Горкин А. П., гл. редактор — Энциклопедия «Искусство». Часть 2. Д-К (с иллюстрациями). Страница 14

Напористое, солидное и зажиточное голландское общество XVII века потребовало и создало множество живописных изображений окружающих человека предметов и сцен его повседневной жизни. Величайший же художник Нидерландов Рембрандт стал творцом более глубокого и более выразительного искусства.

В XVII веке голландская нация лишь начинала свою историю. В 1570 г. все провинции так называемых Нижних Земель (территории современных Нидерландов и Бельгии) восстали против испанского короля Филиппа II. Испанцы вновь отвоевали южные провинции, которые остались католическими, но к 1609 г. семь северных земель все-таки преодолели сопротивление и добились независимости. Новое государство, названное Объединенными Провинциями, или Нидерландами, стало республикой и быстро превратилось в могущественную державу. Ее сила зиждилась на несметном богатстве, накопленном мореплавателями, купцами и воротилами, чьи добротные дома, возводившиеся на деньги, сколоченные на торговле пряностями из Ост-Индии, стали расти как грибы вдоль каналов Амстердама и других голландских городов. Как следствие, основной движущей силой голландского общества был не королевский двор и не пышная аристократия, а городское купечество, или бюргерство, — класс попроще и непрактичней в своем отношении к жизни. При определенной терпимости голландцев преобладающей религией было протестантство в суровой форме кальвинистского учения.

Обыкновенный реализм

Все сказанное обусловило решительный разрыв голландского искусства со стилистикой и содержанием искусства былых эпох. К примеру, кальвинисты считали грехом украшение молитвенных домов, и потому в Нидерландах не было спроса на роскошные стенные и потолочные росписи, на замысловатые алтари или на величественные скульптуры, присущие католическим церквям. Кроме того, в государстве торговцев и предпринимателей не очень-то нуждались в масштабных и пышных «дворцовых» полотнах. Простая жизнь голландских бюргеров рождала иные, непритязательные и заземленные вкусы.

Такое мировоззрение подтолкнуло голландских художников к новому виду изобразительного реализма, который проявился во всех живописных жанрах, — портретах, интерьерах, пейзажах, натюрмортах. Избегая необычного и нарочитого, мастера кисти с неподдельной любовью и подлинным профессионализмом изображали самое повседневное, тем самым доказывая, что донельзя простые предметы и явления могут воодушевить на творение прекрасного. Поскольку как художники, так и их заказчики одинаково смотрели на жизнь и следовали тем же принципам, мода на картины распространилась среди всех слоев общества и породила колоссальный спрос на полотна, писавшиеся в невероятных по тем временам количествах. Не удивительно, что именно XVII столетию было суждено стать «золотым веком» голландского искусства. Вряд ли есть другая страна, где бы за столь короткий период искусство обогатилось таким количеством творений замечательных живописцев.

Множество картин писалось на заказ. Одним из способов обеспечения регулярных продаж своих произведений было утверждение художника в качестве мастера определенных жанров или сюжетов. Такого рода специализация стала характерным свойством голландского изобразительного искусства. Например, Биллем ван дер Вельде писал исключительно марины — морские пейзажи с изображением кораблей. Биллем Клас Хеда — только натюрморты (композиции из неживых предметов), а Ян ван Гойен — деревенские пейзажи. Прочие художники писали портреты, жанровые сцены, домашние и церковные интерьеры, цветы, животных, веселые трактирные гулянья или горожан, забавляющихся игрой в снежки или катанием на коньках.

Биография

Юность

Хендрикье родилась в семье сержанта Стоффела Ягера и Мичтелд Ламбертс в городе Бредеворт. Стоффел занимался охотой для замка Бредевоорт. Со временем он стал почётным гражданином этого города, от него произошли многие знатные семьи, ведущие свой род и по сей день.

У Хендрикье было три брата — Хермен, Берент и Фрерик и три сестры, все старшие. Хермен и Берент служили солдатами в Бредевоорте.

«Флора» (1654), Метрополитен-музей

Амстердам

В 1647 году Хендрикье начала работать служанкой в доме у Рембрандта. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. 25 июня 1654 года Рембрандт и беременная Хендрикье предстали перед Консисторией реформатской церкви по обвинению в блуде. Хендрикье призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения с ним и отлучил её от святого причастия. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии).

15 декабря 1660 года Хендрикье и Титус (сын Саскии) официально зарегистрировали работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую наняли Рембрандта в качестве работника, тем самым они защитили художника от претензий кредиторов.

В августе 1661 года Хендрикье составила завещание, по которому оставляла все своё имущество дочери Корнелии. Рембрандт получал право пожизненного пользования, а Титус получал наследство в том случае, если у Корнелии не будет детей. 21 июля 1663 года Хендрикье скончалась.

Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии «в случае заключения нового брака».

Корнелия в 1670 году вышла замуж, у неё было двое детей, которых она назвала Рембрандт и Хендрикье.

Франс Хальс

Первый великий живописец независимых Нидерландов Франс Хальс (родился около 1580 г., умер в 1666 году) был мастером группового портрета. Умело, придавая изображаемым различные позы, а сюжету — жизненность и радость, Хальс создал особый стиль: создается впечатление, что он поймал человека в движении или же, как фотограф, остановил мгновенье и выхватил чей-то мимолетный жест. Кстати, жизнь этого портретиста свидетельствует об изменчивости успеха и славы среди голландских художников — последние годы жизни Хальс провел в приюте для бедняков.

Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-69) многими признан как величайший европейский художник всех времен, но профессиональная жизнь его, как и у Хальса, была цепью взлетов и падений. До сорока лет все в ней было безоблачно. Сын мельника из Лейдена — второго по величине города тогдашних Нидерландов — перебрался в Амстердам и шел от успеха к успеху, создав великолепный, сразу же признанный групповой портрет «Урок анатомии у доктора Тюльпа» в возрасте всего лишь 26 лет. На живописца рекой полились заказы на исторические полотна и крупноразмерные портреты, а женитьба на девушке из богатого семейства упрочила его положение в обществе. Художник переезжает в огромный дом на Бреестрат, где в 1642 году на гребне финансового успеха пишет свой самый известный групповой портрет «Ночной дозор», на этой картине городские дружинники изображены не чинно сидящими в четырех стенах, а весело вывалившимися на оживленную улицу. Более того, художник порвал с традицией равновеликого изображения всех позирующих, чем, насколько известно, никого не обидел – заказчики или раскошеливались в зависимости от того, где и в какую величину их изобразили, или же сразу поняли, что попали на картину, коей суждено стать шедевром.

Рембрандт краткая биография

Рембрандт краткая биография изложена в этой статье.

Рембрандт краткая биография

Рембрандт Харменс ван Рейн

(1606—1669) — голландский художник.

Рембрандт родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы в Лейдене. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.

В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет.

Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх

. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.

В 1634 году Рембранд женился на Саскии

. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).

В 1635 – 1640 –х гг. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.

После смерти жены Рембрандт

был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справиться и поэтому нанял няню для ребенка — Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ей стала молодая девушка
Хендрикье Стоффельс
. А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Освободившись, умерла через год.

Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.

Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию

, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.

Дела Рембрандта были плохи, денег не хватало, заказов не было. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.

Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту.

В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.

4 октября 1669 Ребрандт умер.

Известные картины Рембрандта

  • Побиение камнями святого Стефана. 1625
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА. 1666-1669.
  • Аллегория музыки. 1626
  • Давид с головой Голиафа
  • Товит и Анна. 1626
  • СИМЕОН И АННА В ХРАМЕ. 1628
  • ВАЛААМ И ОСЛИЦА. 1626
  • Крещении евнуха. 1626
  • Притча о неразумном богаче. 1627
  • Христос в Эммаусе. 1629
  • Художник в мастерской. 1628.
  • Самсон и Далила. 1628
  • Воскрешение Лазаря. 1631.
  • Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима. 1630.
  • Воздвижение креста. 1633
  • Снятие с креста. 1633.
  • Урок анатомии доктора Тульпа. 1632.
  • Смеющаяся Саския.1633
  • Саския в образе Флоры. 1634.
  • Блудный сын в таверне. 1635
  • Даная. Год создания 1636
  • Похищение Европы. 1632.
  • Похищение Ганимеда. 1635
  • Пир Валтасара. 1635.
  • Жертвоприношение Авраама. 1635
  • Христос перед Пилатом. 1636
  • Ослепление Самсона. 1638
  • Погребение Христа. 1639
  • Ночной дозор. 1642
  • Хяендрикье Стоффельс в образе Флоры. 1654
  • Хендрикье, входящая в реку. 1654
  • Хендрикье Стоффельс у окна. 1655
  • Христос, исцеляющий больных.1643- 1649
  • Три креста. 1653
  • Зимний пейзаж. 1646
  • Мельница. 1641
  • Три дерева. 1643
  • Святое семейство. 1645
  • Святое Семейство с занавесом. 1646
  • Святое семейство
  • Отдыхом на пути в Египет. 1647
  • Моисей, разбивающий скрижали Завета. 1659
  • Отречение святого Петра.1660
  • Матфей и ангел. 1661
  • Аристотель, созерцающий бюст Гомера. 1653
  • Синдики. Год создания 1662
  • ЕВРЕЙСКАЯ НЕВЕСТА. 1665
  • РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН. АВТОПОРТРЕТ, 1669

Вам может быть интересно:

  • Cколько страниц в «Сказке о потерянном времени»?
  • Поступление в вузы Польши: 10 вопросов и ответов
  • Вредны ли ингаляции небулайзером?
  • Какие игрушки нужны ребенку в 3-4 года?

Денежные трудности

В том же году умерла жена Рембрандта Саския. Согласно ее завещанию, художник не имел права распоряжаться ее капиталом, деньги доставались старшему сыну Титусу по достижении им совершеннолетия. Такая осторожность составительницы подтверждает легенды об экстравагантных тратах Рембрандта, поражавшего сограждан выкрикиванием поразительно высоких цен на аукционах раритетов и антиквариата.

Несмотря на некоторое уменьшение популярности Рембрандта, у него всегда оставалось немало клиентов, так что столь быстрое таяние его капиталов можно объяснить именно чрезмерными расходами. Кроме того, по свидетельствам современников, Рембрандт упрямо поступал по-своему, например, писал не пользовавшиеся спросом библейские сюжеты. В конце концов, в 1656 году он обанкротился, огромный дом был продан за долги, а художнику довелось переехать в снятую квартиру на околице Амстердама, где жизнь была заметно дешевле.

Рядом с художником были его сын Титус и молоденькая служанка Хендрикье Стоффельс, которая жила с Рембрандтом после смерти жены и родила ему дочь. Официально Титус и Хендрикье значились работодателями Рембрандта — подобный юридический трюк означал, что творения мастера принадлежат им и не могут быть изъяты его кредиторами. Этот факт говорит в пользу того, что семейство жило дружно и что Рембрандту, уже далеко не богачу, были обеспечены хороший уход и условия для созидания. Высшими достижениями позднего периода его творчества являются такие наполненные человеческими чувствами работы, как «Иаков, благословляющий сынов Иосифа», «Еврейская невеста» и «Возвращение блудного сына». Вопреки финансовым трудностям, Рембрандт мог бы счастливо жить в новом обиталище, если бы не две личные трагедии, омрачившие последние годы жизни мастера. Преданная Хендрикье умерла в 1663 году, а Титус — в 1669, вскоре после чего, лишь несколько месяцев спустя, скончался сам Рембрандт, старый, больной и уставший от жизни.

РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

(Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669) – величайший художник, живописец, рисовальщик, офортист, живший в 17 в. в Голландии.
Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

15 июля 1606 в г.Лейдене у зажиточного мельника Хармена Герритса и его жены Неелтге Виллемс ван Зейтбрук родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Мельница находилась недалеко от пересекавшего город Рейна, поэтому Хармена Герритса стали называть ван Рейн, и это добавление к фамилии получила и вся семья.

Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Но обучение продолжилось всего полгода. В 1624 Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Яном Ливенсом открывает свою живописную мастерскую.

Также по теме:

ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В 17 в. в Голландии после победы над Испанией католичество было запрещено, протестантизм не разрешает живописное оформление в храмах. Поэтому церковь, прежде являвшаяся крупнейшим заказчиком живописи, теряет эту роль, а на первый план выступает крупная и средняя буржуазия, состоятельные горожане. Картины, предназначенные для украшения бюргерских домов, должны теперь соответствовать новым задачам. Меняются размеры, появляются новые сюжеты, происходит разделение на жанры живописи, усиливается интерес к бытовому жанру, пейзажу, натюрморту, портрету, складывается тип группового портрета. Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. Большое влияние на его творчество оказал и стиль барокко, зародившийся в 17 в., но изысканность, пышность, подчеркнутая театральность этого стиля была далека от исканий Рембрандта. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в.

Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых, он опускает второстепенные детали (Портрет старого воина

, ок. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Им создаются первые сюжетные картины (
Изгнание торгующих из храма
, 1626, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина;
Меняла
, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (
Беседы мудрецов
, 1628, Мельбурн, Национальная галерея;
Ученый за столом
, 1628, Лондон, Национальная галерея;
Портрет ученого
, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов.

В конце 1631 Рембрандт, известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа

(1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Художник передает портретное сходство всех героев, но в отличие от традиций группового портрета, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, здесь все персонажи эмоционально подчинены Тульпу. Картина вызвала огромный интерес, и Рембрандт становится одним из модных молодых портретистов Амстердама.

В 1634 Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. После женитьбы он покупает большой дом. Обставляя дом роскошными вещами, художник создает богатую коллекцию, куда входили произведения Рафаэля, Джорджоне, Дюрера, Мантеньи, ван Эйка, гравюры с произведений Микеланджело, Тициана. Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты.

В 30-е годы Рембрандт – благополучный, удачливый, состоятельный художник, что отражается и в его произведениях. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии

, 1633, Дрезден, Картинная галерея;
Флора
, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж;
Свадьба Самсона
, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). Особенно выделяется знаменитый
Автопортрет с Саскией наколенях
(1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Он показывает себя веселым кавалером с бокалом вина, который обнимает полуобернувшуюся Саскию, сидящую у него на коленях спиной к зрителю. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (
Пир Валтасара
,1634, Лондон, Национальная галерея;
ЖертвоприношениеАвраама
, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (
Пейзаж с прудом и арочным мостом
, 1638, Берлин – Далем;
Пейзаж с бурей
, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Это время, когда Рембрандт доводит до совершенства свою технику живописи и графики, придавая своим творениям предельную выразительность и глубину. Изучая традиционные методы письма и подходы к раскрытию тем, он в своем творчестве все более отходит от этих традиций. Вместо гладких, лессировочных мазков, которые наносятся тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх плотного слоя красок и создающих единую живописную поверхность холста, он пишет картины резкими, пастозными мазками, постепенно отказываясь от подробно прописанных деталей.

К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная

(1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Поместив мифологическую героиню в роскошном алькове богатого бюргерского голландского дома, он виртуозно прописывает бархатный полог, нарядно вышитые подушки, любуется лучами золотистого света, мягкими волнами заливающими прекрасное обнаженное тело Данаи.

Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев после рождения последнего сына, Титуса, скончалась любимая жена Саския (1642), вскоре он лишается матери и сестер. Одним из последних портретов жены был Последний
портрет Саскии
(1643, Берлин – Далем).

В начале 40-х годов Рембрандт получает заказ от капитана отряда стрелков Франса Баннинг-Кока на большой групповой портрет отряда для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Создается знаменитый Ночной дозор

(1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3,87–5,02 м). Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Стрелки, выступающие в поход, выходят из арки здания на освещенную площадь, под развевающимся флагом. Групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой Рембрандт воплощает свое представление о гражданских идеалах. Мнения современников о картине разделились: одни сразу увидели шедевр, другие, в том числе и заказчики, нашли, что картина не отвечает традициям группового портрета. Поэтому ее повесили в другое, более маленькое, не предназначенное для нее место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины. Несмотря на это она является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому персонажу дана острая психологическая характеристика.

50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями. Неудовольствие властей вызывало то, что его гражданской женой становится Хендрикье Стоффельс, бывшая служанка в доме Рембрандта. Художник не мог официально жениться на ней, т.к. по завещанию Саскии Рембрандт при заключении нового брака лишался бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком.

Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью (Портрет Хендрикье в богатой одежде

, 1654, Париж, Лувр;
Портрет Хендрикье Стоффельс
, 1657–1658, Берлин – Далем; образ Марии в картине
Святое семейство
, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, также навеян ее чертами).

Рембрандт почти полностью лишается заказов. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф,
обвиняемый женой Пентефрия
(1655, Вашингтон, Национальная галерея),
Христос в Эммаусе
(1648, Париж, Лувр). В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Уделяя большое внимание портретам, он делает акцент на раскрытие душевного мира своих моделей:
Портретстарушки
(1654, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина),
Портрет старика в красном
(1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж),
Титус за чтением
(ок. 1657, Вена, Музей истории искусства),
ПортретЯна Сикса
(1654, Амстердам, Собрание Сикс). К этому же типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик:
Автопортрет
(ок. 1652, Вена, Музей истории искусства),
Автопортрет
(1660, Париж, Лувр). Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы:
Аристотель, размышляющий убюста Гомера
(1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Приобретя в годы финансового благополучия роскошный дом, Рембрандт заплатил лишь половину суммы. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. В кампанию травли художника включаются и родственники Саскии, с которыми еще при жизни Саскии у Рембрандта произошел конфликт, т.к. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Хотя в тот период Рембрандт нажил своим трудом состояние, превышавшее придание его жены, собрал великолепную коллекцию художественных ценностей. Снова церковь выступает с осуждением его сожительства с Хендрикье, их дочь Корнелия объявляется незаконнорожденной. В 1656 по решению суда Амстердамская ратуша объявляет Рембрандта несостоятельным должником, была проведена опись имущества, в 1656–1658 состоялась его распродажа. Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. гульденов. Однако была продана всего за 5 тыс., дом был оценен вдвое дешевле его первоначальной стоимости. Но не все кредиторы были удовлетворены. И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами.

Несмотря на тяжелое положение Рембрандт продолжает писать. В основном это автопортреты, портреты родных (Портрет Титуса

, 1660, Балтимор, Собрание Джекобса), снова обращается к образу библейского Давида (
Давид перед Саулом
, 1657, Гаага, Маурицхейс).

В 1660 Титус и Хендрикье открывают антикварный магазин, куда Рембрандт был оформлен на работу экспертом. И хотя по решению суда вновь написанные Рембрандтом картины должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин. Это позволило семье увеличить свои доходы и купить дом. Вновь художник обращается к автопортретам, к картинам на библейскую тему (Артаксеркс, Аман и Эсфирь

, 1660, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина). Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (
Заговор Юлия Цивиллиса
или
Клятва ботавов
, 1661, Стокгольм, Национальный музей). Картину (размером ок. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». Но Рембрандт отказался вносить изменения, и заказ был отдан другому художнику. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет
Синдики
(1662, Амстердам, Рейксмузеум). Синдики, старшины, корпорации цеха суконщиков сидят за столом в официальных черных костюмах. Ясность и уравновешенность композиции, скупость и точность отбора деталей, создание цельного образа группы людей, необычный ракурс, подчеркивающий монументальный характер изображения, торжественность происходящего – все это относит картину к великим шедеврам живописи.

В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и
Урия
(1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж),
Еврейская невеста
(1665, Амстердам, Рейксмузеум),
Семейный портрет
(1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина
Возвращение блудногосына
(1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). На огромном холсте (260 × 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, освященное великой добротой, принимающего и прощающего сына, – шедевр Рембрандта, мастера, умеющего проникать в душу своих персонажей, и показывать все их переживания на холсте. Это картина о страдании и великой любви.

В феврале 1668 Титус женился на Магдалене ван Лоо, но вскоре скончался. Это нанесло сокрушительный удар Рембрандту, и 8 октября 1669 он умирает на руках своей дочери Корнелии.

Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Оно сказалось на творчестве его учеников, наиболее известные из которых Геррит Доу, Говарт Флинк, Самюэль ван Хоогстратен, Карель Фабрициус, Николас Мас. Оно повлияло и на развитие мирового искусства в целом, хотя было оценено по достоинству спустя многие годы. Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени. Велика эмоциональность его произведений, создаваемая колоритом картин, который построен на сочетании теплых сближенных тонов и тончайшими оттенками цвета. Рембрандт оставил огромное живописное наследие, создавая картины на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи, был великим мастером гравюры и офорта. Центральное внимание в своем творчестве он отводил человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства. Творческая фигура Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства.

Нина Байор

Воспроизведение жизни

Рембрандт преуспел не только в живописи и рисунке, но и в гравюрной технике черно-белого офорта. В отличие от большинства голландских художников своей эпохи, он всегда отказывался от специализации в одном жанре или на одном сюжете и написал великое множество индивидуальных и групповых портретов, автопортретов, библейских, мифологических и исторических полотен, а в последние годы жизни, когда он жил поближе к деревне, — некоторое количество пейзажей. Впрочем, Рембрандт прежде всего живописал человека — предметы как вещи в себе его интересовали редко. В начале творческого пути многие из его работ представляют собой исторические картины, выполненные в итальянской манере, с резкими контрастами света и тени (так называемое кьяроскуро) ради создания драматического эффекта. Со временем художник все больше стремится передать не столько действия человека, сколько его чувства и помыслы, даже простейшие жизненные сцены наполняются приглушенным, но неподдельным эмоциональным напряжением. Рембрандтовы библейские патриархи и героини мифов ни в коей мере не идеализированы — это обычные мужчины и женщины, — или соседи-евреи, с которыми художник был дружен, или сильные телом и духом голландцы. Художник снова и снова пишет одних и тех же людей — Саскию, Хендрикье, Титуса, словно упрямо выискивая их правдивую сущность. Но чаще всего художник пишет сам себя.

История любви, породившая шедевры: Рембрандт и три его музы (часть 3)

«Никогда не путайте гения со святым», — предупреждают рембрандтовские биографы, подходя к сложной теме личной жизни художника, вместившей любовь и смерть, грех и невинность, преданность и предательство. В первой части публикации было рассказано о главной музе великого голландца – Саскииэ, а во второй – о Гертье Диркс, в чьи объятия бросился Рембрандт за утешением. В третьей и последней публикации рассказываем о последней музе выдающегося художника.

3. Хендрикье Стоффельс

Она была черноглазая, миниатюрная и, несмотря на некоторую (впрочем, неизменно привлекавшую Рембрандта) полноту, по-своему грациозная. И еще она была почти вдвое моложе знаменитого на всю Голландию художника, «амстердамского Апеллеса», к которому пришла наниматься в экономки.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Хендрикье Стоффельс, 1656г

Другая женщина, Гертье, никак не могла решить, кто она в этом доме — тоже служанка или всё-таки хозяйка. И между нею и Рембрандтом то и дело вспыхивали скандалы — то ужин не был вовремя подан, то простыни не вытрушены, да мало ли какие придирки еще можно придумать, когда страсть поутихла, не сумев смениться дружбой?

Рембрандт Харменс ван Рейн. Женщина, купающаяся в ручье (Хендрикье Стоффельс), 1655г

Но маленькая Стоффельс не испугалась. Она была дочкой сержанта, все её братья служили солдатами, а сёстры были замужем за военными. Хендрикье тоже была «стойкий оловянный солдатик». Когда потребовалось явиться в суд и засвидетельствовать, что Гертье Диркс добровольно согласилась на отступные в 160 гульденов, Хендрикье спокойно сделала это.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Женщина в кровати, 1647г

После изгнания Гертье Хендрикье Стоффельс заняла место хозяйки дома, став доброй мачехой для подрастающего Титуса и верной и любящей спутницей для его отца. В сложившихся обстоятельствах молодую женщину трудно обвинить в корысти: она не могла не понимать, во-первых, что художник стоит на грани разорения (позднее они вместе переживут тяжёлые процедуры описи имущества и банкротства), а во-вторых, что Рембрандт, связанный завещанием Саскии, никогда не женится на ней, как бы ни любил.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Хендрикье Стоффельс в бархатном берете, 1654г

И это были еще далеко не все испытания, выпавшие на долю Хендрикье. В 1654-м году Рембрандт начал картину с самой, как считают, прекрасной обнажённой во всём его творчестве. Библейская Вирсавия, жена Урии хеттеянина, сидит в купальне, держа в руках письмо своего любовника — царя Давида. Отринув всю предыдущую традицию (включая даже Рубенса), изображавшую Вирсавию кокеткой, Рембрандт здесь выставляет её страдалицей. Она знает, что беременна, а её муж-военный уже несколько месяцев не был дома — и значит, совсем скоро факт грехопадения Вирсавии будет позорно изобличён.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Вирсавия с письмом царя Давида, 1654г

Хендрикье Стоффельс не только подарила Вирсавии плавные очертания своего тела, но и в общих чертах повторила её поступок и её историю.

Она долгое время старалась не замечать, как шепчутся у неё за спиной, называя подстилкой и падшей женщиной за то, что живёт в невенчанном браке с художником. Но именно к 1654-му году дело приняло более серьёзный оборот. В начале года Хендрикье забеременела, а в июле, когда её живот стал отчетливо обрисовываться под платьем, Хендрикье и Рембрандт по отдельности получили повестки — обоим надлежало явиться на заседание церковного суда.

