Станислав Пиотровский об осаде Пскова Стефаном Баторием

У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Пскова.

Осада Пскова польск. Oblężenie Pskowa
Основной конфликт: Ливонская Война
Осада Пскова: ил. Бориса Чорикова из книги «Живописный Карамзин» (1836)
Дата8 августа (18 августа) 1581 — 25 января (4 февраля) 1582
МестоПсков
Итогпобеда русских
Противники
Речь Посполитая
Русское царство Русское царство Войско Донское
Командующие
Стефан Баторий Ян Замойский Иван Шуйский Михаил Черкашенин †
Силы сторон около 47 тыс., включая

15 тыс. наёмной кавалерии и 12 тыс. наёмной пехоты[1][2]

до 16 тыс. в составе

6 тыс. дворян, стрельцов и казаков и 10 тыс. городского ополчения[1][2]

Аудио, фото, видео на Викискладе
Ливонская война
Сражения: Нарва (1558) — Дерпт — Ринген — Тирзен — Эрмес — Феллин — Невель — Полоцк (1563) — Чашники (1564) — Озерище — Чашники (1567) — Ревель (1570) — Вейсенштейн — Лоде — Везенберг — Ревель (1577) — Венден — Полоцк (1579) — Сокол — Великие Луки — Торопец — Настасьино — Заволочье — Падис — Шклов — Нарва (1581) — Рейд Радзивилла — Псков

— Лялицы — Орешек

Договоры: Позвольский • Виленский • Новгородский • Виленская уния • Можайский • Дерптский • Гродненский • Дрогичинский • Ям-Запольский мир • Плюсское перемирие

Псковская оборона

[3], в зарубежной историографии —
Осада Пскова
(18 августа 1581 — 4 февраля 1582) — крупное сражение между русским войском, оборонявшим город Псков, и войском Речи Посполитой на заключительном этапе Ливонской войны. Осада длилась с 18 августа 1581 года по 4 февраля 1582 года. Потерпев неудачу под стенами Пскова, король польский и великий князь литовский Стефан Баторий был вынужден пойти на переговоры с русским царём Иваном IV, которые закончились подписанием Ям-Запо́льского мирного договора.

Подготовка обороны и силы сторон

Польско-литовские

В начале 1581 года король Стефан Баторий отверг предложение о мире царя Ивана IV и стал готовить очередную и самую масштабную кампанию против России. Для нового похода он занял денег у прусского герцога Альбрехта Фридриха (регентом которого с 1577 года стал Георг Фридрих, получивший этот пост при поддержке Батория), саксонского курфюрста Августа и бранденбургского курфюрста Иоганна Георга. Также он убедил сейм, собранный в феврале, согласиться на сбор налогов за два года. Сейм, в свою очередь, попросил короля этим походом закончить войну, так как шляхта и крестьяне устали от постоянных поборов для ведения боевых действий.

Среди военного руководства Речи Посполитой не было единодушия в вопросе о направлении удара. Будучи в Заволочье, Стефан Баторий созвал военный совет. Почти все считали, что необходимо идти ко Пскову, ибо овладение этим городом предаст в руки королю всю Ливонию, за которую и ведётся, собственно, война. Король и с ним некоторые воеводы были не прочь идти прямо к Новгороду, но нельзя было оставить в тылу Псков, где сосредоточены были значительные силы неприятеля. Это соображение заставило Батория согласиться с большинством и выступить ко Пскову[4]. Наступавшая армия насчитывала по разным оценкам от 47 тыс. (в том числе 5 тыс. всадников и 12 тыс. пехоты[1]) до 100 тыс. человек. Артиллерией польско-литовского войска командовал воевода Юрий Зиновьев, а пушечная обслуга была укомплектована в основном немцами и венграми.

Русские

Во второй половине XVI века Псков обладал мощнейшей системой оборонительных сооружений, в которую входили каменные крепостные стены Большого города, Средний город, Довмонтов город и кремль. Внешняя стена Большого города простиралась почти на 10 км и имела 37 башен и 48 ворот[5]. Вдоль реки Великой стена была деревянная, далее стена пересекала реку Пскова двумя арками, имевшими нижние и верхние решётки для пропуска воды и судов. Башни имели по два и более ярусов. На стене были устроены переходы, связывающие вторые ярусы башен. Под башнями находились тайники (подземные ходы), обеспечивавшие связь между башнями. Высота стен обводов составляла 6,5 м и толщина 4-6 м[6].

Русское командование ждало нападения поляков на Псков уже летом 1580 года. Тогда псковский воевода князь Иван Шуйский получил в подчинение крупные силы — около 7 тыс. детей боярских, стрельцов и казаков и несколько тысяч татар, которым было предписано действовать вне стен города. Летом 1581 года, узнав о планах противника, князь Дмитрий Хворостинин вторгся в Литву, чтобы нарушить планы противника. Переправившись за Днепр, он разорил окрестности Орши, Шклова и Могилёва. Наступление достигло цели. Стефан Баторий задержал приказ о наступлении на Псков, пока не получил известия об отходе русских из Литвы. Это позволило укрепить оборону города. К началу осады гарнизон Пскова насчитывал до 3 тыс. конных детей боярских, 2,5 тыс. стрельцов[1]. Помимо «большого воеводы» Ивана Шуйского гарнизон возглавляли князь Василий Скопин-Шуйский, воевода Никита Очин-Плещеев, князь Андрей Хворостинин, князь Василий Лобанов-Ростовский. В крепости находилось также 500 донских казаков во главе с их атаманом Мишкой Черкашениным. В Пскове проживало до 20 тыс. человек. Значительная часть взрослого мужского населения взялась за оружие, чтобы оборонить город. Общая численность гарнизона не превышала 12-16 тыс. человек[6]. По утверждениям польских современников, город обороняли 50 тыс. пехоты и 7 тыс. конницы. По приказу И. П. Шуйского псковичи выжгли весь посад за пределами городских стен, лишив тем самым поляков жилья и строительных материалов, а также улучшив этим пространственный обзор местности[7][8]. Русскими отрядами были опустошены и окрестности города, чтобы неприятель не мог найти там фураж и продовольствие[5].

Начало осады

В течение недели Баторий вёл разведку русских укреплений, и только 26 августа приказал основным силам своей армии подступить к городу. Однако солдаты вскоре попали под огонь русских пушек и отступили к реке Черёха. Здесь Баторий устроил укреплённый лагерь, стал рыть траншеи и ставить туры, чтобы приблизиться к стенам крепости. Свой шатёр Баторий приказал поставить недалеко от стен Пскова на московской дороге у церкви Николы Чудотворца. Ночью русская крепостная артиллерия открыла огонь по лагерю, нанеся польско-литовскому войску значительный ущерб. Для устрашения псковичей был проведён парад-смотр войск, принимали его польский король Стефан Баторий и главнокомандующий армии, коронный гетман Ян Замойский[7]. Отдельными отрядами осаждавших были заняты пригородные монастыри: Снетогорский, Любятовский, Ивановский, Мирожский и другие[9].

1 сентября поляки начали осадные работы. Они копали большие траншеи, постепенно приближаясь к крепостному рву, и одновременно обустраивали в траншеях большие и малые землянки[9]. Выкапываемую из траншей землю использовали как вал, чтобы сделать невозможным наблюдение за осадными работами со стен Пскова. Также в насыпях валов были проделаны амбразуры для стрельбы по городу во время штурма.

В ночь с на 5 сентября осаждающие подкатили пять туров к Покровской и Свиной башням на южном фасе стен и, поставив 20 орудий, с утра 6 сентября начали обстреливать обе башни и 150 м стены между ними. К вечеру 7 сентября башни были сильно повреждены, а в стене образовался пролом шириной 50 м. По сведениям русского летописца, проломы в стене образовались в нескольких местах. Но осаждённые успели соорудить против пролома новую деревянную стену[9].

Псковский Кром — главный форпост России

Псков с системой крепостей, раскиданных на разном удалении от города, представлял для любого неприятеля настоящую головную боль — многочисленные укрепления и твердыни отнимали немало сил. При этом сам Псков был великолепно укреплён: основной внешний пояс стен — «Окольный город» — был построен ещё в третьей четверти XV века, но благодаря заботам горожан и воевод даже спустя полтора столетия находился в исправном состоянии. В 1581−1582 годах город безуспешно осаждал польский король Стефан Баторий, что предопределило исход кампании и спасло Россию от тяжёлых территориальных потерь по результатам Ливонской войны.

Рис.3.jpg

В ходе Смутного времени Псков сыграл не менее важную роль. В 1610—1615 гг. шведы четырежды приступали к Пскову, но всякий раз осада оканчивалась неудачей. Наконец летом 1615 года воинственный шведский король Густав Адольф решил наконец-таки покорить Псков, приобретя одну из главных крепостей в регионе. В случае взятия города можно было не только воздействовать на правительство Михаила Романова, но использовать город как базу для дальнейших операций. Мечтой короля было утверждение на русском престоле своего брата Карла Филиппа.

Первый штурм

Русским удалось не только выбить поляков из пролома в стене, но и ворваться в неприятельские траншеи. По приказу воевод в бою приняли участие и жительницы города. Некоторые из них приняли участие в рукопашной схватке, а другие помогали раненым и подносили припасы. Вечером началась контратака на Покровскую башню. Во время боя под неё подложили порох и подожгли его. В результате неприятель не смог удержать и последнее контролируемое в Пскове укрепление — и отступил.

В этом бою потери защитников составили убитыми 863 человека, а ранеными 1626 человек. Неприятель потерял около 5 тыс. воинов, в том числе более 80 знатных сановников[4][10]. В их числе были любимый воевода Батория венгр Габор Бекеш (польск.)русск., великий венгерский гетман Пётр, пан Томас Дерт, пан Мартын и другие.

Осада

2 ноября армия Батория предприняла последний штурм Пскова. На этот раз атаковали западную стену. До этого в течение пяти дней она подвергалась мощному обстрелу и в нескольких местах оказалась разрушена. Однако защитники Пскова встретили противника сильным огнём, и штурмующие повернули обратно, так и не дойдя до проломов.

Основные силы русской армии в Новгороде, Ржеве и Старице бездействовали[8]. Однако в Псков сумел пробиться стрелецкий голова Фёдор Мясоедов с довольно многочисленной дружиной[10].

6 ноября Баторий убрал орудия с батарей, прекратил осадные работы и стал готовиться к зимовке. Одновременно он послал отряды немцев и венгров захватить Псково-Печерский монастырь в 60 км от Пскова, однако гарнизон из 300 стрельцов при поддержке монахов успешно отбил два приступа, и неприятель вынужден был отступить[8].

Стефан Баторий, убедившись, что Псков ему не взять, в ноябре передал командование великому коронному гетману Яну Замойскому, а сам отбыл в Вильно, забрав с собой почти всех наёмников. В результате численность войска уменьшилась почти вдвое — до 26 тысяч человек[6][8]. Осаждающие страдали от холодов и болезней, росло число умерших и дезертирство. Защитники города постоянно тревожили поляков смелыми вылазками, всего предприняв 46 нападений на стан врага[10].

Осадная артиллерия — шведский «наряд» против русских стен

После прибытия под стены крепости осадной артиллерии все свои силы шведы направили на подготовку штурма — Густав Адольф не мог себе позволить взять город измором, так как наёмникам нужно было выплачивать жалование, провианта в окрестностях было недостаточно, а политическая ситуация, как в самой Швеции, так и вокруг неё, стала ухудшаться. Улучшить положение могло только взятие города в ближайшие недели. Однако даже наличие «наряда» и корпуса профессиональных вояк не гарантировало успеха: покорить Псков было куда сложнее, чем можно подумать.

Участок стены, на котором сосредоточили свои усилия осаждающие, был невелик — силы захватчиков концентрировались против 500-метровой стены Окольного города в северо-западной части крепости, а сама атака велась против 100-метрового участка между Варлаамской наугольной башней и Варлаамскими воротами. И это при общей протяжённости внешнего кольца псковских укреплений более 10 километров! Сказывался недостаток осадной артиллерии для взятия столь внушительной крепости — по сообщениям источников, у Густава Адольфа было лишь 14 (по другим сведениям 26) «проломных» пушек и 4 мортиры. Одна батарея была размещена к северу от стен, другая западнее — за рекой Великой.

Подобные орудия времен Грозного использовались под Псковом.

Впрочем, даже в такой ситуации шансы интервентов были неплохими. Шведы без устали обстреливали стены крепости — средневековые укрепления, возведённые в конце XV века, не могли выдержать долговременной артподготовки и буквально рассыпались под градом снарядов. Мортиры вели огонь навесом, поджигая постройки «огненными» ядрами. К 17 сентября осаждающим удалось расширить пролом в стене до 40 саженей (более 80 метров) и сбить две башни. Город находился в незавидном положении: начинала сказываться шведская блокада, и ощущалась нехватка продовольствия. Наступил кризис всей псковской кампании.

Псков.

Теперь всё зависело от того, кто же проявит большую волю к победе и решимость? На стороне псковичей были стены собственного города, богатый опыт и традиции, а главное решимость стоять до конца и погибнуть или победить. О высоком боевом духе русских свидетельствуют очевидцы с обеих сторон. Так, накануне штурма отряд псковитян совершил масштабную вылазку, что оказалось полной неожиданностью для шведов. «Были де подо Псковом покопаны ямы блиско города, и при нем деи изо Пскова была выласка конная и пешая, и немец де из ям выбили и топтали немец конных и пеших до Снетной горы и убили де у них всякого человека с триста человек» — сообщает один из очевидцев осады. Однако у шведов были преимущества в технике и выучке солдат, большинство которых были профессиональными наёмниками, численное превосходство и присутствие самого короля в лагере. 17 сентября Густав Адольф отдал приказ начать общий штурм.

Ям-Запольский мирный договор

Продолжая боевые действия под Псковом враждующие стороны начали мирные переговоры 13 декабря 1581 года. Мирный договор сроком на 10 лет между Речью Посполитой и Русским царством был заключён 15 января 1582 в деревне Киверова Гора в 15 верстах от Запольского Яма и завершил Ливонскую войну 1558—1583 годов.

Согласно условиям договора Россия отказывалась в пользу Речи Посполитой от всех своих владений в Прибалтике и Белоруссии, завоёванных в ходе войны: Курляндии, 40 городов в Ливонии, города Полоцка с поветом (уездом), а также от города Велижа с округой. Речь Посполитая возвращала царю захваченные в течение войны земли: «пригороды» Пскова (то есть города Псковской земли — Опочку, Порхов и другие, попавшие в зону военных действий); Великие Луки, Невель, Холм и Себеж.

О заключении мира в Пскове узнали 17 января 1582 года. Эту весть принёс в город боярский сын Александр Хрущов. Но только 4 февраля польско-литовская армия сняла осаду Пскова, так и не сумев взять его в течение полугода. Когда ушли последние отряды противника, псковичи открыли городские ворота[7].

Историческое значение

Историк Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» так оценил значение победы у стен Пскова:

В первый раз мы заключили мир столь безвыгодный, едва не бесчестный с Литвою и если удерживались ещё в своих древних пределах, не отдали и более: то честь принадлежит Пскову: он, как твёрдый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею; не оставил бы за Россиею ни Смоленска, ни земли Северской; взял бы, может быть, и Новгород… То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени.

Схожую оценку дал историк А. А. Михайлов[11]:

Падение для Пскова означало бы для Руси полный военный разгром. Под стенами города бесспорно стояла превосходная армия, вполне владевшая всеми современными для этой эпохи приёмами ведения войны. У Батория имелась отличная артиллерия, опытные инженеры, возводившие осадные батареи, рейтары из Германии, многочисленные литовские, польские и венгерские воины, наемники из Франции, Шотландии и других стран. Осаждавшим нельзя было отказать ни в воинском искусстве, ни в мужестве. Тем не менее гарнизон и жители Пскова выдержали тяжелую пятимесячную осаду и не сдали города противнику.

Викторина, посвященная обороне Пскова от войск Стефана Батория

— Стефан Баторий. «Гравюра»

Иконы:

Первоначальный текст «Повести» к середине ХVII века был дополнен сообщением о рассказе бывшего псковского пушечного кузнеца, ослепшего Дорофея о видении им Богородицы и псковских святых на крепостных стенах города незадолго до первого штурма. В Пскове до этого появились отдельные списки рассказа, затем он вошёл в «Повесть о Псково-Печорском монастыре». А
местные живописцы создали на этот сюжет своеобразную икону с видом Пскова времён осады и Богородицей у Покровской башни.
Очевидно, впервые такая икона была создана для псковской церкви Покрова у Пролома. Рисунок с неё граф М. М. Толстой приложил к книге «Святыни и древности Пскова» (Москва, 1861 г.). Прямо на иконе приведён большой текст о приходе под Псков войск Батория и видении Дорофея. Он полностью опубликован, в частности, инспектором Псковской духовной семинарии А. С. Князевым в «Указателе достопамятностей города Пскова и его окрестностей» (Москва, 1858 г.) и краеведом И. И. Василёвым в «Археологическом указателе г. Пскова и его окрестностей» (Петербург, 1898 г.). Эта была увезена во время фашистской оккупации и возвращена в 2001 году при содействии президента В. В. Путина в Псковский кафедральный Троицкий собор. Аналогичная икона хранится в Московском Успенском соборе.

Позднее, в ХVII веке, на иконах, посвящённых видению Дорофея, изображался более подробный вид Пскова. Такие иконы до революции находились в Псково-Печорском монастыре, в псковском Гостином дворе у лавки И. И. Жиглевича и в часовне Владычного креста на окраине Пскова. Возле часовни встречали крестный ход из монастыря. Эти иконы многократно воспроизводились в краеведческой литературе. На собрании Псковского церковного историко-археологического комитета 10 июня 1910 года секретарь Комитета священник Александр Ляпустин обратил внимание на трудности осмотра иконы в часовне Владычного креста, которая постоянно закрыта, а стёкла в ней хулиганы бьют камнями. С согласия Печорского монастыря, которому принадлежали часовня и икона, её перенесли в Троицкий собор. Сейчас она и «икона Жиглевича» экспонируются в Псковском музее-заповеднике.

Список с Псково-Покровской иконы

(в церкви Рождества и Покрова Пресвятой Богорродицы)

Н.Ф.Левин Иконы с видом Пскова. Из глубины веков. Город воинской славы / Н.Ф.Левин // Время — псковское. — 2006. — 7 сентября. — С.4-5.

  1. «Стефан Баторий под Псковом». Чем знаменита эта картина польского художника?

Картина, написанная Яном Матейко в 1872 году, изображает эпизод Ливонской войны и посольство царя Ивана IV Грозного к королю польскому и великому князю литовскому Стефану Баторию с просьбой о мире.

Первые этюды к картине «Баторий под Псковом» были написаны Яном Матейко в 1869 году. Через три года картина была завершена. В 1874 году Матейко выставляет картину в Париже. Как результат — восторженный прием картины и избрание Матейко членом «Institut de France», сразу за этим последовало избрание членом Берлинской академии искусств.

На выставке в Праге Ян Матейко получил предложение возглавить Пражскую академию художеств и получил медаль в Вене. Французская академия выбрала его почетным иностранным членом.

Картина сильно пострадала во время Второй мировой войны. Её спешно эвакуировали во Львов. Потом разделили на 18 частей и спрятали. Профессор Станислав Лоренц её обнаружил в очень плачевном состоянии. Восстанавливали картину 3 года.

Сюжет и персонажи картины.

Одной из центральных фигур картины является Стефан Баторий. Он изображён сидящим на походном троне, в рыцарских доспехах и расшитом зо́лотом плаще с обнажённой саблей. Трон, поставлен на медвежью шкуру, а у ног Батория лежит захваченное вражеское знамя. Высокомерный, надменный взгляд полузакрытых глаз, униженные позы русских послов — словно иллюстрация к посланию Ивана Грозного.

Левее и чуть позади короля в полный рост изображена фигура канцлера Яна Замойского с канцлерской печатью и гетманской булавой. С ним вместе Баторий учился в Падуанском университете, его Баторий выделил среди краковского дворянства, обласкал почестями и наделил властью и рукой своей племянницы Гризельды.

В центре композиции расположена выразительная фигура иезуита Антонио Поссевино — папского легата и посла к Ивану IV. Положение рук Поссевино как бы символизирует сложность его дипломатической и миротворческой миссии. Одна рука протянута к Баторию, другая делает охранительный жест в отношении владыки Киприана. Поссевино при содействии иезуитов прилагал немалые усилия для распространения в России влияния Ватиканского престола. Вся композиция картины построена вокруг Поссевино, а не Батория. В одной из своих статей Владимир Стасов назвал работу Матейко «Иезуит Поссевин уговаривает зверообразного Стефана Батория выслушать русских послов, просящих мира».

Со стороны «просящих мира» особо выделены художником два персонажа — коленопреклоненный владыка полоцкий Киприан, в богатом, шитом золотом облачении, на золотом блюде подносящий королю хлеб, видимо, символизирующий просьбу о пощаде и мире. Несколько в стороне от владыки Киприана, скорее с трудом, по-стариковски приседающий, нежели падающий на колени, — Иван Нащокин. Изображённые на картине военные не стоят на коленях, они не смирились, осаждённый город не сдан.

Картина «Баторий под Псковом», как и другие исторические работы Матейко, насыщена тщательно проработанными деталями. Все детали одежды и оружия выполнены очень достоверно — в 1860 году Матейко завершил работу над альбомом «Одежда в Польше», который и по сей день является образцом научного подхода художника к «искусству кройки и шитья»[2].

Достоверность изображенных событий.

Очевидно, что Матейко преследовал несколько другие цели, чем максимальная историческая достоверность. На картине изображены октябрь-декабрь 1581 года. Описание этих событий освещено в источниках достаточно подробно: участники второго похода Стефана Батория на Россию в 1580 году писали дневники. Это Ян Зборовский, кастелян, командовавший отборной частью армии Стефана Батория, и Лука Дзилынский, начальник авангардного войска Стефана Батория. Также сохранилось русское произведение «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». Кроме этого, сохранился дневник осады Пскова Стефаном Баторием, который, видимо, писал секретарь королевской канцелярии Станислав Пиотровский[3].

На самом деле переговоры о мире шли не под стенами Пскова и Баторий не вёл эти переговоры лично. Матейко собрал вместе разрозненные факты и поместил их на одну картину.

Григорий Афанасьевич Нащокин не раз выполнял дипломатические поручения, но со Стефаном Баторием он встречался в Литве за год до осады — в 1580 году. Киприан, архиепископ Полоцкий и Великолуцкий, проявил себя во время осады Полоцка в 1579 году. Когда воеводы выслали неприятелю переговорщиков о сдаче города, Киприан не согласился с этим решением. Он вместе с другими воеводами намеревался взорвать крепость, но когда это не удалось, то они при вступлении в город неприятеля закрылись в церкви Святой Софии и объявили, что их могут взять только силой. 11 августа 1579 года арИезуит Антонио Поссевино действительно сыграл важную роль в этих исторических событиях — он прибыл под осаждённый Псков, Баторий уехал из-под осаждённого города с частью войска, а посредничество Поссевино действительно привело к заключению мира. Миссия Поссевино была вызвана дипломатическим ходом Ивана IV, задумавшего использовать папу в качестве посредника в международной распре: «Протопоп же той Антоней, Ихнилатово лукавство и се яко збойливые лисицы лесть в себе восприем, и наперед е́зду послов государю себя объявляет и по обою их страну хотения помирити учиняет, и послана себя от Римского папы для помирения к государю и королю сказуется. Король же сего совету начало оставляет, сам же от Пскова в свою Литовскую землю отходит». Поссевино надеялся своей деятельностью склонить Ивана IV к унии, однако это начинание закончилось провалом.

Изображение на картине Поссевино как миролюбивого умиротворяющего посредника, в действительности, не соответствует исторической правде: Поссевино вёл переговоры агрессивно и в интересах Батория. Переговоры на самом деле с русской стороны вели князь Дмитрий Петрович Елецкий и думный дворянин, печатник Роман Васильевич Алферьев-Безнин

Итак, в деревню Запольный Ям 13 декабря 1581 года съехались польские и русские послы. Со стороны Польши переговоры вели брацлавский воевода Януш Збаражский, воевода виленский и гетман литовский Кшиштоф Радзивилл и секретарь (писарь), великий князь Литовский Михаил Гарабурда. В качестве посредника присутствовал Поссевино.

Когда послы приехали в Запольный Ям, то увидели, что деревня в основном сожжена. Переговоры на самом деле велись в деревне Киверова Гора, за 15 верст от Запольного Яма. Переговоры шли бурно, и об изменении места переговоров в документах не упомянули. В историю договор 1582 года вошёл по имени сгоревшей деревни, а с легкой руки историка Соловьева её переименовали из Ям Запольный в Ям Запольский.

Согласно условиям договора Россия отказывалась в пользу Речи Посполитой от всех своих владений в Прибалтике и от владений своих вассалов и союзников: от Курляндии, уступая её Польше; от 40 городов в Ливонии, переходящих к Польше; от города Полоцка с поветом (уездом); от города Велижа с округой. Речь Посполитая возвращала царю захваченные в течение последней войны псковские коренные земли: «пригороды» Пскова (то есть города Псковской земли — Опочку, Порхов и другие, попавшие в зону военных действий); Великие Луки, Невель, Холм, Себеж — исконные новгородские и тверские земли, захваченные в ходе последней трёхлетней войны.

В русском экземпляре договора за царем сохранялся титул царь

, в польском же варианте титул
царь
не упоминался. В русском экземпляре царь именовался также «властитель Ливонский и Смоленский», а в польском «властителем Ливонским» уже именовался польский король, а титул «Смоленский» не принадлежал никому. Историк Н. М. Карамзин, оценивая Запольский договор, назвал его «самым невыгодным и бесчестным для России миром из всех заключенных до того времени с Литвой».

ru.wikipedia.org/…/Стефан_Баторий_под_Псковом

  1. Что вы знаете о происхождении микротопонима, которое псковичи связывали с осадой крепости: «Выползова слобода»?

Заселённую местность над берегом Великой между Покровской башней и Никитской церковью прозвали Выползовой слободой, поскольку там в начале осады вражеские солдаты выкопали траншеи, из которых они выползали, идя на штурм крепости.

В народе долгое время жила легенда о том, что во время штурма 8 сентября 1581 года Матерь Божия ослепила, а те поползли назад, как кроты. Выползова слобода тянулась от Рижского моста до Покровского бастиона.

Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Альбом в 4-х частях – Псков, Стерх, 2004, с 223

Окурич – Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Издание третье, юбилейное – Псков, Светоносец, 2001

  1. Какую наиболее ярку оценку исторической обороны Пскова от войск Стефана Батория дал знаменитый дореволюционный писатель и историк?

Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского», том IX, глава V писал «В первый раз мы заключили мир столь безвыгодный, едва не бесчестный, с Литвою; и если удержались еще в своих древних пределах, не отдали и более: то честь принадлежит Пскову:

он, как твердый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею; не оставил бы за Россиею ни Смоленска, ни земли Северской; взял бы, может быть, и Новгород… Но то истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Карамзин Н.М. Об истории государства Российского – М., Просвещение, 1990, с.244

  1. Кесарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Святогорского монастыря Иона Наумов и игумен Мартирий. Что это за люди и какое отношение их к битве?

Кесарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Святогорского монастыря Иона Наумов и игумен Мартирий – иноки, в недалеком прошлом воины, которые обороняли Псков, и вселяли в людей веру в победу. Их образы запечатлены на картине «Осада Пскова Польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»

Происходило все так.

Действительно, Псков еще не принимал такого сражения. Грохотали пушки и ручницы как с той, так и с другой стороны: «Был великий гром… от множества обоего войска, и от пушечного звука, и от ружейных выстрелов, и от воинского крика». Погода в тот день была солнечной и теплой, но солнце застила плотная пелена дыма и копоти. Яростно гремели мечи, свистели стрелы, ломались копья, вдоль всей южной стены Пскова раздавались крики ярости и ужаса, звучали ругань, стоны, проклятия, победные вопли и предсмертные хрипы… Не уступали ни те, ни другие. И вот это серое, плотное, колющее, рубящее, стреляющее, кричащее и вопящее месиво словно стрелой прорезали три всадника в черных одеяниях. Это были известные всему Пскову келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Снетогорского монастыря иона Наумов и игумен Мартирий.

— Не бойтесь, православные! — перекрывая шум битвы закричали иноки, сами в недалеком прошлом прекрасные воины. — Богородица идет на помощь. Как раз в это время к месту пролома направлялся крестный ход с иконами, хоругвями и мощами святого князя Всеволода-Гавриила, чтобы укрепить дух псковских воинов. — Умрем все за веру Христову и за православного царя Ивана Васильевича! Не предадим Богоматери и Святого Всеволода! — воодушевленные псковичи словно обрели второе дыхание и стали теснить притомившихся поляков.

  1. Что вы знаете об истории с подарком от гетмана Замойского, преподнесенным И. П. Шуйскому?

Польский гетман Замойский, считая псковского воеводу Ивана Петровича Шуйского очень опасным противником, решил погубить его хитростью, подослав ему ларец со взрывным механизмом. Принес «подарок» из лагеря польско-литовской армии, осаждавшей Псков, отпущенный русский пленник. К шкатулке была приложена записка. В записке, подписанной немцем Моллером, состоявшим прежде на царской службе, сказано, что он якобы хочет тайно перебежать к русским и наперед посылает ларец со своими деньгами и важной информацией о польско-литовских войсках. Однако осторожный Шуйский заподозрил неладное и, вызвав мастера-умельца, велел ему отнести ларец в безлюдное место и там «с бережением» открыть его. При вскрытии внутри обнаружили обращенные во все стороны заряженные пистолеты, которые должны были одновременно выстрелить в момент поднятие крышки сундучка, а особый механизм вслед за тем высек бы искру, от которой должен был взорваться вложенный в ларец порох. Если бы Иван Петрович взялся лично открывать шкатулку, он неминуемо погиб бы от пули или взрыва пороха. Но Шуйский был не только храбр, но и умен, и трюк с «гостинцем» не удался. Возмущенный такой подлостью Шуйский написал Замойскому гневное письмо, где подчеркнул, что настоящие рыцари убивают недругов только в открытом, честном бою, и вызвал гетмана на дуэль. Замойский, однако, отказался от поединка.

  1. Опишите Псково – Покровскую икону. Что на ней изображено? Судьба иконы.

Неизвестно, чья рука писала икону Псково-Покровской Богородицы. В средние века не принято было ставить свое имя под святыми образами. Доподлинно известно другое. Поводом для создания иконы и ее сюжетом стало чудесное явление Богородицы старцу Псково-Покровского монастыря Дорофею накануне генерального штурма города польскими войсками.

Сложна и обособленна иконография этой иконы, ей нет аналогов. Изображено на иконе было чудесное видение Дорофея и в соответствии с текстом «Сказания» написаны: Богородица со святыми князьями Василием-Владимиром Киевским, Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем Псковскими, архиепископом Новгородским и Псковским Нифонтом, преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, Николой Блаженным Псковским, а также святыми преподобными Евфросинием Псковским и Саввой Крыпецким, а также сам старец Дорофей. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе же помещено описание чудесного явления Богоматери. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня — центр событий, самое важное место обороны. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы. Сама же Богородица Псково-Покровская не покидала храм Покрова и Рождества до 20-х годов XX века. В ходе изъятия церковных ценностей с нее сняли драгоценный серебряный оклад, который затем исчез. Существуют свидетельства, что настоятель храма Покрова и Рождества священник Троицкий передал чудотворную икону в музей, чтобы она не была уничтожена (по другим источникам икона до 1944 года находилась в церкви Богоявления с Запсковья).

В 1944 году, в последние дни немецкой оккупации Пскова, икона была вывезена немцами из России. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой её старой фотографии или прориси.

В 1970 году неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Берхтесгадене со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков (Плескау) и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы Псково-Покровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии. Но все эти годы ее владелица — госпожа Хильда Карбахер желала, чтобы икона возвратилась в Россию.

С 1970 года местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале девяностых годов Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941-1944 годах оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона Богородицы Псково-Покровская.

Во время визита Президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году канцлер Герхард Шрёдер символически подарил ему эту икону. Президент дал обещание, что икона будет передана Русской Православной Церкви и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа 2000 года икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йоргом фон Штудницем.

7 сентября 2001 года в Пскове прошла торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Эта икона — живая часть древнего Пскова, неотъемлемая, как Троицкий собор или Покровская башня, без которых город немыслим. Теперь икона Богородицы Псково-Покровская находится в Троицком соборе Пскова.

В январе 2005 года икона замироточила. По словам настоятеля Троицкого собора о. Иоанна, такое обильное мироточение иконы наблюдается впервые. Возможно, в прошлые века она тоже подавала знак, но подобные случаи нигде не зафиксированы документально.

В настоящее время в храме Покрова и Рождества Богородицы находится список

с чудотворной Псково-Покровской иконы.

www.pskov-eparhia.ellink.ru/ — сайт Псковской епархии

  1. Расскажите историю установки памятника на бастионе, когда был заложен, кто автор памятника?

В Пскове сложилась легенда, что погибших воинов хоронили за стеной пред Свинорской башней. В Северную войну по приказу Петра I там был насыпан высокий земляной бастион. 8 сентября 1881 года, к 300-летию первого штурма, на бастионе поставили деревянный крест на месте будущего памятника. Выложили каменные ступени лестницы. Полтора десятилетия памятник поставить не удавалось из-за нехватки средств. Только в 1897 году городской архитектор Ф.П. Неструх за 300 рублей под видом починки креста устроил из плитяного камня скромный обелиск. Памятник находится в западной части площади Победы. Проект памятника принадлежит А.М. Кислинскому. Рядом с памятником находится так называемый Баториев пролом, очевидно, названный так после решающего штурма поляков 8 сентября 1581 г. Тогда отрядам Батория удалось захватить Покровскую и Свинузскую башни, но прорваться в город они не смогли.

7 мая 1900 года во время первого городского праздника древонасаждения псковские школьники посадили рядом с памятником деревья. С годами они разрослись.

  1. Когда была переименована улица, на которой проходили наиболее ожесточенные сражения, как она называется теперь?

Баториевской называли улицу восточнее слободы. В советское время её переименовали в Историческую, но и она потерялась на территории Домостроительного комбината.

Примечания

  1. 12345Скрынников Р. Г.
    Иван Грозный.
  2. 12Никулин В. Н.
    Численность армии Речи Посполитой и псковского гарнизона во время «Псковского осадного сидения» 1581—1582 годов. — М.: Квадрига, 2010.
  3. Псковская оборона // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. 12Соловьёв С. М.
    История России с древнейших времен. Том VI. Глава VI.
  5. 1234Соколов Б. В.
    Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г. (рус.). Дата обращения 30 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
  6. 123Разин Е. А.
    История военного искусства. Том II. Часть II. Глава 7
  7. 123
    Осада Пскова 1581—1582 годов (рус.). Дата обращения 11 ноября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
  8. 123456
    Осада Пскова войсками Стефана Батория (рус.). Дата обращения 11 ноября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
  9. 123
    Осада Пскова 1581—1582 гг. (рус.). Дата обращения 11 ноября 2012. Архивировано 4 декабря 2012 года.
  10. 123Карамзин Н. М.
    История государства Российского. Том IX. Глава V.
  11. Осада Пскова глазами иностранцев: Дневники походов Батория на Россию (1580—1581 гг.). — Псков: Псковская областная типография, 2005. — С. 110. — ISBN 5-94542-140-5.

Примечания[ | ]

  1. 123
    Kotarski, Henryk.Wojsko polsko-litewskie podczas wojny inflanckiej 1576–1582. Sprawy organizacyjne, cz. IV //Studia i Materiały do Historii Wojskowości. T. 18. Warszawa, 1972. P. 3–92
  2. Псковская оборона // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Соловьёв С. М.
    История России с древнейших времен. Том VI. Глава VI.
  4. Kupisz, Dariusz.Psków 1581—1582. Warszawa: Bellona, 2006, p. 70-87
  5. 123Соколов Б. В.
    Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г. (рус.). Дата обращения 30 декабря 2012.
  6. 12Разин Е. А.
    История военного искусства. Том II. Часть II. Глава 7
  7. Разряды похода великого князя Симеона Бекбулатовича Тверского в войне с Польшей // Сборник Московского Архива Министерства Юстиции. Том VI. М. 1914, с. 1-13
  8. Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. Псков. 1882, с. 91
  9. Лобин А. Н. Артиллерия Ивана Грозного. М.: Яуза, 2020, с. 289—294
  10. 123
    Осада Пскова 1581—1582 годов (рус.). Дата обращения 11 ноября 2012.
  11. 123456
    Осада Пскова войсками Стефана Батория (рус.). Дата обращения 11 ноября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
  12. Документы о Ливонской войне // Археографический ежегодник за 1960 г. М. 1962, с. 267—271
  13. 123
    Осада Пскова 1581—1582 гг. (рус.). Дата обращения 11 ноября 2012.
  14. Гейденштейн Р. Записки о московской войне. СПб., 1889. С. 210—212.
  15. Воинские повести Древней Руси. Л., 1985. С. 374—377.
  16. Воинские повести Древней Руси. Л., 1985. С. 368—376.
  17. Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. Псков. 1882. С. 116—118
  18. Воинские повести Древней Руси. Л., 1985. С. 377—378.
  19. Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. Псков, 1882. С. 116—117.
  20. Скрынников Р. Г.
    Иван Грозный.
  21. Осада Пскова глазами иностранцев: Дневники походов Батория на Россию (1580—1581 гг.). — Псков: Псковская областная типография, 2005. — С. 110. — ISBN 5-94542-140-5.

Литература

  • Осада Пскова глазами иностранцев. Дневники походов Батория на Россию (1580—1581) / Вступ. ст. и коммент. д.и.н. проф. А. А. Михайлова; Биогр. очерк Левина Н. Ф. — Псков, 2005. — 504 с., ил. — (Серия «Псковская историческая библиотека»).
  • Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков. Перевод В. И. Охотниковой.
  • Соколов Б. В.
    Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г. — Сто великих войн,. — М., 2001.
  • Tadeusz Korzon.
    Dzieje wojen w Polsce, tom II, Kraków 1912
  • Dariusz Kupisz.
    Psków 1581—1582, Warszawa 2007
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: