уже практически не имело сторонников; догадка Ирене я о падении Люцифера после сотворения человека (из зависти к нему) также не стала популярной. Мнения расходились в основном между сценарием сотворения и падения ангелов до творения материального мира, и сценарием, согласно которому ангелы пали уже после сотворения мира, но до творения человека. Второго мнения придерживался Данте, у которого Люцифер вонзился в южное полушарие Земли и застрял в ее центре – средоточии всего материального мира (Ад, 34:121-126) . В теологии раввинов вопрос обсуждался с еще большей детальностью: так, раввин Абен-Эзра полагал, что падение произошло на второй день творения, и т. п. В конце концов большинство схоластов (Петр Ломбардский, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.) сошлись на том, что между сотворением мира и падением ангелов прошло некоторое время (довольно популярную идею мгновенного – в самый момент творения – падения Сорбонна осудила в 1241 и 1242 гг., как не оставляющую дьяволу совсем времени на размышление и возлагающую всю ответственность за его грех на Бога), однако время крайне малое (moracula): ведь ангельский разум схватывает космос мгновенно и интуитивно и не нуждается ни в сборе информации, ни в долгих раздумьях. «В первый момент все были благи, – пишет Фома Аквинский, – но во второй момент благие отличились от дурных» (Сумма теологии, Ia:63:5-6) . Дж. Б. Расселл обратил внимание на совпадение, которое в этом вопросе имеется у схоластов с современными физиками-космологами, также занятыми вопросом об аномалиях, имевших место в самое первое мгновение «Большого взрыва». «Вопрос о введении нравственной аномалии греха в космос имеет курьезные аналогии в современных космологических проблемах. Физика склонна предположить, что начальное состояние космоса в первый момент было совершенно симметричным. Асимметрия или искажение, вероятно, были введены в космос (неизвестно как) за ничтожно малую долю секунды (moracula) после Взрыва» (Расселл, Люцифер, 175) . Дискутировали и вопрос, куда собственно упали ангелы. У Данте они «дождем ниспали с неба» (Ад, 8:83), видимо, на землю; по другой популярной версии – они упали в нижний воздух; или же они как бы и не упали, но «бесконечно парят в воздухе над бездонностью» (2 Енох. 29:4). В «Видении Петра-Пахаря» Ленгленд а ангелы, составлявшие десятый чин, падают, совершенно как гиганты «Теогонии» Гесиод а, девять дней (что, видимо, соответствует девяти небесным сферам), причем одни падают в нижний воздух, другие – на землю, другие – те, чей грех тяжелее – попадают в преисподнюю. Доля ангелов, оказавшихся неверными, в их общем количестве чаще всего оценивалась – под влиянием Апокалипсиса, где говорится о «драконе» (понятом как Сатана), увлекшем с неба «третью часть звезд» (Откр. 12:3-4), – как треть. Менее распространенная точка зрения опиралась на библейскую притчу о женщине, которая «имея десять драхм», потеряла одну драхму, но, найдя ее, возрадовалась (Лук. 15:8-10) : десять драхм – это десять ангельских чинов (по утверждению апокрифической 2 книги Еноха, изначально Бог создал «десять воинств ангельских»; 2 Енох. 29:3-4 ), один из которых и пал. К этой точке зрения склонялся Григорий Великий, полагавший, что род человеческий создан именно для того, чтобы восполнить недостающий с момента падения десятый чин («…чтобы заполнилось число избранных, создан человек как десятый [чин]» – Гомилия 34:6-7 ). То же утверждает и английский церковный автор 10 в. Эльфрик (Aelfric): «Человечество было создано, чтобы заменить десятое воинство, которое было виновно в гордыне и обратилось в злых демонов…» (цит. по: Расселл, Люцифер, 152) . Эта идея отзывается и у Данте, который, однако говорит не о десятом чине, но о десятой части ангелов всех чинов: «Из всех этих чинов пала, сразу после сотворения, примерно десятая часть; и для восстановления утраченных была сотворена человеческая природа» (Пир, 2:5). Остро ощущая недостаточность сведений, содержащихся в Библии, средневековое воображение пыталось своими силами воссоздать историю о падении ангелов. Две староанглийские поэмы (т. н. Genesis A и Genesis B ) дополняют книгу Бытия отсутствующими в Ветхом Завете подробностями. Бог, согласно этим поэмам, создал ангелов до человека и материального мира, но некоторые ангелы из зависти и гордыни восстали против Творца, а Люцифер даже воздвиг собственный трон на севере неба. Разгневанный Творец приготовил ад для грешных ангелов и, решив заполнить поредевшие ангельские чины новыми существами, создал Адама и Еву. Люцифер в это время хвастается, что не нуждается в служении Богу; он восхищается своей красотой и погружается в восторженное самосозерцание. «Я, как и он, сам могу стать Богом!» – восклицает он. Однако этим планам не суждено было свершиться: Бог свергает Люцифера в темные долины ада; падение мятежников длится три дня и три ночи; когда они наконец достигают дна, они теряют свое ангельское достоинство и становятся демонами. Придя в себя после падения, дьявол обращается к своим соузникам по аду с дерзкой речью. Он обвиняет Всевышнего в несправедливости обрушенного на них наказания и сообщает, что ему стали известны планы Бога заполнить поредевшие ряды ангелов людьми, сделанными из презренного праха. «О, – восклицает он, – если бы я мог хотя бы на один зимний час освободиться отсюда, я мог бы многое сделать с моей адской ратью!» Место дьявола в божественной иерархии после его падения остается пустым – но его мог занять и кто-нибудь из особо почитаемых святых. Так, во францисканских кругах высказывалось мнение (например, Бартоломео Пизано, цитируемым Виром, – Об обманах, гл. 16, § 8), что это место занял св. Франциск Ассизский : он воссел на небесах «надо всеми святыми», выше его – лишь «Богоматерь, Иоанн Креститель, Иоанн Евангелист и апостолы». Отголоски туманного предания о неких ангелах, которые не примкнули ни к Богу, ни к Люциферу, выразились в старофранцузской «Песне об Эсклармонде» , обрекающей эти нерешительные существа на вечные скитания по свету, и в «Божественной Комедии» Данте , который не пустил их в Ад, но поместил у его ворот, вместе с «ничтожными» (Ад, 3:40-42) : Их свергло небо, не терпя пятна; И пропасть Ада их не принимает, Иначе возгордилась бы вина.
Рубрики: | [~познавательное~] [~личности~] |
Процитировано 1 раз
Нравится Поделиться
0
Нравится
- Запись понравилась
- Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось
0