Святой Себастьян. Сравнительное исследование


Севастиан
Sebastianus
«Св. Севастиан» Джованни Больтраффио, ок. 1500. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Рождениеок. 256 года Нарбон
Смертьок. 288 года Рим
Почитаетсяв православии и католичестве
В ликемученика
День памяти20 января — в Католической церкви 18 декабря (по юлианскому календарю) — в Православной
Покровительвоенных, полицейских
Атрибутыстрелы
Категория на Викискладе

Себастья́н
(
Севастиан
, лат. Sebastianus); ок. 256, Нарбон — 288, Рим) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.

Жизнеописание

Согласно жизнеописанию святого, Себастьян родился в г. Нарбонне в Галлии, получил образование и жил в Медиолане — Милане и был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк

и
Маркеллин
— были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда
Марк
и
Маркеллин
стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».

Зоя

, немая жена царского казнохранителя
Никострата
, пала к ногам святого и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастьян читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.

Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина

пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке
Лукине
и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление[1][2].

Мощи Св. Себастьяна находятся в базилике Св. Себастьяна, стоящей на катакомбах Св. Себастьяна в Риме. Католическая церковь чтит имя святого Себастиана 20 января. Православная церковь 31 декабря (18 декабря ст. ст.) чтит память «Святого Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула» (в святцах указаны даты их гибели как 287 или 304 гг.).

Литература

  • Васильева, Наталья.
    Французская живопись XVI–XVII веков. — М.: Белый город, 2008. — 127 с. — (История мировой живописи). — ISBN 9-785-7793-1614-9.
  • Димитрий Ростовский, Святитель.
    Житие и страдание святого мученика Севастиана и дружины. Память 18 декабря // Жития святых.. — Москва-Берлин: Direct-Media, 2020. — Т. Месяц декабрь (11-20).
  • Золотов Ю. К.
    Жорж де Ла Тур. — М.: Искусство, 1979. — 162, илл. 62 с. — 25 000 экз.
  • Иаков Ворагинский.
    XXIII. О святом Себастьяне // Золотая легенда. — М.: Издательство францисканцев, 2020. — Т. 1. — С. 160—165. — 528 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89208-130-6.
  • Bergamaschi, Giovanna; Cogorno, Luisa; De Fiore, Аngelo; De Fiore, Gaspare.
    Saint Sébastien soigné par Irène // La Tour. — Milan: Fabbri, 1988. — С. 24—25. — 35 с. — (Regards sur la peinture). — ISBN 2-907745-69-7.
  • Choné, Paulette.
    Georges de La Tour: un peintre lorrain au XVIIe siècle. — Renaissance Du Livre, 1996. — 165 с. — (Les beaux livres du patrimoine). — ISBN 9-782-8046-0037-2.
  • Berger, Jacques-Edouard.
    Saint Sebastian Tended by Irene / Saint Sébastien soigné par Irène // Georges de La Tour. — Fondation Jacques-Edouard Berger, 1959. — С. 19—21. — 75 с.
  • Georges de La Tour. — Paris: La Réunion des musées nationaux, Мinistère de la Culture et de la Communication, 1998. — 48 с. (недоступная ссылка)
  • Ibbett, Katherine.
    Chapter 2. The Politics of Patience: Staging the Spectator. // The Style of the State in French Theater, 1630–1660: Neoclassicism and Government. — Routledge, 2020. — 184 с. — ISBN 9-781-3518-8141-8.
  • Techmanski, Artur.
    Saint Sébastien: histoire d’une assimilation culturelle (фр.) // Źródła Humanistyki Europejskiej : Журнал. — 2020. — Vol. 8. — P. 57—73.

Образ в искусстве

В XVI веке образ святого вдохновляет таких художников как Амико Аспертини, Аньоло Бронзино, Антонис ван Дейк, Паоло Веронезе, Караваджо, Гверчино, Доменикино, Дюрер, Аннибале Карраччи, Лоренцо Лотто, Гвидо Рени, Тициан и Эль Греко. В XVII веке его пишут Франческо Альбани, Хосе де Рибера, Рубенс, Гвидо Рени, Жорж де Латур, Сальватор Роза. ВXVIII веке — Джованни Пеллегрини и Тьеполо, в XIX веке — Камиль Коро, Франсуа-Ксавье Фабр, Гюстав Моро, Одилон Редон, Антонио де ла Гандара. В XX веке — Сальвадор Дали и Анхель Саррага. В ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990 г.).

Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмэна изображает Себастьяна и как уважаемого военного трибуна, и в дни мученичества.

При этом образ Святого Себастьяна все чаще ассоциируется с гомосексуальностью, а гомосексуалы считают его своим покровителем. Эта традиция продолжилась и в искусстве XX века. В гей-искусстве XX века появилось много более раздетых и откровенно сексуальных Себастьянов. Он появляется в игривых раскрашенных фотографиях популярных французских фотографов Пьера и Жиля (1987 г. и 1994 г.), в ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990 г.). Карлос Санруне представляет его стилизованным мексиканским юношей (1995 г.), Марио Патиньо использует его образ в выразительной компьютерной графике (1999 г.). Святой предстает в откровенно любовной сцене в сценарии Джона Логана (2001 г.).[3]

Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна

»[4], Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «
отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана
»[5].

В романе «Исповедь маски» Юкио Мисимы картина Гвидо Рени впервые вызывает сексуальные чувства у главного героя, после чего тот пишет о Себастьяне поэму в прозе.

Святому Себастьяну целиком посвящена повесть Лоры Бочаровой «Сок Оливы».

О жизни святого снято несколько фильмов, в том числе — «Себастьян» Дерека Джармена, полностью снятый на латинском языке, и короткометражная лента «Святой» Баво Дефюрна.

В книге Владимира Дудинцева «Белые одежды» герои рассматривают картину Антонелло де Мессина «Св. Себастьян» и проводят параллели с описываемыми там событиями.

Русский художник М. К. Соколов написал цикл картин, посвящённых Св. Себастьяну (1921—1922).

Французский композитор Клод Дебюсси сочинил вокально-хоровое сочинение — «Мученичество Cвятого Себастьяна» (англ. The Martyrdom of St. Sebastian).

Тема подвига св. Себастьяна занимает одно из центральных мест в рассказе Виктора Пелевина «Гость на празднике Бон».

Лирический герой песни «Сицилийский виноград» российской рок-группы Оргия Праведников многократно взывает к святому Себастьяну.

Мученичество святого Себастьяна (картина де Латура)

Никола II де Лармессен (фр.)русск.. Анри де Ла Ферте-Сеннетер (1599—1681) — первый владелец картины Жорж и Этьен де Латур. Святой Себастьян, 1650. Картина из коллекции Берлинской картинной галереи
Вариант картины, находящийся в коллекции Лувра, впервые привлёк внимание специалистов в 1945 году. Полотно стало объектом серьёзных исследований, которые основывались на сопоставлении его с ещё одним вариантом этой работы художника, находящимся в коллекции Берлинской картинной галереи. Исследователи творчества де Латура тогда на длительное время пришли к единому мнению, признав в обеих картинах оригиналы, принадлежащие кисти художника. Так продолжалось до выставки 1972 года в Париже, на которой были представлены оба полотна и специалисты впервые получили возможность их непосредственного сопоставления[7]. Оно продемонстрировало безусловное превосходство работы из Лувра, которое теперь признаётся всеми специалистами. Рентгенография этой картины, сделанная тогда, показала присутствие многочисленных авторских правок, которые подтверждают мнение искусствоведов. Французский искусствовед Жак Тюилье (фр.)русск. предположил, что берлинская версия картины была репликой Этьена (фр. Étienne de La Tour[8]), сына Жоржа де Латура, которая была завершена его отцом «и которая имеет право называться оригиналом». В настоящее время, как правило, эта версия считается добросовестной, но лишь ранней копией картины. «Святой Себастьян» из Лувра воспринимается, напротив, как поздняя работа самого художника, подаренная городом Люневилем губернатору Лотарингии маркизу Анри де Ла Ферте-Сеннетеру (фр.)русск. в конце 1649 года[4][9].

Вариант «Мученичества святого Себастьяна» из Берлинской картинной галереи

Размер картины из Берлинской картинной галереи — 160 на 129 сантиметров, техника — масляная живопись по холсту. Считается, что она выполнена около 1650 года (хотя в некоторых исследованиях указывается и 1634—1643 годы)[10][11].

В 1927 году на берлинскую картину впервые обратили внимание специалисты, когда она была представлена на нью-йоркском аукционе как произведение анонимного последователя Яна Вермеера Дельфтского. Абрахам Бредиус (англ.)русск. и Герман Фосс (нем.)русск. впервые определили её как творение де Латура, под его именем она была приобретена Музеем кайзера Фридриха. Французский искусствовед Шарль Стерлинг (англ.)русск. считал берлинскую картину примером раннего творчества художника[12]. София-Мод-Мери Фернес считала «Себастьяна» самой ранней картиной художника, мотивируя это тем, что на ранних картинах всегда присутствует видимый источник света (в данном случае — факел), а поздние якобы его лишены[13].

В настоящее время картина воспринимается специалистами как образец позднего творчества художника, в создании которого очевидно участие художников его мастерской (возможно, деятельное участие принимал сын художника — Этьен)[14].

Вариант «Мученичества святого Себастьяна» из Лувра

Обнаруженные документы позволили датировать картину 1649 годом, соотнеся с ней известие, что картина на данный сюжет была заказом де Латуру жителей города Люневиля для вручения правителю Лотарингии маркизу Анри де Ла Ферте-Сеннетеру. Она была оплачена 700 франками, а переговоры между художником и представителями городских властей настолько затянулись, что было заказано и выпито четыре кувшина с вином, оплаченные за городской счёт[14].

Вероятно, картина долгое время находилась в аббатстве Лир (фр.)русск. (фр. Lyre) вблизи города Эврё (ныне оно не существует). Она привлекла к себе внимание специалистов в 1945 году, когда находилась в церкви города Буа-Анзре (фр.)русск.. Затем картина находилась в приходской церкви Сен-Мартен (нем.)русск. в Брольи (фр.)русск. (1951). Картина была представлена в Лувре в ходе выставки произведений де Латура в 1972 году, тогда она оказалась впервые свободно доступна для публики и специалистов. Она была приобретена Лувром в 1979 году на средства «Общества друзей Лувра» (фр.)русск.. Инвентарный номер — R. F. 1979-53

[3]. Демонстрируется в зале № 28 на втором этаже корпуса Сюлли. Высота картины из Лувра — 167, а ширина — 131 сантиметр, техника — масляная живопись по холсту[3].

Кроме оригинального названия в каталоге Лувра и на официальном сайте музея (фр. «Saint Sébastien soigné par Irène», «Святая Ирина, ухаживающая за святым Себастьяном»), полотно именуется также «Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной» (фр. «Saint Sébastien pleuré par Sainte Irène»[15][16]), в научной литературе также употребляются и другие названия: «Святой Себастьян из Буа-Анзре» (фр. «Saint Sébastien de Bois-Anzeray») и «Вертикальный Святой Себастьян» (фр. «Saint Sébastien en hauteur»)[11].

На картине присутствуют хорошо заметные швы. Высказывалось предположение (Юлисс Муссалли), что художник сначала создавал некое композиционное ядро на особом холсте (такое ядро в картине «Святой Себастьян» имеет ширину около 95 сантиметров), а после этого подшивал к нему другие холсты с новыми отдельно написанными фигурами. При этом каждый новый подшитый холст представлял собой «эскиз в размере картины» (или «проект кадрировки»). Подобным образом действительно работали некоторые караваджисты, Муссалли этим объясняет отсутствие дошедших до нас рисунков, этюдов или эскизов де Латура. При таком методе работы они ему были не слишком нужны. Юрий Золотов объясняет присутствие швов провинциальным положением Люневиля, где жил художник. Здесь невозможно было, по его мнению, найти качественный холст большого размера[17].

Картина «Святая Ирина врачует святого Себастьяна» де Латура

По свидетельству автора XVIII века Огюстена Кальме, оригинал некоей картины работы Жоржа де Латура, изображающей святого Себастьяна, принадлежал французскому королю Людовику XIII. По версии современных искусствоведов, королю в 1634—1639 годах художник лично представил другую свою картину вытянутого в ширину формата — «Мученичество святого Себастьяна» («Святая Ирина врачует святого Себастьяна» или «Святой Себастьян в свете фонаря», фр. «Saint Sébastien en large», фр. «Saint Sébastien à la lanterne», иногда фигурирует и как фр. «Saint Sébastien soigné par Irène»), которая дошла до нашего времени только в многочисленных копиях[18]. Считается, что именно за неё он был пожалован званием Ординарного королевского живописца. В соответствии с этим свидетельством, король, получив картину от художника, приказал даже убрать все другие полотна из своей комнаты[19]:

«…[Латур] представил королю Людовику XIII картину в своей манере, изображающую святого Себастьяна в ночи; эта вещь была столь совершенного вкуса, что король велел убрать из своей комнаты все другие картины, оставив только её. Латур уже представил похожую герцогу Карлу IV. Эта картина находится в замке Удемон близ Нанси»

— Юрий Золотов. Жорж де Ла Тур[20][21]

По данным некоторых историков искусства, копий полотна, не сохранившегося до нашего времени, может насчитываться до десяти, некоторые из которых были представлены в Париже на выставке, посвящённой художнику, в 1997—1998 годах[22][11].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: