«Царство Флоры» приехало из Дрезденской галереи в Пушкинский музей


Царство Флоры

Никола Пуссен — Царство Флоры

Год создания — 1631 год

Оригинальный размер — 131 х 181

Дрезденская галерея

Царство Флоры Пуссен

Картина французского художника Никола Пуссена «Царство Флоры» (1631) одно из главных произведений в творчестве живописца. Полотно относится ко второму римскому периоду (1630-1640) в творчестве художника, который подарил свету наиболее поэтические и лирические картины. Пуссен создал «Царство Флоры» по заказу сицилийца Фабрицио Вальгуарнеры как пару для картины «Чума в Азоте» (1631).

Флора – это древнеримская богиня весны и цветов. В эпоху классицизма она почиталась как покровительница художников. Никола Пуссен посвятил богине две картины: «Триумф Флоры» и «Царство Флоры». Обе были созданы по мотивам произведения Овидия «Метаморфозы», которое рассказывает и мифы о возникновении некоторых цветов. «Царство Флоры» считается одной из самых загадочных картин в творчестве французского художника. Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов». Действие картины происходит в саду на фоне фонтана и перголы (специального навеса для вьющихся цветов), которые образуют своеобразную сцену.

Смысловой центр композиции – танцующая Флора в тунике зеленого цвета. Ее золотистые волосы повторяют танец богини, а голубая лента передает движение. Из ее правой руки рождаются цветы, а сам жест задает движение на картине. Слева изображен Аякс Великий, герой Троянской войны. После того, как доспехи Ахилла достались Одиссею, Аякс потерял рассудок и изрубил стадо овец. Когда же сознание вернулось к нему, он бросился на собственный меч. А из его крови появились белые гвоздики. На первом плане Нарцисс любуется своим отражением в сосуде с водой, который держит нимфа. Миф о самовлюбленном Нарциссе известен всем, а вот нимфу ошибочно называют Эхо. Но вероятнее всего это просто нимфа водного источника, которая дает всем цветам на картине.

Сразу за Нарциссом стоит Клития, которая наблюдает за колесницей Аполлона. Согласно Овидию, Клития влюбилась в Аполлона, но не добилась взаимности от божества и впала в безумие, не в силах оторвать взгляда от бога солнца и приросла к земле. Она стала подсолнечником (по латыни Helianthus annuus), который поворачивает свои цветки вслед за солнцем. Спереди справа изображена пара: белокурый юноша Крокус и Смилака, ставшая вьюнком. За ними – Адонис в сопровождении собак, он с удивлением взирает на кровоточащую рану. На охоте его растерзал кабан, и из капель его крови выросли анемоны. Рядом стоит Гиацинт – друг Аполлона. Он касается раны на своей голове, которую ему случайно нанес божественный друг. Из его крови появились гиацинты.

В небесах изображен сам Аполлон, который правит четверкой лошадей, несущихся через зодиакальное кольцо, что символизирует непрерывное течение времени. В зодиакальном кольце сильнее всего горит знак Тельца, тем самым обозначая время года – весну, объясняя одно из названий картины. Флора преподносится художником как богиня весеннего цветения, а ее танец служит символ вечного обновления природы. Хотя Пуссен на картине изобразил трагические моменты из жизни древнегреческих героев, но полотно наполнено радостью жизни и поэзией. Картина освещена улыбкой Флоры и светом, исходящим от Аполлона. Технически праздничное настроение создается при помощи светлой гаммы, построенной на сочетании зеленых, голубых, жемчужно-палевых и охристых тонов. Пуссен полностью отказался от темных фонов. Оригинальное цветовое решение и расположение фигур в картине создает ощущение гармонии, спокойствия и красоты. Даже некоторая сложность интерпретаций не лишает полотно легкости восприятия. Эта яркая и легкая картина рассказывает о глобальных вопросах мироздания: о рождении и смерти, о перевоплощении и воскрешении.

Описание картины Николы Пуссена «Царство Флоры»

Вряд ли найдется человек, знакомый с творчеством великого художника Николы Пуссена и при этом не слышавший о его «Царстве флоры». Несмотря на то, что с годами картина несколько поблекла в красках, она все также излучает на смотрящего яркий свет надежды. Достаточно одного взгляда на нежнейшее небо, облака которого величественно рассекает Апполон на своей колеснице, чтобы прочувствовать этот свет. Ниже располагается широкое дерево, обвитое зеленью и чистейшие струны фонтана. Все это полнится жизнью и беззаботностью.

Продолжая тему всеобщего цветения, в центре картины изображена Богиня весеннего цветения Флора. Ее одеяние зеленого цвета, а голову, как и положено, украшает цветочный венок. Она изображена словно в танце, являясь воплощением легкости и красоты. Вокруг нее порхают Амуры, осыпая всех сидящих прекрасными цветами. Перед ней мы видим и других мифических героев. Здесь и Смилака, протягивающая руки к возлюбленному Крокусу, и раненный Адонис, который, несмотря на это, остается предельно спокойным. Как известно, когда герой умер, благодаря воле его возлюбленной Афродиты из капель его крови проросли прекрасные цветы.

Рядом с ним изображен Геоцинт. Его судьба после смерти так же связана с цветами: Апполон, находясь в глубокой печали, обратил капли крови своего друга в одноименный цветок, который с тоской разглядывает герой.

Также мы видим самовлюбленного Нарцисса, который не в состоянии отвести глаз от собственного отражения, и влюбленную в него нимфу Эхо. За ними сидит Клития, наказанная, по легендам, за прелюбодейство.

Последним, самым крайним слева персонажем, является Аякс. Он известен тем, что в порыве безумия уничтожил стадо быков, после чего покончил жизнь самоубийством.

«Царство Флоры» приехало из Дрезденской галереи в Пушкинский музей

пушкинский музей, пуссен, выставка, день победы, война, вов

К 70-летию Победы Пушкинский музей в своем главном здании открыл две выставки. К 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи» привезли «Царство Флоры» Пуссена — эта работа среди 763 экспонатов из Дрезденской галереи была привезена в Москву в 1945 году, хранилась в Пушкинском 10 лет, после чего все произведения вернули в Германию. Вторая экспозиция — «Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941-55 годах» — в формате квеста и в виде рассредоточенных по музейным залам фотографий военных лет рассказывает о том времени, начиная с авианалета 22 июля 1945-го, когда в ГМИИ попало 8 бомб.

«31 марта 1955 года Пушкинский музей получил извещение о том, что Дрезденскую коллекцию вернут, — рассказывает президент Пушкинского музея Ирина Антонова, — а 2 мая уже открылась выставка картин Дрезденской галереи». С начала мая по 25 августа через нее, работавшую с полвосьмого утра до одиннадцати вечера и показывавшую 515 картин, включая знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, прошло около 1,2 млн. зрителей, а 4 ноября все работы вернулись сперва в Берлин, а затем в Дрезден.

Конечно, хотелось бы увидеть «Сикстинскую Мадонну», но, как сказал гендиректор Государственных художественных собраний Дрездена Хартвиг Фишер, она «уже путешествовать не может, и мы подумали о другом произведении, связанном с трансформацией».

О трансформации классицист Никола Пуссен (Пушкинский сейчас показывает его среди своих «Пуссенов») написал полотно в очень светлой цветовой гамме, посвятив его жизни и смерти, превратившимся в цветы древним персонажам от героя Троянской войны Аякса, из капель крови которого вырастают белые гвоздики (он — слева), до Клитии, потерявшей рассудок от любви к Аполлону и ставшей подсолнухом (смотрящая в небо на квадригу Аполлона, она изображена рядом с Аяксом и позади вечно любующегося своим отражением Нарцисса). А богиня Флора танцует в центре, и вихрь превращений жизни и смерти, людей и природы закручивается воронкой вокруг нее. Эту картину Пуссен написал по мотивам овидиевских «Метаморфоз», но среди источников исследователи называют и «Фасты» того же Овидия, и «Адониса», «Розу» и «Европу» неаполитанского поэта Джамбаттисты Марино. Кроме того, в 1633 году иезуит Джованни Феррари, близкий двору покровителей Пуссена Барберини, выпустил иллюстрированный словарь «Флора», а в кругу самого художника были ученые, изучавшие «Метаморфозы» и выращивавшие упомянутые в поэме цветы.

В 1945-м среди привезенных в ГМИИ картин кроме пуссеновской и рафаэлевской были и «Спящая Венера» Джорджоне, и «Девушка, читающая письмо» Вермеера, и «Портрет мальчика» Пинтуриккио… В Пушкинском музее их описывали и реставрировали, причем реставрационными работами руководил Павел Корин, и когда произведения в 1955-м возвращали, у каждой был полный научно-хранительский паспорт. Ирина Антонова вспоминает, как недавно наткнулась на фотографию со знаменитым тициановским «Динарием кесаря»: эта картина была в очень тяжелом состоянии, от сырости она побелела, и сохла больше двух лет прежде, чем Корин смог приступить к реставрации. А когда распаковывали «Сикстинскую Мадонну» — тонкие шерстяные одеяла, бумага… — и наконец увидели саму картину, на глазах у смотревших были слезы, говорит Антонова. Кроме того, для молодых сотрудников тех лет — «при закрытых музеях, эвакуированных коллекциях подлинников и скудном наборе оставшихся в библиотеках книг» возможность видеть и изучать дрезденскую коллекцию стала, как пишет Ирина Антонова, «практически «вторым университетом».

Жизнь музея в 1941-55 годах показывают сейчас на второй выставке «Хранители…» (посвященной и сотрудникам, спасавшим музей в войну — курирует показ Наталья Александрова). В залах размещены архивные снимки, которые архитектор выставки Юрий Аввакумов решил напечатать на прозрачном пластике, чтобы совместить два времени. Вот, скажем, сегодняшний микеланджеловский Давид, а посмотреть на него можно сквозь старую фотографию военного времени, когда скульптура спрятана, как говорили тогда хранители, в «однокомнатную квартиру», короб из досок. Видно, откровенно говоря, на этих полупрозрачных снимках не очень хорошо — но главное, что память жива, не осталась призрачной.

Новости

Розы, пионы, фиалки и нарциссы от голландских коллекционеров. Правда, насладиться ароматом растений не удастся – ведь собрано в букеты все это цветочное богатство было еще три столетия назад. В северной столице в особняке Румянцева открылась выставка «Царство Флоры». В экспозиции – 22 картины фламандских и нидерландских художников XVII века. При подготовке выставки, цветочные натюрморты изучали не только искусствоведы, но и… ботаники. Рассказывают «Новости культуры».

Организаторы выставки семь лет назад увлеклись исследованием, какие же цветы изображали художники три века назад. И насколько отличается тот флористический набор от современного. Пригласили ботаников – те подтвердили: чаще всего на старинных полотнах попадаются розы, пионы, нарциссы, фиалки. Но есть и такие растения, которых в природе больше не существует. Они просто исчезли. «Вот мы собрались и все-все цветы переписали и установили, – рассказывает организатор выставки, коллекционер Валерий Бабкин. – И представляете, 20 процентов цветов, что здесь изображены – их уже не встретишь. Получается, что три века назад был растительный мир в этой части Европы богаче». Увлекались цветочной темой целые семейства. Брейгели, Босхарты, Неймансы. Не говоря уже о художниках-одиночках. Секреты мастерства передавали из поколения в поколение. Но даже в одной художественной фамилии – видно, как за несколько поколений эволюционировал флористический натюрморт – от церковной картины – к светскому украшению интерьера. «Вот, посмотрите – тут есть картины церковные – “Мадонна с младенцем”, она обрамлена цветами, и гораздо более поздние полотна – это просто цветы. Вот так и менялась живопись», – рассказывает хранитель фламандской живописи XVII-XVIII века Государственного Эрмитажа Наталья Грицай. Рядом с каждой выставочной картиной поставили по букету цветов – то ли, чтобы сравнить настоящие цветы с живописными, то ли подчеркнуть – бессмертие одних и весьма ограниченное во времени цветение других. А может быть, чтобы намекнуть на цветочные загадки в каждом полотне. Ведь 300 лет назад – в эти работы создатели вкладывали дополнительные смыслы – послания для владельцев. Красные и розовые розы – говорили о страсти и нежности. Тюльпаны – о бренности, а фиалки – о застенчивости. Настоящие художественные предложения. Попытаться расшифровывать их можно до марта следующего года. Когда экспозиция отправится в путешествие в Европу.

Новости культуры

искусство, Санкт-Петербург, выставка, изобразительное искусство, Новости культуры

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: