Илья Репин: религиозная живопись статья по мхк по теме
Илья Репин: религиозная живопись
Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. Его портреты и жанровые картины всегда занимают на выставках первые места, широко используются для иллюстраций литературных произведений. Казалось бы мы знаем о Репине все, но на самом деле это не так. Есть в его творчестве одна грань, которую не принято даже сейчас особо афишировать, тем более, что большая часть живописных работ и рисунков художника на эту тему недоступна большинству ценителей его таланта. Речь идет о его религиозной живописи. Это картины маслом, акварели, многочисленные рисунки. В свободном доступе сейчас можно увидеть порядка 30-50 вариантов, остальное же в коллекциях, запасниках или же вообще утеряно. Репин и религия? Вспоминая его самые знаменитые картины, трудно поверить, что было и такое в его жизни. Однако это так и тему продолжит небольшая статья как раз об этом, представленная сразу на нескольких сайтах, но к сожалению без иллюстраций и указания авторства. Чуть-чуть ее подсократив и проиллюстрировав, я предлагаю ее ко всеобщему вниманию…
Репин И.Е. Христос с чашей 1894
____
Все знают: Илья Ефимович Репин — крупнейший представитель критического реализма в русской живописи 19 века. Но скажите, не кажется ли при первом взгляде на его «Голгофу», написанную в 1869 году, что перед нами кадр из кинофильма или эскиз к нему? Знаем ли мы, какое место в творчестве Репина занимала религиозная тема? За время долгой жизни Репина (а скончался он в 1930 г.) сменилось много периодов в искусстве. Он примерял на себя и импрессионизм, и символизм, выступал и как бытописатель, и как парадный живописец. Его кисть бывала и сухой, и размашисто-роскошной…
В течение двух первых десятилетий творчества Репин создал картины, за которые был признан первым живописцем России. «Бурлаки». «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски…. За пределами нашего знания о Репине оказался огромный последний период длиною в целую жизнь; раннее творчество (до поступления в Академию), а также заказы императорского двора и наиболее сокровенные произведения, созданные главным образом для себя — евангельские этюды и эскизы.
Репин И.Е. Тайная вечеря 1903
Когда в 1916 году была подготовлена к изданию книга воспоминаний Репина, названная «Далекое близкое», автор поначалу хотел дать ей название одной из прежних своих публикаций «Мои восторги». И в самом деле: Репин изображал только то, что приводило его в восторг, вызывало душевный трепет. Краски, карандаши, бумага и холст, папиросный окурок, ламповая копоть вызывали его восхищение, когда открывалась выразительная возможность техники…. Обратимся к восторгам раннего детства: «Новый дом.. Просторно! Светло! Мне особенно нравится полог над большой кроватью… В большой горнице повесили новые образа — хоть и не в ризах, как у бабеньки, но очень хорошие… Сколько окон! И какие большие!… На некоторых окнах в глиняных горшках стояли цветы красная герань, фуксия и еще — ну совсем как из воску! — белые цветики со сладкими капельками по утрам, нежные и прозрачные!.. Маменька все устраивает и покупает новые картины… Выбрала без красок — Христос в терновом венце, с тростью в руках и глаза подняты вверх; а как руки нарисованы!»
Эстетические восторги сочетаются с нравственными переживаниями: «Маменька читает очень хорошо, ясно. И церковный язык так понятен, а непонятное слово сейчас же объясняет. Такой приятный голос у маменьки! Я задумал сделаться святым я стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы — уютное место, никто не видит. И здесь я подолгу молился, глядя в небо».
Репин И.Е. Моление о чаше 1860
Репин И.Е. Иов и его друзья 1869
«…Самым важным в моем искусстве, — считал Репин в старости. — было писание писанок к великдню… На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами «ХЛ». На другой можно было рисовать или сцену преображения, или цветы — все. что подходило к великдню».
Репин И.Е. Христос 1884
Репин И.Е.Благословление детей 1890
Репин И.Е. Богоматерь с младенцем 1896
Он всегда стремился, поучить всестороннее образование, и даже в последние годы жизни ездил в Петербург слушать лекции по всем областям древней и современной культуры, брал уроки французского языка. В 1870-80-е гг. живопись жанровая, историческая и портретная заняли ведущее место в творчестве Репина, но священная история постоянно волновала его воображение. От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его. Но замыслы рождаются трудно. Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры. Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем.
В те годы влияние Крамского усиливалось впечатлениями от живописи Н. Ге и К. Флавицкого. Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее.
Репин И.Е. Голгофа (Распятие Христа) 1869
«Я долго собирался. И вот — наконец-то передо мною холст. День был пасмурный, ноябрьский, в комнате моей был полумрак, и я все живее и живее чувствовал себя во власти вдохновения. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. Близкие Христу — мать, ученики и друзья — долго, только издали, трепетали, онемев от отчаяния и горя. Страха ради, они не смели подойти ближе. Мать упала от изнеможения. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Солнечное затмение. Тьма… И церковная завеса разорвалась, и все внутри у меня рвалось… Как музыки, хотелось рыданий… Благодетельная темнота затмения. В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста… Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. Он им обрадовался… Он им говорил и успокаивал их: «Не горюй, мать. Иоанн тебе заменит сына… Лицо его едва можно было узнать: терновые колючки, крепко прикрученные к голове, все более впивались в голову и шею: он был страшен в своем кровяном покрове; местами потоки струились, блестя от факелов. «Боже, Боже, за что же Ты меня оставил!».
Репин И.Е. Воскрешение дочери Иаира 1870
Репин И.Е. Воскрешение дочери Иаира 1871
Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной. И вот в 1871 г., после мучительных месяцев работы над замыслом, вдруг открывается Репину единственный убедительный вариант решения картины. «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Более месяца сначала я компоновал картину: переставлял фигуры, изменял их движения и главным образом искал красивых линий, пятен и классических форм в массах. В то же время, под влиянием разговоров с Крамским, я все более устанавливался в отрицании и классического направления и академической школы живописи во имя нашей русской реальной самобытности в искусстве…. Вдруг я осеняюсь мыслью: да нельзя ли эту же тему- — «Смерть дочери Иаира» — на этом же большом холсте начать по-новому, по-живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена? Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом, и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило.
Итак, я перед большим холстом, который начинает втягивать меня своим мрачным тоном… К вечеру картина моя уже была так впечатлительна, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине… Всякий исполненный до полной реальности предмет в картине уже ослаблял общее впечатление, которое было почти музыкально…»
Репин И.Е. Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима 1870
Репин И.Е. Иисус в терновом венце 1913
В 1886-1888 гг. появляется графический цикл «Евангельские сюжеты», выполненный карандашом на бумаге. Лишь в одной композиции «Шествие на Голгофу» применяется сепия, усиливающая эффект трагического освещения, в котором словно растворяется мощная фигура Христа, несущего крест. Репин выбирает самые драматичные эпизоды: «Христос и Иуда», «Предательство в Гефсиманском саду», «Христос среди учеников после Воскресения».
Репин И.Е. Христос и Никодим 1887
Репин И.Е. Пророк (иллюстрация к стихотворения М.Ю.Лермонтова)
«Евангельские сюжеты» предшествовали созданию картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Правда, картину трудно назвать удачной: образы, доведенные до натурализма, «снимают» общее впечатление.
Репин И.Е. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных 1888
Репин И.Е. Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных 1890
В 1898 г. Репин совершил паломничество в Иерусалим. «Я почти ничего не писал там — некогда, хотелось больше видеть. Впрочем, написал образ в русскую церковь — голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…» В частном собрании в Хельсинки хранится исполненный карандашом небольшой композиционный рисунок к иконе, на котором явно выражено страдание и отрешенность Христа.
Репин И.Е. Искушение 1891
В последние десятилетия Репин все чаще обращается к евангельским сюжетам и в живописи, и в графике. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. Непривычная композиция — два разбойника на крестах, третий крест на земле, зияющая вдали открытая могила, собаки, обнюхивающие кровавые следы,— заставила одного из финских критиков искать в произведении редкие для Репина символические значения.
Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа).1895
Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа) 1901-1903
Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа) 1901-1903
В 1920-е гг. Репин почти постоянно работал в «Пенатах» над какой-нибудь евангельской композицией: «Утро Воскресения», «Неверие Фомы», «Отречение Святого Петра», «Отрок Христос в храме», «Христос в пустыне». Главным объектом внимания и восторгов Репина всегда был человек. Священное же писание помогало разобраться в его духовной сущности.
Репин И.Е. Рождество Христово 1890
Репин И.Е. Если все, то не я… 1896
Репин И.Е. Христос в Гефсиманском саду 1880-е
Репин И.Е. Взятие Христа стражею 1886
Оказавшись почти в полной изоляции в 1920-е гг., он писал одному из своих корреспондентов: «Когда наша церковь отлучила Льва Толстого, я дал слово не переступать порога церкви, но, когда чернь грабительски стала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, оскверняя церкви, я пошел в церковь… И теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа, и никто никогда не соберет так народ, как церковь».
Репин И.Е. Голгофа 1927-1929
В последние годы у Репина бывало мало гостей. Один из них описывает, как в начале мая 1929 года художник показывал дорогие ему предметы и картины. Несколько раз он указывал из окна на холм, где будет его могила, показал два завешенных покрывалом огромных полотна. Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. В картину мастер вложил глубокую грусть по родным местам, по Украине, по своей родине и ее народу». Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. За другим покрывалом была «Голгофа».
_____
Оригинал статьи можно найти вот здесь:
Картина, создавшая Русский музей
В 1888 году Илья Репин представил картину «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» на 17-й выставке «передвижников» в Петербурге. Увидев это полотно, восхищенный император Александр III тут же купил его, заплатив художнику 10 000 рублей.
Как считают историки и искусствоведы, именно приобретя репинский шедевр, Государь решил создать отдельный музей для картин русских художников. Сам он этого сделать не успел, но его желание воплотил в жизнь его сын – последний российский император Николай II. Так, благодаря картине Ильи Репина в Петербурге появился знаменитый Русский музей.
А что же обещание, данное художником игумении Николаевского женского монастыря? Вот как рассказал об этом в своих воспоминаниях Дмитрий Иванович Яворницкий:
«… – Эту картину уже купил на выставке царь, а я ее взял в мастерскую на время, чтобы еще немного пройтись по ней кистью.
– А как же теперь вот разделаетесь с игуменией?
– Напишу другую картину; кстати, исправлю то, в чем меня упрекали критики.
– А в чем они вас упрекали?
– В том, что у меня Николай берет голыми руками острие меча, а натуральнее было бы, если бы он схватил меч за рукоять».
Слово свое Илья Репин сдержал. И написал даже не одну картину, а две! Одно полотно он пожертвовал для выставки в пользу голодающих крестьян, которая проходила в Москве в 1891 году. Эту работу приобрел известный в Киеве меценат сахарозаводчик Федор Терещенко. Впоследствии вся его коллекция попала в Киевский музей русского искусства.
Написал Репин и обещанную картину для Николаевского женского монастыря, только выглядела она несколько иначе. Когда в 1930 году монастырь был закрыт, все его имущество разобрали местные жители. Картина Репина была обнаружена спрятанной в кладовке квартиры председателя местного совета в селе Липцы. Сегодня она находится в Харьковском художественном музее.
А великолепное полотно «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» – по-прежнему в Санкт-Петербурге, в Русском музее, в зале № 34 Михайловского дворца. И этот шедевр, созданный гениальной кистью русского художника Ильи Ефимовича Репина, напоминает нам о том знаменательном событии, когда одна только Церковь Христова в лице святителя Николая выступила против продажного властителя и спасла невинно осужденных от страшной смерти.
Петр Селинов
Распечатать
22 Мая 2020