Основная претензия к Рембрандту заключалась в том, что он давно не посещает службу в реформатской церкви. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд, и с миром отпустили. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Её дергали повестками еще и еще. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Святоши честили её на все лады, живописали всю глубину её падения и позора и в конце концов официально запретили Хендрикье принимать причастие в кальвинистской церкви. Отлучение должно было продлиться до тех пор, пока грешница не раскается и не прекратит беззаконных отношений с Рембрандтом.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Женщина в дверном проеме (Хендрикье Стоффельс), 1656г

В октябре 1654 года стойкая и мужественная в своём чувстве к художнику Хендрикье благополучно родила дочь. Рембрандт не мудрствовал над именем. Он и третью свою девочку назвал Корнелией. И, в отличие от двух малышек Саскии, не перешагнувших рубеж одного года, эта дочка Рембрандта выживет. По крайней мере, о ней известно, что в 1670-м году она выйдет замуж, а своих сыновей назовёт Рембрандт и Хендрик.

Хендрикье Стоффельс умрёт в 1663-м году в возрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту. Что ж, художнику было суждено похоронить и её — вспомним об этом, вглядываясь в лицо много повидавшего невесёлого старца на его поздних автопортретах.

По материалам
artchive.

Автопортреты

Как это ни удивительно, до нашего времени сохранилось более 90 автопортретов Рембрандта. Ни один иной художник той поры не сотворил ничего подобного — возможно, потому, что на живопись смотрели как на мастерство, должное удовлетворять заказчиков и приносить заработок умельцу, а на автопортреты спроса не существовало, как не было в ту пору и нынешнего интереса к личности и характеру художника как творца. По сути, Рембрандт опередил свое время, настойчиво изучая самого себя и изображая то в парадном платье, то в домашнем тряпье, то пышущим здоровьем, то немощным. Художник не пытался приукрасить простецкие, даже грубоватые черты своего лица или скрыть неумолимое влияние времени и усталости: его автопортреты складываются в единственное в своем роде живописание жизни, они, подобно остальным картинам художника, показывают не только внешний облик отображенного, но и его внутренний мир, состояние его души.

Великая для голландского искусства эпоха во времени почти полностью совпала с годами жизни Рембрандта (1606-69), но и отдельным младшим современникам великого амстердамца было уготовано место в истории искусств. Питер де Хох (1629-84) и Ян Вермеер (1632-75) работали в небольшом городке Дельфте, изучая игру света в помещении, они преобразили скромные голландские интерьеры в излучающие покой и очарование жанровые сцены. Вермеер, ныне более прославленный из двоих, жил и умер незаметным, в настоящее время известно лишь четыре десятка его работ. На самых знаменитых картинах Вермеера изображены женщины за домашней работой или за музицированием в насыщенных светом комнатах. Умиротворенная сосредоточенность образов, светлые тона и обманчивая простота сюжета придают работам живописца редкостную тонкость и поэтичность.

Пейзажная живопись

Мейндерт Хоббема (1638-1709) и Якоб ван Рейсдаль (ок. 1628-82) были наиболее выдающимися представителями голландского пейзажа. До их прихода в искусство большинство художников оставались приверженцами глубоко укоренившихся национальных традиций и писали мирные деревенские виды с поселянами, коровами и мельницами.

Хоббема в основном продолжал именно такую традицию, но его друг и учитель Рейсдаль стал на новую стезю. На его полотнах природа предстает как не до конца покоренная человеком, величественные небеса грозно нахмурены тучами, а над землей таинственно зависает нечто непостижимое. Романтическое отношение Рейсдаля к природе предвосхитило (и вдохновило) последующие поколения художников, как в Голландии, так и за ее пределами — художников, начавших творить через сто и более лет после его кончины.

По окончании XVII века нового в голландском изобразительном искусстве стало меньше, хотя в Нидерландах по-прежнему были хорошие художники, следовавшие утвердившимся национальным традициям. Эта традиция и живописное наследие голландских мастеров оказали влияние на историю искусства западного мира в целом. Осознание красоты повседневного и постижение того, что искусство можно творить на основе обыденного, во все последующие времена непрестанно обогащали западную культуру.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: