Личность царя
Прежде чем рассматривать легенду о пире Валтасара, познакомимся кратко с личностью самого героя, который, как полагают историки, вполне мог существовать в действительности. Валтасар – один из правителей Вавилона, который занимал царский трон во время отсутствия своего отца, царя Набонида.
Отец Валтасара был известен своей любовью к мистике, древностям, поэтому очень часто покидал Вавилон и перекладывал обязанности правления на сына. Однако Библия гласит о том, что отцом легендарного царя был не менее знаменитый Навуходоносор, а сам Валтасар, царевич и соправитель в действительности, в Священном писании именуется как «последний халдейский царь».
Сам пир
Рассмотрим, как проходил пир царя Валтасара согласно библейским источникам. Есть две причины, объясняющие причину пиршества:
- Царь знал о том, что его город осажден персами, и решил устроить прощальный пир.
- После смерти Навуходоносора Валтасар, занявший его место, решил богато отпраздновать это событие.
Итак, пир Валтасара начался, на нем присутствовали царские вельможи, их супруги и даже наложницы. Желая еще больше поразить воображение гостей своим богатством, царь велел принести священные сосуды из чистого золота, которые некогда привез Навуходоносор из иерусалимского храма.
Святотатство
Однако пир Валтасара вошел в историю не своей роскошью, а надругательством над христианскими ценностями. Из священных золотых сосудов стали пить вино, причем не только сам монарх, но и его приближенные и их наложницы. Они также прославляли своих богов – идолов, изготовленных из золота и драгоценностей.
Далее легенда о пире Валтасара гласит о том, что в самом разгаре веселья на стене появилась человеческая кисть, которая вывела непонятные письмена. Царь очень испугался, желание веселиться вмиг пропало у него, он понял, что совершил недоброе и за это его ждет страшная расплата. Однако что же гласит надпись?
LiveInternetLiveInternet
Рембрандт
В XVII веке европейские династии использовали живопись для продвижения идеи божественного происхождения власти. Картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из влиятельных знакомых отца Рембрандта. Работа над этой картиной заняла два года, с 1634 по 1636, в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов Еврейской общины Амстердама.
«Пир Валтасара» Харменса ван Рейна Рембрандта, 1635
Вавилония
Древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья — Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Валтасар
Вавилонский царевич VI в. до н. э., старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида (в Книге Даниила назван последним царем Вавилона). Управлял страной и частью армии во время пребывания своего отца в аравийской Теме.
Набонид часто оставлял Валтасара управлять империей, сам при этом занимаясь разысканием древностей и преследуя религиозные интересы. В 539 до н. э., когда над Вавилоном нависла угроза нападения персов, Набонид попытался организовать оборону и во главе войска выступил на север навстречу армии Кира. 10 октября 539 до н. э. Набонид потерпел поражение и вынужден был бежать от Кира. Два дня спустя персы овладели Вавилоном.
Предположительно, после падения Вавилона Валтасар был убит.
Послание бога Валтасару
В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин», в переводе с арамейского означающую «исчислено, исчислено, взвешено, разделено».
На картине положение букв не случайно. В то время одним из близких друзей Рембрандта был еврей Манассе бен Исраэле, которого художник часто изображал на своих этюдах. Он-то и подсказал мастеру, как лучше расположить текст надписи. Художник изобразил фразу не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским мудрецам не стоило бы труда прочесть их без посторонней помощи, однако в Библии сказано, что надпись была зашифрована и тайну шифра бог открыл лишь пророку Даниилу.
Святотатство на пиру
Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру для еды и напитков использовались священные сосуды, вывезенные из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» и расшифровал ее как послание бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь царевич погиб.
Книга Даниила никак не объясняет тот факт, что Вавилон, обладавший мощными укреплениями, был взят за одну ночь и что Валтасар, пировавший вместе с гостями, ничего не знал об опасности, нависшей над его царством и его жизнью.
Пир во время чумы
Выражение «Валтасаров пир» сегодня обозначает распущенность, безбожие, а главное — вакханалию, устроенную в неподходящее время. Аналог этой фразы — изречение «пир во время чумы».
diletant.media
Толкование
Ни один из мудрецов в Вавилоне не сумел прочесть загадочную надпись, что напугало молодого царя еще больше. Однако его мать подсказала, что есть еще один мудрец, некто Даниил, который пользовался уважением у Навуходоносора и даже был назначен им главным среди гадателей. Этого человека нашли и привели к царю, приказав ему расшифровать загадочную надпись.
Даниил справился с задачей, но его ответ Валтасару пришелся не по вкусу. Мудрец упрекнул царя в том, что он, как и его отец, не сумел впустить бога в свое сердце, прожил грешную жизнь, но последней каплей стало осквернение священных чаш Яхве и восхваление придуманных идолов. Как и Навуходоносор, его сын оказался горд и самонадеян, за что и понесет суровое наказание.
Царь, обещая мудрецу богатые дары, попросил его прочесть, что же написано на стене невидимой рукой, каков смысл появившихся символов. Даниил отказался от подарков, но перевел и разъяснил три слова, написанные загадочной рукой:
- Исчислено. Это слово означает, что свою жизнь молодой властитель прожил неправедно, хотя и имел перед глазами пример своего отца, Навуходоносора, который держал в страхе соседние государства, не чтил бога и страдал излишней гордыней.
- Взвешено. Сам Валтасар продолжил неправедный путь своего отца, все его деяния были оценены и взвешены, поэтому он обречен на гибель.
- Разделено. Мудрец рассказал царю, что царство его разделят между собой мидяне и персы.
Таков смысл тайного послания, которое Даниил сумел прочитать испуганному царю.
Роксана Гедеон — Валтасаров пир
1 …
Роксана Гедеон
Валтасаров пир
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ФЕРМА ПТИ-ШАРОЛЕ
1
Сен-Пьер, столица Мартиники, был маленьким городком с населением не больше двух тысяч жителей. Низенькие дома, улицы без каменного покрытия, превращающиеся во время тропических ливней в сплошные грязевые потоки, черные крыши кабаков – все это терялось среди безбрежного зеленого моря пальм и олеандров. А женщины в ярких цветастых платьях, загорелые до шоколадного цвета матросы и негры в ослепительно-белых полотняных штанах были причиной тому, что город казался невероятно пестрым, веселым и разношерстным.
Пока Маргарита уводила меня из порта, где можно было оглохнуть от шума и непрерывной брани, звучащей на французском, испанском и английском, я изумленно оглядывалась по сторонам. Несмотря ни на что, настроение у меня было хорошее. Я радовалась тому, что наконец после долгих дней морского путешествия чувствую под ногами твердую почву, что закончились мои страхи и тревоги, а главное – что нет вокруг меня расстилающегося на многие мили океана.
Разумеется, нас никто не встречал. Офицер, которому было поручено сопровождать и охранять меня, отправился на поиски проводника, а я тем временем отдыхала на террасе губернаторского дома. Здесь было тихо и спокойно, а высокие эвкалипты давали густую тень. Губернатора дома не оказалось, но он оставил экономке распоряжение насчет меня. Я приехала на Мартинику под именем мадам де Бер, но можно было не сомневаться, что сплетни, ходившие обо мне, уже достигли слуха губернатора и ему известно, кто я на самом деле.
Экономка угостила меня чашкой шоколада, но я успела сделать только два глотка, как вернулся офицер.
– Я нашел одного негра, мадам. Наверняка он из беглых, но он берется сопровождать нас до фермы. И всего за два ливра.
– Вы нашли карету?
– Карету? Боже мой, какая может быть карета… Я нашел повозку, мадам. Кареты остались в Париже.
– Все! – сказала я в ярости. – С меня достаточно ваших насмешек. На ферму я поеду сама. Надеюсь, вам не приказано стеречь меня до самого Пти-Шароле?
Офицер пожал плечами. Ему самому наверняка хотелось остаться в Сен-Пьере, повеселиться в кабаке за кружкой пива, пообнимать девушек. Я была рада, что избавилась от него. Он служил моему отцу как верный пес и сделал все, чтобы мое путешествие было невыносимым.
Через полчаса деревянная повозка раскачивалась во все стороны, трясясь по ухабистой дороге. Вцепившись в руку Маргариты, я изнемогала от невероятной жары. Да еще от того, что такая тряска вряд ли шла на пользу моему будущему ребенку.
– Поосторожнее, Жак, я прошу вас! Я повернулась к негру-проводнику:
– Неужели здесь, на Мартинике, всегда так жарко?
– Да, молодая госпожа! Да только не пугайтесь! У нас дожди идут каждый день.
Он улыбнулся. Неожиданно белоснежные зубы сверкнули на его черном лице, а улыбка обнажила крупные, как у лошади, десны.
Маргарита перекрестилась от страха и прижала меня к себе. Она до сих пор панически боялась негров и называла их дьявольским отродьем.
– Мы в самый ад угодили, мадемуазель. Точно, в самый ад! Вот этого-то я от вашего отца никак не ожидала.
Я оглядывалась по сторонам – тропический пейзаж был непонятен и странен для меня, привыкшей к тонкой изящности французской природы. Здесь же все было громадно и топорно, словно мы попали в доисторические времена: толстые стволы деревьев, масса насекомых и каких-то мерзких ящериц, которые шныряли под ногами, желтые лианы, пальмы и зелень, зелень без конца… У меня уже в глазах рябило от зеленого цвета.
Впереди простирались бескрайние плантации – сахарный тростник достигал в высоту двадцати футов, и мы ехали словно между двумя стенами леса. Вдалеке виднелись какие-то желтые лачуги с соломенными крышами, над которыми вился голубоватый дымок. Изредка по дороге нам попадались негритянки – стройные, высокие, они шли странной танцующей походкой, без устали качая бедрами. Маргарита все время вглядывалась в их лица и крестилась: Господи, ни одной белой!
– Гей, гей, гей! – раздался сзади крик и топот нескольких лошадей. Четверо всадников с пистолетами наготове обогнали нас и преградили нам путь. – Назад! Назад!
– Что это значит? – спросила я, обращаясь к негру-проводнику.
Он пожал плечами. Вид у него был самый испуганный.
– Что вам угодно? – спросила я, поднимая голову. Соломенная шляпа слетела у меня с головы, белокурые влажные волосы рассыпались по плечам.
– Это земля Пьомбино, – сказал один из них и указал в сторону, где виднелась крыша какого-то дома. – А это – ферма Пьомбино. Сворачивайте с этой земли!
Что-то знакомое странно укололо меня. Пьомбино? Наша деревня в Тоскане располагалась недалеко от Пьомбино… Кому пришло в голову назвать именем этого тосканского города плантации и ферму?
– Почему сворачивать? – спросила я, закрываясь рукой от солнца.
– Это земля Антуана Пьомбино.
– А далеко ли до фермы Пти-Шароле?
– Нет, – всадник махнул кнутом на запад, – не более мили.
– Но ведь это по соседству! – возмутилась я. – Зачем же нам сворачивать, если через вашу землю наш путь будет вдвое короче?
– Я не хочу с вами спорить, мадам, – всадник спешился, подошел ко мне. – Вы не имеете никакого права ездить по чужой земле, если ее хозяин не хочет этого.
– Это вы – Антуан Пьомбино?
– Нет. Среди нас его нет. Мы его управляющие.
– Давайте я заплачу вам пошлину за то, что проеду, – раздраженно ответила я. – Неужели ваш хозяин так скуп? В таком случае ему нужно воздвигнуть вокруг своей земли крепостную стену.
– Мы не возьмем ваших денег. Сворачивайте!
Я в бешенстве приказала Жаку развернуть лошадь.
– Передайте своему хозяину, – крикнула я напоследок, – что если ему вздумается проехать через земли и ферму Пти-Шароле, с ним поступят таким же образом.
Я гневно покусывала платок, удивляясь дикости здешних обычаев. Какой-то Антуан Пьомбино запрещает мне ездить по его земле! Да он, наверно, простой негоциант, у которого нет ни одного поколения предков-дворян. И он смеет преграждать дорогу принцессе де Тальмон!
Я чуть не прокусила себе губу от злости. Помимо задетого честолюбия была и другая причина: усталость. Беременность я переносила не слишком легко, и сейчас моей заветной мечтой было добраться до места и отдохнуть. Эта тошнота, это тело, ставшее таким неуклюжим…
– Ладно уж, мадемуазель, – примиряющим тоном сказал Жак, – поедем в обход. Нужно было еще в Сен-Пьере узнать, нет ли в здешних местах чудаков вроде господина Пьомбино.
– И он, скорее всего, итальянец! – воскликнула я яростно. – Пьомбино!
1 …
Гибель Вавилона
В ту же ночь на город было совершено нападение, стены Вавилона разрушили, а сам царь погиб. Однако в истории принято считать, что разрушение города происходило по иному сценарию.
Выражение «пир Валтасара» сохранилось и продолжает использоваться. Означает оно веселье, пиршество накануне гибели или наступления какого-либо страшного, негативного события.
Противоречия
Рассмотрим некоторые разногласия библейского сюжета с реальными историческими фактами. Некоторые уже упоминались:
- Отцом Валтасара на самом деле был Набонид, в то время как в Библии им становится Навуходоносор, вероятнее всего, как более известный вавилонский монарх.
- Сам герой нашего материала царем не был, он выполнял функции соправителя и правил в Вавилоне лишь во время отсутствия Набонида.
- Стены, которыми был обнесен город, были настолько толстыми, что взять его за одну ночь ученым представляется невозможным. Не зря историки называют Вавилон городом-крепостью: его окружали три ряда мощных стен и ров. Сделать подкоп враги также не могли, поскольку стены города уходили вниз не менее чем на 10 метров. Ширина укрепления, по сохранившимся данным, составляла не менее 5 метров.
- Царь Валтасар не мог не знать о том, что под его стенами собралось вражеское войско, поскольку на стенах имелись смотровые башни с зубцами. Если предположить, что он был в курсе, понимал опасность и решил «встретить смерть весело», устроить грандиозный пир на прощание, то становится непонятным его испуг после появления таинственного послания. Зачем впадать в отчаяние, пытаться найти объяснение, если гибель и так предрешена?
Наконец, непонятно, по какой причине Вавилон будет разделен между мидянами и персами, чем они лучше идолопоклонника Валтасара и его подданных? Во времена правления этого царя и та, и другая народность оставалась язычниками, потом перешли в ислам, то есть к христианскому богу никакого отношения не имели, поэтому вопрос остается открытым – почему для наказания неправедного царя выбраны столь же неправедные люди?
Пир на костях
Почти восемь веков тому назад, 31 мая 1223 года, произошла знаменательная битва на реке Калке, в которой русские князья потерпели поражение…
События, предшествовавшие битве, разворачивались годом раньше. Было это в 1222 году. Тогда монголо-татарское войско под командованием военачальников Чингисхана Джэбэ и Субэдэя вошло в половецкие степи со стороны Северного Кавказа. Хронисты пишут, что русские князья получили известие об этом весьма скоро. Ответ их на это событие был бурным и исполненным праведным гневом. По крайней мере, известны слова киевского князя Мстислава на предмет сего события: «Пока я нахожусь в Киеве – по эту сторону Яика, и Понтийского моря, и реки Дуная татарской сабле не махать».
Тем временем несчастные половцы, которых монголы стремительно и беспощадно гнали вглубь территории, отвоевывая, таким образом, для себя все новые и новые земли, вынуждены были просить подмогу у русских князей, но не обычным способом в виде нижайшей просьбы, а шантажом. Ключевой была следующая фраза: «Сегодня они отняли нашу землю, а завтра ваша взята будет».
Аргумент был весомым, и князья, посовещавшись, решают, что половцам надобно помочь, тем паче, что некоторые из них и вовсе приходились половцам родственниками по женской линии. Наличие тесных родственных связей обязывало киевских князей к решительным действиям (все-таки негоже бросать близких в беде!). Была у киевлян и еще одна причина выступить в поход: слишком был велик риск, что половцы, оказавшись лицом к лицу с войском неприятеля, перейдут на сторону врага, и тогда силы воинов-захватчиков возрастут неимоверно!
Поразмыслив, князья решили в Киеве держать совет. Дружина князя Юрия Всеволодовича Владимирского на киевский сбор не поспела. Не дождавшись князя Владимирского, возглавили совет три князя: Мстислав Романович, Мстислав Мстиславич и Мстислав Святославич. Тем временем половцы, для которых положительное решение совета было жизненно необходимо, присылают князьям богатые дары, дабы умилостивить их. Более того, половецкий хан Бастый, весьма, кстати, влиятельное лицо, даже принял православие. Чего не сделаешь ради общего блага… Итак, совет постановил: «Лучше встретить врага на чужой земле, чем на своей». Стали собирать дружину. В итоге получилось немалое войско, у которого, увы, был единственный, но существенный недостаток: отсутствие целостного командования. Дружины подчинялись приказам только своих военачальников.
Получив сведения о сборах дружин в войско, монголы, имевшие, кстати, весьма неплохой разведывательный аппарат с, говоря на современном языке, профессиональной шпионской агентурой, в тот же час снарядили послов к князьям с предложением объединиться и «дружить» против половцев. Объяснение было незатейливым: мол, от них, то бишь половцев, русским тоже житья не было и не будет, а потому лучше уж держаться вместе. Послов внимательно выслушали, покивали головой, как бы соглашаясь, но убеждение, что враг, от которого знали, чего ждать, лучше нового, но непознанного друга, перевесило все разумные доводы. Распоряжение – «всех послов убить!» – было выполнено немедленно. Это было возмутительным нарушением неписаного закона, который наделял послов статусом неприкосновенных: «Посла не куют и не вяжут и головы ему не рубить!». Лишив послов жизни, Россия тем самым представила себя страной с возмутительной дипломатической безграмотностью, поступок киевских князей расценивался как настоящее варварство. Как следствие, со стороны монголов резко ухудшилось отношение не только к князьям, но и к русичам в целом.
С пришедшим на переговоры вторым монгольским посольством русские князья поступили благоразумней: их оставили в живых. Те пришли со следующей вестью: «Вы послушали половцев и перебили послов наших; теперь идёте на нас, ну так идите; мы вас не трогали: над всеми нами Бог». Послов выслушали и отпустили с миром.
В то время русские дружины, шедшие с разных сторон Южной Руси, объединились и, переправившись на левобережье Днепра, увидели передовой неприятельский отряд. После непродолжительного, но чрезвычайно тяжелого боя, неприятеля заставили отступить. Затем, в течение двух недель, русские шли на восход солнца до тех пор, пока не пришли на берег реки Калки.
Где было русло этой речки – никто не знает до сих пор. Версий великое множество. Ученые полагают, что это, скорее всего, река Кальчик, правый приток реки Кальмиус, длиной около 88 километров. Скорее всего, река Кальчик — это и есть та самая Калка. Но это всего лишь гипотеза, предположение. Тщательные раскопки археологов по берегам реки оказались безрезультатны. Осложняло поиски местонахождения битвы отсутствие хоть каких-то монет, которые смогли бы пролить свет на эту загадку. Потому-то место, где проходила жаркая битва, до сей поры неизвестно.
Спустившись к реке, союзники уничтожили ещё один отряд монголов и стали перебираться на противоположный берег.
Достоверных данных о количестве воинов в русско-половецком войске не обнаружено. Сведения хронистов разнятся. Некоторые утверждали, что оно составляло от 80 до 100 тысяч человек. Точка зрения историка В.Н. Татищева такова: русское войско состояло из 103 000 человек пехоты и 50 000 половецких всадников – ну явный перебор, характерный для историографии того времени. Некоторые современные историки утверждают, что русских воинов было около 40–45 тысяч человек, но это что-то очень уж много.
Количество воинов в монгольском войске в самом начале насчитывало порядка 30 000 человек, но потом тумен – отряд числом в 10 000 человек, возглавляемый Тохучар-нойоном, потерял в иранском сражении изрядное количество своих воинов. На момент первого появления монгольского войска на Кавказе (в 1221 г.) численность его составляла около 20 000 человек. В 1221 г. передовые части войска монголов захватили несколько среднеазиатских городов. Среди них были Мерв и Ургенч. Джелал-ад-Дин, продолжатель рода султана Хорезма, был разбит в сражении при реке Инд, вслед ему Чингисхан послал погоню числом в два тумена. Субэдэю и Джэбэ было определено направление в Восточную Европу в обход Грузии, и вновь тем же числом, не меньше двух туменов.
Первым перебрался вброд через Калку князь Галицкий Мстислав Удатный. Свое красноречивое прозвище князь получил за смекалку, удачливость, неординарность мышления и победы в сражениях. Он и здесь был первым. Переправившись на противоположный берег, лично решил разведать обстановку. Оценив расстановку сил неприятеля, князь отдал приказ войску готовиться к сражению. Начало боя было назначено на раннее утро 31 мая.
Галицкий князь отправил вперёд половецкую конницу, следом за ней двинулась дружина Мстислава Удатного, свернула вправо и встала вдоль берега реки. Дружина Мстислава Черниговского расположилась у переправы на берегах Калки, а дружина князя Даниила Романовича получила задачу идти вперёд как ударная сила. Мстислав Киевский занял положение за переправой рядом с берегом. Воины-киевляне стали строить укрепления из повозок. Они ставили их на ребро, связывали между собой цепями, а на стыках поставили колья.
Тогда в конце мая (считай лето!) стояла невыносимая жара… Она тоже сыграла свою роковую роль в сражении. Бой начался весьма неплохо для русских. Даниил Романович, первым вступивший в бой, стал теснить монгольский авангард, поливая их тучей стрел. Те стали отступать, русские решили их догнать, и… строй был потерян. А потом произошло то, чего, скорее всего, боялись русские дружины. Затаившиеся до поры до времени в резерве монголы, нежданно-негаданно для преследователей пошли в атаку и разбили многочисленные половецкие и русские войска. В свете начавшихся событий невольно напрашивался вопрос: как же так получилось, что русские с половцами просмотрели в открытой степи притаившиеся монгольские войска? Может быть, местность, где произошла битва, была испещрена холмами и оврагами, которые враг использовал как естественную защиту? Холм у реки, кстати, имел место быть… Помимо прочего, следует помнить и о специфике конного боя. Коннице, тем более тяжелой, бесспорно, необходимо много места, а также достаточное количество времени для начала боевых действий, ведь пойти в атаку «с наскока» она никак не может!
Тем временем монгольские полководцы, пристально наблюдавшие за полем брани, заметили, что русские всадники, выбравшись на берег реки, вынуждены будут выбираться на возвышенность, а, следовательно, наступление сбавит свой темп. Благополучно спрятав свою конницу на противоположном склоне холма, монголы, по сути, организовали самую настоящую засаду. И когда русская конница рассыпалась по степи и начала погоню за отступающими монголами, предвкушая скорую победу, тут-то и пришел черед воинов из засады. Не исключено, что монгольская конница уже получила приказ о наступлении. Когда разгоряченная конница монголов внезапно выросла на вершине холма перед русскими и половцами, те спешно стали поворачивать коней назад, понимая, что такую тьму на спуске холма ничем не удержишь!
Как все было на самом деле, не знает никто. Шутка ли, 793 года прошло с той поры, срок немалый. Ипатьевская летопись, как один из немногих уцелевших до наших дней источников, детально рассказывает лишь о том, что произошло в самый разгар битвы, и соотносит бегство русских дружин с мощнейшим натиском подошедшего подкрепления со стороны монгольских войск. Новгородская первая летопись называет причиной поражения бегство половцев.
Ошеломленные таким стремительным наступлением половцы дрогнули и устремились к переправе, внеся при этом хаос и сумятицу в рядах войска Мстислава Черниговского, которые уже были готовы выступать. Мстислав Удатный и Даниил Романович успели первыми добраться до Днепра, погрузиться в лодки, а пустые ладьи, оттолкнув от берега, отправили вниз по течению, дабы избежать погони.
Стан князя Мстислава Киевского тем временем пыталась взять в осаду вторая половина монгольского войска. Мстислав и его дружина храбро бились целых три дня. Сдались лишь после того, как на четвертый день посланная на переговоры делегация во главе с воеводой-бродником Плоскыней пришла на переговоры. Плоскыня целовал крест и обещал, что если русские дружины сложат оружие, то смогут спокойно ехать домой и никто их не тронет. «А кто захочет остаться, а вы хорошие воины, того в отряд примем…». Смутное предчувствие подсказывало русским воинам, что нельзя верить сладким речам. Но… Жара неимоверная, воды нет. Мстислав Киевский соглашается. Он и другие князья при оружии на своих боевых конях по тропе спускаются вниз. У подножия холма стоят монгольские всадники. Растет гора сданного оружия… Когда все до последней стрелы было брошено в кучу, и воины стали беззащитны аки младенцы, на безоружных людей они со свистом и гиканием напали. Мало кто уцелел тогда. Князей же обезоружили, связали и взяли в плен.
Монголы решили отомстить за своих погибших послов. Делать это они умели изощренно, со знанием дела. Следуя канонам монгольского «рыцарского» боевого кодекса, они решают отомстить, опозорив воинов. А что может быть позорней бесславной смерти воина? Не на поле боя, не с мечом в руках, защищая себя и истекая кровью от ран боевых…
Связанных князей придавливали щитами, на них же потом и танцевали-пировали. Пленные были раздавлены. Стоны несчастных слышны были еще утром следующего дня. Кстати, историки утверждают, что монголы клятвенно обещали, что «ни одна капля крови князей не прольется», поэтому теоретически слово свое они сдержали, следуя букве закона Ясы. Но тот же закон требовал беспощадной смерти тем, кто убивает послов… Вот такая справедливость по-монгольски…
Предположительно в этом побоище выжила только десятая часть от всего русского войска. Генрих Латвийский в «Хронике Ливонии», написанной около 1225 г., приводит потери русских в том сражении в численном выражении, да и то весьма приблизительно, вот что он пишет: «И пал великий король Мстислав из Киева с сорока тысячами воинов, что были при нём. Другой же король, Мстислав Галицкий, спасся бегством. Из остальных королей пало в этой битве около пятидесяти».
Потери со стороны противника неизвестны. Хотя нетрудно догадаться, что и они были достаточно велики. Об этом можно судить по тому, что Субэдэя и Джэбэ не стали продолжать военных действий. Прознав о подходе подкрепления у русских, они предпочли воздержаться от похода на стольный град Киев и отошли на Волгу. Там, у Самарской Луки, они приняли сражение с волжскими булгарами, проиграли его, и вынуждены были вернуться обратно в Среднюю Азию. Следующий поход на Русь был предпринят 13 годами позже…
Сюжет в искусстве
Пир Валтасара стал излюбленным сюжетом литературных и живописных произведений. Приведем несколько примеров:
- Полотно Рембрандта с одноименным названием было создано в 1635 году. Сейчас на произведение искусства можно посмотреть в Лондонской национальной галерее.
- Картина Сурикова «Пир Валтасара», 1874 год. На полотне большое количество действующих лиц и детально проработаны эмоции.
- Произведения для исполнения хором, оратории, например «Валтасар» Георга Генделя.
Это основные произведения, в которых фигурирует последний, согласно библейским канонам, царь великого Вавилона.
Крылатое выражение
Что означает «пир Валтасара» в переносном смысле? Это устойчивое словосочетание, которое принято употреблять в ситуации безудержного веселья перед какой-то бедой, причем празднующие люди еще не догадываются о том, что вскоре им предстоит столкнуться с проблемой. В целом в крылатой фразе библейский сюжет не был переосмыслен полностью, однако выражение может употребляться не только по отношению к пиру, но и в связи с любым весельем, происходящим накануне трагедии.
Масштабы самого бедствия могут быть любыми, не обязательно это крушение целого города или катастрофа, событие может быть самым незначительным для мира, но существенным для конкретного лица. Например, сказать «устроили пир Валтасара» вполне уместно по отношению к студентам, которые накануне экзамена решили отпраздновать день рождения, а не готовиться, сославшись на то, что за один вечер освоить весь курс невозможно.
История картины
Надписи на балке и основании балюстрады — «новое название картины», ниже год написания 1573, фрагмент.
Надписи на балке и основании балюстрады — ссылка на Евангелие от Луки, фрагмент.
Во время пожара 1571 года в трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции сгорело полотно Тициана «Тайная вечеря». Чтобы заменить сгоревшее полотно, Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал полотно на тот же библейский сюжет и с тем же названием.
Веронезе изобразил известный библейский сюжет согласно собственным познаниям и представлениям об эпохе Христа. На картине живописец изобразил ренессансную архитектуру — роскошную аркаду коринфского ордера. В проёмах арок раскрывается фантастический архитектурный пейзаж. В центре полотна, по оси симметрии картины, за столом изображён Иисус Христос. По сторонам от Христа расположились фигуры апостолов — первую левую фигуру считают автопортретом художника. Между колоннами художник изобразил гостей, которые по его мнению вполне могли присутствовать на «Тайной вечере», слуг с подносами, блюдами, бутылями и кувшинами, мавров, воинов с алебардами, детей и даже собак, ожидающих остатков пиршества.
Через три месяца после окончания работы над полотном такой вольной трактовкой библейского сюжета заинтересовалась Святая инквизиция и художника вызвали в трибунал. До наших времён дошёл протокол заседания этого трибунала от 18 июля 1573 года. Из протокола понятно, что Веронезе довольно вольно относился к исторической правде и попросту заполнил свободное место на полотне согласно собственным представлениям и фантазиям:
Вопрос: Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?
Ответ: Прежде всего — хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел туда ради собственного удовольствия поглядеть, как обстоят дела с едою. Там много ещё и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину… Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке? Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами… чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг… Вопрос: Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере?
Ответ: Я думаю, что там были только Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине остается некоторое пространство, я украшаю его вымышленными фигурами… Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает…[1]
Судьи постановили, чтобы художник «исправил» картину в течение трёх месяцев со дня приговора за собственный счёт. Веронезе и тут довольно изобретатально подошёл к решению проблемы — он только изменил название — вместо «Тайной вечери» сделал надпись на балке балюстрады: «Левий дал пир для Господа» (FECIT D COVI MAGNV. LEVI. — сокращение лат. Fecit Domino Convivium Magnum Levi). С правой стороны Веронезе выписал на балюстраде DIE. XX APR. — Апрель, день 20-й и дал ссылку на цитату LVCA. CAP. V. (лат. Evangelio de Lucas, capitulo V) — Евангелие от Луки, глава V, вероятно, чтобы у Святой инквизиции
больше не было сомнений:
И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними…[2]
Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецию в 1797 году, картину вместе с другими шедеврами вывезли в Париж, в Лувр. В 1815 году, после падения Наполеона, картина была возвращена. Теперь полотно занимает отдельную стену в галерее Венецианской академии. Картина сильно пострадала во время пожара в XVII веке, — для того, чтобы вынести из пожара полотно, его разрезали на три части и замочили в воде. Полотно реставрировали в 1827 году. В настоящее время краски потускнели и картина не производит впечатления, которое, вероятно, производила на современников.
- Карлик с птицей, фрагмент.
- Воины с алебардами, фрагмент.
- Гость со служкой, фрагмент.