Джотто Ди Бондоне
(сокращенное от Амброджотто или Анджелотто)
(1266?—1337) итальянский живописец
Чем больше времени проходит со дня смерти великого художника, тем больше его имя обрастает легендами и домыслами. Любопытно, что Дж.Вазари, выдающийся архитектор, живописец и теоретик искусства, в своих известных «Жизнеописаниях» сообщает о тех произведениях Джотто, которые до нас не дошли или, по мнению современных специалистов, принадлежат совсем другим мастерам. Вот почему многие исследователи задают вопрос: существовал ли на самом деле Джотто и сохранилось ли его живописное наследие?
Легенды о художнике восходят еще к поре его отрочества. Рассказывают, например, что однажды в детстве он пас овец и с натуры нарисовал на гладкой и ровной скале овцу. Проезжавший мимо известный живописец Чимабуэ, который жил а период начиная примерно с 1240-го и до 1302 года, заметил мальчика и пригласил учиться у него в мастерской. В то время распространенной практикой было поручать ученику дописывать работы мастера. И Джотто занимался этим целых десять лет, с 1280 по 1290 год.
Основным местом работы для него становится Флоренция. Здесь живет его семья, тут он начал свою самостоятельную работу и здесь же провел последние два года жизни. Жизнь художника протекала между тремя городами: Ассизи, Флоренцией и Падуей, в церквях этих городов он создавал фрески на религиозные сюжеты.
С его именем связан новый этап в развитии не только итальянского, но и всего европейского искусства. Он первым попытался отойти от канонов в изображении святых и воскресил традицию рисовать с натуры. Сегодня полагают, что на одной из фресок ему удалось запечатлеть образ молодого Данте, создав один из немногих известных нам портретов великого поэта.
Один из первых самостоятельных заказов Джотто Ди Бондоне — фрески в Капелле дель Арена (другое название современники дали ей по имени заказчика — Капелла Скровенья) в Падуе. Художник работал над ними с 1303 по 1306 год. Традиционный евангельский сюжет из жизни Христа и Марии, Джотто превратил в живой рассказ о своих современниках. Все 38 сцен взаимосвязаны и помогают раскрыть сложную внутреннюю жизнь его непростого времени.
Одновременно в условной, аллегорической форме художник в своих работах говорит и о вечных проблемах: о добросердечии и взаимопонимании — «Встреча Марии и Елизаветы», «Встреча Иоакима и Анны у золотых ворот», о коварстве и предательстве — «Поцелуй Иуды» и «Бичевание Христа», о глубине скорби, кротости, смирении и непреходящей материнской любви — «Оплакивание». Подобного драматизма и внутренней значимости образов в то время живопись еще не знала.
А ведь, казалось бы, Джотто расположил свои фрески по традиционной композиционной схеме, в три ряда, на глухой стене с освещением из пяти окон, находящихся на противоположной стороне. Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», а на противоположной стене — сцена «Благовещение»,
Новаторство Джотто Ди Бондоне, проявилось в смелом построении пространства каждой фрески. Он отказывается от канонической перспективы и вводит трехмерное пространство, которое достигается посредством определенного расположения фигур различной величины на плоскости сцены, как это сделано, например, на фреске «Явление ангела святой Анне». К этому добавляется необычайный, светлый, праздничный колорит.
Объем прописан почти со скульптурной пластичностью, каждая из фигур имеет свое место на фреске. И сами фигуры уже не плоские, а объемные. Любопытно, что, хотя Джотто еще не открыл законов перспективы, он вплотную подошел к решению этой проблемы. Ее решил другой скульптор, Донателло, создавший образы пророков для колокольни, построенной Джотто.
Ясность и четкость работ Джотто Ди Бондоне, делают евангельские сюжеты доступными и понятными любому молящемуся, и недаром росписи капеллы позже стали называть «евангелием Джотто для неграмотных».
Побывав в Риме, поработав в Падуе, Джотто снова и снова возвращается во Флоренцию, где живет его семья, в которой было восемь детей. Работоспособность художника была уникальной. Конечно, ему помогали ученики, а часть росписей просто приписывается ему. Но тем не менее известно, что только во Флоренции он расписал четыре капеллы, в том числе в знаменитой церкви Санта-Кроче; создал, вероятно, мозаику в церкви Святого Павла, написал целый ряд картин в Неаполе, из которых сохранилось только семь.
Во Флоренции он с 1334 года руководил строительством городских укреплений, а также главного городского собора Санта-Мария дель Фьоре. Колокольня этого собора, которую он создал вместе со скульптором Андреа Пизано, украсившим фасад здания статуями, становится лучшей работой Джотто Ди Бондоне. Художник тщательно проработал всю будущую конструкцию собора, но закончить ее не успел. И сегодня легкий силуэт колокольни, дополняющий величественное здание собора, остается выдающимся символом Флоренции.
Благодаря своему веселому и жизнерадостному характеру он на долгие годы остался в памяти горожан, даже стал героем знаменитых новелл Франко Саккетти. Полагают, что почти все флорентийские и большинство сиенских живописцев находились под его влиянием, а в Падуе живопись складывалась под влиянием так называемой флорентийской школы. Косвенное влияние Джотто испытал и великий Микеланджело. Вот почему потомки благодарно назвали этого художника отцом итальянского Возрождения.
Новое в блогах
Возможно, в 1315—1318 годах художник побывал при папском дворе в Авиньоне, так как в это время отсутствует упоминание его имени во флорентийских документах. Вазари сообщает, что Джотто вернулся из Авиньона в 1316 году. Исследователи полагают, что художник испытал влияние утончённой авиньонской живописи. С 1320 года Джотто — член Корпорации врачей и аптекарей Флоренции , куда входили также художники.
Испытание огнём перед султаном. Около 1325—1328. Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Барди (южная стена)
Историки искусства приписывают росписи капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче, выполненные в технике секко, руке Джотто. Вероятно, созданы они около 1320 года, так как в рельефах бронзовой двери баптистерия (1330) Андреа Пизано повторяются мотивы росписи. Капелла посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову.
Чудо с источником
Отличительная особенность росписей — размещение композиций на картинах необычайно широкого формата, что усилило впечатление монументальности и позволило художнику показать свободное движение персонажей на фоне сложных архитектурных комплексов. Выполненные в нестойкой технике, картины, серьёзно пострадавшие от наводнения и пережившие несколько неудачных попыток реставрации, большей частью утратили верхний красочный слой.
Собор Санта-Кроче, Флоренция
Фрески капеллы Барди написаны в сочетании с живописью секко. Их создание относят к 1325—1328 годам. Тема цикла из семи сцен — легенда о святом Франциске. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Стилистически фрески несколько отличаются от живописных произведений капеллы Перуцци, Ассизи и Падуи, это может быть объяснено тем, что росписи выполнялись разными членами мастерской Джотто.
Милосердие — Зависть
По сообщению Вазари, ещё будучи во Флоренции, Джотто на стене Палаццо делла Синьория создал портрет сына короля Неаполя Роберто Анжуйского. Карл Калабрийский, мэр Флоренции в 1326—1327 годах, был изображён коленопреклонённым перед Мадонной. В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. Джотто работал над росписями в церкви Кастель Нуово, капелле ди Санта Барбара, личной капелле короля. Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. 20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295—1300 гг. ц. Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция
Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Это расписные кресты, отдельные алтарные картины и полиптихи, которые он писал сам либо совместно с ассистентами из своей мастерской. Некоторые из этих работ имеют подпись Джотто, авторство других установлено благодаря сохранившимся историческим свидетельствам и стилистическому анализу. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306—1312 годов до 1320—1325 годов).
Вид на Флоренцию
На верхней части колокольни организована смотровая площадка. С этого места открывается прекрасный вид на город. Перед посетителем простирается панорама из красно-коричневых крыш Флоренции и линия холмов, окружающих город.
Площадка оборудована биноклями, для безопасности посетителей установлена металлическая клеть.
С колокольни хорошо виден собор Дуомо. Отсюда можно рассмотреть купол собора, спроектированный архитектором Брунеллески в XV веке по весьма прогрессивному для его эпохи проекту. Сверху вниз можно взглянуть на Баптистерий имени святого Иоанна Крестителя.
К 120-летию художника Геворга Григоряна (Джотто)
Экскурсовод, искусствовед Светлана Гулян предупредила: если вы услышите, что кто-то продает картины Джотто, не верьте, потому что его наследие хранится только здесь. Тем лучше и тем хуже для него. Несколько лет попустительства и состояние картин будет ухудшаться. Да, масляная живопись – одна из наиболее долговечных техник. К тому же некоторые работы Джотто покрыты лаком, что позволяет увеличить срок их дореставрационной жизни. И все же мы говорим о величайшем искусстве Армении. И Грузии, потому что Джотто родился в Тифлисе, учился в Тифлисской школе живописи и ваяния в классе Егише Татевосяна. В Ереван он переезжает только в 1962 году после кратковременного московского периода. Армянское и грузинское начало сплелись в его судьбе не только благодаря тому, что он часто представлял грузинское искусство на всесоюзных выставках. Его супругой и музой художника была грузинская художница Диана Уклеба. Говорят, эта любовь поддерживала обоих в трудные времена. Они всегда и везде появлялись вместе: художник Геворг Степанович Григорян и его супруга Диана. Муза была почти на голову выше мужа. По улице они шли, крепко прижавшись друг к другу. Они практически никогда не расставались. В музее есть и ее зал, он самый холодный: фрукты в натюрморте смотрятся как очаг в каморке в известной сказке. Геворг Григорян — художник, стоящий от прославленных армянских живописцев несколько поодаль. Наверное, это объясняется его трагическим миросозерцанием и очень мрачной палитрой. Черный цвет часто использовали и Рембрандт, и Ренуар, но у Джотто он сакрализован. Ряд портретов нужно рассматривать с почтительного расстояния и подолгу. Потому что созданы они так, что рождается ощущение, что они тускло освещены светом храмовой свечи. Многие светские лица становятся у мастера ликами. Жизнь Джотто была полна драматических событий, он лишился отца в 7 лет и понес на своих детских плечах заботы о многочисленной семье, он работал на складе мазута, парикмахерской, в книжных и овощных лавках. Но одним из самых трагичных стало добровольное сжигание огромного количества полотен. Сестра художника как-то предупредила брата: «У тебя слишком много картин о резне, смотри, я пойду к Берия и сообщу ему, что ты сеешь вражду между народами». Выбора не было. «Мы разожгли жестяную печку — не раз вспоминала потом Диана, — и начали бросать в огонь полотна. Они были написаны маслом и хорошо горели. Печка раскалилась докрасна, начала гудеть. На Джотто страшно было смотреть. Когда сожгли все картины, он долго не мог выговорить ни слова». Уничтожено было около 300-400 полотен. Из тех картин уцелела одна — «Портрет Манушак». Жизнь после жизни…Увы, сейчас не те времена, когда книги, полотна и манускрипты армяне спасали, пряча на своей груди. Тема превентивного спасения творчества Джотто должна быть обсуждена в самом ближайшем будущем. Пока не поздно.