Доклад: Моление о чаше. Популярные сюжеты


Евангельский сюжет

Моление о чаше

описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «
Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад
» (.18:1
).

ЕвангелиеТекст
От Матфея (26:36-46)Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною
. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты
. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру:
так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна
. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря:
Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя
. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им:
вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня
.
От Марка (14:33-42)И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте
. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил:
Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты
. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру:
Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна
. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им:
вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня
.
От Луки (22:40-46)Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение
. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря:
Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет
. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им:
что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение
.

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали

»
.
Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса

:

  • Первый раз
    Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «
    да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты
    »;
  • Второй раз
    изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки ему был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «
    да будет воля Твоя
    »;
  • Третий раз
    он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «
    вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня
    ».

Место действия

Основная статья: Гефсиманский сад

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от ] Иерусалима[/anchor]. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества

.

Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций

, построенной в 1919 — 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.]

Стиль

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки , кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Богословское толкование

Богословы видят в словах гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что он имел две воли: божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с его вочеловечеванием). Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше: «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него

».]

Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением его страха перед смертью, свойственного человеческой природе

.

Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову

.]

— Иоанн Дамаскин

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет

:

Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех

.

Существует мнение, что во время гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени

» после его искушения в пустыне (.4:13), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига крестных страданий.]

Придание о сотворении иконы и её появлении на Руси

Согласно приданию, оригинал иконы написал Лука на столешнице, за которой ужинали Иисус, Дева Мария и Иосиф.

Увидев портрет, Божья Матерь произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». После в Византии был сделан список, который пробыл там до 450 года. Его отправили одному из царей Константинополя.

В 1131 году патриарх Лука Хрисоверг решает передать список в дар Юрию Долгорукому. Его сын по имени Андрей, в церковной истории более известный как Боголюбский, отправляется с юга Руси на север. Цель похода – создание независимого от Киева государства с центром в Московии. В ходе путешествия он посещает Владимир и остается там на несколько дней. После отъезда с иконой на несколько километров от города, начали твориться чудеса. Кони отказались идти дальше. Дело было не в усталости или голоде – смена скакунов не дала результата. Тогда Боголюбский начал усердно молиться перед образом. Ему явилась сама Матерь Божья и сказала, что святыня должна остаться во Владимире. В её честь нужно построить храм. Князь повиновался – на долгие годы икона оставалась в городе, исцеляла больных, помогала просящим в их бедах. С тех пор список начал называться Владимирским.

Сегодня икона хранится в храме-музее святого Николая. Он расположен в Толмачах, Тверская область.

В изобразительном искусстве

Моление о чаше

относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, и ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей
.
Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа. Он, стоящий на коленях всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников — на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

» (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа
).
В иконописи указание по написанию Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века

):

«Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною

»]

История иконы Моление о Чаше

Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай. Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей. Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.

Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.

См. также

  • Гефсиманский сад
Арест, суд и казнь Иисуса Христа → Иисус Христос с момента смерти до Воскресения
События Страсти Христовы: Моление о чаше • Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте

Места Гефсиманский сад • Синедрион • Голгофа
Иисус и ученики Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицы
Иудеи Ирод Антипа • Каиафа • Анна • Малх • Раба придверница • Варавва • Симон Киринеянин • Агасфер • Благоразумный и безумный разбойники
Римляне Понтий Пилат • Клавдия Прокула • Сотник Лонгин
Предметы Орудия Страстей: Терновый венец • Риза Господня/Бесшовный хитон • Животворящий Крест • Титло INRI • Копьё Лонгина • Святой Грааль • 30 сребренников
ИконографияEcce Homo • Форма орудия казни Иисуса • Распятие (декоративно-прикладное искусство)

Значение иконы

В образе «Моление о чаше» выражен один из основных принципов христианства — покорность замыслу Всевышнего и вера в Его Силу. В момент молитвы в Христе борются человеческая и божественная сущности. Иисус, как и любой человек, страшится предстоящих испытаний и смерти. Но Сын Божий принимает уготованные ему мучения и с покорностью следует воле Отца.

Таким же образом должны вести себя в трудных ситуациях простые люди. Преодолеть отчаяние, укрепить дух и придать сил поможет искреннее прошение, обращённое к Господу. Только смиренная просьба о помощи и вера в Господа преодолеют испытания, определённые человеку Высшими силами.

Икона Богородицы Песчанская, история и значение

Чудотворный образ имел свое место пребывания до начала 20 века в Свято-Вознесенском Кафедральном соборе в городе Изюм. На сегодняшний день не известно, где прибывает святыня. Несмотря на это, в православном мире сохранились некоторые списки этой иконы, а их владельцы утверждают, что они наделены большой чудотворной силой и продолжают исцелять.

Явился чудотворный Лик святителю по имени Иоасаф, который был Белгородским епископом. Незадолго до своей смерти ему приснился сон, в котором явился образ Пресвятой Девы на куче различного мусора со словами обиды за такое пренебрежительное отношение. Когда святитель осматривал свою епархию, в Воскресенском храме Харьковской губернии он встретил изображение из сна в очень запущенном состоянии.

Епископ сделал выговор служителям храма, распорядился поместить святыню в более подходящее место, а сам три дня сутра и вечером преклонялся и молился перед иконой. После этого стали происходит чудотворные исцеления тех, кто приходи к святому образу за помощью.

«Песчанская» икона Божией Матери неоднократно приходила на помощь в борьбе с различными эпидемиями. Во время военных действий в 1914 году православный чудотворный образ был доставлен на фронт, после чего военные отмечали резкое уменьшение человеческих потерь.

На иконе изображена Пресвятая Дева по образу «Путеводительница». На левой руке у нее восседает младенец, она протягивает к нему свою ладонь, а ребенок держит книгу в левой руке. Такое изображение очень схоже с «Казанской» иконой.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.
Старинная икона

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: