Тинторетто | |
Автопортрет | |
Имя при рождении | Якопо Робусти (Jacopo Comin) |
Дата рождения | 1519[1] или 1518 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 31 мая 1594(1594-05-31)[2][3][4][…] |
Место смерти |
|
Страна |
|
Жанр | Венецианская школа живописи позднего Ренессанса |
Подпись | |
Медиафайлы на Викискладе |
Я́копо Робу́сти
, более известный как
Тинторе́тто
(итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto; 1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса.
Биография[править | править код]
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
Ранние годы и ученичество[править | править код]
Художник родился в Венеции, по разным источникам (между концом сентября и началом октября 1518 — согласно Documentazione sull’uomo e l’artista
[5]) — в 1519[6] либо 1518 году. Он был старшим из 21 ребёнка, родившихся в семье.
Своё прозвище Тинторетто
(«маленький красильщик»[7] или «сын красильщика») он получил по профессии отца, бывшего красильщиком тканей (tintore). Возможно, подлинная фамилия отца
Комин
(Comin)[8]. По поводу происхождения существуют две версии, по одной семья вышла из Брешии (Ломбардия), бывшей в то время частью Венецианской республики, по другой версии, они были выходцами из Лукки.
Очень рано обнаружив необыкновенную способность сына к живописи, отец отдал его в ученики к Тициану в 1533 году, но в студии мастера Якопо провёл не более 10 дней, после чего Тициан, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. Однако, можно предположить и другое объяснение: увидев в ученике большой талант и склонность к совершенно иной манере письма, Тициан понял, что едва ли сможет его учить[9].
Как сам Тициан, так и его последователи, относились к Тинторетто довольно холодно, временами пренебрежительно, однако Тинторетто не обращал на это внимания и, благоговея перед своим бывшим наставником, стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана» (итал. il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano). Также испытал влияние, Рафаэля и Джулио Романо[8].
Изучая скульптуру по микеланджеловским изваяниям Ночь, Утро, День и Вечер, Тинторетто (как и Тициан) овладел лепкой из воска и глины, что впоследствии помогало ему выставлять композицию своих картин. Нередко он пользовался препаратами из анатомических кабинетов и трупами , как одетыми, так и нагими. С этого времени он приучается работать не только днём, но и ночью[9].
Творческий путь[править | править код]
Влияние флорентийского и венецианского художников не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма. Станковые произведения («Св. Георгий»; «Обращение Савла»; «Христос омывает ноги ученикам») демонстрируют близость маньеризму[8]. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Однако не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.
Ранние работы не сохранились. Наиболее замечательны картины Тинторетто, относящиеся к первой поре его деятельности:
- «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля», исполненные совершенно в духе Тициана (обе находятся в венецианской академии художеств)
- «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность
- в полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. Марка» (в Галереи академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви Санта-Мариа делла Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст. Библиотеке, там же)
- многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например «Венера, Вулкан и Амур» (в Старой Пинакотеке, в Мюнхене), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Эрмитаже, в СПб.).
Обретение мощей апостола Марка
(1548)
Работал преимущественно по заказам религиозного братств мирян (скуол): полотно «Св. Марк, спасающий раба», росписи стен и плафонов для Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко. Важнейшим государственным заказом для Тинторетто стали росписи во Дворце дожей после пожаров 1574-77. Писал также портреты (дожа А. Мочениго, М. Гримани) и мифологические картины («Происхождение Млечного пути», «Венера, Марс и Вулкан»)[8].
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие, или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников, или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др.).
Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо да Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девонширского, в Англии), медика А. Везалия (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти[en] (1560—1590), получившая образование под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с отцом. Брат художницы, Доменико Робусти (1560—1635), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
Значение слова тинторетто
Примеры употребления слова тинторетто в литературе.
Среди ярких представителей — семья Беллини, Джорджоне, Карпаччоно, Тициан, Веронезе, Тинторетто.
Мастера итальянского Возрождения, — Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто, ранний Тициан — стремившиеся обосновать живописное изображение законами оптики, обретали за плоскостями своих изумительных картин и фресок объемные тела, их поверхности, перспективные сокращения, краски, свет и тому подобное.
У Журавлева красивая жена, я вижу ее портрет, написанный Тинторетто: рыжие волосы, бледная кожа, зеленые глаза.
Он существовал, как другие люди, в мире городских парков, бистро, торговых городов, а себя хотел уверить, будто живет где-то по ту сторону живописных полотен с дожами Тинторетто и с отважными флорентийцами Гоццоли, по ту сторону книжных страниц с Фабрицио дель Донго и Жюльеном Сорелем, по ту сторону патефонных пластинок с протяжной и сухой жалобой джаза.
Это сокровище ему всегда хотелось иметь у себя, и желание его исполнилось, поскольку Тинторетто достался Фанни.
Может быть, он и в самом деле женился ради Тинторетто, как ему виделось порою в путаных снах, когда бедная его жена каким-то образом отождествлялась с этой картиной.
Он думал о своей уютной лондонской квартире, о сияющем Тинторетто и жаждал укрыться в этом святилище.
Под тяжелым, замысловатым переплетением золотых волос сияло лицо, непонятно что выражающее, — лицо, которое только Тинторетто и мог вообразить.
А потом, обратив взгляд на Тинторетто, он почувствовал себя старым, угрюмым, печальным.
Продать вашего обожаемого Тинторетто ради того, чтобы Рэндл мог порезвиться с женщиной, которая через полгода, скорее всего, ему надоест?
Картину Тинторетто, без промедления отправленную на аукцион к Сотби, купила Национальная галерея, оставив с носом нескольких американских покупателей, к великому удовольствию культурной публики.
С тех пор он получил от нее только открытку и не знал, прочла ли она в газетах новость о Тинторетто, а если прочла, то поняла ли ее значение.
Несколько раз ходил в Национальную галерею навестить своего Тинторетто, который до сих пор еще собирал в обеденные часы кучки восхищенных зрителей.
Виппер ссылается на зарождение рисунка в эпоху палеолита, на господство его в Древнем мире, на роль его в средние века и сосредоточивает внимание на эпохе Возрождения, затрагивая творчество Леонардо, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Дюрера среди большого количества других имен.
Великолепно использовал итальянский карандаш Тинторетто, прибегая то к энергичным нажимам, то к коротким округленным штрихам, то внезапно обрывая линию.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Примечания[править | править код]
- ↑ 123
RKDartists — 2020. - Bibliothèque nationale de France
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - RKDartists
- Benezit Dictionary of Artists (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
- Цит. по: L’opera completa del Tintoretto, apparati critici e filologici di PIERLUIGI DE VECCHI. Milano, 1970, pag. 83.
- «…il Krischel, invece, nacque nel 1519, probabilmente in aprile o maggio, come lo studioso desume dai registri della parrocchia e degli uffici sanitari» (см.: Krischel, Roland. Tintoretto. Kőnemann, 2000, p. 6).
- Белоусова, 1987.
- ↑ 1234
БРЭ, 2020. - ↑ 12
Rossetti 1911 - О выпуске в обращение памятных монет из драгоценного металла
Якопо ТинтореттоJacopo Robusti
Итальянский художник-живописец венецианской школы позднего Ренессанса. Создал свой стиль, отличием которого стала живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка. Входит в число величайших художников эпохи позднего Возрождения. Обучался азам изобразительного искусства у знаменитого Тициана, но не сумел превзойти своего наставника по значимости.
Якопо Робусти родился 29 сентября 1518 года в городе Венеция, Италия. Свое прозвище Тинторетто получил по профессии отца-красильщика, так как в переводе с итальянского языка оно означает «маленький красильщик». Мальчик любил рисовать с детства и часто наблюдал за тем, как работает отец. Решение посвятить себя живописи являлось обдуманным. Подростком попал в число учеников Тициана, но вскоре оказался за дверью его мастерской.
К 1539 году Якопо уже считался мастером и долгое время расписывал фасады зданий. Первым шедевром Тинторетто стала картина «Чудо святого Марка». Это был заказ от монахов братства, которые не сразу прониклись особенностями композиции и предъявляли исполнителю претензии. Шумиха вокруг проекта привлекла к нему новых клиентов. Братство приняло работу художника, а его имя стало известным. После смерти Тициана многие клиенты нашли в Якопо нового кумира.
В 1549 году свет увидела картина «Святой Рох, исцеляющий чумных», а затем, с 1550 по 1553 год Тинторетто написал цикл картин «Страшный суд». К финалу работы живописец обладал отличной репутацией и получил заказ на роспись Дворца дожей. В 1564 году начал сотрудничать с братством святого Роха по вопросу росписи потолка в соборе Скуола ди Сан-Рокко.
По легенде, был объявлен конкурс эскизов для выбора мастера, и Тинторетто единственный не подготовился к нему. Придя на встречу с заказчиками, указал на картину «Святой Рох во славе», висящую в помещении, и стал фаворитом конкурса. Живописец якобы проник в зал ночью и написал полотно заранее. Монахи хотели сделать выбор по рисунку, но Тинторетто заверил, что умеет работать только так и готов подарить картину. Заказ достался ему. К этому моменту в числе клиентов автора оказались испанский король Филипп II и римский император Рудольф II.
Интересная особенность творческой манеры живописца заключалась в уникальном умении передачи сложных ракурсов и световых эффектов, которые просматривались даже в ранних работах, вроде «Рождение Иоанна Крестителя». Массовые сцены в изображении автора отличались разнообразием эмоциональных реакций персонажей. Тинторетто предпочитал нестандартные пространственные построения, асимметрию композиции и нетривиальные светотеневые переходы. В некоторых картинах художника присутствует драматичность и эмоциональная напряженность.
К числу батальных изображений относится «Битва при Заре», написанная в 1585 году. Уникальна и «Тайная вечеря», обладающая специфичным световым эффектом. Портреты Тинторетто отличает психологизм, простота и строгость линий. Ценители считают, что творчество живописца проникнуто духом бунтарства, сопровождавшегося идеями, характерными для XVI века.
Творческая манера мастера менялась с течением времени. Его дебютные произведения отличались проработкой каждого штриха, как это видно по деталям полотна «Сусанна и старцы». Поздние творения не претендуют на подобное внимание к нюансам. Тинторетто поступало много заказов, и автор часто пренебрегал подробностями в угоду новым проектам. Тем не менее такая небрежность оказывалась преимуществом, как в случае с полотном «Крещение Христа».
Якопо Тинторетто скончался 31 мая 1594 года в Венеции. В последний путь его проводили с почестями. Отдать дань таланту живописца приехали художники, заказчики и друзья.
Семья Якопо Тинторетто
Жена — Фаустина де Вескови. В браке родились восемь детей.
Его дочь, Мариетта Робусти(1560-1590), получившая образование под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашали ее к себе на службу, но она не захотела расстаться с отцом. Брат художницы, Доменико Робусти (1560-1635), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
Творчество Якопо Тинторетто
Картины
«Тайная вечеря» «Происхождение Млечного Пути» «Похищение Елены» «Автопортрет» «Рождение Иоанна Крестителя» «Страшный суд» (Церковь Санта Мария дель Орто, Венеция) «Вакх, Венера и Ариадна» (Лондонская Национальная галерея) «Эсфирь перед Артаксерксом» «Святой Рох, исцеляющий чумных» «Чудо святого Марка» «Битва при Заре» «Сусанна и старцы»
Память о Якопо Тинторетто
Сегодня с творческим наследием Тинторетто может ознакомиться любой желающий. Для этого достаточно посетить Венецию или увидеть репродукции работ автора.
В честь Тинторетто назван кратер на Меркурии.
В июле 2020 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Творения Тинторетто (Якопо Робусти)» серии «Сокровищница мировой культуры»
В 2020 году на экраны вышел фильм «Тинторетто: Бунтарь в Венеции». Картина создана итальянским режиссером Джузеппе Доминго Романо и представляет собой музейное шоу.
31.05.1594
Литература[править | править код]
- Тинторетто // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2020. — С. 148—149. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
- Белоусова Н.
Тинторетто // Юный художник. — 1987. — № 1. — С. 10—15. - Робусти, Якопо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Butterfield, Andrew.
Brush with Genius (англ.) // New York Review of Books : magazine. — NYREV, Inc., 2007. — 26 April (vol. 54, no. 7). - Carlo Ridolfi, La Vita di Giacopo Robusti (A Life of Tintoretto) 1642
- Tintoretto, and Pierluigi De Vecchi. 1970. L’opera completa del Tintoretto
. Milano: Rizzoli. OCLC 399268 (Italian language) - Rossetti, William Michael (1911), Tintoretto, Jacopo Robusti, in Chisholm, Hugh, Encyclopædia Britannica
, vol. 26 (11th ed.), Cambridge University Press