Константин Алексеевич Коровин | |
портрет кисти В. А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова | |
Дата рождения | 5 декабря 1861(1861-12-05) |
Место рождения |
|
Дата смерти | 11 сентября 1939(1939-09-11)[1][2][3][…](77 лет) |
Место смерти |
|
Гражданство | Российская империя Франция |
Жанр | пейзаж и натюрморт |
Учёба |
|
Стиль | импрессионизм |
Награды | |
Звания | академик ИАХ (1905)[4] |
Медиафайлы на Викискладе |
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Коровин.
Константи́н Алексе́евич Коро́вин
(23 ноября (5 декабря) 1861 год, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи (с 1905 г.). Главный декоратор и художник московских театров (с 1910 г.).
Биография[ | ]
Родился в Москве, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. Происходил из состоятельной купеческой семьи. Дед — купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин.
После банкротства отца в отрочестве переехал в Большие Мытищи, где состоялось его первое знакомство с рисованием[5].
В тринадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у Алексея Саврасова, Василия Поленова и Василия Перова.
Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.
«Геммерфест. Северное сияние», 1894—1895
Коровин вместе с другом, художником Валентином Серовым, дважды (1894 и 1897) совершил путешествие на Север, посетив Мурман, северную Норвегию, шведскую Лапландию. Результатом поездки стали пейзажи «Гавань в Норвегии» (1894, ГТГ), «Ручей святого Трифона в Печенге. Лапландия» (1894, ГТГ), «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» (1894, ГТГ), «Архангельский порт на Двине» (1894, Тульский областной художественный музей). В 1895 году Коровин повторил путешествие, но уже с Н. А. Праховым и художником Н. В. Досекиным, а в 1898 году — с Н. А. Клодтом (для подготовки ко Всемирной выставке в Париже 1900 года)[6].
Посетил Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с импрессионизмом.
Дом Коровина в деревне Охотино, Переславский район
В 1896 году Константин Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту на ярмарке в Нижнем Новгороде[7][8].
Участвовал в оформлении российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже (1900), где выступил как архитектор (спроектировал здание Кустарного отдела) и как автор экспозиции выполнил 31 декоративное панно (хранятся в ГРМ, Санкт-Петербург). Удостоен двух золотых и семи серебряных медалей выставки и ордена Почётного легиона.
Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре. 1909
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинов», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).
В Париже Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета Модеста Дурнова, общался с поэтом Константином Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).
Плакат «Жертвуйте жертвам войны. Дмитрий Донской». 1914
Во время Первой мировой войны Константин Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.
На протяжении десятилетий Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36-ти», Союза русских художников.
С 1901 года Константин Коровин и Валентин Серов преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные впоследствии художники: А. М. Герасимов, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, И. И. Машков, С. Г. Никифоров, М. С. Сарьян, Л. В. Туржанский, Р. Р. Фальк, сценограф Сергей Николаев, будущий педагог, писатель и краевед Сергей Волков.
«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке, 1896. ГТГ
В 1902 году Коровин приобрёл у Саввы Мамонтова участок земли и построил дом в деревне Охотино (Переславский район Ярославской области). Чуть позже, часть земли, так называемую Ратухинскую пустошь, у него выкупил Фёдор Шаляпин, и по проекту Коровина также построил себе дом[9].
В воспоминаниях одного из его учеников, Николая Чернышёва, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни[10]:
По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить. «Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он. Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали. «Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства . Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством… Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл — погиб». |
«Гурзуф», 1914
Значительное место в творчестве Коровина занимает Крым, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910—1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Особенно после несчастья с сыном, когда Коровин надолго уехал в Гурзуф (в 1913 году сын художника попал под трамвай и лишился стопы). Здесь художник много и плодотворно работал. В работах, залитых солнечным светом, он часто изображал достаточно большое пространство, словно стараясь утвердить живительную силу лучей, несущих с собой тепло — этот источник благодати и красоты.
Дача «Саламбо» в Гурзуфе, ныне Дом творчества им. К. А. Коровина
Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма — «Саламбо», в память об удачно оконченной работе над декорациями к балету А. Ф. Арендса «Саламбо» по одноименному роману Г. Флобера. На даче «Саламбо» бывали И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. И. Шаляпин. Хозяин дачи «Саламбо» писал в своих картинах розы, которые было видно из окон на фоне моря. Сегодня любой приезжающий в Гурзуф курортник в мае месяце обязательно обратит внимание на великолепные жёлтые розы, оплетающие арку входа в Дом творчества Художественного фонда, как теперь именуется бывшая дача. Другая такая же роза находится во дворе, внутри.
После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжал. В советское время дача использовалась как база отдыха, и с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда. Сегодня Дом творчества художников имени К. А. Коровина состоит из двух корпусов. Один из этих корпусов — бывшая дача художника Коровина.
После октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года художник жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка».
В 1922 году художник по совету Анатолия Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.
Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда ухудшение зрения вынудило полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы. Написал более четырёхсот рассказов, которые публиковал в эмигрантских парижских изданиях: «Россия и славянство»[11], «Иллюстрированная Россия» и «Возрождение».
Скоропостижно скончался на одной из улиц Парижа от сердечного приступа 11 сентября 1939 года; похоронен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.
Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
LiveInternetLiveInternet
Пятница, 28 Октября 2020 г. 21:17 + в цитатник «Живопись Коровина — дерзко-небрежная, грубая — казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах — высокого достоинства, что автор их — настоящий живописец. Недоразумение в отношении к К. Коровину — самого плачевного свойства. Оно лучше всего доказывает, как далека русская публика вообще от какого-либо понимания живописи. Какая грусть, что этот огромный мастер, этот яркий самобытный талант, два раза затративший свои силы на такие эфемерные создания, как выставочные панно, все время тратящий их на еще более эфемерные создания — на театральные декорации, так, вероятно, и не получит возможности увековечить себя и одарить Россию истинно прекрасным, величественным произведением…» Александр Бенуа о творчестве Константина Коровина
К.А.Коровин. Начало 1930-х годов В 1912 году в Гурзуфе построил дачу Константин Коровин. История дома Коровина началась со встречи с Чеховым, который предложил ему поселиться на Гурзуфской даче у самого моря. Художник отказался — не мог спать так близко от шумной стихии, вызывавшей у него сердцебиение. И построил себе мастерскую не у самого берега, из ее окна был виден домик у скалы, где когда-то жил Антон Павлович. В его воспоминаниях читаем: «Этот домик я часто воспроизводил в своих картинах. Розы… и на фоне моря интимно выделялся домик Антона Павловича. Он давал настроение далёкого края, и море шумело около бедного домика, где жила душа великого писателя, плохо понятого своим временем».
Дача «Саламбо» — довольно скромная в архитектурном плане, такой аскетичный модерн. Здесь художник написал «Портрет Ф.И. Шаляпина», «Гурзуф вечером», «Базар цветов в Гурзуфе» и другие произведения. У Коровина гостили И.Е. Репин, В.И. Суриков, Л.И. Андреев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин. Вход на дачу нынче украшают скульптуры К. Коровина и Ф. Шаляпина, который ему позирует.
Портрет Ф.И.Шаляпина. 1911 Интересный момент-Шаляпин в черных носках))).
Вид на море и бухту Чехова.
Гурзуф2. 1915 Вдали виднеется дача Чехова.
Пристань в Гурзуфе. 2020
Пристань в Гурзуфе. 1916
Гурзуф вечером. 1912 Экскурсия начинается во внутреннем дворике. На площадке с видом на море и бухту Чехова стоят длинные скамейки. «Сковородка» — так называли эту террасу во времена Коровина и Шаляпина из-за жары. Тогда кипарисы были еще молодые и днем нещадно палило солнце. На территории кроме кипарисов, сохранились с тех времен несколько необычных кустов плетистых роз.
Внутренний дворик дачи.
Гурзуфский период был недолгим — с 1911 по 1917 год, но плодотворным. Работы этого времени отличаются особой лёгкостью, артистизмом. «На берегу моря», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф вечером», «Базар цветов» «Рыбачья бухта» буквально завораживают. Именно на юге появляется интерес Коровина к натюрморту, недооцениваемому им ранее жанру. Вот эти синие балкончики и есть историческая часть здания, остальное более поздние пристройки. И стены, и потолок, и балконные проемы все осталось в нетронутом виде. Синие балкончики
Экскурсия в дом Коровина начинается с рассказа экскурсовода о жизни великого художника, первого русского импрессиониста. А жизнь у Коровина, как и у всех людей была полна и горестей, и радостей. Но несмотря ни на что картины его очень позитивны, полны ярких красок и настроения. Купил Коровин участок земли в Гурзуфе благодаря Чехову, с которым был дружен еще с ученических лет. Построил дачу-мастерскую. А чтобы ее содержать, рядом построил доходный дом, комнаты в котором сдавал по 65 рублей в день с полным пансионом. Дачу назвал красиво — Саламбо, ударение на «о». Мастерская постепенно расширилась, превратившись в виллу из четырнадцати комнат, которую владелец и автор проекта назвал «Саламбо» — по роману о карфагенских страстях Густава Флобера и одноимённому балету в Большом театре, к которому Коровин написал декорации. На месте мастерской сейчас находится столовая, а в доходном доме разместился дом творчества Коровина. Рассмотрим экспонаты мемориальной комнаты Константина Коровина. В мастерской Константина Алексеевича стояла старинная темно-красная мебель, стены были отделаны коричневым деревом. На балконе мастерской Коровиным написано несколько известных этюдов – «Балкон в Крыму», «На террасе», «Вечер. Интерьер» и другие.
Балкон в Крыму. 1910
Крым. Гурзуф. 1917 С восходом солнца он писал утренний этюд, после завтрака уходил работать над дневным, и в сумерках приступал к третьему — вечернему. Вечерние улочки, духаны и лавочки с огнями и темными фигурами особенно вдохновляли художника. И так, пока он жил в Гурзуфе, проходил почти каждый день.
Гурзуф. 1916
мольберт Коровина
Гурзуф. 1914
На берегу моря. 1910.
Розы. 1912
Портрет художника К.А.Коровина. 1891. В советское время дача использовалась как база отдыха. С 1947 г. она стала Домом творчества Художественного фонда. Здесь работают и отдыхают художники, творческая интеллигенция. Очень часто на старых улочках Гурзуфа можно увидеть людей с мольбертами.
На торцевом фасаде здания дачи «Саламбо» (ул. Чехова, 1) в 1961 г. установлена бронзовая мемориальная доска с рельефным портретом К.А. Коровина (скульптор С. Моргачев). Константин Алексеевич Коровин похоронен в 1939 г. во Франции, куда он эмигрировал в 1923 г.
«Коровин не был одарен всеобъемлющим талантом. Не были ему доступны гармония правды и красоты, освещающая искусство В.Серова, трагический экстаз М.Врубеля или неисчерпаемое воображение Н.Рериха, да и с точки зрения академической науки Коровин не всегда и во всем удовлетворял строгих знатоков и судей. Прекрасные сочные по цвету, работы перемежались с малоудачными, а порой и банальными картинами; великолепные образцы колористического мастерства — с «сырой» краской, бравурным, размашистым мазком, рыхлым и приблизительным рисунком. Коровина надо принимать, каким он был, с его сильными и слабыми сторонами, именно таким вошел он в историю русской живописи конца XIX — начала XX века…» Григорий Островский о Константине Коровине СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Рубрики: | фотографии/мои фото |
Метки:
коровин гурзуф крым мои фото живопись
Процитировано 9 раз Понравилось: 17 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 17
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось17
0
Работа в театрах[ | ]
Изготавливать костюмы и декорации для театра Константин Коровин начал еще в 1884 году, сотрудничая с оперой Мамонтова. В 1885 году художник под руководством Поленова написал декорации для «Аиды». Самостоятельно Коровин сделал декорации для «Кармен» Ж. Бизе и «Лакме» Делиба[12].
В 1900-х годах художник также активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, операм и балетам. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). В 1904 году Коровин вместе с А. Васнецовым, А. Головиным и Ф. Лавдовским оформил «Жизнь за царя» М. И. Глинки[12]. Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане[13].
Многие эскизы выполнялись другими художниками, при этом автором идей и образов был Коровин.
Константин Коровин и Александр Головин внесли в работу Большого театра принципиальное изменение: появился главный художник постановки, работающий в связке с режиссером или балетмейстером. Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер А. А. Горский. Коровин предложил заменить корсеты балерин на более свободную одежду — туники. Впоследствии изменился и язык хореографии. Поменялось значение декорации, которая раньше была просто фоном, а стала полноценным объектом спектакля[12]. В некоторых постановках, в частности, в опере «Богема» Пуччини, поставленной Л. Собиновым, декорация даже затмила актёров.
Коровин считал работу над декорациями таким же «чистым искусством», как и живопись, демонстрирующуюся на выставках, о чём он сообщил Поленову в переписке[12].
Некоторые работы[ | ]
- «В лодке» (1888), Государственная Третьяковская галерея.
- «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888—1889), Государственная Третьяковская галерея.
- «Мурман» (1891). Одесский художественный музей.
- «Северная идиллия» (1892), Государственная Третьяковская галерея.
- «Парижское кафе» (1890-е), Государственная Третьяковская галерея.
- «Зимой» (1894), Государственная Третьяковская галерея.
- «Геммерфест. Северное сияние» (1894—1895), Государственная Третьяковская галерея.
- «Бумажные фонари» (1896), Государственная Третьяковская галерея.
- «Не плачь, дитя…», эскиз декорации к опере А. Г. Рубинштейна «Демон» (1902), Одесский художественный музей.
- «Кафе де ля Пэ» (1906), Государственная Третьяковская галерея.
- «Руслан и Людмила», эскиз декорации к одноименной опере М. И. Глинки (1907), Одесский художественный музей.
- «Портрет артиста Фёдора Шаляпина» (1911), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- «Москворецкий мост» (1914). Государственный исторический музей.
- «Пристань в Гурзуфе» (1914), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- «Базар» (1916), Одесский художественный музей.
- «Северная идиллия», 1892
- «На даче», 1895
- «Цветы», 1913
- «Зимние сумерки», 1916
- «Рыбы, вино и фрукты», 1916, ГТГ
Дом Коровина
Константин Алексеевич Коровин – великий русский живописец, многие известные его работы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи и других отечественных музеев. Его брат Сергей тоже был известным художником. Кроме таланта живописца Константин Алексеевич был щедро одарен музой литературы.
Константин Коровин был не первым художником, появившимся на южном побережье Крыма, которое стремительно набирало славу первого курорта Российской империи. Не первым он был из тех, кто писал крымские пейзажи. До него среди благодатной природы полуострова творили И.Е. Крачковский, К. Боссоли, Ф.А. Васильев, В.Д. Орловский, Ю.Ю. Клевер, И.К. Айвазовский, М.П. Латри, А.И. Куинджи. После первого же посещения Коровин очарован и пленен Крымом. Он твердо решил построить здесь собственный дом, для строительства выбрал хорошеющий изо дня в день Гурзуф. На месте будущего дома Коровина некогда стояла харчевня. Живописец покупает этот участок и строит себе дачу, которую впоследствии называет «Саламбо». Так называется роман Гюстава Флобера, по сюжету которого в Большом театре ставился балет А.Ф. Арендса, а художник писал к нему декорации. Коровин так писал о новом доме:
Начиная с 1910 года и вплоть до начала революции, художник живет подолгу в своём новом доме и много работает. Именно в доме Коровина появились такие полотна, как «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1911), «Пристань в Гурзуфе» (1912), «Гурзуф вечером» (1912), «Гурзуф» (1915), «Гурзуф» (1917) , «Базар цветов в Гурзуфе» (1917). Живописец работал над несколькими картинами сразу в зависимости от того, в какой части дня он писал. Утром он брался за одну картину, вечером за другую. На балконе мастерской дома Коровина были написаны «Балкон в Крыму», «На террасе», «Вечер. Интерьер». Чем дальше, тем больше живет художник на своей даче Саламбо. После начала Первой мировой войны дом Коровина почти не пустует. Нравится Константину Алексеевичу жить в Гурзуфе даже зимой, которая здесь очень мягка.
Среди работ той поры можно выделить известную картину «Пристань в Гурзуфе» (1914 год). В то время импрессионисты выходили из моды, но Коровину удалось создать яркий и живой шедевр, тем более ценный для крымчан, что создан в Гурзуфе. Эта картина хранится в Государственном Русском музее. Характерной для этого периода работой можно назвать и картину «Гурзуф» (1914 года), на которой изображена молодая женщина, прислонившаяся к парапету гурзуфской набережной, на фоне её скалы и синее море.
В доме Коровина всегда было много гостей, и гостей именитых. К нему приезжали Горький, Шаляпин, Репин, Куприн, Мамин-Сибиряк. В 1911 году Коровиным был написан знаменитый портрет Фёдора Шаляпина, который впоследствии был взят за основу для памятников великому российскому оперному певцу. Один из них стоит на могиле Шаляпина на Новодевичьем кладбище, куда был перевезен прах певца из-за границы уже после войны, другой памятник – всем известная бронзовая скульптура у входа в дом Коровина.
Скульптуры у входа в Дом Коровина | Зимой у Дома Коровина |
В 1917 году Константин Коровин покидает Гурзуф. Он так и не найдёт себя среди советских живописцев. После мытарств по государственным учреждениям живописцу пришлось покинуть Советский Союз навсегда – благо в 1923 году за пределы молодой страны ещё выпускали. Поспособствовал отъезду нарком просвещения Луначарский. Жил и работал Коровин в Париже, где и скончался в 1939 году.
В советское время бывший дом Коровина был национализирован. Вскоре в нем открылся дом отдыха. После окончания Великой Отечественной войны в здании дачи «Саламбо» открылся Дом творчества художественного фонда. С тех пор здесь отдыхают советские художники и скульпторы. В 1961 году на стене дома Коровина открыта бронзовая мемориальная доска скульптора С. Моргачева с барельефным изображением профиля Коровина. Сейчас в мемориальной комнате К.А. Коровина можно увидеть некоторые работы художника.
Вот этот самый дом Константин Коровин завещал русским живописцам. В 2001 году у ворот дома Коровина появилась скульптурная композиция, на которой изображены в бронзе Ф.И. Шаляпин и К.А. Коровин, будто бы ведущие непринужденную беседу. Проект осуществили скульпторы К. Синицкий и М. Левченко.
Литературные труды[ | ]
- Коровин К. А.
Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — Книгоиздательство «Возрождение» — «LA RENAISSANCE». — 73, avenue des Champs-Elysees, Paris, 1939. — 214 р. - Коровин К. А.
Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — Издание 2-е. — Москва: Московский рабочий, 1993. — 222 с. - КоровинК. А.
К мысу Доброй Надежды: из воспоминаний детства : рассказы с рис. / Константин Коровин; [художники Екатерина Комракова, Тарас Бочаров]. — М.: Изд- во сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. [и др.], 2005 (Тип. АО Мол. гвардия). — 190, [1] с.: ил. — (Рассказы из старинной жизни) - КоровинК. А.
«То было давно… там… в России…»: Воспоминания, рассказы, письма: В 2-х кн. Сост., вступ. ст. Т. С. Ермолаевой, прим. Т. С. Ермолаевой и Т. В. Есиной. — 4-е изд. — М.: Русский путь, 2020. — 752+848 с.+32 с. илл. — ISBN 978-5-85887-409-6
Примечания[ | ]
- ↑ 123
Коровин Константин Алексеевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. - Bibliothèque nationale de France
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - Konstantin Alexeevich Korovin
- Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915, с. 98.
- культура.рф (неопр.)
. - Ольга Антрощенко.
Русские художники: Путь на Север // Третьяковская галерея. Специальный выпуск: Норвегия — Россия: на перекрёстках культур : журнал. — 2020. - Константин Коровин, как дизайнер и архитектор: «перформанс» чукчи Васи, белые медведи и бочки с рыбой в павильоне «Крайний север» (неопр.)
.
Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
(18 апреля 2013). - Ольга Владова.
Приятное лицо в союзе русских художников // Гудок : газета. — 2012. — 6 апреля. - Наталья Булах
Дух великого художника оберегал свою усадьбу больше ста лет. // Газета Комсомольская правда, 14.08.2015. - Народный художник РСФСР, профессор Николай Михайлович Чернышёв. 1885—1973. Сборник материалов и каталог выставки произведений искусства к 90-летию со дня рождения художника. — М.: Сов. художник. 1978.
- Россия и славянство (Париж, 1928—1934) (неопр.)
.
Эмигрантика: периодика русского зарубежья
. - ↑ 1234Е. Чуракова.
Константин Коровин и его мастерская в Большом театре (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : статья. — 2009. — Март (№ 3 (65)). — С. 66-72. - Большая советская энциклопедия. / Гл. ред. Б. А. Введенский. — 2-е изд. — Т. 23. Корзинка — Кукунор. — 1953. — 636 с.
Литература[ | ]
- Головин, А. Я.
Встречи и впечатления.: воспоминания художника / народный артист республики А. Я. Головин; ред. и коммент. Э. Ф. Голлербаха. — Ленинград; Москва: Искусство, 1940. — 177, [1] с., [13] л. ил. - Головин, А. Я.
Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине / Сост. и комм. А. Г. Мовшенсона; вступ. ст. Ф. Я. Сыркиной. — Л.—М., 1960. - Комаровская, Н. И.
О Константине Коровине. — Л., 1961. - Коган, Д.З.
Константин Коровин. — Москва: Искусство, 1964. — 359 с.: ил. - Молева, Н. М.
Жизнь моя — живопись (Константин Коровин в Москве). — М.: Московский рабочий, 1977. — 232 с. - Константин Коровин вспоминает… Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. — М.: Изобр. иск-во, 1990. — 2-е изд., доп.
- Подушков, Д. Л.
Художник К. А. Коровин в Вышневолоцком уезде Тверской губернии / [авт.-сост.] Д. Л. Подушков. — Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2011. — 107 с. : ил., цв. ил., табл. — ISBN 978-5-93488-092-8 - Подушков, Д. Л.
Пребывание художника Константина Алексеевича Коровина в Удомле // Удомельская старина : краевед. альманах. — № 7. — июнь 1998. - Давтян, Л.
«Маленькая странность» Константина Коровина. // Иные берега. — № 4 (24). — 2011. - Баулин, Н. Б.
Чёрный цвет в колорите станковой живописи К. А. Коровина // Научные труды. В. 28. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. — СПб., янв. — март 2014. — С. 146—155. - Ратников Г. Е.
Загадки Константина Коровина. // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах (ВИКА). № 14 — Вышний Волочек — 2016 — C.136—150 - Ратников Г. Е.
Большое Буньково — малая родина предков художников Сергея и Константина Коровиных // Епархиальная конференция — Подольск- ноябрь 2016 - Ратников Г. Е.
Волковы — предки художников С. А. и К. А. Коровиных по материнской линии // Генеалогический вестник. № 55.— Санкт-Петербург. — 2020. — С.74—87 [1] - Кондаков С. Н.
Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — Спб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 98. — 459 с.
Константин Коровин. Биография. Воспоминания (10)
Коровин Константин Алексеевич — 150 лет со дня рождения. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) на Крымском Валу (в здании ЦДХ) представляет обширную выставку произведений Константина Коровина. Эта выставка посвящена 150-летию со дня рождения художника. Я продолжаю свой рассказ о жизни и творчестве известного русского живописца Константина Алексеевича Коровина.
Федор Иванович Шаляпин. 1890-е
Коровин и Шаляпин
Работая в Русской частной опере, Коровин на всю жизнь подружился с великим русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным. Дружба Константина Алексеевича Коровина и Федора Ивановича Шаляпина началась со встречи на Всероссийской художественной и промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и продлилась более 40 лет. Художника и певца сначала связывала совместная деятельность в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а затем – служба в Императорских театрах.
Ф.И.Шаляпин с пойманной им рыбой. 1900-е
Ф.И.Шаляпин и К.А.Коровин в Охотине. 1900-е
Друзья навещали друг друга, живя по соседству на дачах – в Ратухине и Охотине Владимирской губернии. Интересными встречами, веселыми историями и забавными эпизодами наполнены их воспоминания о совместно прожитой жизни.
В Охотине. 1910-е
У Шаляпиных в Ратухине. 1900-е
Дача «Саламбо»
В 1897 году Коровин приобрел небольшой участок земли у реки Нерль во Владимирской губернии (Охотино) и построил там дом, а в 1900-х купил дачу в Гурзуфе, назвав ее «Саламбо». Его жизнь отныне разделилась между Москвой, где он жил, Петербургом, куда часто наведывался для работы в театре, Крымом (Гурзуф, Ялта, Севастополь, Бахчисарай), деревней (преимущественно Охотино) и Европой.
Охотино. Интерьер. 1910-е
Константин Коровин. Терраса. 1915
Известен ряд портретов Шаляпина, написанных Коровиным. Один (1905 года)– создан в имении В.А.Теляковского Отрадино; другой (1911 года)– во время пребывания художника и артиста в Виши. В 1921-м Коровин исполнил последний портрет своего друга, перед его отъездом в эмиграцию.
Константин Коровин. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1905
Из воспоминаний К.А.Коровина:
Однажды они (Шаляпин и Серов)… выдумали забаву. При входе ко мне в мастерскую был у двери вбит сбоку гвоздь. Василий всегда браво входил на зов, вешал на гвоздь картуз, вытягивался и слушал приказания. И вот однажды Серов вынул гвоздь и вместо него написал гвоздь краской на пустом месте, и тень от него.
– Василий! – крикнул Шаляпин.
Василий, войдя, по привычке, хотел повесить картуз на гвоздь. Картуз упал. Он быстро поднял картуз и вновь его повесил. Картуз опять упал.
Шаляпин захохотал.
Василий посмотрел на Шаляпина, на гвоздь, сообразил, в чем дело, молча повернулся и ушел.
Придя на кухню, говорил, обидевшись:
– В голове у их мало. Одно вредное. С утра все хи-хи да ха-ха. А жалованье все получают во какое!
Федор Иванович Шаляпин. 1920-е
И еще о Ф.И.Шаляпине:
Я не видел Шаляпина, чтобы он когда-либо читал или учил роль. И все же – он все знал, и никто так серьезно не относился к исполнению и музыке, как он. В этом была для меня какая-то неразгаданная тайна.
Исаак Ильич Левитан. 1890-е
Коровин и Левитан
С близким другом юношеской поры Исааком Левитаном Константина Коровина связывали общие творческие цели, поездки на этюды в Саввинскую слободу, походы на охоту, а также работа в мастерских Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Талант обоих друзей выделял их среди остальных студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из воспоминаний Константина Алексеевича:
По окончании школы, 21 года юношей, я был приглашен, а также Левитан, Саввой Ивановичем писать декорации к опере — я писал декорации к опере «Аида», а Левитан к «Жизни за царя» Глинки. Декорация Левитана «Ипатьевский монастырь среди леса» была восхитительна и поэтична, а «Аида» сделана мной — с видом горячего солнца Египта, синими тенями и особенной яркостью красок и огромных форм — сделала крик и об этой постановке писали все московские газеты.
Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1890-е
Аполлинарий Михайлович Васнецов — брат художника Виктора Васнецова, друг Константина Коровина, пейзажист, автор картин на исторические темы.
Анна Яковлевна Фидлер, жена Коровина. 1900-е
В Русской частной опере Константин Коровин встретил свою будущую супругу Анну Яковлевну Фидлер. Венчание художника и певицы состоялось в 1897 году. В том же году у них родился сын Алексей. Бытует мнение, что брак был случайным, он был молод, она была хористкой в Харькове.
Константин Коровин. Бумажные фонари. 1898
Анна Яковлевна Коровина
Не подумайте, что художник изобразил ее на картине «Портрет хористки», вы ошибетесь. Анну Яковлевну вы можете увидеть на полотне «Бумажные фонари». В письмах и записных книжках Константин Коровин сетует на непонимание в семье, с женой. Тем не менее Анна Яковлевна перенесла с ним все тяготы жизни в эмиграции.
Князь Вячеслав Николаевич Тенишев. 1890-е
Князь В.Н.Тенишев, занимая пост главного комиссара Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, пригласил Коровина оформлять выставку. За осуществленный комплекс работ художник был награжден двумя золотыми и семью серебряными медалями, а также получил звание кавалера ордена Почетного легиона от Правительства Франции.
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. 1900-е
Княгиня М.К.Тенишева, художник-эмальер, меценат и коллекционер, стремясь возродить крестьянские художественные ремёсла, пригласила в имение Талашкино Смоленской губернии известных художников и композиторов. Среди них С.В.Малютин, М.А.Врубель, Н.К.Рерих, Александр Н. и Альберт Н. Бенуа, М.В.Нестеров, К.А.Коровин, И.Е.Репин, скульптор П.П.Трубецкой, композиторы А.А.Андреев, И.Ф.Стравинский.
Константин Коровин. Портрет княгини М.К.Тенишевой. 1899
Возможно, там исполнен Константином Коровиным портрет княгини.
В.А.Теляковский
Коровин и Теляковский
Директор Императорских театров В.А.Теляковский в 1899 году пригласил Коровина возглавить театрально-декорационные мастерские Императорских театров Москвы и Петербурга. Сотрудничество Теляковского и Коровина почти сразу переросло в крепкую дружбу. Константин Алексеевич стал частым гостем имения Теляковских Отрадное.
Константин Коровин. Портрет Г.Л.Теляковской. 1905
Здесь им исполнены портреты Гурли Логиновны (жены Теляковского) и Федора Ивановича Шаляпина, любившего посещать этот дом.
Надежда Ивановна Комаровская в Гурзуфе. 1910-е
Надежда Ивановна Комаровская. 1910-е
Надежда Комаровская – драматическая актриса, близкая подруга Константина Коровина. Познакомившись с художником в 1907 году, Комаровская становится его постоянной спутницей в путешествиях. Она является автором воспоминаний «О Константине Коровине». Образ актрисы мастер запечатлел в ряде портретов.
Константин Алексеевич Коровин. 1930-е
Константин Коровин, мощный художественный темперамент которого не поддался соблазну западных течений, сыграл очень важную роль в русском искусстве. Чуткость и широта взгляда, с которыми он подходил к сути любого художественного произведения, придавали им глубину и необыкновенную свежесть.
Годы жизни Константина Алексеевича Коровина 1861 – 1939гг.
Выставка открыта до 12 августа 2012 года.