Описание иконы Рублева «Рождество Христово»


LiveInternetLiveInternet

«Рождество Христово», икона Андрея Рублева 1405 год.

Об иконе.

В центре иконы – Богородица. На Нее мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Ее фигура – самая большая на этой иконе. Это не случайно, – ведь именно благодаря Пречистой Деве произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир. А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам? На первый взгляд странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей чудесным, прекрасным, лучше всех на свете! Но ведь перед нами икона, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Вот и поворот лика Божией Матери к нам, глядящим на икону, говорит о том, что отныне Она становится заступницей рода человеческого, нашей ходатаицей, и что мы можем обращаться к Ней со своими молитвами. Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа. Он лежит не в кроватке, а в яслях. Ясли – это кормушка для животных. Вы же помните, ребята, что Христос родился не в царских палатах, не в богатом доме, а в пещере, где находили в непогоду приют овцы и волы. Фигурка младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завернут в пеленки, неподвижен и кажется беспомощным. В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала. Но именно на нее указывает Вифлеемская звезда, которая привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели! Вверху, – слева и справа изображены Ангелы. Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Первыми из людей узнают об этом пастухи. Количество фигур пастухов на иконе может быть разное. На нашей иконе изображены два пастуха. Голова их чуть приподнята – они слушают Ангела, который сообщает ему чудесную новость. Еще один пастух, немолодой, одетый в шкуру, изображен около Иосифа Обручника. А вот слева – волхвы, которые идут за Вифлеемской звездой. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладан и смирну. Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют языческие народы. А пастухи – иудейский. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. Он их связывает воедино, дав начало новому роду человеческому – христианам. И, наконец, в нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха.

Выставка иконы Андрея Рублёва «Вознесение Господне»

Выставка иконы Андрея Рублёва «Вознесение Господне»

Директор музея Екатерина Деллапорта ознакомила гостей с экспозицией музея и рассказала о хранящихся экспонатах. Приветствуя лидеров двух стран, г-жа Деллапорта подчеркнула уникальность иконы «Вознесение Господня» Андрея Рублева, написанной в 1408 году, и отметила, что экспонирование иконы в музее станет предвестником новых выставок, которые входят в программу культурных событий перекрёстных годов Греции и России.

В своём приветственном слове Алексис Ципрас подчеркнул: «2016 год — это перекрёстный Год России и Греции. Это означает, что в Греции он посвящён России, в России посвящён Греции. Эта наша общая инициатива нацелена на укрепление наших взаимосвязей и на возобновление взаимодействия, которое длится уже много веков. Основной нашей целью являлось выявление наших общих корней, того фундамента, на котором стоит наше культурное и духовное наследие»…

В свою очередь, Владимир Путин подчеркнул, что «Андрей Рублёв черпал своё вдохновение, в том числе, в культурном и религиозном наследии Византии, чьей духовной продолжательницей является Греция. У нас сохранилось всего пять его произведений, пять икон. «Вознесение Господне» — одна из них. В ней проявилось свойственное художнику чувство гармонии, пластической уравновешенности»..

Российский президент выразил благодарность в адрес руководства Третьяковской галереи за организацию выставки и выразил признательность сотрудникам Музея византийского и христианского искусства Афин. «Знаю, что произведения из вашего музея будут демонстрироваться в российских музеях в Москве, в Петербурге. Огромное вам за это спасибо. Уверен, что это вызовет очень большой интерес не только специалистов, но и всех любителей живописи и духовной живописи в частности», сказал в заключение российский лидер.

Византийский музей в Афинах является одним из самых известных собраний византийского искусства. Его экспозиция насчитывает свыше 25 тысяч икон и богослужебных предметов, ювелирных изделий, скульптур, мозаик, фресок, керамических изделий и рукописей, охватывающих период от III до XX веков.

Икона Вознесение Господне была написана русским иконописцем в начале XV века в ходе восстановления Успенского собора в городе Владимире. Хранится икона в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Икону А.Рублёва можно посмотреть по адресу: Вас.Софиас 22, Музей византийского и христианского искусства, Афины.

Рождество Христово

Рождество Христово

Рождество Христово по значимости следует сразу за праздником Пасхи, являющееся самым торжественным и величайшим воспоминанием Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа. Истоками праздник восходит еще к Апостольским временам. Изначально в Православии отмечалась память крещения Господня – Богоявление, само название которого говорило, что Иисус именно в день крещения явил себя как Единый от Троицы, как Бог. Чуть позже к празднованию крещения присоединили и воспоминание о рождении. Такое празднование сохранялось в некоторых странах вплоть до начала VI века, а практически во всей Вселенской Церкви с середины IV века.

Самое полное повествование о рождении Иисуса излагается в Евангелие от Матфея и Луки. Родился Спас во времена правления римского императора Августа, в чьи владения входила на то время и Палестина. Император приказал произвести перепись всего населения, для чего каждому подданому небходимо было пройти запись в своем родном городе. Обрученные Иосиф и Мария жили в Назарете, но происходили оба из Вифлеема, куда и отправились они для исполнения императорского указа. Прибыв в Вифлеем, они не смогли найти места ни в одной гостинице. Мария уже носила ребенка во чреве, подходило время родов, следовало найти кров на предстоящую ночь. Нашли приют они в пещере для скота, рядом с полем своей родственницы Саломеи. К ней то и отправился Иосиф за помощью в родах. Оставшись одна в ночи, Пречистая обращалась в молитвах к Богу и родила без боли и мучений Младенца Иисуса. К приходу повитухи Саломеи, Сама спеленала, Сама уложила в ясли. Повитуха засвидетельствовала, что Дева осталась девственной и после рождения.

Весть о Рождестве Богочеловека, Спасителя человечества не осталась безвестной. Первыми узнали пастухи, удостоившиеся видеть ангелов, и отправились в пещеру поклониться Младенцу. Узнали новость и восточные мудрецы, волхвы, по восхождению на востоке чудесной звезды, и явились они с дарами, золото – как царю, дорогой ладан – как Богу, и смирну – как смертному человеку. Там, в вертепе Вифлеема, воссияла Божественная слава Спасителя.

Место рождения – вертеп, ночная тьма, ясли, вместо колыбели – все это символизирует собой образы уничижения, смирения Его. Он как бы стал одним из нас, таким же обездоленным, презренным, познавшим уничижение, до которого опустился грешный человек. Он не постыдился стать униженным и беспомощным, чтобы каждый из нас не стыдился Бога, не думал, что Бог настолько велик, что неприступен. Иисус стал Человеком, чтобы каждый из нас знал, что Бог верит в нас, даже когда мы сами теряем веру в себя.

История появления праздника и установление даты[ | ]

Рождество Христово (кафедра Максимиана, слоновая кость, 550 год)
Христиане Востока до IV века не отмечали Рождество, так как унаследовали ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий[3]. В иудейской традиции весёлое празднование дня рождения считается подражанием язычникам, таким как фараон из библейской истории Иосифа Прекрасного (Быт. 40:20)[4]. Однако правитель Галилеи Ирод Антипа,

по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским.

— Мк. 6:21

Для ранних христиан более важным с вероучительной точки зрения было ежегодное воспоминание страданий и смерти Спасителя (Пасха) и еженедельное воспоминание Его воскресения.

Христиане считают Иисуса Христа Богом с момента его воплощения, поэтому Его крещение назвали Богоявлением. До IV века Крещение и Рождество Христово праздновались совместно 6 января и в этот день вспоминались события не только крещения Христа в Иордане и Его рождение, но и поклонение волхвов, претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, насыщение множества народа (в Африканской Церкви) в смысле проявления Божественной силы Спасителя[5].

Согласно профессору, епископу Феодору (Смирнову), празднование 25 декабря, как дня рождения Иисуса Христа, существовало на Западе уже во времена Климента Александрийского (конец II — начало III века) параллельно с празднованием Богоявления 6 января[6]. Согласно профессору М. Н. Скабаллановичу, впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века[7]. 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года[8], основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник с тридцатью гонками колесниц в честь Дня рождения непобедимого Солнца (Dies Natalis Solis Invicti), который не упоминается в других римских календарях. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на этот языческий праздник, установленный в 274 году императором Аврелианом[9]. С другой стороны, по словам археолога С. Хийманса, нет прямых свидетельств того, что этот праздник был установлен Аврелианом и что он древне́е праздника Рождества Христова, поэтому нельзя исключать обратную связь — учреждение языческого праздника в ответ на христианский[10]. По мнению О. Г. Ульянова, праздник Рождества был установлен первым христианским императором Константином Великим, временем правления которого следует датировать тропарь праздника[11].

На Востоке отдельный праздник в честь Рождества Христова, празднуемый 25 декабря, появился в последней четверти IV века, а в Палестине лишь после указа императора Юс­ти­ниа­на I (560—561 гг.)[3]. Согласно архиепископу Сергию (Спасскому), Римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по её примеру в этот день этот праздник стали праздновать и на Востоке[12].

Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена[13].

Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря[14]). Прибавление к этой дате девяти месяцев (период беременности человека) даёт 25 декабря. Как раз на 25 декабря тогда же (при Юлии Цезаре) приходился день зимнего солнцестояния[15], после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом объявить 25 декабря днём рождения непобедимого Солнца. Для христиан Солнцем Правды (Мал. 4:2) является Иисус Христос, поэтому раннехристианские апологеты активно использовали астрономическую символику зимнего солнцестояния.

Однако, уже к моменту повсеместного закрепления церковного празднования Рождества Христова на 25 декабря в IV веке, из-за неточности юлианского календаря, день зимнего солнцестояния за прошедшие четыре столетия сместился уже на три дня и стал приходиться уже не на 25 декабря, а на 22 декабря, а в високосные годы — даже на 21 декабря. Аналогичное изменение произошло и с празднованием Благовещения, когда весеннее равноденствие стало наблюдаться уже не 25 марта, как при Юлии Цезаре в 46 году до н. э., а на несколько дней раньше — 22 марта, а в високосные годы — 21 марта.

В настоящее время Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют Рождество 25 декабря по григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская православные церкви, Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX—XXI веках соответствует 7 января по григорианскому календарю.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и все другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года совпадает с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Особая ситуация с празднованием Рождества сложилась в Японской православной церкви. Хотя Японская церковь является автономной частью Русской, в которой принято праздновать Рождество Христово 25 декабря (7 января), этой традиции следует лишь часть приходов Японской православной церкви, а в большинстве приходов празднуют 25 декабря по новому стилю[16][17].

Среди Древневосточных церквей Армянская апостольская церковь празднует Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления (в Иерусалимском патриархате Армянской апостольской церкви Богоявление празднуется по юлианскому календарю и соответствует 19 января по новому стилю). Коптская православная церковь празднует Рождество 29 числа месяца хойяк по коптскому календарю (в XX—XXI веках соответствует 7 января по новому стилю)[18], Эритрейская православная церковь и Эфиопская православная церковь — 29 числа месяца тахсас по эфиопскому календарю (в XX—XXI веках соответствует 7 января по новому стилю)[19]. В високосные годы празднование Рождества переносится на 28 число месяца хойяк/тахсас для сохранения интервала в 275 дней между Благовещением и Рождеством[20][21][22][23]. В этом случае праздник в XX—XXI веках также соответствует 7 января по новому стилю (в високосном году).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: